Автор: Березин Дмитрий Васильевич
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: СПбГХПА им. А.Л. Штиглица
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Учебное-наглядно-методическое пособие по дисциплине основы композиции.
Тема: "Общий курс основы композиции. часть 1."
Раздел: высшее образование
Учебно- Наглядно- методическое пособие по дисциплине
«Общий курс основы композиции»
Автор - старший преподаватель Березин Д.В. 2018 г.
СПбГХПА им А.Л. Штиглица. Кафедра Живописи и Реставрации.
Часть 1.
Данное пособие посвящено одному сложному и очень важному учебному предмету
композиция, предназначенному для подготовки художников.
Композиция художественного произведения создается такими изобразительными
средствами, как рисунок, цвет, линия, светотень, перспектива. Именно композиционными
средствами художник раскрывает идею произведения, подчеркивая основное и главное в
произведении.
Сочетание частей, сложение элементов в определенном порядке их взаимосвязь, которого
переходит в гармонию целого и создает картину.
Композиция - это творческий процесс создания произведения искусства, от замысла до
его завершения, и это комплекс средств раскрытия содержания произведения, основанный
на законах, правилах и приемах, служащих выразительному решению замысла.
Курс композиции имеет большое значение для развития образного мышления студентов.
На основе изучения истории композиции можно выделить законы, на которых строится
произведение: закона цельности, закон типизации, закон подчинения всех
закономерностей и средств композиции идейному замыслу.
Данная программа заданий по композиции предназначена для воспитания у студентов
навыков и понимания выразительных средств, используемых в построении композиции.
Формирование у студентов понимания, что такое силуэт, тон, ритм, цвет, точка, линия,
пятно и форма. Теоретические основы композиции разграничиваются на две группы:
1.
Законы. 2. Правила и приемы.
На основе изучения истории композиции можно выделить законы, на которых строится
произведение: закона цельности, закон типизации, закон подчинения всех закономерностей и
средств композиции идейному замыслу.
Правила, приемы и средства композиции.
Основными правилами композиции являются передача ритма, выделение сюжетно-
композиционного центра, симметрия или асимметрия.
Ритм.
Ритм в искусстве - одно из замечательных явлений, он проявляется через повторяемость
элементов. Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм
подразумевает движение. Ритм является одним из основных композиционных начал в
произведении. В искусстве ритмическая повторяемость не жесткая, не математически
точная, она предполагает отступление от правил периодической упорядоченности.
Перебои ритма, ритмические акценты, пустоты и сближения - характерная особенность
искусства. Ритм – это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое.
Сюжетно – композиционный центр.
Центром композиции является та часть, которая ясно выражает главное. Центр
выделяется акцентом, цветом, объемом, освещенностью.
Симметрия.
Симметрия в искусстве берет свое начало из реальности, изобилующей симметрично
устроенными формами.
Для симметричной композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, цвету,
форме и тону. В симметричных композициях одна часть зеркальна похожа на другую и
есть ярко выраженный центр, он как правило совпадает с геометрическим центром
картины.
Асимметрия.
Асимметрическое расположение предметов в композиции может вызвать впечатление
деление картины вертикальной осью на две равные части, равновесие достигается
введением пространственных пауз между предметами. Которые то удаляются то
приближаются. В асимметричной композиции равновесие отсутствует, смысловой центр
сдвигается.
О параллельности в композиции.
Не надо помещать в края картины формы, параллельные раме, так как они
воспринимаются прилипшими к картинной раме. Прямолинейные формы допустимы
вблизи края картины лишь в тех случаях, когда их вертикали или горизонтали частично
перекрываются другими изображениями.
Горизонтали и вертикали.
Горизонтальные направления и линии дают состояние покоя и тишины. Использование
параллельных вертикальных направлений подчеркивает состояние величия.
Диагональные направления.
Композиционный прием использования диагональных направлений способствует
усилению или ослаблению движения.
Средства композиции.
Линия – это основное средство изобразительного искусства.
Пятно – тональное и цветное служит для выявления объема формы, решить тональные
контрасты, которые создают выразительность.
Светотень – применяется для передачи объема предметов.
Задания по композиции.
Формальная композиция.
Используются простые геометрические фигуры.
1. Симметрия осевая.
2. Симметрия точечная.
3.Асимметрия ( статика – динамика).
1.
Задание № 1. Симметрия Осевая, используются простые геометрические фигуры,
такие как квадрат, круг, треугольник, сегмент. Черно – белое решение.
Целью является расположить разномасштабные геометрические фигуры в листе,
создавая взаимовлияние и взаимодействие силуэтов, ритма с учетом подчинения их
центральной оси листа. Геометрические фигуры располагаются в симметрии,
используя ось листа. Задача данного задания освоить понимание значения силуэта,
модуля, пятна, ритма в листе. И создать логически завершенную сбалансированную
композицию, делая акцент определенную центральную фигуру.
Задание выполняется на листе формата 14х14. Используя любые три
разномасштабные фигуры из четырех, такие как квадрат, треугольник круг, сегмент.
Используются черные фигуры на белом фоне без наложения их друг на друга.
Примеры выполнения.
2.
Задание № 2. Симметрия точечная, используются простые геометрические
фигуры, такие как квадрат, круг, треугольник, сегмент. Черно – белое решение.
Целью является расположить разномасштабные геометрические фигуры в листе,
создавая взаимовлияние и взаимодействие силуэтов, ритма с учетом подчинения их
центральной оси листа. Геометрические фигуры располагаются в симметрии,
используя ось листа, используя фигуру мелкого модуля в центре, подчиняя
разномасштабные фигуры от определенного центра листа. Задача данного задания
освоить понимание значения силуэта, модуля, пятна, ритма в листе. И создать
логически завершенную сбалансированную композицию, делая акцент
определенную центральную фигуру.
Задание выполняется на листе формата 14х14. Используя любые три
разномасштабные фигуры из четырех, такие как квадрат, треугольник круг, сегмент.
Используются черные фигуры на белом фоне без наложения их друг на друга.
Примеры выполнения.
3.
Задание № 3. Асимметрия, используются простые геометрические фигуры, такие
как квадрат, круг, треугольник, сегмент. Черно – белое решение. Создать ритм,
взаимовлияния силуэтов, пятен разномасштабных геометрических фигур добиваясь
асимметрии композиции в листе.
Целью является расположить разномасштабные геометрические фигуры в листе,
создавая взаимовлияние и взаимодействие силуэтов, ритма с учетом подчинения их
центральной оси листа. Геометрические фигуры располагаются в симметрии,
используя ось листа, используя фигуру мелкого модуля в центре, подчиняя
разномасштабные фигуры от определенного центра листа. Задача данного задания
освоить понимание значения силуэта, модуля, пятна, ритма в листе. И создать
логически завершенную сбалансированную композицию, делая акцент
определенную центральную фигуру.
Задание выполняется на листе формата 14х14. Используя любые три
разномасштабные фигуры из четырех, такие как квадрат, треугольник круг, сегмент.
Используются черные фигуры на белом фоне без наложения их друг на друга.
Примеры выполнения.
Заключение.
Композиция является неотъемлемой частью развития художника профессионала с
такими предметами как живопись, рисунок. Композиция формирует у студентов
эстетическое, грамотное, законченное, выверенное построение живописного и
графического произведения искусства. Формирование устойчивых навыков
решения живописно-пластических задач
Задачи дисциплины:
- освоение студентами основных законов изобразительного
искусства, средств и
методов ведения живописи с натуры, по памяти и по представлению;
- развитие умения проследить в неразрывной связи все элементы изобразительного
языка:
композиции,
рисунка.
Цветовых,
тональных,
светотеневых
отношений,
находить главное, типическое в создании художественного образа.
Список литературы:
Шорохов Е.В. Основы композиции. 1979 г.
Программы по композиции. СПбГХПА им. А.Л. Штиглица.
El Lissitzky. Staatiche galerie Moritzburg halle.1988.