Напоминание

"Разные люди, равные воможности"


Автор: Маслова Любовь Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Зверевский центр помощи детям
Населённый пункт: город Зверево Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разные люди, равные воможности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области

центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

Зверевский центр помощи детям

«Разные люди, равные возможности»

Цель:

способствовать

формированию

толерантного

отношения

общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

– рассказать о жизни и возможностях детей с ОВЗ;

– дать представление о том, какие бывают люди с ОВЗ, как они живут, с

какими трудностями и проблемами сталкиваются в обществе;

– дать представление о понятии «инклюзивное образование».

План мероприятия.

1. Мини – лекция «Формирование толерантного отношения к детям с

ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

2. Краткое слово психолога о проблемах детей с ОВЗ.

3. Демонстрация (показ) и обсуждение видеофильма «Урок доброты».

4. Дискуссия на тему: «Кто за и против инклюзивного образования».

Оформление: плакаты с цитатами великих людей об инвалидах: «Если я

чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив,

одаряю» (Антуан де Сент-Экзюпери),

«Инвалидность – это отсутствие духа, а не части тела» (из философской

сказки), «Только великая боль приводит дух к последней свободе: только она

позволяет нам достигнуть последних глубин нашего существа, — и тот, для

кого она была почти смертельна, с гордостью может сказать о себе: Я знаю о

жизни больше…» (Фридрих Ницше),

«Невозможно – это всего лишь громкое слово, за которым прячутся

маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы

его изменить. Невозможно – это не факт. Это только мнение. Невозможно –

это

не

приговор.

Это

вызов.

Невозможно

это

шанс

проверить

себя.

Невозможно – это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!»;

Портреты

людей

состоявшихся

как

личности,

несмотря

на

все

невзгоды: Д. Гурцкая, О. Смолин, Д. Плужников, М. Терентьев, Э. Асадов, А.

Суворов, победители Параолимпийских игр.

Возрастная категория: старшие классы.

Ход мероприятия

1.

Мини

лекция

«Формирование

толерантного

отношения

к

детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Долгий

путь

развития

человеческой

цивилизации

характеризуется

противоречивым отношением к детям с ограниченными возможностями. По

другому можно сказать, что это был путь духовной эволюции общества, на

котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и

примеры

заботы,

милосердия.

Только

одного

не

встречалось

в

былых

отношениях – сотрудничества на равных условиях.

С сожалением приходится констатировать динамику увеличения людей

с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено ухудшением

экологической

обстановки,

высоким

уровнем

заболеваемости

родителей

(особенно

матерей),

рядом

нерешенных

социально-экономических,

психолого-педагогических

и

медицинских

проблем. В настоящее время в

России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями

здоровья,

что

актуализирует

необходимость

осмысления

их

положения

в

обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

В

числе

основных

международных

документов,

защищающих

и

гарантирующих

права

этой

категории

детей,

можно

назвать

следующие:

«Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов»,

«Декларация

о

правах

умственно

отсталых

лиц»,

«Конвенция

о

правах

ребенка»,

«Стандартные

правила

обеспечения

равных

возможностей

для

инвалидов».

Главная проблема ребенка с инвалидностью заключается в ограничении

его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в

ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а

иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного

отношения

к

детям

с

ограниченными

возможностями

со

стороны

сверстников,

наличия

физических

и

психических

барьеров,

мешающих

повышению качества образования детей с ограниченными возможностями.

Проблемы

усугубляет

тот

факт,

что

педагоги

иногда

сами

интолерантно

относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными»,

«отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего

общества

по

отношению

к

детям

с

особыми

потребностями

является

формирование у каждого человека толерантности, т.е. способности понять

и

принять

человека

таким,

какой

он

есть,

видя

в

нем

носителя

иных

ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у

сверстников

толерантное

и

уважительное

отношение

к

детям

с

ограниченными возможностями здоровья.

Основными

задачами

инклюзивного

во спитания

детей

с

ограниченными возможностями здоровья являются:

укрепление

здоровья

детей

и

предупреждение

возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;

обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого

комплекса коррекционно-образовательных услуг;

осуществление

своевременной

социальной

адаптации

и

интеграции ребенка в общество;

своевременное

исправление,

компенсация

нарушений

психофизического развития;

формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное

развитие

у

детей

когнитивных,

речевых,

моторных,

социальных

способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и

повысить социальную компетентность.

Ведь помочь наполнить черно-белый мир ребенка с инвалидностью

яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Видео «Инклюзивное образование – Что это такое»

Принципы инклюзивного образования:

каждый человек нуждается в поддержке;

каждый человек имеет право быть услышанным;

каждый человек имеет право на счастье.

Проблемы инклюзивного образования в России:

инклюзия, пока, не полностью встраивается в процесс изменения всего

образования.

2. Краткое слово психолога о проблемах детей с ОВЗ.

Проблемы детей с ОВЗ:

1. Ограниченные представления об окружающем мире;

2. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются

повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на

тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении;

3.

Для

большинства

таких

детей

характерна

повышенная

утомляемость.

Они

быстро

становятся

вялыми

или

раздражительными,

плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро

утрачивают

интерес,

отказываются

от

выполнения

задания.

У

некоторых

детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время

урока

через

каждые

10-15

минут

делать

перерыв,

интересоваться

самочувствием ребенка);

4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство,

склонность

к

вспышкам

раздражительности,

упрямству.

При

общении

с

таким

ребенком

следует

разговаривать

спокойным

тоном,

проявлять

доброжелательность и терпение.

Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с

ОВЗ:

- принимать ребенка таким, какой он есть;

- как можно чаще общаться с ребенком;

- избегать переутомления;

- использовать упражнения на релаксацию;

- не сравнивать ребенка с окружающими;

- поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

- способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он

должен знать за что;

- обращаться к ребенку по имени;

- не предъявлять ребенку повышенных требований;

- стараться делать замечания как можно реже;

- оставаться спокойным в любой ситуации.

Вы должны понимать, что человек с ОВЗ – такой же человек, как все,

различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать

усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и

возможности

в

реализации

своих

потребностей,

дать

представление

о

понятии «инклюзивное образование».

3. Показ видеофильма «Урок доброты».

Обсуждение сюжетов. Вопросы к обсуждению:

«Какие чувства испытывали Вы при просмотре?»

«А Вы знаете истории людей, победивших судьбу?»

«Как сделать доступной среду для таких детей и людей в целом?

В вашем доме проживают люди с ОВЗ?

Ваши дома приспособлены для того, чтобы люди с ОВЗ не чувствовали

себя ущемленными?

4.

Дискуссия

на

тему:

«Кто

за

и

против

инклюзивного

образования».

5. Заключительный этап.

Беседа «Что мы можем изменить в нашей жизни?» (В нашем классе? В

своем доме? В своем городе?)

Просмотр видео «Не молчи».



В раздел образования