Автор: Сабанцева Ольга Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №74
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Проверочная работа
Тема: "Вводные слова"
Раздел: среднее образование
Вводные слова и предложения.
Выпишите данные вводные слова в такой
последовательности: 1) показывающие отношение
говорящего к высказываемой мысли; 2) источник
высказываемой мысли; 3) связь высказанной мысли с
предыдущей; 4) порядок высказываемых мыслей.
По преданию, к огорчению, напротив, вообще говоря, по
моему мнению, таким образом, разумеется, правда, во-первых,
во-вторых, пожалуй, бесспорно, итак, по-видимому, однако,
прежде всего, по моим наблюдениям, по взглядам такого-то, с
одной стороны, с другой стороны, по сообщениям печати, по
сведениям, одним словом.
_____________________________________________________
____________________________________
Вводные слова.
Прочитайте, найдите вводные слова и укажите их
значение. Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая вводные
слова.
1) К счастью, папы нет дома, мама то (же) куда (то) ушла.
Значит, можно (н…) у кого (н...) спрашиват(?)ся. Да ведь и иду
я (н...) на какую (нибудь) другую улицу, а к Любочке, соседке,
живущ...й на одном дворе с нами. Зайду на (пол) часика,
поиграем во что (нибудь) и прибегу домой. А мне, по правде
сказать, интересно побывать у Любочки: я у нее еще (н...)
когда (н...) была. 2) Любочка, взяв мою руку, увл...кает меня за
собой в ту дверь, из котор...й она появилась. Там, оказывается,
лестница, по котор...й мы попадаем в квартиру Зильбербергов.
3) В общем, у Любочки (н...) интересно. (Н…) в прятки, (н...) в
жмурки играть нельзя - (не) где. У Любочки, правда, много
игрушек, но чуть возьмешь которую (нибудь) в руки, Любочка
начинает тревожно зудить: «Осторожно! Не урони! Не
сломай!»
(А. Бруштейн.)
• Объясните правописание частиц в тексте.
• Составьте два предложения со словами то же, тоже
и разберите их.
_____________________________________________________
____________________________________
Вводные слова.
Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите
значения вводных слов.
1) Однако отец сидевший на верхних ступеньках среди
привилегированной публики (по) видимому находился в
самом благодушном настроении. (В. Г. Короленко.) 2) (В) низу
лестницы сидело (по) одному часовому которые карти(н, нн)о
и си(м, мм)етрически держались одной рукой за стоявшие
около них алебарды. А другою подп...рали наклоне(н, нн)ые
свои головы и казалось таким образом более походили на
изваяния, чем на живые существа. (Н. В. Гоголь.) 3) Книга
быть может наиболее сложное и великое чудо из всех чудес
сотворе(н, нн)ых человечеством. (М. Горький.) 4) Пугачев был
видно в пр...падке великодушия. (А. С. Пушкин.). 5) Было (бы)
пожалуй гораздо полезней если (б) все мы писали проще
экономнее так «что (бы) словам было тесно мыслям
просторно...» (М. Горький.)
6) Нет счастья вне Родины (по) признанию И. С. Тургенева. 7)
Несомненное условие счастья есть труд во-первых любимый и
свободный труд; во-вторых труд телесный дающий а(п,
пп)етит и крепкий успокаивающий сон. (Л. Н. Толстой.)
• Найдите в тексте сложное слово и сделайте его
словообразовательный разбор.
_____________________________________________________
____________________________________
Вводные слова.
Составьте с данными ниже словами предложения,
запишите. Запомните: указанные слова никогда не бывают
вводными и запятыми не выделяются. ______
Вдруг, обыкновенно, между тем, все-таки, почти, как
будто, прежде всего, именно, решительно, просто, вообще.
_____________________________________________________
____________________________________
Вводные слова.
Выпишите в один столбик предложения в которых
выделенные слова являются членами предложения, в другой –
предложения, в которых они являются вводными словами.
Расставьте знаки препинания.
1) Ваше предложение кажется мне (не) пр…емлемым. Мы
кажется многого (не) предусмотрели.
2) Окно должно быть открыто всю ночь. Окно должно быть
забыли закрыть на ночь. 3) Ты может быть хочешь поехать на
экскурсию? Ваше предложение может быть принято на
определе(н, нн)ых условиях. 4) Откр…венно сказать я вижу
этого человека (в) первые. Я прошу тебя откр…венно сказать
свое мнение.
• Сделайте синтаксический разбор предложений из 2-го
примера.
• Составьте предложения со словами в первые,
впервые. Объясните их различия.
_____________________________________________________
____________________________________
Вводные слова.
Перепишите, расставляя, пропоенные знаки препинания.
Укажите в тексте вводные слова.
В горах лу...ше всего несомне(н, нн)о жизнь птиц и зверей
наблюдать у родника. Он как барометр жизни.
Утопая по колено в рыхлом снегу спускаюсь к южному
склону защищенному скалами. Снегу там естественно
помен(?)ше. На этом-то склоне как мне сказали и находится
маленький роднич…к. Интересно, замерз он или нет при
такой погоде.
Еще издали я увидел к радости поднимающийся из земли
легкий парок. Подхожу (по)ближе. А вот и следы должно быть
утренние. Глубокие ямки в снегу будто (не)брежно заметены
веником. Ну конечно они принадлежат лисице! У самого
родника снег взметен крыльями. (По) видимому это уже кто
(то) из пернатых. Возможно с…рока или в...рона.
(Из журнала «Лес и человек».)
• Выпишите из текста наречия и объясните их
правописание.
_____________________________________________________
____________________________________
Вводные слова.
Спишите. Поставьте недостающие знаки препинания.
Укажите значение вводных слов.
1) Я не мог спорить с Савельичем. Деньги (по) моему
обещанию находились в полном его распоряжении. 2) Тогда к
(не) описуемому моему изумлению увидел я среди мятежных
старшин Швабрина обстриженного в кружок и в казацком
кафтане. 3) Пугачев был видно в пр...падке великодушия. 4)
«Прощайте, - говорила мне попадья провожая меня, -
прощайте Петр Андреевич. Авось увидимся в лучшее время».
5) Я застал у генерала одного из городских чиновников
помнится директора таможни. 6) Итак начнем соб...рать
голоса по законному порядку, то есть начиная с младших (по)
чину. 7) Увидя меня он [генерал] остановился. Вероятно вид
мой поразил его. 8) (К) счастью Хлопуша стал противоречить
своему товарищу. 9) (По) распоряжению Хлопуши караульный
отвел меня в пр...казную избу. 10) Этот заячий тулуп мог
наконец не (на) шутку рассердить Пугачева.
11) (К) счастью самозванец или не расслышал или пр…небрег
неуместным намеком. 12) Пугачев сел на том диване, на
котором бывало дремал Иван Кузьмич усыпленный ворчанием
своей супруги.
(А. С. Пушкин.)
• Найдите в тексте устаревшие слова.
• Объясните правописание слов со скобками.
_____________________________________________________
____________________________________
. Вводные слова.
Спишите предложения. К вводным словам подберите
синонимы и запишите их в скобках.
О б р а з е ц: Сережа, конечно, не подведет своих
товарищей (безусловно, без сомнения, разумеется).
1) Завтра по-видимому будет хорошая погода. 2) Ты много
занимаешься. Значит экзамены будут ...даны хорошо. 3) К
сожалению помощ(?) пришла слишком поздно. 4) Я
увлекаюсь боксом, а Володя напротив все свободное время
проводит в читальне. 5) Быть может мы еще встретимся. 6)
Скорее всего я поступлю в техникум.
• Сделайте морфологический разбор выделенного слова.
• Выпишите из текста наречия и расскажите о способах
их образования и синтаксической роли в предложении.
_____________________________________________________
____________________________________
Вводные слова.
Спишите предложения. Подчеркните вводные слова,
выражающие отношение говорящего к сообщаемому. В
скобках укажите стиль речи. Расставьте недостающие
знаки препинания. Ответьте письменно, когда
употребляются вводные слова этой группы. Перечислите их.
1) Наше ветхое суденышко накл…нилось зачерпнулось и
торжестве(н, нн)о пошло ко дну к счастью не на глубоком
месте. (И. С. Тургенев.) 2) - Жалко (то) жалко. Мальчишка (то)
он неплохой. Но я к стыду своему не знаю, как ему помочь. 3)
В нашей стране разверт…вается борьба с загрязнением вод и
ведется она успешно, но к сожалению далеко не везде.
• Составьте несколько предложений с вводными
словами, показывающими отношение говорящего к
высказыванию. Укажите в скобках стиль речи.
_____________________________________________________
____________________________________
Вводные слова.
Спишите. Вставьте в текст вводные слова и
предложения. Поставьте знаки препинания.
«ВОЗДУШНЫЕ ЯМЫ»
Вы слышали о «воздушных ямах», в которые самолет
проваливается, словно в бездну. Он не падает потому, что
летит быстро и успевает (во) время выскочить из ямы.
В атмосфере нет и (не) может быть ям. Даже в воде,
которая менее подвижна и текуча, (не) бывает их. Воздушные
ямы - вымысел. Почему (же) самолет проваливается? В
атмосфере множество теплых и холодных струй. Если самолет
попадет в теплую струю, он поднимается (в) верх. Попадая в
холодную, нисходящую, струю, он проваливается, словно в
яму.
С л о в а д л я с п р а в о к: как вы знаете, следовательно,
как вы понимаете, говорят, конечно, все это знают, конечно,
разумеется.
(По П. Вовченко.)
___ Разделите страницу пополам. В левой части запишите
данный текст, расставляя знаки. В правой запишите свои
предложения, составленные с подобными вводными
предложениями.
1) Калиныч как я узнал после каждый день ходил с
барином на охоту. 2) При виде нашей коляски крестьяне сняли
свои зимние шапки дело было летом и приподнялись как бы
ожидая приказаний. 3) Орловская деревня мы говорим о
восточной части Орловской губернии обыкновенно
расположена среди распаханных полей близ оврага.
(И. С. Тургенев.)
_____________________________________________________
____________________________________
Вводные слова и предложения.
Какие функции выполняют вводные слова и предложения в
научной речи (логическую, точности изложения и др.)?
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) По нашим наблюдениям на несколько дней позже
начинает гнездиться белая куропатка на северных склонах
тундры. 2) Как было отмечено выше основная масса птиц
концентрируется в лесных насаждениях, особенно в
смешанных и хвойных лесах а также в поселениях человека.
3) Кулики (песочники) и морские ласточки кладут свои яйца
прямо на песок с разбросанной на нем галькой - яйца как
нельзя более походят на гальку. 4) Перелеты, хотя бы и очень
дальние, не представляют как полагали отдельные авторы
трудного этапа в жизни птиц. 5) По данным Никольсона пара
лазоревок при выкармливании птенцов проделывала до 35
полетов в час и покрывала за день более 200 км.
(А. В. Михеев.)
_____________________________________________________
____________________________________
_____________________________________________________
_________________________________