Автор: Горбунова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15"
Населённый пункт: г .Санкт-Петербург
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Кража. Моральный аспект проблемы."
Раздел: среднее профессиональное
ТЕМА: КРАЖА. МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ.
ЦЕЛЬ:
СФОРМИРОВАТЬ
ЧЁТКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ОБ
УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ, УТОЧНИТЬ ПОНЯТИЕ «КРАЖА».
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти и др.
Развитие общей культуры.
КОРРЕКЦИННЫЕ ЗАДАЧИ:
Социализация воспитанников.
Коррекция социальной депривации.
Развитие эмоционального интеллекта воспитанников.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:
Воспитание справедливости и ответственности.
Овладение этическими и духовно-нравственными нормами, принятыми в обществе.
Воспитание социально-активной личности с активной гражданской позицией.
Формирование коммуникативных навыков.
ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА:
a.
Расширение правовых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Высказывания
мудрых (плакат):
«Кто
двигается
вперёд
в
знании,
но
отстаёт
в
нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд» Аристотель.
Иллюстрация к сказке (с заданием).
Карточки с заданиями.
ТСО: компьютер (слайды – презентация).
ПЛАН
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитанницам предлагаются карточки следующего содержания:
1.
Закончились деньги, а на работу идти не хочу. На что дальше жить?
2.
Уволили с работы за опоздание и прогулы. Денег нет. Выход?
3.
У моего друга появилась новая дорогая вещь. Мне тоже хочется иметь такую, а
денег нет. Что делать?
4.
и т.д.
ЗАДАНИЕ. Придумайте положительный и отрицательный выход из данной ситуации.
ВЫВОД: Отрицательный выход из каждой ситуации один – кража.
2. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
a.
Работа над формированием понятия «кража».
b.
Кража – это тайное похищение личного имущества граждан. На основании каких
документов можно утверждать, что кража является преступлением? ( Уголовный
кодекс РФ ст.158 ).
Слайды – презентация.
3. ДИСКУССИЯ.
A.
Девочки младшего возраста. Сказка «Лиса и Заяц».
Задание: 1. Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
Право на жизнь
Право на неприкосновенность жилища
Право на справедливый суд
2. Кто нарушает это право?
B.
Девочки старшего возраста. Дилемма Гайнца.
В одной из европейских стран женщина умирала от рака. Существовало единственное
средство , которое по мнению врачей ,могло её спасти. Это был препарат радия, незадолго
до
происходящего
открытый
аптекарем,
живущем
в
том
же
городе.
Приготовление
лекарства стоило достаточно дорого самому аптекарю, но он просил за него в десять раз
больше реальной стоимости. Платя 200 долларов за радий, он брал 2000 за небольшую
дозу лекарства. Муж больной , Гайнц, обошёл всех своих знакомых, занимая у них деньги,
но это составило лишь 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он рассказал
аптекарю о том, что жена при смерти, и просил продать лекарство дешевле или отсрочить
выплату денег. Аптекарь ответил отказом: « Я создал это лекарство и собираюсь делать из
этого деньги». Гайнц, отчаявшись, взломал замок и влез в аптеку для того, чтобы достать
лекарство для своей жены.
Вопросы воспитателя на моральную тему:
1.
Должен ли был Гайнц делать это? Почему?
2.
Было ли у Гайнца право красть это лекарство?
3.
Важно ли для человека сделать всё, чтобы спасти жизнь другого человека?
4.
В случае, если в аналогичной ситуации находится не жена Гайнца, а чужой человек,
должен ли он красть лекарство?
5.
За что Гайнц несёт наибольшую ответственность?
И др.
По каждому вопросу воспитанницы приводят убедительные доводы.
4. Давайте, девочки, поразмыслим над причинами, толкающими людей на кражу.
На конкретном примере выпускников прошлых лет, осуждённых за кражу, подвести к
выводу, что основной причиной, толкающей на совершение кражи, является социальная
незрелость( неспособность к волевому усилию, неумение планировать свою деятельность,
неспособность задуматься о последствиях своих поступков, неумение соотносить свои
потребности и желания со своими возможностями).
Пример: « Однажды утром Коля встал и надел кроссовки своего приятеля – соседа по
комнате,
затем
ушёл
в
училище.
Вечером
сосед
стал
обвинять
Колю
в
краже
его
кроссовок. В ответ на эти обвинения Коля с недоумением возразил: «Мои кроссовки
разорвались, а я должен был идти в училище. Не мог же я идти босиком».
Является ли поступок Коли кражей?
Света, ты у нас учишься в педагогическом колледже, Катюша – будущий психолог.
Выскажите своё мнение ещё об одной истории.
Николь Кидман, известная американская актриса, в возрасте 5 лет украла в магазине куклу
Барби. Её родители были очень богаты и могли бы купить весь этот магазин, но мать
девочки была ярой феминисткой, считала, что появление на рынке таких кукол оскорбляет
женщин и никогда бы не купила такую куклу Николь. Но, ведь Николь Кидман не стала
воровкой.
Девочки высказывают своё мнение, указывая на причины.
Следующая
история
подводит
девочек
к
выводу,
что
какая
бы
беда
не
случилась
с
ребёнком, главное – не отворачиваться от него, дать ему шанс остаться Человеком.
А. С. Макаренко в романе «Педагогическая поэма» рассказывает, как одному из своих
воспитанников – прожженному вору и жулику – доверил получить огромную сумму денег
за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный
внутренней борьбой и соблазном, тот всё таки принёс деньги и попросил их пересчитать,
Макаренко ответил: - Зачем? Я тебе верю.
Девочки, запомните на будущее, когда сами станете мамами, именно эта вера в своего
ребёнка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, убережёт от рокового шага.
4. И в заключение, девочки, я расскажу вам одну притчу.
В одной далёкой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей
приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который
совсем недавно был ещё ребёнком и только начинал свой жизненный путь. Но он – то
думал, что всё уже знает, многое умеет и чужих советов слушать ему не надо. Решил он
провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: «Что у
меня в руках – живое или неживое?». Если мудрец ответил бы
«живое», он сильнее
сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил
бы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был
бы не прав. Но когда молодой человек подошёл к мудрецу и задал свой вопрос, старый
человек внимательно посмотрел на него и сказал: «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…»
Давайте
сделаем
вывод
и
из
этой
притчи
и
из
всего
занятия:
всегда
думайте
о
последствиях своих поступков!
5. Заключение. Рефлексия.
Девочки, что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам понравилось? О чём вы
задумались?
Обсуждение и выводы.