Автор: Бурнашев Андрей Константинович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Орто-Эбэнской основной общеобразовательной школы им.П.П.Пестрякова
Населённый пункт: село Арылах
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры"
Раздел: среднее образование
«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на
занятиях физкультуры»
Бурнашев А.К учитель физической культуры
Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения ~ воспитания в средней школе напрямую зависит от
уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом
случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций
невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность
творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной
моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ~
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение
систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и Т.п.
В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с
самостоятельным изучением материала».
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для
того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только
свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных
областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике,
экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников
перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются
представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у
педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется
психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в
меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками
информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Цели:
1. Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение
эффективности обучения физической культуре.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-
оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий данного заведения;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и
воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических
особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-
педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной,
воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в
соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного
использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися,
преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Основные направления
Действия и мероприятия
Профессиональное
1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания
предмета «Физическая культура».
2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре,
концепциями обучения, их оценками.
3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.
4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры,
организованных в Институте образования.
5. Принимать активное участие в работе районной Ассоциации учителей физической
культуры.
6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных
уровней.
7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
8. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
9. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической
жизни.
10.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
11. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
12. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.
13. Систематически просматривать спортивные телепередачи.
14. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
Психолого-педагогическое
1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и
педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
Методическое
1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами
обучения через предметные издания:
- ФИС
- Физическая культура в школе
- Спорт в школе
- Теория и практика физической культуры.
2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической
культуры.
3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.
4. Проводить мастер-классы для коллег по работе, учителей района.
5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
6. Проводить научно-исследовательскую работу по проблеме: «Создание учебной программы
по изучению игры «Русская лапта» для учащихся 1-9 классов как материал по выбору из
вариативной части программы».
7. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся:
- оценка физической подготовленности 2 раза в течение учебного года;
8. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок,
оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся,
контрольные тесты-упражнения).
10. Проектировать личную методическую веб-страницу.
11. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
12. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
ИКТ
1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике,
педагогических технологий.
2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
Охрана здоровья
1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях
секции.
2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.
Интересы и хобби
Продолжать заниматься спортом и физическими упражнениями.
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 4,8,
отсутствие неуспевающих).
2. Доклады и выступления.
3. Разработка дидактических материалов.
4. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
5. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
6. Организация работы спортивных кружков и секций.
7. Личная методическая веб-страница.
8. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
9. Подаю личный пример учащимся, участвуя на спортивных соревнованиях различных
уровней.