Напоминание

"Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"


Авторы: Максименко Евгения Михайловна, Сокольская Надежда Ивановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ №117 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Проблема

формирования

гендерного

самосознания

дошкольников

актуальна

для

современного

общества.

Организация

работы

на

ценности

своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольных учреждениях,

в которых дети проводят большую часть времени. Таким образом, задача

воспитателя в работе с детьми в решении проблемы гендерного самосознания

заключается не только в формировании мужских и женских качеств, но и в

формировании

качеств,

свойственных

обоим

полам,

таких

как

доброта,

трудолюбие, любовь к родному дому и т.д.

Гендерное

самосознание

осознание

и

усвоение

ребенком

своей

половой принадлежности. В педагогике используется понятие «гендерное

воспитание».

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в

процессе

воспитания

личности

и

включающий

в

себя

психологические,

социальные

и

культурные

отличия

между

мужчинами

(мальчиками)

и

женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются

гендерными.

Гендерный

подход

в

образовании

это

индивидуальный

подход

к

проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован

на

идею

равенства

независимо

от

половой

принадлежности,

что

даёт

мужчинам

и

женщинам

по

новому

оценивать

свои

возможности

и

притязания,

определять

перспективы

жизнедеятельности,

активизировать

личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические

и

биологические

особенности

являются

лишь

предпо сылками,

потенциальными

возможностями

психических

различий

мальчиков

и

девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных

факторов

общественной

среды

и

воспитания.

В

результате

мы

имеем

возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как

изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в

результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей

социализации,

а

также

с

учётом

индивидуальных

особенностей

каждого

конкретного ребёнка.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную

роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими

людьми.

Психологи доказали, что к двум годам ребенок начинает понимать, кто

он - девочка или мальчик. Наиболее благоприятным возрастным периодом

для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни: в 3 – 4 года

дети осознанно различают пол, а в 4–5 лет происходит половая социализация;

в

6–7

лет

формируется

устойчивое

представление

о

поле,

гендерная

константность.

Итак,

с

4

до

7

лет

дети

уже

осознают,

что

девочки

становятся

женщинами,

а

мальчики

-

мужчинами,

что

принадлежность

к

полу

сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка, то

есть формируется гендерная устойчивость. Значит, проблема воспитания и

обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей

педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

В

дошкольном

возрасте

основным

видом

детской

деятельности

является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми

гендерного поведения.

Важно не только поощрять объединение девочек и мальчиков в играх,

на занятиях и в повседневной жизни, но и научить детей взаимодействовать с

представителями противоположного пола, так как уже в дошкольном детстве

девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и

принять

те

характерные

особенности,

которыми

обладают

маленькие

представители женского и мужского пола. Так же у мальчиков в детских снах

и

рисунках

проявляются

символы

свободы

и

путешествий

(ветер,

окно,

мосты, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, корабли, символы

силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость, а также символы победы

(флаг и горн).

А у девочек проступает совсем другая система символов, им присуще

символы материнства (куклы — невесты, детские кроватки, коляски, символы

женственности, изящество, легкости, нежности (воздушные шарики, птички,

принцессы, символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда,

символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы, символы женской

красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

Огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с

учётом их гендерных особенностей надо уделить подбору игрового материала

и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.

«Кто что носит?»

Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Материал. Фланелеграф;

фигурки

мальчика

и

девочки,

вырезанные

из

картона.

Задание.Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.

Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика

или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол

самостоятельно.

Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы

или игрушки: девочке - скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца,

удочку.

«Предмет-мужчина, предмет-женщина»

Задание. Рассмотреть

предмет

(кувшин, лампа,

подушка,

карандаш),

представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной), и

обыграть

эти

предметы,

изображая

их

взаимодействие

-

словесно

или

жестами.

Дидактические игры «Кем я хочу стать? Как буду работать?»

Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными

интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий.

Ход

игры. 1.

Беседа

по

темам:«Сколько

профессий

может

освоить

человек?»,

«Что

определяет

название

профессии?», «Почему

человек

стремится

овладеть

профессией?»,

«Какая

профессия

самая

лучшая?

Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».2.

Чтение стихотворений Маяковского «Кем быть?», 3. обсуждение темы:

какие

профессии

называют

женскими

и

мужскими,

случается

ли

что

женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – жнской. 4. Вывод,

к которому подводит воспитатель: главное – любить и хорошо знать свое

дело.

«Сказка наоборот»

Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола,

понимать его интересы и нравственные ценности.

Задание. Придумать

сказку,

в

которой

действуют

известные

сказочные

персонажи. Основное условие: героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас,

Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка-

Хаврошечка, Золушка, Мальвина) - мальчики.

Такие

интересные

игры

и

упражнения

помогут

гендерному

самосознанию детей дошкольного возраста.



В раздел образования