Автор: Хамицевич Юлия Олеговна
Должность: студент
Учебное заведение: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тихоокеанский государственный университет"
Населённый пункт: г. Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: "История становления и развития мировой юстиции в России"
Раздел: высшее образование
История становления и развития мировой юстиции в России.
Предпосылки к появлению в России мировых судей, следует отнести к
периоду
правления
Ивана
IV
«Грозного»,
правительственное
собрание
которого в 1539 году по просьбам самого населения конкретных областей
даровало местным общинам в форме «губных грамот право самим выбирать
людей для поимки и наказания разбойников, установив для каждого города,
каждой волости по 3-4 человека губных старост»
1
.
Так же свой вклад в развитие институт мировых судей России, внесла
Екатерина
II,
учредив
«совестные»
суды
которые
осуществляли
свою
деятельность вплоть до судебной реформы 1864 года. В то время судебная
система России представляла собой, фактически не зависимы друг от друга
подсистемы: окружные суды и судебные палаты; и мировые судьи и их
съезды. Эти подсистемы замыкались на правительствующем Сенате. Помимо
этого
суще ствовали
как
указанно
в
литературе
«со словно
-
специализированные
суды
в
состав
которых
входили:
волостные
(крестьянские), духовные, коммерческие, военные, инородческие суды»
2
, они
располагались
отдельной
линией
от
общей
системы
судов
России
того
времени.
В
подведомственности
рассмотрения
дел
мировых
судей
относились гражданские дела с ценной искового требования до 500 рублей,
уголовные
дела
частного
обвинения,
а
так
же
малозначительные
преступления, наказание за которые предусматривались в виде штрафа до
300 рублей, выговора, замечания, внушения, ареста до 3 месяцев, тюремного
заключения
(лишения
свободы)
на
срок
до
1
года.
Мировой
судя,
осуществлял
правосудие
в
пределах
одного
мирового
участка.
Так
же
существовала особая категория мировых судей - почетные мировые судьи.
Почетный мировой судья обладал той же компетенцией и процессуальным
положением, что и «участковый» мировой судья, но к его территориальной
подсудности относилась вся территория округа, т.е. несколько участков, так
1
[Дрожжин В. Суд Ивана Грозного// Российская юстиция. – 1996. - № 6. – С. 59-62]
2
[Лонская С.В. Мировой суд в судебной системе пореформенной России // Правоведение. – 1995. - № 3. – С.-
98.]
же он мог занимать почти любую государственную должность. Каким же
требованиям должен был отвечать мировой судья «Екатерининской» эпохи?
Мировым
судьей
мог
стать
гражданин
не
моложе
25
лет,
юридического
образования не требовалось - достаточно было закончить любое высшее или
среднее учебное заведение, либо прослужить более трех лет в должностях,
при исполнении которых могли быть приобретены практические сведения
(знания) в производстве судебных дел; но велик был материальный ценз,
существенно
сужавший
круг
потенциальных
кандидатов.
Обе
категории
мировых судей и почетные и участковый, избирались сроком на три года
всесословным
земским
собранием,
а
в
крупных
городах
-
городскими
думами.
Апелляционной
и
кассационной
инстанцией,
для
дел
рассматриваемых мировыми судьями, был съезд мировых судей в масштабах
уезда, постепенно преобразовавшийся в постоянно действующий орган.
В классификации государственных должностей того периода - статус
мирового судьи занимал довольно высокий класс. Они имели V класс Табели
о рангах, по объёму преимуществ и должностных прав – приравнивались к
членам общих судебных мест. Уволить или прекратить службу досрочно, как
по
собственному
желанию
мирового
судьи,
так
и
за
совершение
преступления
или
проступка
–
мог
только
Правительствующий
Сенат,
который
обладал
полномочием
отменить
решения
и
приговоры
съезда
мировых
судей.
«Россия
сделала
значительный
шаг
к
цивилизованному
обустройству своей общественно-политической организации. Судебную же
реформу принято считать одной из самых удачных, полно и последовательно
проведенных в жизнь»
3
Следует
сказать,
что
в
результате
активных
судебных
реформ
значительная часть функций мировых судей в 1889 году перешла в уездах к
земским
начальникам
-
судьям
администраторам,
в
городах
к
городским
судьям и частично к уездным членам окружных судов, в результате такого
3
[Борисов Г. От мировых судей - к мировым судам / Г. Борисов, Хапилин А. // Российская
юстиция. 2012. N 3. С. 39 – 40].
дробления в литературе отмечается «что от мировых судов остались только
обломки»
4
.
Несмотря на все изменения, в «1917 году в России насчитывалось 12
755 мировых и волостных судов. В 1924 году по статистическим данным,
число судов уменьшилось почти в пять раз – насчитали 2555 участковых
народных
судов
–
один
суд
приходился
на
1600
квадратных
верст»
5
.
Необходимо было искать выход из сложившегося положения, и в качестве
эксперимента в Москве решено было наделить органы милиции судейскими
полномочиями. Как известно, многие дела, которые сейчас разрешаются в
судебном порядке, были отнесены к ведению органов исполнительной власти
и общественным организациям.
Следующим этапом в воссоздании в России института мировых судей,
можно
отнести
ст.
18
Основ
законодательства
Союза
ССР
и
союзных
республик,
в
которой
повествовалось
об
учреждении
при
районных
и
городских
народных
судах
–
должности
судей
по
административному
и
исполнительному
судопроизводству,
но
реализации
данных
планов
не
последовало.
О
необходимости
введения
в
России
мировых
судей
заговорили
официально и открыто в конце 1991 года, когда постановлением Верховного
Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы в РСФСР. В ней
предусматривалось создание мировых судов как судов первой инстанции, в
которых мировой судья рассматривает дела единолично.
Предпосылки к возрождению института мировой юстиции в России
возникли
с
развитием
в
стране
демократии,
рыночных
отношений,
возникновение
социальных
проблем
в
условиях
быстро
развивающегося
молодого законодательства. Все это порождало много споров и конфликтов,
требующих быстрого и цивилизованного рассмотрения, возросшего числа
4
[Власов В. Мировой суд как форма народного самоуправления // Российская юстиция. –
1995. - № 7. – С. 21]
5
[Копоненко В. Мировой суд как зеркало судебно-правовой реформы // Российская
юстиция. – 1998. - № 11. – С. 5-6]
споров. Следует отметить, что к началу судебной реформы нового времени
районные
(городские)
суды
были
перегружены
большим
количеством
угловых
и
административных
дел,
в
особенности
гражданских
дел,
что
мешало качественному и своевременному рассмотрению дел.
Создание мирового суда - мировой юстиции, ее роль и место в судебной
системе
исторически
осуществлялось
двумя
путями.
В
соответствии
с
первым
–
мировой
суд
создавался
в
качестве
нижнего
-
первого
звена
системы общих судов, являясь его составной частью. Второй путь состоял в
признании мирового судьи представителем местного суда, который хотя и
входил в единую судебную систему государства, но представлял собой ее
особенную часть, имеющую свои задачи. Российский законодатель пошел по
пути объединения указанных направлений.
Более существенным и реалистичным этапом становления в России
мировой
юстиции
необходимо
назвать
принятие
Государственной
думой
Российской
Федерации
23
октября
1996
года
–
Федерального
конституционного
закона
«О
судебной
системе
Российской
Федерации»,
вступивший
в
действие
31
декабря
1996
года.
В
ст.
28
определена
подсудность
дел
мирового
судьи:
«Мировой
судья
в
пределах
своей
компетенции
рассматривает
гражданские,
административные
и
уголовные
дела в качестве суда первой инстанции» и одновременно определяется его
законодательная платформа «Полномочия и порядок деятельности мирового
судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской
Федерации»
6
Современный
этап
формирования
возрождения
института
мировых
судей в России начался сравнительно недавно с принятием Федерального
закона «О мировых судьях Российской Федерации» от 17 декабря 1998 N 188-
ФЗ. В соответствии с этим законом мировые судьи в Российской Федерации
являются судьями общей юрисдикцией и входят в единую судебную систему
7
.
6
[Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О
судебной системе Российской Федерации"// "Российская газета", N 3, 06.01.1997]
Полномочия,
порядок
деятельности,
порядок
создания
должностей
мировых судей, устанавливается федеральным законодательством. Порядок
избрания
–
назначения
на
должность
и
деятельность
мирового
судьи,
устанавливается
так
же
законодательными
актами
субъектов
Российской
Федерации. Правосудие мировые судьи, осуществляют именем Российской
Федерации.
Мировые суды, являются наиболее низовым звеном судебной системы,
но это не означает ее малой значимости во всей судебной системе Российской
Федерации,
это
означает
наиболее
приближенность
данного
инструмента
отправления
правосудия
к
населению.
Данная
структура
берет
на
себя
большинство
сравнительно
«мелких»
категорий
гражданских
дел,
административные, и уголовные дела, общественная опасность, которых не
столь велика.
Несмотря
на
многочисленные
проблемы,
мировые
судьи
играют
важную
роль
в
обеспечении
защиты
прав
граждан.
Введение
института
мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в
Российской
Федерации
на
основе
общедемократических
принципов.
Насколько идея возрождения мировых судей оправдала себя, уже показало
время. Сегодня с уверенностью можно сказать, что нынешние мировые судьи,
столь же популярны, что и их коллеги в далеком прошлом.
7
[Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О мировых судьях в
Российской Федерации"// "Российская газета", N 242, 22.12.1998]