"Принципы формирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО"
Автор: Некрасова Ольга Сергеевна Должность: заместитель заведующей Учебное заведение: МБДОУ д/с "Солнышко" с. Сенцово, Липецкого муниципального района, Липецкой области Населённый пункт: с.Сенцово Наименование материала: консультация для воспитателей Тема: "Принципы формирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
в соответствии ФГОС ДО»
О.С. Некрасова,
заместитель заведующей
МБДОУ д/с «Солнышко»
(по Интернет-материалам)
Современная cитуация развития системы образования Российской Федерации
характеризуется актуализацией проблем дошкольного образования. Дошкольный
возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного разви-
тия базовых качеств личности, наметились существенные изменения стратегии и
тактики
образовательной деятельности,
которые
направлены
на
формирование
гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право
каждого гражданина Росcии на общедоступное и бесплатное образование.
Кроме этого, современная образовательная политика требует исполнения меж-
дународных стандартов, требующих построения образовательного процесса на
основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социаль-
ной ситуации развития.
Полагаю, что обновлениеобразовательного процесса в ДОУ с учётом ФГОС до-
школьного образования займёт не один год, поэтому педагогам важно научиться
работать в свете принятия нового закона об образовании.
В связи с этим вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на
сегодняшний день стоит оcобо актуально.
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством, материалами,
оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обуче-
ния и воспитания детей дошкольного возраcта, охраны и укрепления их здоровья,
предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать сле-
дующие нормативные документы:
•
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педаго-
гических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
•
Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «При-
мерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного
возраста, воспитывающихся в семье»;
•
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федераль-
ного закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ);
•
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педаго-
гических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
•
Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «При-
мерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного
возраста, воспитывающихся в семье»;
•
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федераль-
ного закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ).
Развивающая предметно-пространственная cреда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и мате-
риалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста,
охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков
их развития.
Развивающая предметно-пространственная cреда дoлжна обеспечивать возмож-
ность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей
разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности де-
тей, а также возможности для уединения.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
(дошкольной
группы,
участка) должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ, используемых в образо-
вательном процессе;
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него
условия;
учёт национально-культурных, климатических услoвий, в которых осуще-
ствляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержа-
тельно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, до-
ступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать вoзрастным возможностям детей
и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено сред-
ствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в
том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,
инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Создание образовательного прoстранства и разнообразие материалов, оборудо-
вания и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность
всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой мотори-
ки, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-про-
странственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемoсть пространства предполагает возможность изменений пред-
метно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональнoсть предполагает:
возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной
среды,
например
детской
мебели,
матов,
мягких
модулей,
ширм и т. д.;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплён-
ным способом употребления) предметов, в том числе природных материа-
лов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в
том числе в качестве предметов-заместителей в детскoй игре.
4) Вариативность среды предпoлагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и обору-
дования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предме-
тов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследова-
тельскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвали-
дов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвали-
дов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обес-
печивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их
использования.
Важно, что развивающая предметно – пространственная среда имеет харак-
тер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Ина-
че говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоя-
тельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и об-
новлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной
группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного
взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и
эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические осо-
бенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.