Авторы: Максименко Евгения Михайловна, Сокольская Надежда Ивановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ №117 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Проблема
формирования
гендерного
самосознания
дошкольников
актуальна
для
современного
общества.
Организация
работы
на
ценности
своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольных учреждениях,
в которых дети проводят большую часть времени. Таким образом, задача
воспитателя в работе с детьми в решении проблемы гендерного самосознания
заключается не только в формировании мужских и женских качеств, но и в
формировании
качеств,
свойственных
обоим
полам,
таких
как
доброта,
трудолюбие, любовь к родному дому и т.д.
Гендерное
самосознание
–
осознание
и
усвоение
ребенком
своей
половой принадлежности. В педагогике используется понятие «гендерное
воспитание».
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в
процессе
воспитания
личности
и
включающий
в
себя
психологические,
социальные
и
культурные
отличия
между
мужчинами
(мальчиками)
и
женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются
гендерными.
Гендерный
подход
в
образовании
–
это
индивидуальный
подход
к
проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован
на
идею
равенства
независимо
от
половой
принадлежности,
что
даёт
мужчинам
и
женщинам
по
–
новому
оценивать
свои
возможности
и
притязания,
определять
перспективы
жизнедеятельности,
активизировать
личные ресурсы.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические
и
биологические
особенности
являются
лишь
предпо сылками,
потенциальными
возможностями
психических
различий
мальчиков
и
девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных
факторов
–
общественной
среды
и
воспитания.
В
результате
мы
имеем
возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как
изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в
результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей
социализации,
а
также
с
учётом
индивидуальных
особенностей
каждого
конкретного ребёнка.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную
роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими
людьми.
Психологи доказали, что к двум годам ребенок начинает понимать, кто
он - девочка или мальчик. Наиболее благоприятным возрастным периодом
для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни: в 3 – 4 года
дети осознанно различают пол, а в 4–5 лет происходит половая социализация;
в
6–7
лет
формируется
устойчивое
представление
о
поле,
гендерная
константность.
Итак,
с
4
до
7
лет
дети
уже
осознают,
что
девочки
становятся
женщинами,
а
мальчики
-
мужчинами,
что
принадлежность
к
полу
сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка, то
есть формируется гендерная устойчивость. Значит, проблема воспитания и
обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей
педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
В
дошкольном
возрасте
основным
видом
детской
деятельности
является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми
гендерного поведения.
Важно не только поощрять объединение девочек и мальчиков в играх,
на занятиях и в повседневной жизни, но и научить детей взаимодействовать с
представителями противоположного пола, так как уже в дошкольном детстве
девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и
принять
те
характерные
особенности,
которыми
обладают
маленькие
представители женского и мужского пола. Так же у мальчиков в детских снах
и
рисунках
проявляются
символы
свободы
и
путешествий
(ветер,
окно,
мосты, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, корабли, символы
силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость, а также символы победы
(флаг и горн).
А у девочек проступает совсем другая система символов, им присуще
символы материнства (куклы — невесты, детские кроватки, коляски, символы
женственности, изящество, легкости, нежности (воздушные шарики, птички,
принцессы, символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда,
символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы, символы женской
красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).
Огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с
учётом их гендерных особенностей надо уделить подбору игрового материала
и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.
«Кто что носит?»
Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Материал. Фланелеграф;
фигурки
мальчика
и
девочки,
вырезанные
из
картона.
Задание.Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.
Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика
или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол
самостоятельно.
Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы
или игрушки: девочке - скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца,
удочку.
«Предмет-мужчина, предмет-женщина»
Задание. Рассмотреть
предмет
(кувшин, лампа,
подушка,
карандаш),
представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной), и
обыграть
эти
предметы,
изображая
их
взаимодействие
-
словесно
или
жестами.
Дидактические игры «Кем я хочу стать? Как буду работать?»
Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными
интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.
Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий.
Ход
игры. 1.
Беседа
по
темам:«Сколько
профессий
может
освоить
человек?»,
«Что
определяет
название
профессии?», «Почему
человек
стремится
овладеть
профессией?»,
«Какая
профессия
самая
лучшая?
Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».2.
Чтение стихотворений Маяковского «Кем быть?», 3. обсуждение темы:
какие
профессии
называют
женскими
и
мужскими,
случается
ли
что
женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – жнской. 4. Вывод,
к которому подводит воспитатель: главное – любить и хорошо знать свое
дело.
«Сказка наоборот»
Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола,
понимать его интересы и нравственные ценности.
Задание. Придумать
сказку,
в
которой
действуют
известные
сказочные
персонажи. Основное условие: героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас,
Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка-
Хаврошечка, Золушка, Мальвина) - мальчики.
Такие
интересные
игры
и
упражнения
помогут
гендерному
самосознанию детей дошкольного возраста.