Напоминание

"Авторская песня. Булат Окуджава"


Автор: Кузнецова Елена Александровна
Должность: преподаватель литературы
Учебное заведение: Промышленно-технологический техникум
Населённый пункт: г.Краснокаменск Забайкальский край
Наименование материала: план-конспект урока литературы
Тема: "Авторская песня. Булат Окуджава"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Авторская песня. Булат Окуджава

Цели и задачи:

образовательные – рассмотреть особенности авторской песни как уникального явления русской

культуры на примере творчества Б. Окуджавы; раскрыть роль Б. Окуджавы как

основоположника современной авторской песни; рассмотреть особенности творческой

манеры барда;

развивающие – продолжить формирование умения анализировать лирическое стихотворение;

расширить представления о литературоведческих понятиях (лирический герой, поэтический

образ, интонация, ритмика, мелодика, звуковая инструментовка стиха);

воспитательная – способствовать формированию системы личностных ценностей студентов,

активной гражданской позиции, воспитанию патриотизма.

Форма урока: урок – откровение.

Используемые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1) по источнику передачи и восприятию учебной информации:

- словесные: метод литературной беседы; метод проблемного изложения; сообщения студентов;

- наглядные: слайд-шоу, музыкальное сопровождение.

2) по степени самостоятельности мышления студентов при овладении знаниями:

- исследовательский: метод поискового чтения, метод творческого чтения;

- репродуктивный: заполнение таблицы "Творчество Б.Ш. Окуджавы".

Межпредметные связи: литература + музыка + история.

Место урока в тематическом планировании: первый урок, всего 2 урока

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска;

презентация (PowerPoint 2007)

портреты Б.Ш. Окуджавы.

Ход урока:

1.Вводно- мотивационный момент.

2.Работа по теме урока.

1).Слово учителя.

-Добрый день, ребята. Я рада вас видеть сегодня и надеюсь, что у нас с вами получится

интересный и плодотворный урок. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число

А теперь внимательно прослушайте фрагменты песен. («Ах, Арбат, мой Арбат», «Мы за ценой

не постоим»)

-О ком поёт автор? (О себе и о каждом из нас)

-Что необычного в такой манере исполнения? (Он не исполняет, не выступает, а беседует,

разговаривает).

-Автор наставляет, поучает или доверительно беседует?

-Как вы считаете, что важнее в этой песне: текст, музыка или манера исполнения? (единство)

-Как называется такая манера исполнения, когда важны и доверительные интонации, и текст, и

музыка, и манера исполнения автора. Автор доверяет нам самое сокровенное.(авторская)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Появляется слайд с темой урока: «Авторская песня». (ответ студентов)

Слово учителя:

Авторскую песню ещё называют бардовской. Какие имена бардов вам знакомы? Булат Окуджава,

В.Высоцкий, Ю.Ким,А. Галич.

Почему людей, поющих собственные песни под гитару, часто называют именно бардами, а не

иначе?

2)Сообщения студентов

А)Английское слово bard — кельтского происхождения. Барды — это древние певцы-сказители у

кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.

Ирландские барды могли быть и придворными, и бродячими певцами. Аккомпанировали они сами

себе на струнном смычковом инструменте — кроте. Барды пели различные песни: героические

песни-баллады, религиозные, боевые, лирические и сатирические.

Но не всегда барды были обыкновенными бродячими песенными сказителями. Такими они

стали со временем. А когда-то барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у

кельтских племен.

Б) Высшая власть у кельтов принадлежала друидам. Друиды были главными духовными

руководителями и учителями мудрости кельтов. Служители кельтских богов — евбаги. Они

выполняли обряды, приносили жертвы, занимались гаданием и иногда исполняли обязанности

судей.

И третьим звеном были барды — мудрые поэты-певцы, глашатаи истины, рыцари правды и

добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и провозглашавшие мир и любовь. Проще

говоря, барды пропагандировали учение друидов, были посредниками между жрецами-друидами и

народом. Роль этих певцов была огромна, как и уважение, которым они пользовались. Многие из

кельтских вождей и королей с гордостью носили почетное звание «бард». Существует предание о

том, как враждующие станы, готовые к сражению, при звуке лиры-кроты именитого барда

складывали оружие и, прослушав песню, из врагов превращались в друзей.

В) Нынешние барды – это авторы и исполнители авторской песни. Но, что- же это за песня такая,

как - будто у других песен нет авторов?

Бардовская песня основана на жизненной позиции автора и его мировоззрении. Это не

направление музыки как: фолк, блюз, рок-н-ролл, джаз и др. В них каждый может проследить

характерный оттенок звуков для любого из этих направлений музыки. Авторская песня может

вмещать в себя все стили и течения музыки. При условии, что у данной песни любого стиля и

направления будет только один автор музыки и текста. Но так, чтобы текст не был

второстепенным.

Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но

песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро

распространялись по стране и становились народными.

Вопрос к группе:

- Что характерно для бардовской песни?

Появляется слайд.

*обращенность к каждому человеку;

*отличительная манера исполнения;

* важность текста, где текст и музыка едины;

*искренность;

*правдивость.

Одним из наиболее ярких представителей бардовской песни стал со второй половины 50-х годов

Булат Шалвович Окуджава, песня которого прозвучала в начале урока.

Каждый пишет, что он слышит,

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить…

Б.Окуджава

Булата Окуджаву называют Поэтом Печали, Чеховым 20 века. Ему принадлежат 800

стихотворений, около двухсот песен. Совершенно необычно звучат его слова и интонации:

«часовые любви», «подлая война», «ваше Величество Женщина», «мне надо на кого-нибудь

молиться». Но дело даже не в отдельных необычных образах, дело в том, что сами песни и его

стихи были совсем другие.

Задание группе: Слушаете сообщения и заполняете таблицу

Особенности поэтического творчества Б. Ш. Окуджавы и заполнение

таблицы.

Основные темы

Мотивы

Ключевые образы

Особенности поэзии Б. Окуджавы (вывод):

В чём секрет популярности поэзии Б. Окуджавы (вывод):

Кто же он, Булат Окуджава?

Сообщение №1.

Это восемнадцатилетний боец Великой Отечественной войны, прямо со школьного двора

шагнувший в ее огонь (песня «Отгремели песни нашегополка…» ).

Булат Окуджава рассказывал: «Это как ожог, сильный, до сих пор не заживший, все, что

довелось тогда испытать, по сей день ношу в себе как осколок, как неизвлеченную пулю. По-

настоящему я вошел в литературу именно с военной темой… Я чувствовал непреодолимое

желание высказаться, выразить себя, рассказать о пережитом. Писалось по свежему, еще сильны

были непосредственные впечатления той огненной поры. Они-то и послужили толчком, отправной

точкой для многих моих стихотворений»,

Так день начала войны стал истинным днем начала биографии того поколения, к которому

принадлежал Булат Окуджава,

Звучит песня «Песня о Леньке»

День начала войны словно разом установил иное, особое исчисление времени – не на часы

и дни, а на поражения и победы, на павших и уцелевших. Поэтому так резко противопоставлены

вчера и сегодня, то есть мир и война в ранних стихотворениях Окуджавы, построенных на резкой

антитезе.

Тихий уютный быт милого сердцу поэта арбатского двора («играла радиола», «пары

танцевали»),мужество и рыцарство мальчишек («если другу станет худо иль вообще не повезет, он

протянет ему свою царственную руку, свою верную руку, и спасет»). Но тишина разорвана на

рассвете. И так же, как тысячи его сверстников, без громких слов уходит на войну Король: «…он

шапчонку, как корону, -набекрень- и пошел на войну».

В Москву, на Арбат, приходят мир и тишина , но некому «оплакать его жизнь». Мальчики

этого поколения «ушли не долюбив, не докурив последней папиросы», но ушли в бессмертие:

«Потому что, виноват, но я Москвы не представляю без такого, как он, короля».

Как и все юные, сам Булат Окуджава имел до лета 1941 года самые романтические

представления о войне: «Их счастливое время пришло». Но спустя пятнадцать лет поэт говорил:

«Война выветрила из меня начисто те осколки романтики, которые во мне еще были, как и в

любом юнце моего возраста. Я увидел, что война - это суровое и жестокое единоборство, и

радость наших побед у меня постоянно перемежалась с горечью потерь, очевидцем которых я

был. И впоследствии, когда я все это осознал, не могу сказать, что я стал пацифистом, это было бы

смешно, но во мне выработалась не умозрительная, а органическая ненависть к войне. И это

отложило отпечаток на всю мою жизнь и литературу тоже».

Звучит песня «До свидания, мальчики»

Сообщение №2

Окуджава говорит о войне без патетики, он не кричит о своей ненависти, Интонация

стихотворения мягка, печальна, лирична, Но именно ее тонкость подчеркивает несовместимость

войны и жизни, войны и человека, войны и любви…

Трагичность создается деталями, резко противопоставленными: свадьба, белые кофточки –

разлука, дым, сапоги, Трагична рано окончившаяся юность, несостоявшаяся любовь мальчиков и

девочек.

И эпитет «подлая» точно и емко выражает отношение автора к войне. И как заклинание,

рефреном звучат строки: «До свидания, … постарайтесь вернуться назад».

Константин Симонов, назвав вторую часть своей трилогии о войне «Солдатами не

рождаются», утверждает в ней свою главную идею: «Да, солдатами не рождаются, но ими

становятся в тяжкую для родины годину. И это свято. В этом человек, мужчина не только

выполняет свой долг, но и обретает данный ему судьбой смысл жизни и смысл смерти».

Стихи о Великой Отечественной Булата Окуджавы, конечно, не отвергают величие

героизма тех, кто спас Отечество. Но Булату Окуджаве внутренне более близка нравственная

позиция Льва Толстого, так сказавшего в романе «Война и мир»: «Началась война, то есть

совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

И с годами Булат Окуджава все тяжелее, как и многие его современники (ср. А.Твардовский

«Я знаю, никакой моей вины …»), испытывал чувство вины перед погибшими. Поэтому вновь и

вновь он обращается к нам:

Звучит песня «Вы слышите: грохочут сапоги»

Сообщение №3

Булат Окуджава – это грузин, выросший на Арбате, остро чувствующий свою кровную

связь с Родиной и народом. Грузия и Москва одинаково дороги ему.

Какое глубокое проникновение в психологию своего народа, какая прекрасная клятва

верности святыням своей земли и какое мастерское использование образов народной грузинской

поэзии в «Грузинской песне».

Звучит «Грузинская песня»

С другой стороны – множество лирических стихотворений и песен, посвященных Москве,

Арбату. «Я дворянин Арбатского двора, самим двором введенный во дворянство», - утверждал

поэт. В стихах и песнях 50-х годов Окуджава создал образ Арбата как мира содружества

единомышленников, мира нравственной красоты, единственно достойного быть запечатленным в

стихах и красках: «Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в зарю…» Арбат

песен Окуджавы память о детстве, о мальчишеском братстве, о первой любви, о бесконечных

очередях перед военкоматами тысячи жаждавших записаться добровольцами арбатских ребят…

Но и сам автор, и его слушатели понимали, что эти песни – прекрасный миф, элегия о

безвозвратно ушедшем. Ведь и сам автор, вернувшись в 1956 году в Москву, ни разу не заходил в

свой двор, ведь прототип Леньки Королева был просто хулиган, а на арбатском дворе были не

только «веселье и смех», но и подлость и трусость, жестокость и предательство. Но образ-миф

Арбата продолжал жить: «Мы начали прогулку с арбатского двора, к нему то все, как видно, и

вернемся», «Арбатство,растворенное в крови, неистребимо, как сама природа…»Звучит песня «Я-

дворянин с арбатского двора»

Сообщение №4

Булат Окуджава – это поэт,композитор , исполнитель. Он один из создателей жанра

авторской песни. Как Б.Окуджава пришел в поэзию? Об этом он написал в своей книге: «Первая

песня появилась у меня почти случайно в 1946 году .Тогда я был студентом первого курса

университета .Я очень гордился этим своим новым званием и решил написать студенческую

песню . По моим представлениям, студенческая песня должна была быть очень грустной, типа

«Быстры , как волны ,дни нашей жизни» или что-то в этом роде. И вот как-то однажды я

подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам « Неистов и упрям…»

Получилась песенка. Друзья ее подхватили. А еще раньше, на фронте, я написал стихи, придумал

мелодию – и потом наш полк пел: «Нам в холодных теплушках не спалось». Но к этому занятию я

тогда относился несерьезно…».

Особенно популярными стали стихи и песни Б.Окуджавы в конце 50-х – начале 60-х

годов.Это было время « оттепели», время «шестидесятников». Какими они были? Во что верили,

что проповедовали?

Звучит песня «Сентиментальный марш»

Если говорить конкретно, это была прекрасная компания друзей-единомышленников:

Б.Балтер, Эрнст Неизвестный, В.Аксенов, В.Некрасов, Б.Сарнов.

Это веселое рыцарство проповедовало совесть и благородство, терпение и милосердие. Они

жили с душой, открытой всему миру. Они удивляли не только высотой духа, но и высотой

интеллекта, они поклонялись Прекрасной Даме, они чувствовали свою историческую,

нравственную связь с интеллигенцией 19 века, с декабристами, они верили, что творчество и

постоянный труд – вот смысл и цель жизни.

Когда придет дележки час,

Не нас калач ржаной поманит,

И рай настанет не для нас,

Зато Офелия всех нас помянет.

В стихах Булата Окуджавы читателя-слушателя пленяет интонация дружеского разговора,

искренности, обращенности к ближнему. К Булату Окуджаве в полной мере могут быть отнесены

слова Веты Гречко, сказанные о Геннадии Шангине-Березовском, одном из первых московских

бардов:

«Его счастье – в том , что он писал для нас, конкретных живых людей, которых он знал по

именам и которым смотрел в глаза. В этом, по-моему, главное счастье авторов так называемых

самодеятельных песен, тех авторов, которые пишут песни не ради денег, а для тебя, меня, в

этом главное обаяние этих песен, даже если их потом и подхватывают более далекие от автора

круги. Их обаяние не пропадает, оно чувствуется, им пронизано ощущение от песни».Лирический

герой поэзии Окуджавы не пытается никого учить, он не назидает, он удивляется миру , он

размышляет о мире вместе с читателем-слушателем. (Книга Б.Окуджавы так и названа автором «Я

никому ничего не навязывал»). Звучит песня «Музыкант играл на скрипке…»

Сообщение №5

Ушел из жизни Булат Окуджава в 1997 году. Но живы его стихи и песни, жива бардовская

песня. Подтверждение этому – многотысячные фестивали авторской песни и на Украине, и в

Израиле, и в Германии, и в Америке, и, конечно, в России.

О значении бардовской песни, песен Б.Окуджавытак пишет поэт Дмитрий Сухарев:

«Расхожее мнение довольствуется полудюжиной имен и частью правды. Для него авторская

песня это только производное эпохи тоталитаризма – территория внутренней свободы,

фольклор интеллигенции, отдушина. Правда намного шире. Скромное предприятие поющих

дилетантов незаметно превратилось в неотъемлемую часть национальной культуры.

Эстетические достоинства русской поющейся поэзии не уступают этическим. Но это не все.

Многие думают, что с падением берлинской стены отпала нужда в общественной

функции бардовской песни. Ошибка! Функция просто изменилась. Именно авторская песня

оказывается сегодня общественно востребованной… Людей расшвыряло по странам, страну

растерзали границы. Пространство авторской песни – только оно осталось неразделенным,

братским, единым.

Но и это еще не все. В потерпевшей поражение, униженной стране самое жестокое поражение

терпят русский язык и русская культура. Чумная, агрессивная нечисть правит пир на наших

экранах, наркомузыка прямой наводкой бьет по нашим детям. Авторская песня помогает

выжить. Всем своим происхождением она связана с русской речью, русской словесностью,

отечественной музыкальной традицией. Много ли нашего осталось в нашей культуре?

Песня песне рознь. Одна посадит на иглу, другая – за книгу стихов. Кому кайф, кому

катарсис. Авторская песня сделала свой выбор давно. Силы неравные? А это мы посмотрим».

И спустя полвека верны и точны слова Б.Окуджавы , сказанные им в 1946 году в первой его

песне, посвященной Ю.Нагибину и всем друзьям-студентам :

Неистов и упрям,

Гори, огонь, гори.

На смену декабрям

Приходят январи.

Нам все дано сполна-

И радости, и смех,

Одна на всех луна,

Весна одна на всех.

Стихотворение «У поэта соперников нету»

3.Подведение итогов урока:

1)В чём заключаются основные особенности творчества Б.Ш.Окуджавы? Окуджава проповедует

простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии.

2)Оставался ли Окуджава верным этим принципам в жизни?

Безусловно, да. Общественно-литературная репутация Окуджавы безукоризненная - он много раз

выступал в защиту диссидентов, против многих несправедливостей.

3)Только ли ситуация в стране способствовала популярности Окуджавы?

В ЧЕМ, на ваш взгляд, СЕКРЕТ ЕГО ПОПУЛЯРНОСТИ?

(Ответы учащихся).

Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями - доверительно-исповедальная. Он не

выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает настойчиво и последовательно, но никогда не

впадая в дидактичность, назидательность. Мелодия песни поэта – это не просто физический звук,

это голос души, нравственный голос.

4.Рефлексия

(Метод неоконченных предложений)

Слад на доске.

Мне понравилось….

Я поняла, что…

Я научилась…

5.Домашнее задание:

Написать мини-сочинение на тему: «Какие мысли и ощущения возникли у

меня во время чтения стихов Окуджавы».(слайд)

КПТТ преподаватель Литературы Кузнецова Е.А.

Тема: Авторская песня. Булат Окуджава

Цели и задачи:

образовательные – рассмотреть особенности авторской песни как уникального явления русской

культуры на примере творчества Б. Окуджавы; раскрыть роль Б. Окуджавы как

основоположника современной авторской песни; рассмотреть особенности творческой

манеры барда;

развивающие – продолжить формирование умения анализировать лирическое стихотворение;

расширить представления о литературоведческих понятиях (лирический герой, поэтический

образ, интонация, ритмика, мелодика, звуковая инструментовка стиха);

воспитательная – способствовать формированию системы личностных ценностей студентов,

активной гражданской позиции, воспитанию патриотизма.

Форма урока: урок – откровение.

Используемые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1) по источнику передачи и восприятию учебной информации:

- словесные: метод литературной беседы; метод проблемного изложения; сообщения студентов;

- наглядные: слайд-шоу, музыкальное сопровождение.

2) по степени самостоятельности мышления студентов при овладении знаниями:

- исследовательский: метод поискового чтения, метод творческого чтения;

- репродуктивный: заполнение таблицы "Творчество Б.Ш. Окуджавы".

Межпредметные связи: литература + музыка + история.

Место урока в тематическом планировании: первый урок, всего 2 урока

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска;

презентация (PowerPoint 2007)

портреты Б.Ш. Окуджавы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

студентов

Примечание

1.Организация.

Мобилизирую

щее начало

урока

2.Актуализаци

я знаний

студентов.

Беседа.

Вступительное слово

учителя, проверка внешнего

состояния кабинета, рабочих

мест, организация внимания

Предлагает прослушать

фрагменты песен

Корректирует цели урока,

поставленные студентами

Задаёт студентам вопросы:

Приветствие учителя,

психологическая

готовность к уроку.

1Слушают фрагменты

песен

2.Ставят цели урока

3.Формулируют тему

4.Отвечают на

Цель этапа:

Психологический

настрой студентов и

преподавателя на

работу, обеспечение

нормальной рабочей

обстановки

Цель этапа:

Актуализация знаний

студентов.

Эмоциональный

настрой на восприятие

3.Работа по

теме урока

4.Проверка

усвоения

5. Итог урока.

6.Рефлексия.

1.О ком поёт автор?

2.Что необычного в такой

манере исполнения?

3.Автор наставляет, поучает

или доверительно беседует?

4.Как вы считаете, что

важнее в этой песне: текст,

музыка или манера

исполнения?

5.Как называется такая

манера исполнения, когда

важны и доверительные

интонации, и текст, и музыка,

и манера исполнения автора?

6. Автор доверяет нам самое

сокровенное.

Настраивает на восприятие

сообщений

Просит студентов

внимательно прослушать

сообщения и заполнить

таблицу

Дополняет ответы студентов,

комментирует.

Проводит беседу.

Предлагает самостоятельно

проверить правильность

заполнения таблицы по

слайд-контролю и поставить

оценки

Оценка знаний студентов.

Обращает внимание на цели,

записанные в начале урока.

Можно ли сказать, что мы

достигли поставленных

целей?

Над чем ещё каждому

предстоит поработать?

Предлагает студентам

закончить предложения:

Мне понравилось…

Я поняла, что…

Я научилась…

вопросы

Слушают сообщения

О жизненном и

творческом пути

поэта-барда,

песни в исполнении

Б.Окуджавы

Отвечают на вопросы

Самостоятельно

заполняют таблицу.

Проверяют

правильность

заполнения таблицы,

выставляют оценки.

Оценивают

достижения целей

урока.

Формулируют цели на

перспективу

Дописывают

предложения.

нового материала.

Цель этапа:

рассмотреть

особенности авторской

песни как уникального

явления русской

культуры на примере

творчества Б.

Окуджавы.

Виды работы:

Фронтальная ,

индивидуальная

Цель этапа:

Прочное усвоение

материала,

закрепление умений

Цель этапа:

Формирование умения

анализировать свои

успехи, логически

излагать свои мысли.

Цель этапа:

Развитие

аналитического

мышления,

самокритичности



В раздел образования