Автор: Кузнецова Елена Александровна
Должность: преподаватель литературы
Учебное заведение: Промышленно-технологический техникум
Населённый пункт: г.Краснокаменск Забайкальский край
Наименование материала: план-конспект урока литературы
Тема: "Авторская песня. Булат Окуджава"
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Авторская песня. Булат Окуджава
Цели и задачи:
образовательные – рассмотреть особенности авторской песни как уникального явления русской
культуры на примере творчества Б. Окуджавы; раскрыть роль Б. Окуджавы как
основоположника современной авторской песни; рассмотреть особенности творческой
манеры барда;
развивающие – продолжить формирование умения анализировать лирическое стихотворение;
расширить представления о литературоведческих понятиях (лирический герой, поэтический
образ, интонация, ритмика, мелодика, звуковая инструментовка стиха);
воспитательная – способствовать формированию системы личностных ценностей студентов,
активной гражданской позиции, воспитанию патриотизма.
Форма урока: урок – откровение.
Используемые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1) по источнику передачи и восприятию учебной информации:
- словесные: метод литературной беседы; метод проблемного изложения; сообщения студентов;
- наглядные: слайд-шоу, музыкальное сопровождение.
2) по степени самостоятельности мышления студентов при овладении знаниями:
- исследовательский: метод поискового чтения, метод творческого чтения;
- репродуктивный: заполнение таблицы "Творчество Б.Ш. Окуджавы".
Межпредметные связи: литература + музыка + история.
Место урока в тематическом планировании: первый урок, всего 2 урока
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
презентация (PowerPoint 2007)
портреты Б.Ш. Окуджавы.
Ход урока:
1.Вводно- мотивационный момент.
2.Работа по теме урока.
1).Слово учителя.
-Добрый день, ребята. Я рада вас видеть сегодня и надеюсь, что у нас с вами получится
интересный и плодотворный урок. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число
А теперь внимательно прослушайте фрагменты песен. («Ах, Арбат, мой Арбат», «Мы за ценой
не постоим»)
-О ком поёт автор? (О себе и о каждом из нас)
-Что необычного в такой манере исполнения? (Он не исполняет, не выступает, а беседует,
разговаривает).
-Автор наставляет, поучает или доверительно беседует?
-Как вы считаете, что важнее в этой песне: текст, музыка или манера исполнения? (единство)
-Как называется такая манера исполнения, когда важны и доверительные интонации, и текст, и
музыка, и манера исполнения автора. Автор доверяет нам самое сокровенное.(авторская)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Появляется слайд с темой урока: «Авторская песня». (ответ студентов)
Слово учителя:
Авторскую песню ещё называют бардовской. Какие имена бардов вам знакомы? Булат Окуджава,
В.Высоцкий, Ю.Ким,А. Галич.
Почему людей, поющих собственные песни под гитару, часто называют именно бардами, а не
иначе?
2)Сообщения студентов
А)Английское слово bard — кельтского происхождения. Барды — это древние певцы-сказители у
кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.
Ирландские барды могли быть и придворными, и бродячими певцами. Аккомпанировали они сами
себе на струнном смычковом инструменте — кроте. Барды пели различные песни: героические
песни-баллады, религиозные, боевые, лирические и сатирические.
Но не всегда барды были обыкновенными бродячими песенными сказителями. Такими они
стали со временем. А когда-то барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у
кельтских племен.
Б) Высшая власть у кельтов принадлежала друидам. Друиды были главными духовными
руководителями и учителями мудрости кельтов. Служители кельтских богов — евбаги. Они
выполняли обряды, приносили жертвы, занимались гаданием и иногда исполняли обязанности
судей.
И третьим звеном были барды — мудрые поэты-певцы, глашатаи истины, рыцари правды и
добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и провозглашавшие мир и любовь. Проще
говоря, барды пропагандировали учение друидов, были посредниками между жрецами-друидами и
народом. Роль этих певцов была огромна, как и уважение, которым они пользовались. Многие из
кельтских вождей и королей с гордостью носили почетное звание «бард». Существует предание о
том, как враждующие станы, готовые к сражению, при звуке лиры-кроты именитого барда
складывали оружие и, прослушав песню, из врагов превращались в друзей.
В) Нынешние барды – это авторы и исполнители авторской песни. Но, что- же это за песня такая,
как - будто у других песен нет авторов?
Бардовская песня основана на жизненной позиции автора и его мировоззрении. Это не
направление музыки как: фолк, блюз, рок-н-ролл, джаз и др. В них каждый может проследить
характерный оттенок звуков для любого из этих направлений музыки. Авторская песня может
вмещать в себя все стили и течения музыки. При условии, что у данной песни любого стиля и
направления будет только один автор музыки и текста. Но так, чтобы текст не был
второстепенным.
Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но
песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро
распространялись по стране и становились народными.
Вопрос к группе:
- Что характерно для бардовской песни?
Появляется слайд.
*обращенность к каждому человеку;
*отличительная манера исполнения;
* важность текста, где текст и музыка едины;
*искренность;
*правдивость.
Одним из наиболее ярких представителей бардовской песни стал со второй половины 50-х годов
Булат Шалвович Окуджава, песня которого прозвучала в начале урока.
Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
Б.Окуджава
Булата Окуджаву называют Поэтом Печали, Чеховым 20 века. Ему принадлежат 800
стихотворений, около двухсот песен. Совершенно необычно звучат его слова и интонации:
«часовые любви», «подлая война», «ваше Величество Женщина», «мне надо на кого-нибудь
молиться». Но дело даже не в отдельных необычных образах, дело в том, что сами песни и его
стихи были совсем другие.
Задание группе: Слушаете сообщения и заполняете таблицу
Особенности поэтического творчества Б. Ш. Окуджавы и заполнение
таблицы.
Основные темы
Мотивы
Ключевые образы
Особенности поэзии Б. Окуджавы (вывод):
В чём секрет популярности поэзии Б. Окуджавы (вывод):
Кто же он, Булат Окуджава?
Сообщение №1.
Это восемнадцатилетний боец Великой Отечественной войны, прямо со школьного двора
шагнувший в ее огонь (песня «Отгремели песни нашегополка…» ).
Булат Окуджава рассказывал: «Это как ожог, сильный, до сих пор не заживший, все, что
довелось тогда испытать, по сей день ношу в себе как осколок, как неизвлеченную пулю. По-
настоящему я вошел в литературу именно с военной темой… Я чувствовал непреодолимое
желание высказаться, выразить себя, рассказать о пережитом. Писалось по свежему, еще сильны
были непосредственные впечатления той огненной поры. Они-то и послужили толчком, отправной
точкой для многих моих стихотворений»,
Так день начала войны стал истинным днем начала биографии того поколения, к которому
принадлежал Булат Окуджава,
Звучит песня «Песня о Леньке»
День начала войны словно разом установил иное, особое исчисление времени – не на часы
и дни, а на поражения и победы, на павших и уцелевших. Поэтому так резко противопоставлены
вчера и сегодня, то есть мир и война в ранних стихотворениях Окуджавы, построенных на резкой
антитезе.
Тихий уютный быт милого сердцу поэта арбатского двора («играла радиола», «пары
танцевали»),мужество и рыцарство мальчишек («если другу станет худо иль вообще не повезет, он
протянет ему свою царственную руку, свою верную руку, и спасет»). Но тишина разорвана на
рассвете. И так же, как тысячи его сверстников, без громких слов уходит на войну Король: «…он
шапчонку, как корону, -набекрень- и пошел на войну».
В Москву, на Арбат, приходят мир и тишина , но некому «оплакать его жизнь». Мальчики
этого поколения «ушли не долюбив, не докурив последней папиросы», но ушли в бессмертие:
«Потому что, виноват, но я Москвы не представляю без такого, как он, короля».
Как и все юные, сам Булат Окуджава имел до лета 1941 года самые романтические
представления о войне: «Их счастливое время пришло». Но спустя пятнадцать лет поэт говорил:
«Война выветрила из меня начисто те осколки романтики, которые во мне еще были, как и в
любом юнце моего возраста. Я увидел, что война - это суровое и жестокое единоборство, и
радость наших побед у меня постоянно перемежалась с горечью потерь, очевидцем которых я
был. И впоследствии, когда я все это осознал, не могу сказать, что я стал пацифистом, это было бы
смешно, но во мне выработалась не умозрительная, а органическая ненависть к войне. И это
отложило отпечаток на всю мою жизнь и литературу тоже».
Звучит песня «До свидания, мальчики»
Сообщение №2
Окуджава говорит о войне без патетики, он не кричит о своей ненависти, Интонация
стихотворения мягка, печальна, лирична, Но именно ее тонкость подчеркивает несовместимость
войны и жизни, войны и человека, войны и любви…
Трагичность создается деталями, резко противопоставленными: свадьба, белые кофточки –
разлука, дым, сапоги, Трагична рано окончившаяся юность, несостоявшаяся любовь мальчиков и
девочек.
И эпитет «подлая» точно и емко выражает отношение автора к войне. И как заклинание,
рефреном звучат строки: «До свидания, … постарайтесь вернуться назад».
Константин Симонов, назвав вторую часть своей трилогии о войне «Солдатами не
рождаются», утверждает в ней свою главную идею: «Да, солдатами не рождаются, но ими
становятся в тяжкую для родины годину. И это свято. В этом человек, мужчина не только
выполняет свой долг, но и обретает данный ему судьбой смысл жизни и смысл смерти».
Стихи о Великой Отечественной Булата Окуджавы, конечно, не отвергают величие
героизма тех, кто спас Отечество. Но Булату Окуджаве внутренне более близка нравственная
позиция Льва Толстого, так сказавшего в романе «Война и мир»: «Началась война, то есть
совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
И с годами Булат Окуджава все тяжелее, как и многие его современники (ср. А.Твардовский
«Я знаю, никакой моей вины …»), испытывал чувство вины перед погибшими. Поэтому вновь и
вновь он обращается к нам:
Звучит песня «Вы слышите: грохочут сапоги»
Сообщение №3
Булат Окуджава – это грузин, выросший на Арбате, остро чувствующий свою кровную
связь с Родиной и народом. Грузия и Москва одинаково дороги ему.
Какое глубокое проникновение в психологию своего народа, какая прекрасная клятва
верности святыням своей земли и какое мастерское использование образов народной грузинской
поэзии в «Грузинской песне».
Звучит «Грузинская песня»
С другой стороны – множество лирических стихотворений и песен, посвященных Москве,
Арбату. «Я дворянин Арбатского двора, самим двором введенный во дворянство», - утверждал
поэт. В стихах и песнях 50-х годов Окуджава создал образ Арбата как мира содружества
единомышленников, мира нравственной красоты, единственно достойного быть запечатленным в
стихах и красках: «Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в зарю…» Арбат
песен Окуджавы память о детстве, о мальчишеском братстве, о первой любви, о бесконечных
очередях перед военкоматами тысячи жаждавших записаться добровольцами арбатских ребят…
Но и сам автор, и его слушатели понимали, что эти песни – прекрасный миф, элегия о
безвозвратно ушедшем. Ведь и сам автор, вернувшись в 1956 году в Москву, ни разу не заходил в
свой двор, ведь прототип Леньки Королева был просто хулиган, а на арбатском дворе были не
только «веселье и смех», но и подлость и трусость, жестокость и предательство. Но образ-миф
Арбата продолжал жить: «Мы начали прогулку с арбатского двора, к нему то все, как видно, и
вернемся», «Арбатство,растворенное в крови, неистребимо, как сама природа…»Звучит песня «Я-
дворянин с арбатского двора»
Сообщение №4
Булат Окуджава – это поэт,композитор , исполнитель. Он один из создателей жанра
авторской песни. Как Б.Окуджава пришел в поэзию? Об этом он написал в своей книге: «Первая
песня появилась у меня почти случайно в 1946 году .Тогда я был студентом первого курса
университета .Я очень гордился этим своим новым званием и решил написать студенческую
песню . По моим представлениям, студенческая песня должна была быть очень грустной, типа
«Быстры , как волны ,дни нашей жизни» или что-то в этом роде. И вот как-то однажды я
подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам « Неистов и упрям…»
Получилась песенка. Друзья ее подхватили. А еще раньше, на фронте, я написал стихи, придумал
мелодию – и потом наш полк пел: «Нам в холодных теплушках не спалось». Но к этому занятию я
тогда относился несерьезно…».
Особенно популярными стали стихи и песни Б.Окуджавы в конце 50-х – начале 60-х
годов.Это было время « оттепели», время «шестидесятников». Какими они были? Во что верили,
что проповедовали?
Звучит песня «Сентиментальный марш»
Если говорить конкретно, это была прекрасная компания друзей-единомышленников:
Б.Балтер, Эрнст Неизвестный, В.Аксенов, В.Некрасов, Б.Сарнов.
Это веселое рыцарство проповедовало совесть и благородство, терпение и милосердие. Они
жили с душой, открытой всему миру. Они удивляли не только высотой духа, но и высотой
интеллекта, они поклонялись Прекрасной Даме, они чувствовали свою историческую,
нравственную связь с интеллигенцией 19 века, с декабристами, они верили, что творчество и
постоянный труд – вот смысл и цель жизни.
Когда придет дележки час,
Не нас калач ржаной поманит,
И рай настанет не для нас,
Зато Офелия всех нас помянет.
В стихах Булата Окуджавы читателя-слушателя пленяет интонация дружеского разговора,
искренности, обращенности к ближнему. К Булату Окуджаве в полной мере могут быть отнесены
слова Веты Гречко, сказанные о Геннадии Шангине-Березовском, одном из первых московских
бардов:
«Его счастье – в том , что он писал для нас, конкретных живых людей, которых он знал по
именам и которым смотрел в глаза. В этом, по-моему, главное счастье авторов так называемых
самодеятельных песен, тех авторов, которые пишут песни не ради денег, а для тебя, меня, в
этом главное обаяние этих песен, даже если их потом и подхватывают более далекие от автора
круги. Их обаяние не пропадает, оно чувствуется, им пронизано ощущение от песни».Лирический
герой поэзии Окуджавы не пытается никого учить, он не назидает, он удивляется миру , он
размышляет о мире вместе с читателем-слушателем. (Книга Б.Окуджавы так и названа автором «Я
никому ничего не навязывал»). Звучит песня «Музыкант играл на скрипке…»
Сообщение №5
Ушел из жизни Булат Окуджава в 1997 году. Но живы его стихи и песни, жива бардовская
песня. Подтверждение этому – многотысячные фестивали авторской песни и на Украине, и в
Израиле, и в Германии, и в Америке, и, конечно, в России.
О значении бардовской песни, песен Б.Окуджавытак пишет поэт Дмитрий Сухарев:
«Расхожее мнение довольствуется полудюжиной имен и частью правды. Для него авторская
песня это только производное эпохи тоталитаризма – территория внутренней свободы,
фольклор интеллигенции, отдушина. Правда намного шире. Скромное предприятие поющих
дилетантов незаметно превратилось в неотъемлемую часть национальной культуры.
Эстетические достоинства русской поющейся поэзии не уступают этическим. Но это не все.
Многие думают, что с падением берлинской стены отпала нужда в общественной
функции бардовской песни. Ошибка! Функция просто изменилась. Именно авторская песня
оказывается сегодня общественно востребованной… Людей расшвыряло по странам, страну
растерзали границы. Пространство авторской песни – только оно осталось неразделенным,
братским, единым.
Но и это еще не все. В потерпевшей поражение, униженной стране самое жестокое поражение
терпят русский язык и русская культура. Чумная, агрессивная нечисть правит пир на наших
экранах, наркомузыка прямой наводкой бьет по нашим детям. Авторская песня помогает
выжить. Всем своим происхождением она связана с русской речью, русской словесностью,
отечественной музыкальной традицией. Много ли нашего осталось в нашей культуре?
Песня песне рознь. Одна посадит на иглу, другая – за книгу стихов. Кому кайф, кому
катарсис. Авторская песня сделала свой выбор давно. Силы неравные? А это мы посмотрим».
И спустя полвека верны и точны слова Б.Окуджавы , сказанные им в 1946 году в первой его
песне, посвященной Ю.Нагибину и всем друзьям-студентам :
Неистов и упрям,
Гори, огонь, гори.
На смену декабрям
Приходят январи.
Нам все дано сполна-
И радости, и смех,
Одна на всех луна,
Весна одна на всех.
Стихотворение «У поэта соперников нету»
3.Подведение итогов урока:
1)В чём заключаются основные особенности творчества Б.Ш.Окуджавы? Окуджава проповедует
простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии.
2)Оставался ли Окуджава верным этим принципам в жизни?
Безусловно, да. Общественно-литературная репутация Окуджавы безукоризненная - он много раз
выступал в защиту диссидентов, против многих несправедливостей.
3)Только ли ситуация в стране способствовала популярности Окуджавы?
В ЧЕМ, на ваш взгляд, СЕКРЕТ ЕГО ПОПУЛЯРНОСТИ?
(Ответы учащихся).
Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями - доверительно-исповедальная. Он не
выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает настойчиво и последовательно, но никогда не
впадая в дидактичность, назидательность. Мелодия песни поэта – это не просто физический звук,
это голос души, нравственный голос.
4.Рефлексия
(Метод неоконченных предложений)
Слад на доске.
Мне понравилось….
Я поняла, что…
Я научилась…
5.Домашнее задание:
Написать мини-сочинение на тему: «Какие мысли и ощущения возникли у
меня во время чтения стихов Окуджавы».(слайд)
КПТТ преподаватель Литературы Кузнецова Е.А.
Тема: Авторская песня. Булат Окуджава
Цели и задачи:
образовательные – рассмотреть особенности авторской песни как уникального явления русской
культуры на примере творчества Б. Окуджавы; раскрыть роль Б. Окуджавы как
основоположника современной авторской песни; рассмотреть особенности творческой
манеры барда;
развивающие – продолжить формирование умения анализировать лирическое стихотворение;
расширить представления о литературоведческих понятиях (лирический герой, поэтический
образ, интонация, ритмика, мелодика, звуковая инструментовка стиха);
воспитательная – способствовать формированию системы личностных ценностей студентов,
активной гражданской позиции, воспитанию патриотизма.
Форма урока: урок – откровение.
Используемые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1) по источнику передачи и восприятию учебной информации:
- словесные: метод литературной беседы; метод проблемного изложения; сообщения студентов;
- наглядные: слайд-шоу, музыкальное сопровождение.
2) по степени самостоятельности мышления студентов при овладении знаниями:
- исследовательский: метод поискового чтения, метод творческого чтения;
- репродуктивный: заполнение таблицы "Творчество Б.Ш. Окуджавы".
Межпредметные связи: литература + музыка + история.
Место урока в тематическом планировании: первый урок, всего 2 урока
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
презентация (PowerPoint 2007)
портреты Б.Ш. Окуджавы.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
студентов
Примечание
1.Организация.
Мобилизирую
щее начало
урока
2.Актуализаци
я знаний
студентов.
Беседа.
Вступительное слово
учителя, проверка внешнего
состояния кабинета, рабочих
мест, организация внимания
Предлагает прослушать
фрагменты песен
Корректирует цели урока,
поставленные студентами
Задаёт студентам вопросы:
Приветствие учителя,
психологическая
готовность к уроку.
1Слушают фрагменты
песен
2.Ставят цели урока
3.Формулируют тему
4.Отвечают на
Цель этапа:
Психологический
настрой студентов и
преподавателя на
работу, обеспечение
нормальной рабочей
обстановки
Цель этапа:
Актуализация знаний
студентов.
Эмоциональный
настрой на восприятие
3.Работа по
теме урока
4.Проверка
усвоения
5. Итог урока.
6.Рефлексия.
1.О ком поёт автор?
2.Что необычного в такой
манере исполнения?
3.Автор наставляет, поучает
или доверительно беседует?
4.Как вы считаете, что
важнее в этой песне: текст,
музыка или манера
исполнения?
5.Как называется такая
манера исполнения, когда
важны и доверительные
интонации, и текст, и музыка,
и манера исполнения автора?
6. Автор доверяет нам самое
сокровенное.
Настраивает на восприятие
сообщений
Просит студентов
внимательно прослушать
сообщения и заполнить
таблицу
Дополняет ответы студентов,
комментирует.
Проводит беседу.
Предлагает самостоятельно
проверить правильность
заполнения таблицы по
слайд-контролю и поставить
оценки
Оценка знаний студентов.
Обращает внимание на цели,
записанные в начале урока.
Можно ли сказать, что мы
достигли поставленных
целей?
Над чем ещё каждому
предстоит поработать?
Предлагает студентам
закончить предложения:
Мне понравилось…
Я поняла, что…
Я научилась…
вопросы
Слушают сообщения
О жизненном и
творческом пути
поэта-барда,
песни в исполнении
Б.Окуджавы
Отвечают на вопросы
Самостоятельно
заполняют таблицу.
Проверяют
правильность
заполнения таблицы,
выставляют оценки.
Оценивают
достижения целей
урока.
Формулируют цели на
перспективу
Дописывают
предложения.
нового материала.
Цель этапа:
рассмотреть
особенности авторской
песни как уникального
явления русской
культуры на примере
творчества Б.
Окуджавы.
Виды работы:
Фронтальная ,
индивидуальная
Цель этапа:
Прочное усвоение
материала,
закрепление умений
Цель этапа:
Формирование умения
анализировать свои
успехи, логически
излагать свои мысли.
Цель этапа:
Развитие
аналитического
мышления,
самокритичности