Автор: Кислицына Лидия Павловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: КОГОБУШИ ОАЗ пг тКикнур
Населённый пункт: пгт Кикнур Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение эффективности коррекционно-педагогического процесса на уроках биологии в коррекционной школе"
Раздел: среднее профессиональное
«Повышение
эффективности
коррекционно-педагогического
процесса на уроках биологии в коррекционной школе 8 вида через
использование активных форм обучения».
Кислицына Л.П.-учитель биологии
Квалификационна категория- первая
«Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший
чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку
ощутить радость труда, ... наполнить его сердце гордостью и чувством собственного
достоинства — первостепенная задача педагогики.»
В. А. Сухомлинский
Один
из
приоритетов
сегодняшней
государственной
образовательной
политики
–
повышение качества образования. Перед педагогами образовательного учреждения стоит
задача поиска путей совершенствования процесса обучения. В последнее время активно
занимаюсь вопросами поиска новых технологий, методов, приёмов, средств обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система моей работы
основана
на принципах коррекционной направленности
обучения,
сознательности
и
активности
в
обучении,
связи
обучения
с
жизнью
и
направлена
на
повышение
эффективности
коррекционно-педагогического
процесса,
создание
условий
для
развития
познавательной
активности,
повышения
учебной
мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Исходя из этого, в основе
преподавания
предмета
лежит
личностно
ориентированное
обучение,
обучение
в
сотрудничестве,
уровневая
дифференциация,
коллективные
способы
обучения
и
проектные
методики с
и с п о л ь з о в а н и е м информационно-коммуникационных
технологий,
т.е.
активные
формы
обучения.Данные
формы
обучения
являются
актуальными и перспективными для современной специальной (коррекционной) школы.
Это
связано
с
необходимостью
разрешения
целого
ряда противоречий,
в
частности
следующих:
-
между
программными
требованиями
и
разным
уровнем
реальных
учебных
возможностей школьников;
- между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со
стороны общества;
- между уровнем развития речи учащихся и высокими требованиями к речевому
общению, предъявляемыми социумом;
- между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных
возможностей,
слабо
развитой
рефлексией
и
объективными
трудностями
таких
«проблемных» детей.
При
обучении
учащихся
с
интеллектуальной
недостаточностью,
присутствуют
определённые
проблемы. Во-первых,
это
наличие
у
учащихся
отрицательной
или
нейтральной
учебной
мотивации. Во-вторых,
при
обучении
школьников
необходимо
обращать
внимание
на
социальное
и
психическое
развитие,
приспособиться
к
особенностям личности каждого ребёнка.
Задачи педагогической деятельности:
создать
коррекционно-развивающую
образовательную
среду,
способствующую
активизации процесса обучения и развитию мотивационной сферы учащихся;
корректировать нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся;
создать
эффективную
внеурочную
систему
работы
по
предмету
с
учащимися
школы, для развития потенциальных возможностей учащихся;
повышать
собственный
научный
уровень
в
области
обучения
школьников
с
интеллектуальной недостаточностью.
Условия достижения результатов:
конструирование
уроков
на
основе
современных
образовательных
технологий
обучения;
активизация познавательной деятельности учащихся на основе учёта их реальных
возможностей;
краеведческий подход в преподавании предмета;
психологическая комфортность в обучении.
Ожидаемые результаты реализации педагогической деятельности:
позитивная динамика коррекционно-развивающей работы;
выработка положительной учебной мотивации;
формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к изучаемому
материалу.
Эффективность
коррекционно-педагогического
процесса
обеспечивается
применением
в
обучении
школьников
с
интеллектуальной
недостаточностью
современных образовательных технологий.
Практика показывает, что психологическая комфортность в обучении способствует
выработке
у
учащихся положительной
учебной
мотивации,
снижению
уровня
агрессивности школьников.
Работа в данном направлении проводится совместно со всеми субъектами
образовательного
процесса:
психологом,
классными
руководителями,
учителями-
предметниками, медицинскими работниками школы. Изучается полная информация об
учащихся класса. Это в первую очередь диагноз, характер поведения, уровень физического
и
умственного
развития
и
т.д.
В
течение
учебного
года
провожу
анкетирование,
наблюдение,
беседы
с
целью
установления
приоритетных
характеристик
психоэмоционального состояния, степени психологической комфортности школьников на
занятиях. Например: анализ анкет показал, что больше половины опрошенных детей
чувствуют себя комфортно, когда на уроке получают положительную отметку «5». 30%
опрошенных учащихся, чувствуют себя комфортно, когда учитель их не спрашивает. 80%
учащихся не нравится, когда учитель повышает голос при общении с ними, или мешает
сосед по парте, или испытывают дискомфорт при шуме в классе.
Психологическая комфортность на уроках достигается следующими приёмами и
методами:
1.Оценка
психологического
состояния
класса
в
целом
и
нервно-психического
состояния некоторых учащихся вначале урока (конфликтная ситуация, проблема здоровья
и т. д.).
2.Психологический настрой учащихся в начале урока.
Использование карточек выражающих соответствующее эмоциональное состояние
(радость, грусть).Например: «Улыбнитесь, посмотрите, друг на друга, подарите улыбки и
хорошее настроение своим товарищам. Пусть такое настроение сохранится у вас в течение
всего
урока».
Установка
учащихся
на
оптимистическую
перспективу,
на
конкретный
результат вначале урока. Например: (при сниженной работоспособности) «Сегодня у нас
несложный урок, вы все справитесь с заданием и получите пятёрки!». Или, например: (при
повышенной
работоспособности)
«Сегодня
сложный
урок,
вам
необходимо
быть
внимательными на уроке, и правильно выполнять все задания» и т. п.
3.Психологический климат на уроке. Организация работы на уроке таким образом,
чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции.
4 . Создание ситуации успеха. Атмосфера доброжелательности. Поддержка и помощь со
стороны учителя (не бойся, я с тобой; ты сможешь; у тебя всё получится). Персональная
исключительность (только вы можете справиться с этим заданием).
Авансирование (для закрепления ситуации успеха в определённых случаях -
преднамеренное завышение оценивания результата работы). Мотивация (это необходимо
для определённой цели). Скрытая инструкция (не забудь, обрати внимание, хорошо было
бы это сделать, таким образом, и т.д.).
5 . Предупреждение
психоэмоциональных
перегрузок.
Использование
на
уроках
эмоциональной
разрядки
(поговорка,
весёлая
история,
юмористическая
картинка,
музыкальная минутка и т.д.). Психокоррекционные паузы (выполнение определённых
заданий с применением цветных кубиков).
Необходимо
отметить,
что
на
уроке
важен
не
только
психологический,
но
и
интеллектуальный
комфорт:
смена
видов
деятельности,
темп
урока,
поощрение
учащихся, разноуровневые задания, аргументированная оценка.
Успешность в обучении напрямую связана со здоровьем ребёнка, соответственно на
уроке необходим и
физический комфорт: упражнения для глаз, динамические
паузы, релаксация, дыхательная гимнастика.
В процессе обучения школьников на уроках систематически использую
оздоровительные
и
психокоррекционные
паузы. Познавательные процессы у детей с
интеллектуальной
недостаточностью
имеют
ряд
особенностей: ярко
выраженное
нарушение
мышления,
низкая
концентрация
внимания,
сложности
с
переключением
внимания,
преобладание
у
большинства
учащихся
кратковременной
памяти.
Всё
это
предполагает использование на уроках тематических динамических пауз.Применение
данных
пауз
на
уроках
расширяет
их
непосредственную
функцию
–
от
задач
здоровьесбережения до задач обучения. Использование тематических динамических пауз в
процессе обучения, как показывает практика, не даёт учащимся «выходить из темы» урока
и повышает качество обучения. Тематические динамические паузы на уроках биологии в 5
классе:
Пример 1.
Тема урока: Разнообразие поверхности (равнины, горы, овраги, холмы). Динамическая
пауза: ровные руки перед собой на уровне груди – равнина, слегка приподнятые – холм,
опущенные – овраг, пальцы рук касаются друг друга, высоко поднятые перед собой – гора.
Постучать подушечками пальцев рук друг о друга – вершина горы, развести локти в
стороны – подножье горы.
Пример 2.
Тема урока: Растения леса (кустарники, травы, грибы). Динамическая пауза: показать с
помощью рук «этажи леса». Присесть, руки опустить вниз – грибы. Подняться чуть выше,
поднять руки выше – травы. Встать в полный рост, руки на уровне груди – кустарники.
Поднять руки вверх – деревья.
В
некоторых
случаях
школьники
с
интеллектуальной
недостаточностью
отказываются выполнять динамические паузы, в данной ситуации паузу можно заменить
на так называемую «ленивую» динамическую паузу. Учащиеся выполняют её сидя за
партой, такая пауза вызывает интерес у школьников и, по своему, решает динамическую
проблему урока.
Организуя
процесс
обучения
в
соответствии
с
принципом психологической
комфортности, не всегда сразу удаётся получить положительный результат. Но в своей
деятельности
я
стремлюсь
к
тому,
чтобы
в
ежедневной
работе
с
учащимися
присутствовали
поддержка
и
помощь,
справедливое
оценивание,
на
уроке
царила
доброжелательная атмосфера, т.е. всё то, что необходимо для комфортного обучения
каждого школьника с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя результаты
коррекционно-развивающей работы с учащимися данной категории, можно сделать вывод,
что для обеспечения комфортных психоэмоциональных условий обучения, необходима не
эпизодическая,
а
системная
коррекционная
работа
в
правильно
организованной
образовательной среде.
Учащиеся 5-х, 6-х классов работают на уроках с увлечением и интересом при
использовании в обучении элементов театрализации и игровых технологий.
Театральные
задания,
упражнения,
ритмические
динамические
паузы
и
т.п.
активизируют
познавательную
деятельность,
помогают
учащимся
снять
излишнее
эмоциональное напряжение, вызывают общий положительный психологический настрой,
развивают речевую интонационную выразительность, учат сочетать речь с движением,
развивают коммуникативные навыки (см. приложение 3).
Применение элементов театрализованной деятельности на уроках биологии:
Пример 1.
Применение элементов театрального костюма. Корона осени из листьев.Данный
приём используется на уроке, как закрепление изученного материала активизирует у
учащихся
правильные
ответы.
Например,
назвать
признаки
осени,
вспомнить
стихотворения об осени и т.д.
Пример 2.
Использование тематических динамических
театральных
пауз.
Предложить
учащимся показать, как бы они выглядели, если бы на время превратились в овощи или в
какого-либо животного (в зависимости от темы урока).
Пример 3.
Проведение
ритмическихфизминуток. Воспроизвести
шум
леса:
первая
группа
детей - треск веток, вторая группа - стук дятла, третья группа - шум листвы.
Пример 4.
Урок-превращение (учёные-исследователи, защитники природы и т.д.) Например:
«Ребята, я горжусь вами! Вы самостоятельно, как настоящие учёные-исследователи,
определили все свойства почвы». «Сегодня на уроке вы попробуете стать защитниками
природы, наша задача…». Итог данного урока: создание мини-книги, природоохранного
буклета, знака и т.д. При работе с учебным материалом выразительное чтение текста,
чтение по ролям. Чтение учебного текста разным по звучанию голосом: тише-громче. Чем
более эмоционально насыщенным является материал, тем легче учащимся использовать
средства выразительности при его воспроизведении (стихотворения о временах года).
Театрализованная деятельность учащихся, безусловно, не появится сама собой.
В
этом
огромную
роль
играет
педагог,
умело
направляющий
данный
процесс
и
создающий атмосферу творчества в классе. Анализируя работу в данном направлении
можно
сделать
вывод,
что
театрализованная
деятельность
является эффективным
средством
коррекции
и
развития
эмоциональной
сферы
учащихся
с
нарушением
интеллекта.
Применяю на уроках
специальные коррекционные упражнения и задания,
повышающие учебную мотивацию и являющиеся эффективным средством коррекции
мышления (анализ-синтез). Например: тематические сказки с пропущенными словами (для
учащихся 5 класса). Пример. «Сказка о маленьком каменном угольке». Жил был очень
глубоко под землёй маленький каменный уголёк. И вот однажды он услышал сильный
шум, это рабочие строили…(шахту). Он очень испугался и … (далее продолжение сказки).
Итог сказки: уголёк попал в печку и, сгорев, согрел всех своим теплом. Вывод: горючие
полезные ископаемые хорошо горят и выделяют много тепла.
В
процессе
обучения,
во внеурочной деятельности,
успешно
применяю метод
проектов. Учащиеся
принимают
участие
в
реализации
экологических,
социальных
проектов.
Применение
данного
метода
повышает
учебную
м от и ва ц и ю ,
познавательныйинтерес к предмету. Учащимся предоставляется возможность применения
полученных знаний и умений на практике в различных условиях. В ходе реализации
проекта
важным
является
не
только
его
практическая
значимость,
но
и
развитие
у
учащихся эмоциональной восприимчивости к миру природы, осознание себя как носителя
экологической культуры.
Например: социально-экологический
проект
«
Наш
дом-Земля».
Результат
реализации данного проекта: развитие экологической компетенции учащихся в области
охраны
природы
родного
края. Проект «Озеленение и благоустройство территории
школы»,
позволил
учащимся
получить
практические
навыки
создания
цветников
с
использованием
современных
элементов
ландшафтного
дизайна.
Различные
учебные
проекты.
Изобразительная деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью
характеризуется
значительным
своеобразием.
Поскольку
формирование
и
развитие
графических и изобразительных умений и навыков происходят у них на дефектнойоснове,
то особенности умственного и физического развития, а также эмоционально-волевой
сферы отчётливо проявляются в процессе рисования.
Как правило, многие дети с интеллектуальной недостаточностью не уверены в
своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, часто нуждаются в помощи
учителя. Поэтому при выполнении рисунка помогаю ребёнку начать рисовать или просто
нахожусь рядом для успешного выполнения работы. Перед началом работы необходимо
определиться
с
расположением
объекта
на
альбомном
листе
т.к.
учащиеся
часто
неправильно располагают рисунок на бумаге.
Включаю в учебную программу уроки, на которых обычная акварельная бумага
заменяется нетрадиционным художественным материалом. Например: камень (речная
галька), деревянные берёзовые спилы и др. Хотелось бы отметить основные критерии
эффективности использования художественного материала – камня. Это доступный
природный материал, при выполнении рисунка используются недорогие акварельные
краски. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет значение закончить
работу над рисунком в течении урока. Небольшая площадь поверхности камня
(деревянного спила) даёт им возможность получить результат своей деятельности за
короткий промежуток времени.
Применение
в
изобразительной
деятельности
учащихся нетрадиционных
художественных
материалов
способствует
расширению
художественного
опыта
школьников
и
является
одним
из
эффективных
путей
повышения
выразительности
художественного
образа
в
их
работах.
Нетрадиционные
художественные
материалы
вызывают
у
учащихся
эмоционально-положительное
отношение
к
самому
процессу
рисования, развивают воображение, способствуют улучшению рисунков по содержанию и
качеству исполнения.
Важным
условием
развития
навыков
изобразительной
деятельности
является
формирование
мотивационного
компонента,
который
обеспечивается
посредством
участия
школьников
в
эстетической
организации
жизненного
пространства
школы.
Лучшие работы моих учеников используются в дизайне интерьера класса, в оформлении
помещений к празднику, в организации выставок и т.д. Учащиеся активно участвуют в
школьных конкурсах рисунков, а также в районных и в республиканских конкурсах
творческих работ, где занимают призовые места.
Анализируя результаты своей педагогической деятельности, можно сделать вывод о
том, что предложенная система работы даёт серьёзные результаты:
позитивная динамика коррекционно-развивающей работы (более чем у 90%
учащихся);
положительная
динамика
формирования
у
школьников
навыков
социализации (более чем у 95 % учащихся);
повышение учебной мотивации, познавательного интереса к предмету;
результативное участие школьников в конкурсах, творческих мероприятиях
различного уровня.