Напоминание

Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению в 1- 2 классах. "По страницам устного народного творчества"


Автор: Шахова Любовь Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Номженская СОШ
Населённый пункт: Костромская область, Нейский район, посёлок Номжа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению в 1- 2 классах. "По страницам устного народного творчества"
Раздел: начальное образование





Назад





Мероприятие, проведённое в 1-2 классах.

Тема:

«Путешествие по жанрам устного народного творчества».

На

уроках

литературного

чтения,

изучая

раздел

«устное

народное

творчество»

я

заметила,

что

дети

проявляют

особый

интерес

к

жанрам У. Н. Т. Тогда и пришла идея: а что если дать ученикам задание,

пусть они сами найдут ответы на свои вопросы.

Класс поделили на 4 группы. Каждая группа выбрала себе задание.

- Проект на тему «Русские народные сказки»

- Проект на тему «Загадки»

- Проект на тему «Русские народные песни»

- Проект на тему «Народные игры»

Цели:

образовательная:
обобщить знания о жанрах устного народного творчества, различать их; показать красоту языка русского народа, мудрость, скрытую в пословицах; отрабатывать чёткость произношения скороговорок; умение различать русские народные инструменты; познакомить с русскими народными песнями, играми, танцами; научить исполнять танец с деревянными ложками;
развивающая:
развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные способности учащихся, прививать интерес к традициям своего народа;
воспитательная:
воспитывать любовь к русскому языку, устному народному творчеству, воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, почитание старших, трудолюбие.
Ход мероприятия.

1. Организационный момент. Сообщение темы мероприятия.
- Здравствуйте, гости дорогие! - Веселья Вам да радости. - Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
- Итак, мы отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество».
2. Подготовительный этап – беседа.
Учитель: - Что означают слова «Устное народное творчество»? (На доске прикреплён «цветок» на лепестках названия: сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, шутки, частушки, прибаутки…) В путешествии помогут нам лепестки этого волшебного цветка, который называется «Устное народное творчество» (У.Н.Т.)
3.Основная часть.
- Ответьте на вопрос. В каком жанре народного творчества сокрыта народная мудрость? (Пословицы.)
Лепесток «Пословицы»
- О чём бывают пословицы? - Какие пословицы о труде вы знаете? (Делу время, потехе – час. Терпенье и труд всё перетрут. Семь раз примерь, один отрежь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.) -А какие пословицы о дружбе? (Нет друга – ищи, а нашёл, береги. Все за одного, один за всех. Старый друг лучше новых двух.) - А вы знаете кого на Руси называли Ярило? (Солнышко.) Оно приготовило вам задание. -К каждой пословице найдите её концовку. Лесом шёл, … (а дров не видел.) Под лежачий камень … (вода не течёт.) Мороз невелик, … (да стоять не велит.) Встать пораньше, … (да шагнуть подальше.) - Найдите начало пословиц. … делаешь насмех. (Делаешь наспех) … щепки летят. (Лес рубят) Каждый раз выясняем почему так говорят.
- А знаете ли вы, как веселился русский народ?
Лепесток «Русские народные песни»
(рассказывают об истории возникновения русских народных песен ученики. Поют русскую народную песню «В огороде малина…» Играют на народных инструментах. - Скажите, что помогало русскому народу в труде и в веселье? (Музыка.) - Какие русские народные инструменты вы знаете? (Рожок, балалайка, трещотки, свистульки, ложки, гармошка.) - Догадайтесь, какие русские народные музыкальные инструменты исполняют данную мелодию. (Звучит музыка в записи.)
Следующий лепесток под названием «Сказки».
- Вспомните какие русские народные сказки вы читали? (Сообщение о сказках. Ученики рассказывают о том, какие бывают сказки, как сочинялись сказки в старину. ) « Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора»
-
Если отгадаем загадку, то узнаем название следующего лепестка. Кто в дом ни идёт, Меня за руку берёт. (Дверь.)
Лепесток «Игра»
… Давайте поиграем в русскую народную игру. - А что бы выбрать ведущего, надо посчитаться. - Кто из вас знает народные считалочки?( Разучиваем считалки) Играем в игру «У медведя во бору…»
Лепесток «Загадки»
Ребята, а кто из вас любит отгадывать загадки? А как придумывались загадки? (Учащиеся рассказывают о загадках и загадывают их всем ребятам)
Рефлексия:
Вспомните, о каких жанрах устного русского народного творчества мы говорили. Подведение итогов мероприятия. Награждение участников.


В раздел образования