Автор: Жесик Надежда Борисовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ФКПОУ "Кунгурский техникум - интернат" Министерства труда России Населённый пункт: город Кунгур, Пермский край Наименование материала: методическая разработка урока семейной любви Тема: "Какие они, наши дети?" Раздел: среднее профессиональное
Урок семейной любви для родителей.
Преподаватель общеобразовательных дисциплин
Н. Б. Жесик, высшая квалификационная категория,
педагог - психолог, высшей квалификационная категория
Тема: «Какие они, наши дети?»
Цель: мотивация родительско – детских отношений
Задача: задуматься над тем, каким человеком растет сын или дочь
Подготовительная работа:
Ответы детей на вопрос «Я для родителей…»
Схеме «Солнышко» - какой я сын или дочь?
Коллективный словесный портрет детей
Советы детей родителям
Высказывания великих людей о детях, стихи
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя .
-
Добрый
день,
дорогие
коллеги!
Нет!
Я
не
оговорилась.
Любящий
родитель – это, прежде всего, хороший психолог. Я рада видеть вас на
уроке
семейной
любви.
Все
мы
разные
внешне,
да
и
внутреннее
содержание у каждого свое. У каждого своя судьба, интересы и т. д., но
есть одно общее,
то, что нас всех здесь объединяет – это наши дети,
повзрослевшие
мальчики
и
девочки,
которые
сейчас
претендуют
на
личный выбор и строят свою жизнь. Рассчитываю на вашу поддержку,
дорогие
коллеги,
помощь
и
взаимопонимание,
активное
участие
в
открытом разговоре. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Я выбрала форму общения в круге. Как вы думаете, почему?
Да,
круг
-
это
наиболее
совершенная
фигура.
В
круге
проще
вести
открытый разговор. Кроме того, это ещё и возможность некоторое время
быть вместе и чувствовать тепло друг друга. Помните строчки из песни:
«Глаза в глаза, рука к руке» Круг – это гармония нашей защищенности.
С вашего разрешения я озвучу несколько важных правил работы в круге.
В круге все равны
Каждый говорит свое мнение, свою точку зрения
Оценок друг другу мы не ставим и не критикуем за мнение
Пропустить круг можно только один раз.
2. Сообщение темы и цели.
Мирок.
Дети – это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук.
Дети – это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте комочек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
М. Цветаева
- Нетрудно догадаться, что речь сейчас пойдет о наших детях.
Слайд 1Тема урока семейной любви «Какие они, наши дети?».
- У нас с вами есть чудесная возможность вспомнить прошлое и заглянуть,
даже в будущее и задуматься над тем, какие наши дети, каким человеком
растет сын, дочь.
Вопрос по кругу: Ребенок – это праздник, который пока со мной. (Да, нет, не
знаю и почему)
Слайд 2 Ребенок для меня…
- На индивидуальных листочках продолжите предложение…
Самостоятельная
работа
на
листочках
в
виде
лучиков.
Музыка.
Высказывание мнений
Слайд 3 Схема «Солнышко»
Ребенок для меня..
Большая ответственность
Продолжение рода
Гордость семьи
Мое счастье
Спокойная старость
Возвращение в детство
Открытие мира
Радости большие и маленькие
Слайд 4 «Я для родителей…»
Зачитываются листочки с мнением молодых людей «Я для родителей…»
- А какое мнение на это вопрос имеют наши молодые люди?
Опора в будущем
Пока игрушка, которою берегут, но не прислушиваются к мнению.
Почему – то родители решили, что знают обо мне больше, чем я сам.
Начало начал
Большая забота
Любовь
Сын
Всякие проблемы
У меня нет родителей. Я один сам себе хозяин
- Какие определения особо приятны?
- Какие заставляют задуматься?
Вывод : из высказываний молодых людей видно, что не все считают себя
любимыми, единственными. Есть над чем задуматься.
Слайд 5
Дети – это завтрашние судьи наши. М. Горький
Ребёнок – это правда любви М. Пришвин
Каждый
ребёнок
–
это
художник.
Трудность
в
том,
чтобы
остаться
художником, выйдя из детского возраста П. Пикассо
- Мысли великих людей всегда содержательны.
Слайд 6. Важные личностные черты ребенка
Работа на индивидуальных листочках
А. Сильные личностные черты
- Напишите положительные личностные качества.
- Какие считаете самыми главными?
Работа в минигруппах
- Объединитесь в группы и из всего списка выберите 5 самые важные черты
личности
Озвучивание мнения группы
Б. Отрицательные качества
- Напишите отрицательные черты характера.
- Подчеркните те, что вызывают тревогу.
Работа в микрогруппах
- Объединитесь в группы и из всего списка выберите 3 самые слабые черты
личности.
Озвучивание мнения группы
По мнению наших студентов самые необходимы личностные черты – это
доброта,
целеустремленность,
активность,
честность,
преданность,
уверенность.
А
отрицательными
качествами
они
считают: жестокость,
грубость,
наглость.
Вывод : «Ребёнок – это не сосуд, который необходимо чем – то заполнить, а
факел, который нужно зажечь» Макаренко
Слайд 7. Как можно воспитать в ребенке необходимые качества?
Работа в микрогруппах, а затем в группе
Вывод: В. А.Сухомлинский, что доброго может воспитать только добрый,
умного- умный.
Если
вы
хотите,
чтобы
дети
заботились
о
вас,
были
внимательными,
нежными, будьте такими с ними и сами.
Если вы хотите, чтобы дети верили в себя, в свои таланты, способности,
верьте в это, прежде всего, сами.
Если
вы
считаете
нужным
воспитать
в
детях
чувство
собственного
достоинства, относитесь к ним и себе с уважением.
Одним словом, что отдашь – то и получишь.
Зачитывание мнения детей.
- Что же по этому поводу думают наши дети?
- Для того, чтобы стать хорошим человеком нужно, прежде всего, научиться
любить и прощать. Всему этому, наверно,
учат родители. Но у меня нет
родителей. Папы нет (никогда его не видел). Есть мать: давно спившийся
человек, променявшая меня, брата и сестру на водку. Мы воспитывались в
детдоме. Да, там есть, что покушать, есть куда лечь, но сколько себя помню, я
всегда просыпался ночью от жуткого холода. Даже зубы стучали. Вроде бы, и
одеяло теплое, и в комнате тоже тепло, а меня озноб бьёт. Тогда я не мог
объяснить причину такого состояния.
Сейчас понимаю. Такую чечётку
отбивало
моё
одиночество,
мне
не
хватала
(да
и
сейчас
не
хватает)
материнского тепла. Но я не злюсь на мать. Вернее всего, человек нам дал
только то, что она могла дать – жизнь. А это самое главное! Ведь для чего –
то я родился и живу? А значит, чтобы жить, я должен научиться любить и
прощать.
3. Рефлексия (листочки)
- После этого разговора я …
- Этот урок заставил меня задуматься…
Вывод: Притча. Король узнал, что его сын жениться. Он возмущен, топает
ногами, взмахивает руками. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он
кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын вырос?»
Пока
наши
дети
еще
рядом,
давайте
радоваться,
помогать
друг
другу,
поддерживать, доверять, разделять его жизнь, мечты и планы.
«Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий,
Иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств»
Януш Коршак
Спасибо за сотрудничество!