Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению в 1- 2 классах. "По страницам устного народного творчества"
Автор: Шахова Любовь Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Номженская СОШ Населённый пункт: Костромская область, Нейский район, посёлок Номжа Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению в 1- 2 классах. "По страницам устного народного творчества" Раздел: начальное образование
«Путешествие по жанрам устного народного творчества».
На
уроках
литературного
чтения,
изучая
раздел
«устное
народное
творчество»
я
заметила,
что
дети
проявляют
особый
интерес
к
жанрам У. Н. Т. Тогда и пришла идея: а что если дать ученикам задание,
пусть они сами найдут ответы на свои вопросы.
Класс поделили на 4 группы. Каждая группа выбрала себе задание.
- Проект на тему «Русские народные сказки»
- Проект на тему «Загадки»
- Проект на тему «Русские народные песни»
- Проект на тему «Народные игры»
Цели:
образовательная:
обобщить
знания
о
жанрах
устного
народного
творчества,
различать их; показать красоту языка русского народа, мудрость,
скрытую в
пословицах; отрабатывать чёткость произношения
скороговорок; умение различать русские народные инструменты;
познакомить с русскими народными песнями, играми, танцами;
научить исполнять танец с деревянными ложками;
развивающая:
развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные
способности учащихся, прививать интерес к традициям своего
народа;
воспитательная:
воспитывать
любовь
к
русскому
языку,
устному
народному
творчеству,
воспитывать патриотические чувства, уважение к
людям, почитание старших, трудолюбие.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент. Сообщение темы мероприятия.
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Веселья Вам да радости.
- Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
- Итак, мы отправляемся в путешествие по стране «Устное народное
творчество».
2. Подготовительный этап – беседа.
Учитель:
- Что означают слова «Устное народное творчество»?
(На
доске
прикреплён
«цветок»
на
лепестках
названия:
сказки,
загадки,
пословицы,
поговорки,
песни,
шутки,
частушки,
прибаутки…)
В путешествии помогут
нам лепестки этого волшебного цветка,
который называется «Устное народное творчество» (У.Н.Т.)
3.Основная часть.
- Ответьте на вопрос. В каком жанре народного творчества сокрыта
народная мудрость? (Пословицы.)
Лепесток «Пословицы»
- О чём бывают пословицы?
- Какие пословицы о труде вы знаете?
(Делу время, потехе – час.
Терпенье и труд всё перетрут.
Семь раз примерь, один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
-А какие пословицы о дружбе?
(Нет друга – ищи, а нашёл, береги.
Все за одного, один за всех.
Старый друг лучше новых двух.)
- А вы знаете кого на Руси называли Ярило? (Солнышко.)
Оно приготовило вам задание.
-К каждой пословице найдите её концовку.
Лесом шёл, … (а дров не видел.)
Под лежачий камень … (вода не течёт.)
Мороз невелик, … (да стоять не велит.)
Встать пораньше, … (да шагнуть подальше.)
- Найдите начало пословиц.
… делаешь насмех. (Делаешь наспех)
… щепки летят. (Лес рубят)
Каждый раз выясняем почему так говорят.
- А знаете ли вы, как веселился русский народ?
Лепесток «Русские народные песни»
(рассказывают об истории возникновения русских народных песен
ученики. Поют русскую народную
песню «В огороде малина…» Играют на народных инструментах.
- Скажите, что помогало русскому народу в труде и в веселье?
(Музыка.)
-
Какие
русские
народные
инструменты
вы
знаете?
(Рожок,
балалайка, трещотки, свистульки, ложки, гармошка.)
- Догадайтесь, какие русские народные музыкальные инструменты
исполняют данную мелодию.
(Звучит музыка в записи.)
Следующий лепесток под названием «Сказки».
- Вспомните какие русские народные сказки вы читали?
(Сообщение о сказках. Ученики рассказывают о том, какие бывают
сказки, как сочинялись сказки в старину. ) «
Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора»
- Если отгадаем загадку, то узнаем название следующего лепестка.
Кто в дом ни идёт,
Меня за руку берёт. (Дверь.)
Лепесток «Игра» … Давайте поиграем в русскую народную игру.
- А что бы выбрать ведущего, надо посчитаться.
- Кто из вас знает народные считалочки?( Разучиваем считалки)
Играем в игру «У медведя во бору…»
Лепесток «Загадки»
Ребята,
а
кто
из
вас
любит
отгадывать
загадки?
А
как
придумывались загадки?
(Учащиеся рассказывают о загадках и загадывают их всем
ребятам)
Рефлексия:
Вспомните, о каких жанрах устного русского народного творчества
мы говорили.
Подведение итогов мероприятия. Награждение участников.