"Методические материалы для проведения музыкальных досугов в ДОУ"
Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: "Методические материалы для проведения музыкальных досугов в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ДОСУГОВ В ДОУ
Кузнецова Т.В.,
муз. руководитель
МКДОУ БГО Детский сад №7
Имя П.И. Чайковского широко известно не только в нашей стране, но
трудно даже назвать государство, где бы ни были знакомы с его
замечательной музыкой. Радость жизни, любовь, счастье, красота природы и
красота человеческих чувств – всё нашло воплощение в его музыке.
В истории музыки известны произведения, написанные о детях и для
детей. Среди них «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детская музыка» С.
Прокофьева, альбомы детских пьес Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А.
Хачатуряна и др. Особой любовью маленьких слушателей пользуется
сборник фортепианных пьес П.И. Чайковского «Детский альбом».
В сложной и многогранной проблеме музыкального воспитания
вопросы слушания музыки занимают центральное место. Важно не только
пробудить интерес и любовь к музыке, но и содействовать становлению
активного слушания музыки, пониманию музыкального языка, мышлению
музыкальными образами, умению сопоставлять, сравнивать различные
музыкальные произведения, элементарно их анализировать.
П.И. Чайковский любил бывать в дружной многодетной семье своей
сестры в Каменке Черкасской области. Там он постоянно проводил время в
обществе детей, принимал участие в играх, путешествиях в лес, в домашних
спектаклях, для которых сочинял музыку. Для своего любимого племянника,
Володи Давыдова, очень отзывчивого и впечатлительного ребёнка, чем-то
напоминавшим самого Чайковского в детстве, он написал маленькие
фортепианные пьески, рассчитанные на детское исполнение. Все эти
произведения Чайковский объединил в сборник «Детский альбом».
В «Детском альбоме» есть марши, танцы, маленькие песенки – музыка,
с которой ребёнок общается в повседневной жизни, а не только на
музыкальных занятиях. Такая музыка воспринимается детьми естественно,
как часть самой жизни.
«Марш деревянных солдатиков»
Обычно дети сразу слышат, что это марш. После первого
прослушивания можно спросить детей, почему эта музыка называется
маршем (под неё хочется шагать, она бодрая, чёткая). Кто бы мог шагать под
такую музыку? (Капельки дождя, зайчик, мышки, игрушки, т.е. маленькие
сказочные персонажи). Марш кажется «ненастоящим», потому что он звучит
очень легко, звуки в нём высокие. Пётр Ильич представил, что если бы ожили
деревянные солдатики, то они могли бы маршировать под такую музыку. Он
так и назвал своё произведение «Марш деревянных солдатиков»
«Полька»
1
Можно ли маршировать под такую музыку? (Нет, под неё хочется
танцевать, музыка лёгкая, весёлая). Это музыка – танец «Полька». Польку
обычно танцуют парами, немного подпрыгивая и притопывая. Это
отражается и в музыке: мелодия движется скачками с характерным
«притопыванием».
«Старинная французская песенка». Обычно дети правильно
определяют, что под музыку хочется не маршировать и не танцевать.
Мелодия очень певучая, спокойная и немного грустная. Несмотря на то, что
слов здесь нет, музыка очень похожа на песню. Эта пьеса называется
«Старинная французская песенка». Это мелодию Чайковский услышал во
Франции, записал её и обработал для фортепиано. Это, действительно,
старинная песенка. Кажется, будто бабушка неторопливо рассказывает
внукам старую-старую сказку».
Опора на песню, танец и марш позволяет воспитанникам более активно
воспринимать музыку.
«Камаринская»
Ещё одна танцевальная пьеса. Это русская народная пляска.
«Камаринскую» обычно плясали мужчины под балалайку или другие
музыкальные инструменты. Музыкант повторял мелодию несколько раз,
изменяя её и украшая. Изменит мелодию музыкант, и плясуны стараются
придумать новые движения, то подпрыгивают, то пойдут вприсядку.
А если сравнить 2 танцевальных произведения, «Польку» и
«Камаринскую», то вместе с детьми можно прийти к выводу: оба
произведения – танцы, музыка весёлая, лёгкая, но в «Камаринской» музыка
звучит озорней, задорней.
Слушая музыку в первый раз, дети переживают его эмоционально и
имеют лишь самое общее представление о ней: тип музыки, её характер.
Чтобы дети запомнили произведение, осознали его специфику, необходимо
прослушать музыку не менее 3-4 раз, но не на одном занятии.
Анализ музыкального произведения – самый сложный этап работы.
Перед повторным слушанием «Польки» даётся задание послушать, одинакова
ли вся музыка или в ней есть изменения. Выясняется, что в начале и в конце
пьесы музыка одинаковая, а в середине другая, на более низких звуках.
Изменение музыки связано с изменением содержания. В средней части у
танца изменились движения, они стали немного тяжелее, как будто вначале
танцевали девочки, а потом к ним присоединились мальчики или кто-то из
взрослых. Потом опять танцуют одни девочки». Выясняется, что полька
состоит из 3-х частей.
Можно попробовать определить, сколько частей у «Камаринской». Дети
замечают, что мелодия повторяется несколько раз (4 раза), каждый раз с
небольшими изменениями. Такое изменение мелодии называется вариацией.
В дальнейшем можно ещё раз сравнить два этих танца, но теперь уже
не по характеру музыки, а по форме (трёхчастная форма и форма вариаций).
«Итальянская песенка»
2
После первого знакомства дети могут определить характер мелодии
(лёгкая, беззаботная музыка, темп подвижный). Музыкальный руководитель
может рассказать, что есть такая страна, которая называется Италия. Жители
Италии очень любят петь. Мелодию этой пьесы Чайковский услышал от
уличного мальчика-певца, когда путешествовал в Италии. Уличные певцы
пели под аккомпанемент гитары, поэтому сопровождение пьесе напоминает
нам звучание гитары, звуки лёгкие и отрывистые.
В дальнейшем можно сравнить «Старинную французскую песенку» с
«Итальянской песенкой», чем похожи они и чем отличаются. Дети обычно
правильно определяют, что обе пьесы отличаются певучестью, а отличаются
темпом и характером. «Старинная французская песенка» – спокойная и
медленная, как грустная бабушкина сказка. А «Итальянская песенка» –
лёгкая и оживлённая.
«Вальс»
Продолжается знакомство с танцами. Дети после прослушивания
определяют, что это танец. Иногда сразу слышат, что это вальс. Вальс – это
плавный танец с трёхдольным метром. Его танцуют, кружась парами. Вальсы
бывают медленные и быстрые. Мы с вами позже будем слушать многие
вальсы П.И. Чайковского.
После первого прослушивания выясняется, что темп вальс подвижный,
он звучит легко, в то же время, напевно, мелодично. В начале и в конце
музыка одинаковая, в середина – другая, более громкая. Этот вальс
сравнивается с другими танцами, прослушанными ранее на музыкальных
занятиях или во время музыкальных досугов.
«Песня жаворонка»
Перед слушанием можно показать репродукцию картины А.А. Пластова
«Деревенский март», прочитать стихотворение В.А. Жуковского «На солнце
тёмный лес зардел». Это подготовит детей к восприятию музыки. В этой
музыке мы слышим пение птиц, это передаётся высокими, лёгкими,
короткими звуками. Выясняется, что произведение имеет 3 части. Первая и
третья части похожи, а средняя часть – другая, она мягче, напевнее. Музыка,
в целом, радостная, светлая. Чувство радости возникает от того, что пришла
весна, тает снег, бегут ручьи, светит яркое солнышко, жаворонок радуется и
поёт, встречая весну.
Это произведение можно сравнить с другими песнями из «Детского
альбома» П.И. Чайковского, а также с танцами и маршами, ранее
прослушанными.
«Баба Яга»
Есть в «Детском альбоме» яркая фантастическая пьес «Баба Яга», пьеса
с отчётливо выраженной программностью. Она не относится ни к одному из
знакомых детям типов музыки. С образом Бабы Яги дети уже знакомы по
литературным источникам, сказкам, с персонажем на утренниках. Дети
вспоминают, какой характер у Бабы Яги. После прослушивания дети могут
самостоятельно ответить, какая музыка прозвучала. Музыка звучит резко,
3
быстро, сначала тихо, затем громко, в конце снова тихо, звуки средние и
высокие. Очень ярко передаётся движение, как она несётся на метле или в
ступе. К концу музыка затихает, как будто Баба Яга пролетела перед нами и
потом скрылась.
Эту пьесу можно сравнивать с другими пьесами из «Детского альбома»,
по темпу, регистру или динамике.
«Нянина сказка»
Можно рассказать детям, что раньше в семье ухаживать за детьми
помогала няня. Она играла с малышами, укладывала спать, а на ночь
рассказывала детям сказки.
Дети определяют, что сначала музыка звучит легко, негромко, в
середине нарастает напряжение (наверное, появились какие-то страшные
персонажи, напр., Баба Яга, которая хочет навредить), но, как в любой сказке,
нас ждёт хороший конец. Т.е. снова мы услышали произведение 3-хчастной
формы.
Ранее прослушанные и проанализированные пьесы можно сравнивать
между собой и с другой музыкой, включённой в программу ДОУ. Связи
между этими произведениями могут быть разнотипными – общего и частного
характера. Каждому музыкальному произведению присущи черты,
встречающиеся в аналогичном или контрастном виде в других
произведениях. Так например, «Марш деревянных солдатиков» можно
сравнивать
по циклу – с другими маршами из программы занятий определённой
возрастной группы;
по форме – с любой трёхчастной формой, например, с пьесой «Нянина
сказка»;
по «игрушечности» – с любой другой «игрушечной» пьесой (напр.,
«Вальс-шутка» Д.Д. Шостаковича)
по характеру музыки – с пьесой бодрой, чёткой, лёгкой и т.д.
Сравнивать можно не только по аналогии, но и по контрасту. Отметив,
например, характерные для «Марша деревянных солдатиков» чёткость и
лёгкость шага, можно спросить, нет ли в «Детском альбоме» произведения с
напевной, плавной мелодией? Детям может вспомниться пьеса «Болезнь
куклы», входящая в программу НОД в ДОУ. По характеру они совершенно
разные, но обе передают шаги. В первом случае, это бодрый, строевой шаг
деревянных солдатиков, а во второй – неровные шаги заболевшей куклы.
Одно и то же музыкальное произведение можно анализировать с
разных позиций. Тогда через сознание воспитанников оно проходит
многократно и разносторонне, что способствует глубине восприятия, не
утомляя детей. Умение сравнивать, т.е. находить схожее в различном и
различное в схожем, приучает ребёнка анализировать, систематизировать,
выбирать существенные признаки явлений, т.е. по-другому, мыслить.
4