Напоминание

"Повышение эффективности коррекционно-педагогического процесса на уроках биологии в коррекционной школе"


Автор: Кислицына Лидия Павловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: КОГОБУШИ ОАЗ пг тКикнур
Населённый пункт: пгт Кикнур Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение эффективности коррекционно-педагогического процесса на уроках биологии в коррекционной школе"
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Повышение

эффективности

коррекционно-педагогического

процесса на уроках биологии в коррекционной школе 8 вида через

использование активных форм обучения».

Кислицына Л.П.-учитель биологии

Квалификационна категория- первая

«Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший

чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку

ощутить радость труда, ... наполнить его сердце гордостью и чувством собственного

достоинства — первостепенная задача педагогики.»

В. А. Сухомлинский

Один

из

приоритетов

сегодняшней

государственной

образовательной

политики

повышение качества образования. Перед педагогами образовательного учреждения стоит

задача поиска путей совершенствования процесса обучения. В последнее время активно

занимаюсь вопросами поиска новых технологий, методов, приёмов, средств обучения и

воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система моей работы

основана

на принципах коррекционной направленности

обучения,

сознательности

и

активности

в

обучении,

связи

обучения

с

жизнью

и

направлена

на

повышение

эффективности

коррекционно-педагогического

процесса,

создание

условий

для

развития

познавательной

активности,

повышения

учебной

мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Исходя из этого, в основе

преподавания

предмета

лежит

личностно

ориентированное

обучение,

обучение

в

сотрудничестве,

уровневая

дифференциация,

коллективные

способы

обучения

и

проектные

методики с

и с п о л ь з о в а н и е м информационно-коммуникационных

технологий,

т.е.

активные

формы

обучения.Данные

формы

обучения

являются

актуальными и перспективными для современной специальной (коррекционной) школы.

Это

связано

с

необходимостью

разрешения

целого

ряда противоречий,

в

частности

следующих:

-

между

программными

требованиями

и

разным

уровнем

реальных

учебных

возможностей школьников;

- между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со

стороны общества;

- между уровнем развития речи учащихся и высокими требованиями к речевому

общению, предъявляемыми социумом;

- между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных

возможностей,

слабо

развитой

рефлексией

и

объективными

трудностями

таких

«проблемных» детей.

При

обучении

учащихся

с

интеллектуальной

недостаточностью,

присутствуют

определённые

проблемы. Во-первых,

это

наличие

у

учащихся

отрицательной

или

нейтральной

учебной

мотивации. Во-вторых,

при

обучении

школьников

необходимо

обращать

внимание

на

социальное

и

психическое

развитие,

приспособиться

к

особенностям личности каждого ребёнка.

Задачи педагогической деятельности:

создать

коррекционно-развивающую

образовательную

среду,

способствующую

активизации процесса обучения и развитию мотивационной сферы учащихся;

корректировать нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся;

создать

эффективную

внеурочную

систему

работы

по

предмету

с

учащимися

школы, для развития потенциальных возможностей учащихся;

повышать

собственный

научный

уровень

в

области

обучения

школьников

с

интеллектуальной недостаточностью.

Условия достижения результатов:

конструирование

уроков

на

основе

современных

образовательных

технологий

обучения;

активизация познавательной деятельности учащихся на основе учёта их реальных

возможностей;

краеведческий подход в преподавании предмета;

психологическая комфортность в обучении.

Ожидаемые результаты реализации педагогической деятельности:

позитивная динамика коррекционно-развивающей работы;

выработка положительной учебной мотивации;

формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к изучаемому

материалу.

Эффективность

коррекционно-педагогического

процесса

обеспечивается

применением

в

обучении

школьников

с

интеллектуальной

недостаточностью

современных образовательных технологий.

Практика показывает, что психологическая комфортность в обучении способствует

выработке

у

учащихся положительной

учебной

мотивации,

снижению

уровня

агрессивности школьников.

Работа в данном направлении проводится совместно со всеми субъектами

образовательного

процесса:

психологом,

классными

руководителями,

учителями-

предметниками, медицинскими работниками школы. Изучается полная информация об

учащихся класса. Это в первую очередь диагноз, характер поведения, уровень физического

и

умственного

развития

и

т.д.

В

течение

учебного

года

провожу

анкетирование,

наблюдение,

беседы

с

целью

установления

приоритетных

характеристик

психоэмоционального состояния, степени психологической комфортности школьников на

занятиях. Например: анализ анкет показал, что больше половины опрошенных детей

чувствуют себя комфортно, когда на уроке получают положительную отметку «5». 30%

опрошенных учащихся, чувствуют себя комфортно, когда учитель их не спрашивает. 80%

учащихся не нравится, когда учитель повышает голос при общении с ними, или мешает

сосед по парте, или испытывают дискомфорт при шуме в классе.

Психологическая комфортность на уроках достигается следующими приёмами и

методами:

1.Оценка

психологического

состояния

класса

в

целом

и

нервно-психического

состояния некоторых учащихся вначале урока (конфликтная ситуация, проблема здоровья

и т. д.).

2.Психологический настрой учащихся в начале урока.

Использование карточек выражающих соответствующее эмоциональное состояние

(радость, грусть).Например: «Улыбнитесь, посмотрите, друг на друга, подарите улыбки и

хорошее настроение своим товарищам. Пусть такое настроение сохранится у вас в течение

всего

урока».

Установка

учащихся

на

оптимистическую

перспективу,

на

конкретный

результат вначале урока. Например: (при сниженной работоспособности) «Сегодня у нас

несложный урок, вы все справитесь с заданием и получите пятёрки!». Или, например: (при

повышенной

работоспособности)

«Сегодня

сложный

урок,

вам

необходимо

быть

внимательными на уроке, и правильно выполнять все задания» и т. п.

3.Психологический климат на уроке. Организация работы на уроке таким образом,

чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции.

4 . Создание ситуации успеха. Атмосфера доброжелательности. Поддержка и помощь со

стороны учителя (не бойся, я с тобой; ты сможешь; у тебя всё получится). Персональная

исключительность (только вы можете справиться с этим заданием).

Авансирование (для закрепления ситуации успеха в определённых случаях -

преднамеренное завышение оценивания результата работы). Мотивация (это необходимо

для определённой цели). Скрытая инструкция (не забудь, обрати внимание, хорошо было

бы это сделать, таким образом, и т.д.).

5 . Предупреждение

психоэмоциональных

перегрузок.

Использование

на

уроках

эмоциональной

разрядки

(поговорка,

весёлая

история,

юмористическая

картинка,

музыкальная минутка и т.д.). Психокоррекционные паузы (выполнение определённых

заданий с применением цветных кубиков).

Необходимо

отметить,

что

на

уроке

важен

не

только

психологический,

но

и

интеллектуальный

комфорт:

смена

видов

деятельности,

темп

урока,

поощрение

учащихся, разноуровневые задания, аргументированная оценка.

Успешность в обучении напрямую связана со здоровьем ребёнка, соответственно на

уроке необходим и

физический комфорт: упражнения для глаз, динамические

паузы, релаксация, дыхательная гимнастика.

В процессе обучения школьников на уроках систематически использую

оздоровительные

и

психокоррекционные

паузы. Познавательные процессы у детей с

интеллектуальной

недостаточностью

имеют

ряд

особенностей: ярко

выраженное

нарушение

мышления,

низкая

концентрация

внимания,

сложности

с

переключением

внимания,

преобладание

у

большинства

учащихся

кратковременной

памяти.

Всё

это

предполагает использование на уроках тематических динамических пауз.Применение

данных

пауз

на

уроках

расширяет

их

непосредственную

функцию

от

задач

здоровьесбережения до задач обучения. Использование тематических динамических пауз в

процессе обучения, как показывает практика, не даёт учащимся «выходить из темы» урока

и повышает качество обучения. Тематические динамические паузы на уроках биологии в 5

классе:

Пример 1.

Тема урока: Разнообразие поверхности (равнины, горы, овраги, холмы). Динамическая

пауза: ровные руки перед собой на уровне груди – равнина, слегка приподнятые – холм,

опущенные – овраг, пальцы рук касаются друг друга, высоко поднятые перед собой – гора.

Постучать подушечками пальцев рук друг о друга – вершина горы, развести локти в

стороны – подножье горы.

Пример 2.

Тема урока: Растения леса (кустарники, травы, грибы). Динамическая пауза: показать с

помощью рук «этажи леса». Присесть, руки опустить вниз – грибы. Подняться чуть выше,

поднять руки выше – травы. Встать в полный рост, руки на уровне груди – кустарники.

Поднять руки вверх – деревья.

В

некоторых

случаях

школьники

с

интеллектуальной

недостаточностью

отказываются выполнять динамические паузы, в данной ситуации паузу можно заменить

на так называемую «ленивую» динамическую паузу. Учащиеся выполняют её сидя за

партой, такая пауза вызывает интерес у школьников и, по своему, решает динамическую

проблему урока.

Организуя

процесс

обучения

в

соответствии

с

принципом психологической

комфортности, не всегда сразу удаётся получить положительный результат. Но в своей

деятельности

я

стремлюсь

к

тому,

чтобы

в

ежедневной

работе

с

учащимися

присутствовали

поддержка

и

помощь,

справедливое

оценивание,

на

уроке

царила

доброжелательная атмосфера, т.е. всё то, что необходимо для комфортного обучения

каждого школьника с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя результаты

коррекционно-развивающей работы с учащимися данной категории, можно сделать вывод,

что для обеспечения комфортных психоэмоциональных условий обучения, необходима не

эпизодическая,

а

системная

коррекционная

работа

в

правильно

организованной

образовательной среде.

Учащиеся 5-х, 6-х классов работают на уроках с увлечением и интересом при

использовании в обучении элементов театрализации и игровых технологий.

Театральные

задания,

упражнения,

ритмические

динамические

паузы

и

т.п.

активизируют

познавательную

деятельность,

помогают

учащимся

снять

излишнее

эмоциональное напряжение, вызывают общий положительный психологический настрой,

развивают речевую интонационную выразительность, учат сочетать речь с движением,

развивают коммуникативные навыки (см. приложение 3).

Применение элементов театрализованной деятельности на уроках биологии:

Пример 1.

Применение элементов театрального костюма. Корона осени из листьев.Данный

приём используется на уроке, как закрепление изученного материала активизирует у

учащихся

правильные

ответы.

Например,

назвать

признаки

осени,

вспомнить

стихотворения об осени и т.д.

Пример 2.

Использование тематических динамических

театральных

пауз.

Предложить

учащимся показать, как бы они выглядели, если бы на время превратились в овощи или в

какого-либо животного (в зависимости от темы урока).

Пример 3.

Проведение

ритмическихфизминуток. Воспроизвести

шум

леса:

первая

группа

детей - треск веток, вторая группа - стук дятла, третья группа - шум листвы.

Пример 4.

Урок-превращение (учёные-исследователи, защитники природы и т.д.) Например:

«Ребята, я горжусь вами! Вы самостоятельно, как настоящие учёные-исследователи,

определили все свойства почвы». «Сегодня на уроке вы попробуете стать защитниками

природы, наша задача…». Итог данного урока: создание мини-книги, природоохранного

буклета, знака и т.д. При работе с учебным материалом выразительное чтение текста,

чтение по ролям. Чтение учебного текста разным по звучанию голосом: тише-громче. Чем

более эмоционально насыщенным является материал, тем легче учащимся использовать

средства выразительности при его воспроизведении (стихотворения о временах года).

Театрализованная деятельность учащихся, безусловно, не появится сама собой.

В

этом

огромную

роль

играет

педагог,

умело

направляющий

данный

процесс

и

создающий атмосферу творчества в классе. Анализируя работу в данном направлении

можно

сделать

вывод,

что

театрализованная

деятельность

является эффективным

средством

коррекции

и

развития

эмоциональной

сферы

учащихся

с

нарушением

интеллекта.

Применяю на уроках

специальные коррекционные упражнения и задания,

повышающие учебную мотивацию и являющиеся эффективным средством коррекции

мышления (анализ-синтез). Например: тематические сказки с пропущенными словами (для

учащихся 5 класса). Пример. «Сказка о маленьком каменном угольке». Жил был очень

глубоко под землёй маленький каменный уголёк. И вот однажды он услышал сильный

шум, это рабочие строили…(шахту). Он очень испугался и … (далее продолжение сказки).

Итог сказки: уголёк попал в печку и, сгорев, согрел всех своим теплом. Вывод: горючие

полезные ископаемые хорошо горят и выделяют много тепла.

В

процессе

обучения,

во внеурочной деятельности,

успешно

применяю метод

проектов. Учащиеся

принимают

участие

в

реализации

экологических,

социальных

проектов.

Применение

данного

метода

повышает

учебную

м от и ва ц и ю ,

познавательныйинтерес к предмету. Учащимся предоставляется возможность применения

полученных знаний и умений на практике в различных условиях. В ходе реализации

проекта

важным

является

не

только

его

практическая

значимость,

но

и

развитие

у

учащихся эмоциональной восприимчивости к миру природы, осознание себя как носителя

экологической культуры.

Например: социально-экологический

проект

«

Наш

дом-Земля».

Результат

реализации данного проекта: развитие экологической компетенции учащихся в области

охраны

природы

родного

края. Проект «Озеленение и благоустройство территории

школы»,

позволил

учащимся

получить

практические

навыки

создания

цветников

с

использованием

современных

элементов

ландшафтного

дизайна.

Различные

учебные

проекты.

Изобразительная деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью

характеризуется

значительным

своеобразием.

Поскольку

формирование

и

развитие

графических и изобразительных умений и навыков происходят у них на дефектнойоснове,

то особенности умственного и физического развития, а также эмоционально-волевой

сферы отчётливо проявляются в процессе рисования.

Как правило, многие дети с интеллектуальной недостаточностью не уверены в

своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, часто нуждаются в помощи

учителя. Поэтому при выполнении рисунка помогаю ребёнку начать рисовать или просто

нахожусь рядом для успешного выполнения работы. Перед началом работы необходимо

определиться

с

расположением

объекта

на

альбомном

листе

т.к.

учащиеся

часто

неправильно располагают рисунок на бумаге.

Включаю в учебную программу уроки, на которых обычная акварельная бумага

заменяется нетрадиционным художественным материалом. Например: камень (речная

галька), деревянные берёзовые спилы и др. Хотелось бы отметить основные критерии

эффективности использования художественного материала – камня. Это доступный

природный материал, при выполнении рисунка используются недорогие акварельные

краски. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет значение закончить

работу над рисунком в течении урока. Небольшая площадь поверхности камня

(деревянного спила) даёт им возможность получить результат своей деятельности за

короткий промежуток времени.

Применение

в

изобразительной

деятельности

учащихся нетрадиционных

художественных

материалов

способствует

расширению

художественного

опыта

школьников

и

является

одним

из

эффективных

путей

повышения

выразительности

художественного

образа

в

их

работах.

Нетрадиционные

художественные

материалы

вызывают

у

учащихся

эмоционально-положительное

отношение

к

самому

процессу

рисования, развивают воображение, способствуют улучшению рисунков по содержанию и

качеству исполнения.

Важным

условием

развития

навыков

изобразительной

деятельности

является

формирование

мотивационного

компонента,

который

обеспечивается

посредством

участия

школьников

в

эстетической

организации

жизненного

пространства

школы.

Лучшие работы моих учеников используются в дизайне интерьера класса, в оформлении

помещений к празднику, в организации выставок и т.д. Учащиеся активно участвуют в

школьных конкурсах рисунков, а также в районных и в республиканских конкурсах

творческих работ, где занимают призовые места.

Анализируя результаты своей педагогической деятельности, можно сделать вывод о

том, что предложенная система работы даёт серьёзные результаты:

позитивная динамика коррекционно-развивающей работы (более чем у 90%

учащихся);

положительная

динамика

формирования

у

школьников

навыков

социализации (более чем у 95 % учащихся);

повышение учебной мотивации, познавательного интереса к предмету;

результативное участие школьников в конкурсах, творческих мероприятиях

различного уровня.



В раздел образования