Напоминание

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога.


Автор: Черноусова Елена Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ДС №427
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья, из опыта работы
Тема: Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога.
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-

психолога.

Черноусова Е.А. педагог-психолог высшей категории МАДОУ ДС№427

город Челябинск

Как правило, в детских садах или дошкольных центрах развития работают

специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется

«педагог-психолог».

Обычно

это

выпускники

педагогических

университетов,

факультетов дошкольной педагогики по специальности «дошкольная психология». Их

основная задача - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде

всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее

развития. Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и

объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей

поведения.

Педагог-психолог,

как

специалист

обязан

не

«упустить»

малыша,

трудности

которого

находятся

«на

грани

нормы»,

чтобы

вместе

с

родителями

и

другими

коллегами

помочь

ему

справиться

с

ними

еще

до

школы.

Педагог-психолог - это в первую очередь педагог (в моем случае - дошкольный) с

углубленным

знанием

детской

психологии,

а

также

психологии

семьи,

межличностных отношений. В моей работе тесно переплетены особенности развития

ребенка, педагогические методы его воспитания, необходимость решать проблемы не

только малыша, но и его семьи. Одна из особенностей работы педагога-психолога -

тесное взаимодействие с ребенком (наблюдение за его игрой, повседневной жизнью,

совместные

игры,

беседы

с

родителями

об

особенностях

развития

начиная

с

беременности), т.е. для успешной помощи необходимо

знать

малыша

досконально.

Для того чтобы решать все эти задачи, грамотный педагог-психолог планирует

свою работу по

нескольким

направлениям.

Первое и основное направление для меня - это консультации. Они бывают двух видов:

те, которые планирую сама, и те, которые по «запросу родителей». Первые - провожу

в течение года по темам, которые, по моему мнению, актуальны для нашего детского

сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации,

которые

даю

воспитателям.

На

них

я,

педагог-психолог,

как

правило,

обращаю

внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в

поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

О

«плановых»

консультациях

родителей

оповещает

воспитатель.

И

очень

важно, чтобы мама, или папа, или хотя бы бабушка все-таки выкраивали время для

посещения

подобных

мероприятий.

Опыт

работы

показывает,

что

родитель,

пропустивший ту или иную консультацию, приходит сам к педагогу-психологу именно

с тем вопросом, который на консультации уже освещался. Например, в начале года

приглашаю

родителей

малышей

на

собрание,

посвященное

проблеме

адаптации

ребенка к детскому саду. Те взрослые, которые не нашли возможности прийти, через

некоторое время сами обращаются с проблемой ежедневных истерик крохи, в связи с

нежеланием идти в сад. Также на общих консультациях родители имеют возможность

увидеть, что те трудности, которые они испытывают в воспитании своего малыша,

свойственны многим другим семьям. Это очень важно для объективной оценки своего

ребенка. От многих мам приходится потом слышать: «А я-то думала, что мой один

такой...» Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких

малыша.

И

это

необязательно

вопросы,

связанные

с

развитием

крохи

или

его

поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны

обращаться к педагогу-психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так.

Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно

быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его

отношении к воспитателю и

посещению

сада.

Второе направление, не мало важное - это диагностика. В течение всего учебного

года

я,

педагог-психолог

совместно

с

заместителем

заведующей

по

учебно-

методической

работе

проводим

так

называемую

психолого-педагогическую

диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков

детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает

детский сад. На основании этих данных проводится анализ работы педагогического

коллектива. То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания,

которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты

показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками

самообслуживания в соответствии с возрастом, я, как специалист педагог-психолог

провожу

дополнительные

исследования

на

зрелость

основных

психических

процессов,

обеспечивающих

всю

вышеописанную

деятельность.

И

если

на

этом

уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, направляю родителей с

малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу.

Также

в

течение

года

я,

как

специалист

изучаю

отношения

в

детском

коллективе, выявляю лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогаю воспитателю

планировать работу по улучшению

взаимоотношений

между

детьми.

Помимо

плановой

диагностики,

о

которой

шла

речь,

в

ДОУ

проводятся

и

«ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи я, как педагог-

психолог с помощью специальных тестов могу выявить причину. Развелись родители -

то, как перенес или переносит это чадо, можно выявить при помощи специальных

методик. Отдельный вид диагностики, которую провожу - это комплексная оценка

готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны

вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он

будет не совсем готов к школе, то я, как педагог - психолог

подсказываю, на что

именно нужно будет обратить внимание. А если все было в норме, но в первом классе

у

него

вдруг

возникнут

проблемы,

то

на

основании

диагностической

карты

с

подписью педагога - психолога учитель должен найти к ребенку подход

и

решить

проблемы

маленького

ученика.

Чем еще занимается в ДОУ педагог-психолог? Еще я веду коррекционную

работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой

медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает,

что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы

наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью, я как педагог -

психолог планирую и провожу

с ребенком или подгруппой детей коррекционные

занятия. Предварительно обязательно ставлю в известность родителей. Потому что

успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии.

Также

любая

травмирующая

ситуация,

которая

повлекла

за

собой

изменения

в

поведении ребенка, например, он стал писаться после совместного просмотра с папой

фильма

«Мумия»,

тоже

требует

проведения

с

малышом

серии

коррекционных

занятий.

Так же проводятся развивающие занятия. Все это тоже в ведении педагога-психолога,

работающего в детском саду. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает

для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент.

Например,

в

этом

году

наиболее

актуальной

для

меня

представляется

тема

формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у

дошкольников. Исходя из выбранной темы, педагог-психолог планирует развивающие

занятия,

на

которых

будет

учить

малышей

общаться,

вместе

играть,

решать

конфликты, избегать ссор. «Отработав» это направление, педагог-психолог может

взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем. Так,

некоторые

педагоги-психологи,

совершенствуясь

в

каком-либо

направлении,

достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их

с в о и м

р о д и т е л я м

д л я

р е ш е н и я

о п р е д е л е н н ы х

п р о б л е м .

Хотелось

бы

поделиться

тем,

как

происходит

знакомство

малыша

и

педагога-

психолога. Обычно я, как педагог- психолог предлагаю родителям вновь прибывших

детей

заполнить

индивидуальную

карту

развития.

В

ней,

как

правило,

бывают

вопросы

о

семейном

положении,

особенностях

течения

беременности

и

родов,

родовых травмах, если таковые были, и о диагнозе, который поставили младенцу.

Очень многие родители лукавят, заполняя эту карту, скрывают данные по разным

причинам. И это печально, потому что любая родовая травма приводит к более или

менее серьезным изменениям в детском развитии. И чем раньше узнает о таких

проблемах педагог-психолог, тем больше шансов избежать трудностей, когда ребенок

пойдет в школу, тем больше возможностей малышу своевременно помочь . Многие

родители боятся занесения диагноза в детсадовскую карту. Напрасно. Если, например,

в карту невролог заносит диагноз «логоневроз» - боязнь речи на фоне заикания, то он

обязательно

снабдит

его

педагогическими

рекомендациями

воспитательнице,

соблюдая

которые

она

будет

помогать

ребенку

избавиться

от

проблемы

и,

соответственно, диагноза. Скрывая истинное положение вещей, родители усугубляют

проблемы

малыша.

Хотелось

бы

обратить

внимание

на

сочетание

слов:

педагог-психолог.

В

первую

очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач.

Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему

специалисту. Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую

очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Труд, как

правило, педагога-психолога не значительно, очевиден родителю, но малышу он,

поверьте, необходим.



В раздел образования