Автор: Алиева Снежана Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ им. А. Искандарова д. Ирсаево Населённый пункт: д. Ирсаево, Мишкинский район, Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: "Птичьи имена" Раздел: начальное образование
Цели: дать дополнительные знания о русском языке, развивать наблюдения,
любознательность, память, прививать любовь к русскому языку, воспитывать
интерес к родной природе.
Оборудование: презентация, кроссворд.
Учитель: Каких птиц вы знаете? (ответы детей)
Учитель: Авы знаете откуда и как появились их названия? (ответы детей)
Учитель: Историей происхождения слов занимается наука ЭТИМОЛОГИЯ.
Она рассказывает о том, каким появляется то или иное слово, является оно
исконно русским или пришло к нам из другого языка, каким способом было
образовано слово и каково его былое значение.
Учитель: Какие птицы бывают? (ответы детей)
Многие из них вам встречались. Здесь собраны все: и те кто осенью спешит
на юг, и те кто вместе с нами переносит суровую зиму, и те кто гнездится в
лесу, и те кто предпочитает болота. Некоторых вы повстречали впервые, а с
многими вы уже давно знакомы.
Учитель: Почему эти птицы так называются, за что эти птицы получили
свои названия?
Учитель: Первая нам повстречалась кукушка, за что эта птица могла
получить свое название?(ответы детей).
Учитель: Да, кукушка сама подсказала людям, как ее назвать. И это
услышали не только русские. На многих языках название кукушка звучит
очень похоже на русское.
Чехи – «кукачка»
Болгары – «куковица»
Немцы – «Кукук»
Французы – «куку»
Испанцы – «куко»
Итальянцы – «кукуко»
Мари – «куку»
Учитель: на что обратили внимание все эти народы?
- Верно, все эти народы обратили внимание на один признак – крик птицы.
Поэтому название этой птицы звучит очень похоже.
- Значит, птица за какой признак может получить название? (крик).
Учитель: А кто из вас был на лугу?
- Ивы наверно видели птицу , которая как будто спрашивает вас «Чьи вы?»
Как называется эта птица? (Чибис). Это чибис - он тоже получил свое
название по крику, издаваемому им.
- А вот над болотом летит длинноклювая птица, да и клюв - то какой
интересный, загнут вниз.
Внимание , птица закричала «кулииик ….Кулииик».
Вот как описывает куликов В. Бианки:
« Кулики - странные такие птицы, на очень длинных ногах и очень длинным
клювом. Живут больше по болотам, по берегам рек, озер. Но она не
плавают, не ныряют: только бегают у воды и кланяются, кланяются носом
до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камушками и в
траве…»
Учитель: А что еще может послужить поводом для названия птицы?(ответы
детей)
Учитель: Правильно. А еще внешний вид птицы («цвет костюма»,
необычный клюв, хвост…) тоже может стать важным признаком при выборе
названия птицы.
Например: окраска оперения для птиц - не последнее дело: она помогает им
спрятаться от врагов. В. Бианки о рябчике : « У него перо невидимка. Самого
защитного цвета в лесу –пестрого. Все в серых, черных да рыжих рябинах.
В лесу - ведь все кругом в глазах так и рябит.»
- Как называется эта птица? (рябчик).
- Почему птицу назвали зеленушка? (Зеленушка вся зеленая с серым
оттенком на спине и желтым по бокам) .
Почему птица названа горихвостка? ( Да, горихвостка так названа за свой
интересный хвост, красного цвета, он все время подрагивает, поэтому и
кажется, что хвост вспыхивает огоньками , как будто горит).
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом –
Это птичка – невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит.
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
Учитель: Еще по какому признаку могли дать название птице?
Учитель: А название «клест» произошло от старого русского слова
«клестить», что значит « сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой
птицы загнут крест на крест, он как будто сдавлен, сжат. От слова «клестить»
произошло и слово клещи. Их передняя часть тоже сдавлена, сжата.
Учитель : А эту птицу как могли назвать? (ответы детей).
Учитель: Это мухоловка, она питается мухами, и не просто склевывает их
на земле, а ловит их на лету.
Учитель : Значит по какому признаку птицы могли получить название?( в
соответствии с тем , чем они питаются)
Учитель: А небольшую крапчатую ворону в Сибири зовут кедровка.
Почему?
- В средней полосе России, где нет кедровых орехов, но есть немало других
орехов, эту же птицу зовут ореховка.
Учитель : Есть птицы, получившие название за свое поведение, ее еще
называют по – другому: вертиголовка.
Она свое гнездо вьет в дупле. И если кто – то захочет полакомиться ее
маленькими птенчиками , то эта птица сумеет защитить свое потомство в
случае опасности. Она «изображает» змею: вытягивает голову, что у
желающих познакомиться пропадает всякая охота .
Учитель : Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы, которая
постоянно покачивает хвостом. Бегут «волны», потряхивает хвостиком
птичка. Попробуйте ее заметить, если все перед глазами колышется.
Учитель : А почему птицу назвали крапивница?
Она живет среди крапивы.
Учитель: Ласточки – береговушки не умеют лепить гнезда. Они роют норки
– гнезда в высоком берегу реки.
Учитель: Значит , еще что может послужить основой для названия птицы?
(место обитания, жительства).
Учитель: Так важным для выбора птичьего имени может оказаться не только
место , но и время. Так снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет
всю зиму, а весной отправляется на север. Это птица СНЕГИРЬ.
Учитель: В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней заре,
Птичка лесная – зарянка
Песню запела заре.
- А эта птица как получила свое название?
Да, она встречает своей песней утреннюю и вечернюю зарю, когда солнце
еще не село или еще не взошло.
Учитель: Зяблик. Почему так называется эта птица?
Оказывается , зяблик совсем не зяблик, он не боится холодов и прилетает
ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью,
в холодное , зябкое , как говорят в народе, время. Эта птица прилетает и
улетает в зяблое время и назвали ее зябликом.
Учитель : Как видите, название птиц появлялось не случайно. Люди
обращали на какой – нибудь признак и поэтому признаку давали название.
Учитель: А теперь вспомним – какие признаки могли послужить основой
для названия? Я загадаю загадку, а вы скажите , что вам помогло узнать
отгадку:
1.
Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «КУ – КУ». (кукушка)
2.
Серенькая птичка ,
Птичка – невеличка.
Шеей вертишь та всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)
Учитель: Сейчас я буду читать вам характеристики птиц, а вы должны
определить ,что это за птица и по какому признаку она получила свое
название.
1.
Эту певчую птицу можно увидеть только в клетках. Она прижилась у
человека и платит ему чудесным пением во все времена года. Родина
птицы – Канарские острова, недалеко от берегов Африки. Оттуда птицу
привезли к нам в Европу. ( канарейка)
2.
По стволу дерева быстро передвигается маленькая, серая птичка. На
пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещинку, вытаскивая
оттуда насекомых и их личинки. При этом она все время тихонько
попискивает . (пищуха)
3.
Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая.
Ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая. кожистая пластинка,
поэтому издали птица кажется лысой. (лысуха)
Разгадаем кроссворд:
1.
Не человек , а говорит. (попугай)
2.
Пестрая крякушка, ловит лягушек. (утка)
3.
Живет в лесу, ухает как разбойник, люди его боятся, а он людей боится.
(филин)
4.
Шило спереди, клубок в середи, ножницы сзади. (ласточка)
5.
Чернокрылый , красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (снегирь)
6.
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист
«Здорово дрозд, приятель,
И подпись ставит … (дятел)
7.
На шесте дворец,
Во дворце певец . (скворец)
8.
Начальник не велик
Долго спать не велит. (петух)
9.
Летать летаю
Всех птиц забиваю. (орел).
10.В болоте плачет,
А из болота не идет. (кулик)
11.Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат все : «КАР-КАР-КАР» (ворона)
12.Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (воробей)
13.Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (сова)
14.Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор. (дятел)
Учитель: А знаете ли вы скороговорки про птиц?
1.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок, сорок морок.
2.
Проворонила ворона вороненка.
3.
Летят три пичужки,
Через три пустых избушки.
4.
Сел сокол на гол ствол.
5.
Перепелка перепелят
Прятала от ребят.
6.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.
Пословицы и поговорки о птицах.
1.
Каждый кулик в своем болоте велик.
2.
Каждая курица свой насест хвалит.
3.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
4.
Хорошо птичке в золотой клетке,
А лучше того – на зеленой ветке.
Учитель : По каким признакам можно дать название птицам?