Автор: Меньщикова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 8
Населённый пункт: г. Мирный Архангельская область
Наименование материала: Презентация опыта работы
Тема: "Приобщение детей младшего возраста к УНТ в процессе партнёрской деятельности ребёнка и взрослого"
Раздел: дошкольное образование
Презентация опыта работы
«Приобщение детей младшего возраста к УНТ в процессе
партнёрской деятельности ребёнка и взрослого»
Подготовила Меньщикова Н. Б.
Тема УНТ прочно заняла своё место в работе с детьми раннего и младшего
дошкольного возраста. Формы работы с потешками, сказками, народными играми не
перестают быть актуальными, много поколений воспитывалось на них и именно они
являются
первыми
образцами
активной
речи
детей,
приобщения
малышей
к
национальной культуре.
Все
знают,
что
образование
не
стоит
на
месте.
Инновации
современного
развития
дошкольников
базируются
в
основном
на
внедрении
не
так
давно
появившихся ФГОС ДО.
Стандарты не предполагают учебную деятельность. Хотя в младшем возрасте
и раньше образовательные задачи решались в игровой форме, но всё же тон задавал
воспитатель.
Сейчас
же
основа
образовательных
отношений
–
это
партнёрство
ребёнка и взрослого.
2-й слайд
И
мы
поставили цель:
приобщение детей кУНТ
в процессе партнёрской
деятельности ребёнка и взрослого
3-й слайд
Задачи:
1.
Знакомить детей с культурой своего народа через малые фольклорные
жанры: потешки, песенки, сказки.
2.
Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности
детей на основе устного народного творчества.
3.
Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами
посредством театральной деятельности.
4.
Обогащать чувства детей, воображение и речь.
4-й слайд
Устное
народное творчество -
это
обобщенный
и
систематизированный
опыт
предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до
т о г о ,
к а к
л ю д и
о в л а д е л и
п и с ь м е н н о й
р е ч ь ю .
О н и
п е р е д а в а л и
свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название.
По-другому устное народное творчество называют фольклором
.
Дошкольный возраст
–
период
активного
становления
художественного
восприятия. Дошкольники широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём
многообразии
его
жанров,
с
произведениями
классической
и
современной
детской
литературы. Дети младшего дошкольного возраста лучше воспринимают эмоционально
выразительные
стихотворные
произведения.
Особенно
им
нравятся
динамичные
произведения, мелодии радости, плясовые. В связи с этим детям рекомендуется больше
читать произведения русского фольклора. Сюда входят – потешки, частушки, песенки,
и г р ы
(«Пальчик,
пальчик…», « К т о
у
н а с
х о р о ш и й … » и
м н о г и е
другие). Фольклорные п р о и звед е н и я
б ол ь ш е
с о от ве т с т ву ют
п о т р е б н о с т я м
детей младшего
дошкольного
возраста.
Они
сочетают
в
себе
не
только
несущее
информацию
слово,
но
и
ритмику,
мелодию,
интонацию,
движение.
Детей
в младшем возрасте
так
же
знакомят
с
народными
сказками,
в
первую
очередь
со
сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.
Произведения
устного
народного
творчества,
расширяя
знания
детей
об
окружающем,
способствуют
развитию
речи
детей.
При
чтении
сказок,
потешек
малыши
знакомятся
с
художественным
языком
произведений,
в
результате
чего
обогащается их собственное творчество, ярче и образнее становится их речь за счет
усвоения
качеств,
эпитетов,
сравнений,
синонимов.
Чтение
фольклорных
произведений способствует воспитанию у детей интонационной выразительности
речи, умению эмоционально читать потешку, сказку и т. д.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в
силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребёнка
пускают
на
самотёк.
Вследствие
этого,
произведения
народного
творчества
(колыбельные
песни,
пестушки,
потешки)
практически
не
используют
даже
в
младшем возрасте.
Своей задачей, как воспитателя, считаю необходимым открыть ребёнку мир
словесного искусства, воспитать интерес и любовь к художественному слову, умение его
слушать
и
понимать,
эмоционально
откликаться
на
воображаемые
события,
содействовать и сопереживать героям.
5-й слайд
Занятия в партнёрской форме требуют от взрослого стиля поведения, который
может
быть
выражен
девизом:
«Мы
все
включены
в
деятельность,
не
связаны
обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим
делать это».
Педагог-партнёр начинает с
приглашения к деятельности – необязательной,
непринуждённой: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я
буду… Кто хочет присоединяйтесь…)»
Наметив
задачу
для
совместного
выполнения,
взрослый,
как
равноправный
участник, предлагает возможные способы её реализации. В самом процессе деятельности
исподволь он «задаёт» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и
пр.); например, предлагает уложить куклу спать, но не директивно, а постепенно: «Не
устала ли кукла? Что же надо делать?»
Партнёрская
форма
предполагает
организацию
пространства
таким
образом
чтобы оно отражало суть игровой ситуации:
если с куклами – в игровом уголке, с
машинами – на ковре, на макете с дорогой , со зверюшками – на макете леса, полянки.
Ребёнок может свободно действовать с игрушками и предметами, а педагог
ненавязчиво присоединяется к нему.
От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», - во
многом
зависит успех партнёрской деятельности; она невозможна при размещении детей
на
стульчиках, а воспитателя стоящего над ними.
6-й слайд
Основные
признаки
партнёрской
деятельности
сформулированы
у
Н.А.
Коротковой:
1.Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и
дисциплинарного принуждения);
2.Свободное общение и перемещение детей (при соответствующей организации
рабочего пространства);
3.Включённость взрослого в деятельность наравне с детьми;
4.Открытый временной конец (каждый работает в своём темпе).
Эти признаки деятельности автор предполагает для детей старшего дошкольного
возраста. И они применимы к занятиям. В младшем возрасте занятий как форм учебной
деятельности нет, и образование осуществляется в игровых ситуациях. А в них гораздо
легче быть партнёром.
7-й слайд
Большое место при работе с детьми младшего дошкольного возраста уделяю
потешкам. Они помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во
время
умывания,
и
при
проведении
утренней
гимнастики,
и
в
процессе
игровой
деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или наоборот,
действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их
и
эмоционально
рассказать,
чтобы
ребёнок
чувствовал
отношение
взрослого
к
описываемым ситуациям.
Особенно малые фольклорные произведения помогают в адаптационный период,
когда взрослому необходимо наладить эмоциональный контакт с новым ребёнком, а
ребёнку войти в непривычный для него мир детского сада. Поэтому, в адаптационный
период больше внимания уделяется потешкам, так как потешки доставляют малышам
радость. Уже само чтение создаёт благоприятные условия для эмоционального контакта с
детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать ещё.
8-й слайд
Особенно хорошо в этот период использовать так называемые «потешки для
новичков».
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка - пригожий!
В светлом теремочке выросла
Ксюшенька
Все её любят, все её голубят.
Ваня. Воспитатель ставит и себя на место ребёнка.
9-й слайд
Потешки помогают активизировать детей в течение всего дня. Сон необходим
для
детей,
но
не
всегда
дети
могут
заснуть,
а
затем
проснуться
в
добродушном
настроении. В этом случае используются потешки «на сон грядущий»:
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Сон усыпляем куклу вместе с ребенком.
10-й слайд
Малые
формы
фольклора
используем
и
при
формировании
навыков
самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождаем потешкой,
песенкой, чтобы вызвать радостное настроение. Так, при мытье рук и лица, говорим
В руки мыло мы возьмем,
И водичку мы польем,
Моем руки быстро, быстро.
Моем чисто, чисто, чисто!
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!
Руки моем вместе с воспитателем.
11-й слайд
Не все дети хорошо едят. Некоторых надо поощрять, уговорить. И здесь на
помощь приходит потешка:
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не останется следа.
Еда вместе кормим куклу, проговариваем потешку.
12-й слайд
Подошло время прогулки. Дети рады, но сначала необходимо одеться. Приучить
детей одеваться самостоятельно, тоже помогут потешки. С ними сразу легче и веселей.
Вот они сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем сапожки.
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо.
Завяжу потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Одеваемся вместе.
Вывод: В результате такого приобщения к потешкам в режимных моментах
ребёнок через некоторое время уже сам, без воспитателя, переносит полученный навык
на игрушки особенно в играх с куклами.
13-й слайд
В течение всего времени также велась работа по знакомству детей с русскими
народными сказками.
Сказка
вводит
ребёнка
в воображаемые
обстоятельства
и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на
всю его последующую жизнь. Знакомя детей со сказками, я заметила, как обогащается их
речь эпитетами, синонимами, антонимами. Например, в играх дети стали употреблять
выражения из сказок:, «лисичка-сестричка», «волк – зубами щёлк», «бабушка добренька»
и т. д. Знакомство со сказками очень важно в развитии детей, так как именно в сказках
ребёнок
познаёт
правила
общения,
«нравственный
кодекс»
народа,
знакомится
с традициями.
Маленькому ребёнку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому сказки
рассказывались,
при
этом
предлагала
детям
выполнить
имитационные
движения
(малыши показывают какая большая - пребольшая была репка; как её тянули-потянули и
т. п.). Также использовали при повторном рассказывании наглядные пособия (вначале
использовали фигурки настольного театра, затем показали картинки на фланелеграфе и
пр.)
Рассказывание
по
сюжетным
картинкам.
Также
дети
привлекались
к
инсценированию фрагментов из сказки.
14-й слайд
После того как дети знакомятся со сказкой
партнёрская деятельность может
иметь место во время разыгрывания сказки по ролям. Педагог берёт на себя роль и с
позиции роли помогает детям. А в итогедети могут самиразыграть сказку в настольном
театре.
15-й слайд
К
разыгрыванию
сказок
попутно
присоединяются
и
игры:
Конструктивные
(построить новый теремок), подвижные («У медведя во бору», «Кот и мыши»,«Курица и
цыплята»), хороводные («Зайка шел»,«Мы по лесу идем»
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
В играх партнёрская позиция воспитателя заключается в том, чтобы во время
игры ненавязчиво и при необходимости показывать детям способы действий, которые
они затем переносят в самостоятельные игры.
Следовательно партнёрство как способ взаимодействия с детьми
способствует
обогащению игровой деятельности ребёнка.
Во время игр по конструированию малыши строят домики – теремки. При
обыгрывании постройки отвечают на вопросы: «Кто постучался в твой теремок? Что
он стал делать там?»
Песенки, заклички, игры, театр - стимулируют интерес детей, усиливают их
впечатление и переживание, обогащают художественное и эстетическое восприятие.
Как правило все формы работы проводятся в комплексе: показ театра сопровождается
чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно - речевых
занятиях использую предметно - манипулятивные действия с игрушками, игры -
показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры.
16-й слайд
Но вся эта работа по воспитанию интереса и любви к художественному слову
была бы не полной, если бы не родительское участие. Родители тоже должны быть
включены
в
процесс приобщения ребёнка
к
художественному
слову.
Для
этого
проводим
беседы
с
родителями
о
роли
потешек
в
воспитание
детей,
знакомим
родителей
с
потешками,
песенками.
Также
советуем
родителям
на
какие
сказки
необходимо обратить внимание в этом возрасте.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и
наполнить
ее
досуг
новым
содержанием.
Создание
условий
для
совместной
творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества
детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует
положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками
педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в
совместной
деятельности,
в
изготовлении
атрибутов
к
театрализованной
деятельности.
17-й слайд
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм
фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть
первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились понимать
речь взрослого, выполняют словесную инструкцию.
Созданные
партнёрских
отношений
в
процессе
приобщения
детей
к
УНТ
позволяют решать задачи не только речевого и художественного, но и социально-
коммуникативного
развития
детей.
Во
время
непринуждённого
общения
они
приобретают навыки взаимодействия со взрослым, которые переносят в последствии
на сверстников.
Устное
народное
творчество
-
неоценимое
богатство
каждого
народа,
выработанный
веками
взгляд
на
жизнь,
общество,
природу,
показатель
его
способностей
и
таланта.
Через
устное
народное
творчество
ребёнок
не
только
овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к
культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.