Автор: Сосунова Галина Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 128 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Какие игрушки необходимы детям"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Какие игрушки необходимы детям»
МБДОУ № 128 «Детский сад общеразвивающего вида»
Воспитатель: Сосунова Галина Фёдоровна
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они
позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и
познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные
куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой,
малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор
игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать
из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне
обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и
выбор взрослыми друзей и
любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться,
которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх
одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо
уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. Несомненно, у ребёнка должен быть
определённый
набор
игрушек,
способствующих
развитию
его
чувственного
восприятия,
мышления,
кругозора,
позволяющих
ему
проигрывать
реальные
и
сказочные
ситуации,
подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья
зверюшек), кукольный домик, мебель,
посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы,
стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты,
железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки,
кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные
картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки
ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не
собирать!
Для двухлетних детей очень хороши игрушки в виде большого разноцветного мяча,
который не закатывается под мебель, 7-ми, 8-ми составные пирамидки, мягкие, пушистые
игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая
пластмассовая
машина
или
коробка
уже
с
этого
возраста
будет
приучать
ребенка
к
аккуратности, самостоятельности, т. к. в них должны складываться после игры кубики, мячи,
резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у ребенка будет свое игровое
место в квартире, а у игрушек свой домик.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой
игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со
взрослым, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных
кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигурка – игрушка. На этом
возрастном
этапе
ребенок
начинает
активно
включаться
в
мир
реальных
жизненных
ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются
с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты
для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу
и
маму»,
«в
магазин»,
«в
доктора»,
«
детский
сад»
и
т.
д.
Игрушки
в
этом
возрасте
увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.) Правильной будет
покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора
Айболита,
мебели
и
других
предметов,
отображающих
различные
стороны
реальности.
Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в
развитии
эмоций
и
социальной
адаптации.
Основное
требование
–
«бытовые
игрушки»
должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.
К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка.
Усложняется
содержание
игры,
многие
игрушки
становятся
ненужными,
т.
к.
детская
фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может
стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге –
коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку
принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные
своими руками.
К
пяти
годам
крупные
игрушки
постепенно
перестают
занимать
ребенка
и
перемещаются
из
игровой
зоны
на
кресла,
кровати,
шкафы.
А
вот
наборы
зверушек,
солдатиков, кукольных семей завоевывает интерес и эмоции ребенка. Появляется большая
возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей
развивается
фантазия
и
воображение,
мышление
перестает
быть
конкретным,
а
эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки –
он
будет
рад
необычному
конструктору,
моделям
кораблей
и
самолетов,
красивым
фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу – трансформеру, набору
для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками,
особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать
игрушки
–
подарки
(кухонные
прихватки,
салфетки,
украшения).
Радость
и
гордость
вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любым людям.
Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому- то подарить,
должно
приветствоваться
родителями,
если
они
хотят
развить
в
ребенке
трудолюбие,
усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят второй
план,
а
наибольший
интерес
у
детей
вызывают
прилавки
с
канцелярскими
принадлежностями,
строительными
материалами,
нитками
и
пуговицами.
Ребенок
сам
г о т о в и т
с е б я
к
с м е н е
в и д а
д е я т е л ь н о с т и
и
ш к о л ь н о м у
о б у ч е н и ю .
В
дальнейшем
ребенок
сам
сделает
«инвентаризацию»
своих
игрушек.
Никогда
не
заставляйте ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для
него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это
его
детские
воспоминания,
это
его
друзья.
Намного
психологически
экологичнее
отремонтировать
их
и
отдать
другим
детям,
подарить
детскому
саду,
детским
домам.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинают нравиться
подвижные игры со сверстниками с помощью мяча, скакалок, черепков, ножичков и т.п. В
играх
ребенок
учится
выигрывать
и
проигрывать,
подчиняться
правилам,
признавать
выигрыш другого ребенка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы
заметили, что ребенок долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто
не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время, ее появление вызовет новый
эмоциональный или познавательный интерес.
И
еще
один
совет.
Не
водите
ребенка
слишком
часто
в
игрушечный
магазин
с
множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий малышей
видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда
ребенок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны! Только, когда вы
сами готовы подарить ребенку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник!
Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь,
взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите
своим детям радость не только в Дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего
настроения!