Автор: Кравцова Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Тарасовская СОШ №2
Населённый пункт: поселок Тарасовский ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок литературного чтения в 4 классе по произведению М.Зощенко "Ёлка"
Раздел: начальное образование
Тема: М. Зощенко «Ёлка» 4 класс
Цели:
совершенствовать
навыки
выразительного
чтения,
обогащать
словарный
запас;
учить
анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.
Планируемые результаты: предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль,
последовательность
событий,
устанавливать
их
взаимосвязь; метапредметные: Р
—
формулирование
учебной
задачи
урока,
исходя
из
анализа
материала
учебника
в
совместной
деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание
своей работы на уроке, П — умение ориентироваться в учебной книге, К — ответы на вопросы на
основе
художественного
текста
учебника,
осмысление
правил
взаимодействия
в
паре,
умение
договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «юмор», «смех сквозь
слёзы»,
формирование
системы
нравственно-этических
ценностей
на
основе
совместного
обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
ХОД урока:
1. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться…..
Сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.
_____________________________________________________________________________________
Положите перед собой листы самопроверки. Найдите задание под №1 «РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА»
2.Речевая разминка Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения, РАБОТАЕМ с
карандашом в руках
Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому! Просто — ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!
Прочитать про себя, ставим метки
Прочитать шепотом
!!!!! ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬСЯ с помощью интонации передавать чувства героев из рассказа.
II. Сообщение темы и цели урока.
1.
Как это стихотворение связано с темой нашего урока? (читали рассказ «Ёлка»)
Что запомнили об авторе этого рассказа? (М. Зощенко)
Что вы запомнили из его биографии?
Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает
истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения
написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас
добру, помогает стать лучше. Михаи́
л Миха́
йлович Зо́
щенко родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его
отец был художником. А мама - актриса , а также писала рассказы. В семье было 8 детей.
отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. За храбрость и отвагу был награждён
5орденами. Зощенко писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он
писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно
расставаясь с недостойными привычками
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о
себе.
И
в
возрасте
64
лет
Зощенко
умирает
в
Ленинграде.
Похоронен
писатель
в
городе
Сестрорецке
++++ Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник
почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который
ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась
активная литературная деятельность автора.
1
2.
Что вы указываете в читательских дневниках, когда знакомитесь с
произведением? (название, автора, тему, гл. мысль)
Каждый автор своим произведением учит нас чему – то, преподаёт урок.
!!!!!!!! ЧТО МЫ сегодня будем определять в рассказе
«ЁЛКА»?
( определить , чему хотел нас научить автор своим рассказом),
ПРОБЛЕМА (прогнозирование)
Давайте сделаем предположение,
Рассказ весёлый или грустный? На этот вопрос
нам тоже предстоит ответить в конце урока
_____________________________________________________________________________
__
3.
Какой праздник прошёл недавно, связанный с ёлкой?
Давайте вспомним, как наряжали ёлку более 100 лет назад?
Прочитайте.
Похожа она на современную ёлку?
4.
Предлагаю игру «Калейдоскоп идей» 3БАЛЛА
Какие идеи мы называем хорошими, плохими? ПОЛЬЗА И ВРЕД - антонимы
В листах самопроверки найдите задание под №2. Вам нужно, прочитав
предложение и посовещавшись с товарищем определить, какая это идея,
хорошая или плохая, и поставить значок + -.
Если задание понятно, начинаем работать.
1. Лучше поставить и нарядить на Новый год искусственную ёлку , а лес сохранить.
(Х)
2. Хорошо бы одному без взрослых запускать на Новый год петарды и фейерверки .
(П)
3. Надо учить стихи на Новый год и рассказывать их Деду Морозу. (Х)
4.Подарки на Новый год можно не только покупать, но и сделать самим. (Х)
5. На ёлке зажечь свечи. ( П) Ежегодно в Рождество из – за ёлочных свечей сгорало
множество домов. В 1882 году инженер Эдвард Джонсон представил ель,
украшенную разноцветными лампочками.
6. Дать младшему брату повесить на ёлку стеклянную игрушку. (П)
ПРОВЕРКА: ЧИТАЕМ ПО ОДНОЙ ИДЕЕ И ОЦЕНИВАЕМ
Вывод : прежде чем совершить какой – то поступок, подумай не навредит ли он
тебе и окружающим.
________________________________________________________________________
5.
Какое было домашнее задание? (озаглавить смысловые части текста)
2
Проверим, как вы были внимательны при работе дома.
В задании под №3 в листках самопроверки вам дан деформированный план.
Восстановите его порядок? (выполняют задание) - 2 БАЛЛА
Испорченный план. Восстанови
последовательность.
Ссора взрослых
Мама с гостями вошла в комнату.
Испорченная кукла.
Поедание сладостей с ёлки.
Мы с Лёлей вошли в комнату, где стояла
ёлка.
Папа наказал детей.
Подготовка к Новому году.
Верный план
1.
Подготовка к Новому году.
2.
Мы с Лёлей вошли в комнату, где
стояла ёлка.
3.
Поедание сладостей с ёлки.
4.
Испорченная кукла.
5.
Мама с гостями вошла в комнату.
6.
Ссора взрослых
7.
Папа наказал детей.
Взаимопроверка, оценивание работы + Встаньте те, у кого задание
выполнено верно.
С этим заданием справились хорошо. САМООЦЕНКА
__________________________________________________________________________________
4. А сейчас вам предлагаю следующие слова: юмор, смех,
Как вы думаете, КАКИЕ Задания МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ С ЭТИМИ СЛОВАМИ? (прогноз)
Подберите эпитеты к слову «СМЕХ»
Какие смешные эпизоды встретились? ПРОЧИТАЙТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
______________________________________________________________________________________
6.
Один из смешных эпизодов - разговор детей под ёлкой. Найдите в тексте этот
отрывок. Кто нашёл, назовите страницы.(отмечаем начало и конец разговора)
Кто главные герои?(Лёлька и Минька) Что вы можете сказать об их характере?
РАБОТА В ПАРЕ
Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям, исключая слова автора,
работаем с карандашом. (дети находят нужные слова)
КАКАЯ ПАРА
ЗАКОНЧИЛА?
ЧТО ЗНАЧИТ ПРОЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО? (ТАБЛИЦА)
С какой интонацией будете читать слова Миньки, Лёли?
Потренируйтесь, следите за интонацией.!!!!!!!
РАБОТА В ПАРЕ
ПРОВЕРКА. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Представьте, что вы на сцене. Вам нужно прочитать так, чтобы вызвать смех у
ребят, ВОЙТИ В ОБРАЗ.
ПРОВЕРКА (ЗАСЛУШИВАЕМ 2 ПАРЫ)
У кого получилось нас рассмешить?
ОЦЕНИВАНИЕ
_________________________________________________________________________
3
7.
От
чьего лица
идёт повествование? Почему вы так решили? (В этом году мне, ребята….)
Что решили сделать дети, оказавшись одни в праздничной комнате? (Не будем
глядеть на подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.)
Как вы оцениваете этот поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло
к этому? (докажите – выборочное чтение)
. Они испортили сладкие призы и подарки,
приготовленные гостям.
Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях
и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и
зависть.
Правильно ли себя вели дети при встрече с гостями?
Докажите словами из текста.
ТАБЛИЦА. (ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ)
Что руководило ими в этот раз?
Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых
ВЫВОД: 1) Грубили взрослым 3.Выгнали гостей 4.Минька ударил мальчика
5
.Из – за них поссорились взрослые
- - Какое решение принял папа? ПРОЧИТАЙТЕ, (Он отдал подарки детям, Лёльке и
Миньке указал на их недостатки.)
Почему он принял такое решение?
- Правильно ли он поступил?
Чем закончился праздник? (Хозяева остались одни. Дети пошли спать.)
Вывод:
Родители должны заниматься
воспитанием детей,
Этот урок пошёл на пользу Миньке? Докажите словами из текста.
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не
ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно
веселый и добродушный.)
Можно ли сказать, что в этих словах отражен самый главный смысл этого
произведения?
Чему же хотел нас научить автор, какова главная мысль этого
рассказа? (нельзя брать чужое и обижать того, кто слабее)
Как ему удалось стать добродушным? Прочитайте. (И за эти ……)
____________________________________________________________________________________
А сейчас ещё раз попробуем ответить на проблемный вопрос: Этот рассказ
смешной?
СМЕШНО ЛИ БЫЛО В КОНЦЕ? ПОЧЕМУ? (СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ)
ПОДТВЕРДИЛИСЬ ЛИ ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ????????
А можно ли было избежать такой ситуации?
4
Акция
« Доброе дело»
Помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию.
Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся (РАБОТА В ГРУППЕ)
1. Вместе с мамой наряжать ёлку 2. Попросить пастилку
3. Не заходить без разрешения в комнату 4. Признаться маме раньше
4. Извиниться перед гостями
________________________________________________________________________________
++++Ребята! А были ли у вас случаи в жизни, о которых вам стыдно вспоминать?
+++Я уверена, что каждый из вас извлек из этих случаев урок и в дальнейшем не повторит своих
ошибок. Ведь несмотря на эту шалость, из Миньки вырос замечательный, успешный писатель.
Какой жизненный урок вы извлекли для себя из этого произведения?
Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о
последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить
положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и
агрессивное поведение приводит к одиночеству.
IV. Рефлексия:
Оцените свою работу на уроке по пятибальной системе и отметьте, сколько баллов
вы себе поставите за урок? (от 1 до 5)
ПОСЧИТАЙТЕ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ и поставьте оценку.
Поднимитесь те, у кого «5», «4», «3».
_______________________________________________________________________
VI. Итог урокаНаш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому,
дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)
«Золотые слова»
Для дальних путешествий нельзя пускаться в путь без знаний
и не предупредив взрослых.
«Ёлка»
Нужно слушать советы взрослых, но иногда стоит поступать
с учётом сложившейся обстановки.
«Великие путешественники»
Нельзя трогать чужое и обижать тех, кто слабее.
5
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ Ф.И. ________________________________ Дата
___________
№ 1
. Речевая разминка
Прочитать про себя, ставим метки
Прочитать шепотом
Прочитать вполголоса
Мне елку купили! Мне елку купили! А елка лесная осталась живая,
В лесу на опушке ее не рубили. Стоит на опушке, макушкой кивая.
А сделали елку на добром заводе Кому? Никому! Просто — ветру, метели,
Хорошие дяди, веселые тети. Такой же красивой неспиленной ели!
№ 2. Игра «Коллекция идей»
1.
Лучше поставить и нарядить на Новый год искусственную ёлку , а лес сохранить.
(…)
2. Хорошо бы одному без взрослых запускать на Новый год петарды и фейерверки .
(…)
3. Надо учить стихи на Новый год и рассказывать их Деду Морозу. (…)
4.Подарки на Новый год можно не только покупать, но и сделать самим. (…)
5. На ёлке зажечь свечи. (…)
6. Дать младшему брату повесить на ёлку стеклянную игрушку. (…)
№ 3. Восстанови план рассказа М.Зощенко «Ёлка»
Испорченная кукла.
Папа наказал детей.
Ссора взрослых
Поедание сладостей с ёлки.
Мы с Лёлей вошли в комнату, где стояла ёлка.
Мама с гостями вошла в комнату.
Подготовка к Новому году.
№ 4 Оцени устную работу на уроке. САМООЦЕНКА:
Игра «Найти пары»
«Золотые слова»
Для дальних путешествий нельзя пускаться в путь без
6
знаний и не предупредив взрослых.
«Ёлка»
Нужно слушать советы взрослых, но иногда стоит
поступать с учётом сложившейся обстановки.
«Великие
путешественники»
Нельзя трогать чужое и обижать тех, кто слабее.
1.
Д/з 1. Подготовить пересказ от лица Миньки 2. Выполнить иллюстрацию
7