Автор: Залознова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №268"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Неизведанное рядом"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №268"
(МАДОУ "Детский сад №268")
Консультация для педагогов
"Неизведанное рядом"
Барнаул, 2018
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает
становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль
в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность
дошкольников, протекающая в форме эксперементальных действий. В их
процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые
существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие
пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные
формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперементы
побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий,
проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития
дошкольников. Кроме того, дидактический обеспечивает развитие двух типов
детской активности: собственной активности ребенка, определяемой им
самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности
тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Выделенные
два типа детской активности лежат в основе развития личности и
психического развития ребенка - дошкольника.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений
между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт - это
наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно
предпологает активное воздействие на предмет или явление, их
преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом
преобразовании дети принимают активное участие.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача
выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самим и детьми. Она
должна быть очень ясно и четко сформулирована. решение познавательной
задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и
неизвестных данных. Дети высказывают суждения - предположения о
причинах явления, выбирают способ решения - условия и организацию
опыта.
Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя. Все
условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое
влиляет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и
осознано ими.
опыт может проходить и как длительное сравнительное или как
кратковременное налюдение. поскольку в длительном сравнительном
наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных
наиболее характерных этапов опыта в рисунках - схемах. Если задача
решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов
опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта,
сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного
характера воспитатель поддерживает интере сдетей детей к наблюдению
происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был
поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на
основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию
выводов детей побуждает воспитатель.