Напоминание

"Приобщение детей младшего возраста к УНТ в процессе партнёрской деятельности ребёнка и взрослого"


Автор: Меньщикова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 8
Населённый пункт: г. Мирный Архангельская область
Наименование материала: Презентация опыта работы
Тема: "Приобщение детей младшего возраста к УНТ в процессе партнёрской деятельности ребёнка и взрослого"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Презентация опыта работы

«Приобщение детей младшего возраста к УНТ в процессе

партнёрской деятельности ребёнка и взрослого»

Подготовила Меньщикова Н. Б.

Тема УНТ прочно заняла своё место в работе с детьми раннего и младшего

дошкольного возраста. Формы работы с потешками, сказками, народными играми не

перестают быть актуальными, много поколений воспитывалось на них и именно они

являются

первыми

образцами

активной

речи

детей,

приобщения

малышей

к

национальной культуре.

Все

знают,

что

образование

не

стоит

на

месте.

Инновации

современного

развития

дошкольников

базируются

в

основном

на

внедрении

не

так

давно

появившихся ФГОС ДО.

Стандарты не предполагают учебную деятельность. Хотя в младшем возрасте

и раньше образовательные задачи решались в игровой форме, но всё же тон задавал

воспитатель.

Сейчас

же

основа

образовательных

отношений

это

партнёрство

ребёнка и взрослого.

2-й слайд

И

мы

поставили цель:

приобщение детей кУНТ

в процессе партнёрской

деятельности ребёнка и взрослого

3-й слайд

Задачи:

1.

Знакомить детей с культурой своего народа через малые фольклорные

жанры: потешки, песенки, сказки.

2.

Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности

детей на основе устного народного творчества.

3.

Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами

посредством театральной деятельности.

4.

Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4-й слайд

Устное

народное творчество -

это

обобщенный

и

систематизированный

опыт

предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до

т о г о ,

к а к

л ю д и

о в л а д е л и

п и с ь м е н н о й

р е ч ь ю .

О н и

п е р е д а в а л и

свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название.

По-другому устное народное творчество называют фольклором

.

Дошкольный возраст

период

активного

становления

художественного

восприятия. Дошкольники широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём

многообразии

его

жанров,

с

произведениями

классической

и

современной

детской

литературы. Дети младшего дошкольного возраста лучше воспринимают эмоционально

выразительные

стихотворные

произведения.

Особенно

им

нравятся

динамичные

произведения, мелодии радости, плясовые. В связи с этим детям рекомендуется больше

читать произведения русского фольклора. Сюда входят – потешки, частушки, песенки,

и г р ы

(«Пальчик,

пальчик…», « К т о

у

н а с

х о р о ш и й … » и

м н о г и е

другие). Фольклорные п р о и звед е н и я

б ол ь ш е

с о от ве т с т ву ют

п о т р е б н о с т я м

детей младшего

дошкольного

возраста.

Они

сочетают

в

себе

не

только

несущее

информацию

слово,

но

и

ритмику,

мелодию,

интонацию,

движение.

Детей

в младшем возрасте

так

же

знакомят

с

народными

сказками,

в

первую

очередь

со

сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.

Произведения

устного

народного

творчества,

расширяя

знания

детей

об

окружающем,

способствуют

развитию

речи

детей.

При

чтении

сказок,

потешек

малыши

знакомятся

с

художественным

языком

произведений,

в

результате

чего

обогащается их собственное творчество, ярче и образнее становится их речь за счет

усвоения

качеств,

эпитетов,

сравнений,

синонимов.

Чтение

фольклорных

произведений способствует воспитанию у детей интонационной выразительности

речи, умению эмоционально читать потешку, сказку и т. д.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в

силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребёнка

пускают

на

самотёк.

Вследствие

этого,

произведения

народного

творчества

(колыбельные

песни,

пестушки,

потешки)

практически

не

используют

даже

в

младшем возрасте.

Своей задачей, как воспитателя, считаю необходимым открыть ребёнку мир

словесного искусства, воспитать интерес и любовь к художественному слову, умение его

слушать

и

понимать,

эмоционально

откликаться

на

воображаемые

события,

содействовать и сопереживать героям.

5-й слайд

Занятия в партнёрской форме требуют от взрослого стиля поведения, который

может

быть

выражен

девизом:

«Мы

все

включены

в

деятельность,

не

связаны

обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим

делать это».

Педагог-партнёр начинает с

приглашения к деятельности – необязательной,

непринуждённой: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я

буду… Кто хочет присоединяйтесь…)»

Наметив

задачу

для

совместного

выполнения,

взрослый,

как

равноправный

участник, предлагает возможные способы её реализации. В самом процессе деятельности

исподволь он «задаёт» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и

пр.); например, предлагает уложить куклу спать, но не директивно, а постепенно: «Не

устала ли кукла? Что же надо делать?»

Партнёрская

форма

предполагает

организацию

пространства

таким

образом

чтобы оно отражало суть игровой ситуации:

если с куклами – в игровом уголке, с

машинами – на ковре, на макете с дорогой , со зверюшками – на макете леса, полянки.

Ребёнок может свободно действовать с игрушками и предметами, а педагог

ненавязчиво присоединяется к нему.

От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», - во

многом

зависит успех партнёрской деятельности; она невозможна при размещении детей

на

стульчиках, а воспитателя стоящего над ними.

6-й слайд

Основные

признаки

партнёрской

деятельности

сформулированы

у

Н.А.

Коротковой:

1.Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и

дисциплинарного принуждения);

2.Свободное общение и перемещение детей (при соответствующей организации

рабочего пространства);

3.Включённость взрослого в деятельность наравне с детьми;

4.Открытый временной конец (каждый работает в своём темпе).

Эти признаки деятельности автор предполагает для детей старшего дошкольного

возраста. И они применимы к занятиям. В младшем возрасте занятий как форм учебной

деятельности нет, и образование осуществляется в игровых ситуациях. А в них гораздо

легче быть партнёром.

7-й слайд

Большое место при работе с детьми младшего дошкольного возраста уделяю

потешкам. Они помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во

время

умывания,

и

при

проведении

утренней

гимнастики,

и

в

процессе

игровой

деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или наоборот,

действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их

и

эмоционально

рассказать,

чтобы

ребёнок

чувствовал

отношение

взрослого

к

описываемым ситуациям.

Особенно малые фольклорные произведения помогают в адаптационный период,

когда взрослому необходимо наладить эмоциональный контакт с новым ребёнком, а

ребёнку войти в непривычный для него мир детского сада. Поэтому, в адаптационный

период больше внимания уделяется потешкам, так как потешки доставляют малышам

радость. Уже само чтение создаёт благоприятные условия для эмоционального контакта с

детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать ещё.

8-й слайд

Особенно хорошо в этот период использовать так называемые «потешки для

новичков».

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший,

Ванечка - пригожий!

В светлом теремочке выросла

Ксюшенька

Все её любят, все её голубят.

Ваня. Воспитатель ставит и себя на место ребёнка.

9-й слайд

Потешки помогают активизировать детей в течение всего дня. Сон необходим

для

детей,

но

не

всегда

дети

могут

заснуть,

а

затем

проснуться

в

добродушном

настроении. В этом случае используются потешки «на сон грядущий»:

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Сон усыпляем куклу вместе с ребенком.

10-й слайд

Малые

формы

фольклора

используем

и

при

формировании

навыков

самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождаем потешкой,

песенкой, чтобы вызвать радостное настроение. Так, при мытье рук и лица, говорим

В руки мыло мы возьмем,

И водичку мы польем,

Моем руки быстро, быстро.

Моем чисто, чисто, чисто!

А потом лицо умыли,

Глазки тоже мы промыли,

Полотенцем утирались,

На себя мы любовались!

Руки моем вместе с воспитателем.

11-й слайд

Не все дети хорошо едят. Некоторых надо поощрять, уговорить. И здесь на

помощь приходит потешка:

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не останется следа.

Еда вместе кормим куклу, проговариваем потешку.

12-й слайд

Подошло время прогулки. Дети рады, но сначала необходимо одеться. Приучить

детей одеваться самостоятельно, тоже помогут потешки. С ними сразу легче и веселей.

Вот они сапожки:

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки,

Если дождичек пойдёт,

Наденем сапожки.

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо.

Завяжу потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Одеваемся вместе.

Вывод: В результате такого приобщения к потешкам в режимных моментах

ребёнок через некоторое время уже сам, без воспитателя, переносит полученный навык

на игрушки особенно в играх с куклами.

13-й слайд

В течение всего времени также велась работа по знакомству детей с русскими

народными сказками.

Сказка

вводит

ребёнка

в воображаемые

обстоятельства

и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на

всю его последующую жизнь. Знакомя детей со сказками, я заметила, как обогащается их

речь эпитетами, синонимами, антонимами. Например, в играх дети стали употреблять

выражения из сказок:, «лисичка-сестричка», «волк – зубами щёлк», «бабушка добренька»

и т. д. Знакомство со сказками очень важно в развитии детей, так как именно в сказках

ребёнок

познаёт

правила

общения,

«нравственный

кодекс»

народа,

знакомится

с традициями.

Маленькому ребёнку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому сказки

рассказывались,

при

этом

предлагала

детям

выполнить

имитационные

движения

(малыши показывают какая большая - пребольшая была репка; как её тянули-потянули и

т. п.). Также использовали при повторном рассказывании наглядные пособия (вначале

использовали фигурки настольного театра, затем показали картинки на фланелеграфе и

пр.)

Рассказывание

по

сюжетным

картинкам.

Также

дети

привлекались

к

инсценированию фрагментов из сказки.

14-й слайд

После того как дети знакомятся со сказкой

партнёрская деятельность может

иметь место во время разыгрывания сказки по ролям. Педагог берёт на себя роль и с

позиции роли помогает детям. А в итогедети могут самиразыграть сказку в настольном

театре.

15-й слайд

К

разыгрыванию

сказок

попутно

присоединяются

и

игры:

Конструктивные

(построить новый теремок), подвижные («У медведя во бору», «Кот и мыши»,«Курица и

цыплята»), хороводные («Зайка шел»,«Мы по лесу идем»

Мы по лесу идем,

Зверей найдем.

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

Тихо: «Ау-ау-ау!»

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

В играх партнёрская позиция воспитателя заключается в том, чтобы во время

игры ненавязчиво и при необходимости показывать детям способы действий, которые

они затем переносят в самостоятельные игры.

Следовательно партнёрство как способ взаимодействия с детьми

способствует

обогащению игровой деятельности ребёнка.

Во время игр по конструированию малыши строят домики – теремки. При

обыгрывании постройки отвечают на вопросы: «Кто постучался в твой теремок? Что

он стал делать там?»

Песенки, заклички, игры, театр - стимулируют интерес детей, усиливают их

впечатление и переживание, обогащают художественное и эстетическое восприятие.

Как правило все формы работы проводятся в комплексе: показ театра сопровождается

чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно - речевых

занятиях использую предметно - манипулятивные действия с игрушками, игры -

показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры.

16-й слайд

Но вся эта работа по воспитанию интереса и любви к художественному слову

была бы не полной, если бы не родительское участие. Родители тоже должны быть

включены

в

процесс приобщения ребёнка

к

художественному

слову.

Для

этого

проводим

беседы

с

родителями

о

роли

потешек

в

воспитание

детей,

знакомим

родителей

с

потешками,

песенками.

Также

советуем

родителям

на

какие

сказки

необходимо обратить внимание в этом возрасте.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и

наполнить

ее

досуг

новым

содержанием.

Создание

условий

для

совместной

творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества

детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует

положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками

педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в

совместной

деятельности,

в

изготовлении

атрибутов

к

театрализованной

деятельности.

17-й слайд

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм

фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть

первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились понимать

речь взрослого, выполняют словесную инструкцию.

Созданные

партнёрских

отношений

в

процессе

приобщения

детей

к

УНТ

позволяют решать задачи не только речевого и художественного, но и социально-

коммуникативного

развития

детей.

Во

время

непринуждённого

общения

они

приобретают навыки взаимодействия со взрослым, которые переносят в последствии

на сверстников.

Устное

народное

творчество

-

неоценимое

богатство

каждого

народа,

выработанный

веками

взгляд

на

жизнь,

общество,

природу,

показатель

его

способностей

и

таланта.

Через

устное

народное

творчество

ребёнок

не

только

овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к

культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.



В раздел образования