Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность
Автор: Богомолова Наталья Михайловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад №31 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья в рамках обобщения педагогического опыта Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность Раздел: дошкольное образование
Богомолова Наталья Михайловна
С психологической точки зрения дошкольный возраст является
благоприятным
периодом
для
развития
творческих
способностей
ребенка.
Потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть
огромное
желание
познавать
окружающий
мир.
Поэтому
педагог,
поощряя
любознательность, вовлекая их в различные виды музыкально – ритмической
деятельности, способствует расширению детского опыта. А накопление опыта и
знаний – это необходимая предпосылка для творческой деятельности.
Среди задач музыкального воспитания самой актуальной задачей является
развитие
ритмического
слуха
дошкольников,
это
важная
часть
в
развитии
музыкальности детей. Она помогает активно участвовать в различных видах
музыкальной деятельности.
Педагог,
работающий
над
развитием
творческой
личности
ребенка
должен
ставить перед собой определенные цели:
Развить музыкальный слух.
Способствовать
творческому
развитию
личности
ребенка
средствами
музыкально – ритмической деятельности.
Создать необходимый двигательный, психологический настрой.
Постепенно
перейти
к
более
сложным
музыкально
–
ритмическим
композициям, используя которые можно продолжать развитие творческой
личности ребенка.
Развивать
познавательную
активность,
мышление,
воображение,
расширять кругозор дошкольника;
Формировать
навыки
самостоятельного
исполнения
движений
под
музыку;
Воспитывать
умение
эмоционально
выражать
придуманный
образ,
используя творчество в движениях;
Содействовать
развитию
чувства
ритма,
музыкального
слуха,
памяти,
внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
Формировать
навыки
выразительности,
пластичности,
грациозности
и
изящества в танцевальных движениях.
Способствовать росту и развитию опорно-двигательного аппарата;
Формировать правильную осанку.
Развивать
музыкальность
на
разных
этапах
развития
творческих
способностей ребенка.
Работа педагога осуществляется
непосредственно на музыкальных
занятиях.
В
структуру
занятий
включаются
такие
разделы
как
-
развитие
чувства ритма, пальчиковая игра и пальчиковая гимнастика.
На музыкальных занятиях дети много двигаются, поэтому большое
внимание
надо
уделять
музыкально-ритмическим
движениям
–
как
виду
исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, танцы,
пляски, игры, хороводы. Большое место занимают музыкально – ритмические
упражнения: спокойная ходьба с изменением направления, приставной шаг, бег
с лентами, ходьба с остановкой на шаге, бег и прыжки, где дети учатся и
упражняются в бодрой ходьбе, перестроении, бегают легко и стремительно,
используя
всё
пространство
зала,
учатся
ощущать
окончание
музыкальной
фразы, выполнять танцевальные движения.
Упражнения развивают ритмическую чёткость и ловкость движений, несут
в
себе
различные
ощущения:
зрительные,
слуховые,
кинестетические
(ощущения
связанные
с
движением
в
пространстве)
и
др.
Они
также
тренируют мышечную основу организма, что позволяет говорить о них как
способ сохранения и укрепления здоровья. Выполняя музыкально-ритмические
движения,
дети
непроизвольно
активизируют
саморазвитие
таких
психофизических
качеств,
как
координация,
ориентировка
в
пространстве,
развитие чувства равновесия.
В работе над развитием творческих способностей, нужно придерживаться
принципа от простого к сложному.
В старшей группе упражнения носят в основном игровой характер и просты в
исполнении.
В
подготовительной
группе
выполнение
движений
требует
большего внимания от детей – дети учатся реагировать на смену звучания
музыки и быстро менять движения.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей, поскольку помогают
им координировать пение и движения, упорядочивать темп и движения: «Вальс
друзей», «Добрый жук», «Весна-Красна», «На горе-то калина», «Почтальон»,
«Как
на
тоненький
ледок»
русская
народная
хороводная
песня,
«Алый
платочек»
хорошо
подходят
для
инсценировок
с
ритмическим
сопровождением.
Особенно
привлекательны
для
детей
коммуникативные
танцы-игры: «Весёлые дети», «Весело танцуем вместе» и т.д., поскольку они
построены
в
основном
на
жестах
и
движениях,
позволяют
ребёнку
раскрепоститься и проявить свои творческие способности.
Сложность у детей могут вызывать парные танцы: они требуют
координации движений в парах, а дети часто выполняют движения каждый в
своём темпе.
Игра, относящаяся к музыкально – ритмическим движениям, является
основным видом деятельности дошкольников. С помощью игры в интересной и
непринуждённой форме успешно решаются поставленные задачи – это игры с
пением: « Сапожник», «Ищи», «Паузы»,
«Алый платочек».
Для успешного приобщения к развитию творческих способностей, в руках
у ребёнка должен быть музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты
для детей, чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень
хотят играть на них.
Большой возможностью в проявлении творчества у детей обладает
элементарное музицирование, т. к. является одним из любимых детьми видов
музыкальной
деятельности.
А
игра
на
музыкальных
инструментах
способствует
развитию
музыкально-ритмического
чувства,
координации
движений, развитию общей и мелкой моторике.
Игра
«По
сигналу»
-
развивает
способность
концентрировать
внимание,
например: на звук маракасов–
ловить жуков, металлофона – прятаться от дождя, на звук колокольчика –
собирать
цветы и т.д.
Дети сами могут придумывать инструментальные
сигналы и ситуации.
Игра
«Карусель »
-
на
ускорение
и
замедление
темпа
р азвивает
чувство
музыкальной формы.
Игра
«Спящий
бубен» -
развивает
умение
слушать
звук,
способность
концентрировать
внимание.
Развивает
сотрудничество
и
чувство
ответственности.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются
музыкальные
способности
и
прежде
всего
все
виды
музыкального
слуха:
звуковысотный,
метроритмический,
ладогармонический,
тембровый,
динамический.
Развитие творческой активности дошкольников, ее влияние на их
творческий
рост
проходит
более
успешно,
если
деятельность
педагога
основывается на уважении и понимании детей. Умении использовать игровую
технологию, как инструмент развития творческой активности дошкольников.
Умении тонко и деликатно обращаться с детьми, следовать природе ребенка,
обеспечивать его свободное развитие, в поощрении при развитии способности
дошкольников быть самостоятельными, ответственными людьми, в воспитании
стремления к свободе.
Условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности :
возможность
овладения
дошкольниками
опыта
самостоятельной
разнообразной
для
них
деятельности
через
использование
игрового
метода;
создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды;
выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия
индивидуального, уникального педагога и индивидуального, уникального
ребенка;
совместная
деятельность
педагога
и
ребенка,
где
особое
значение
приобретает
мировоззрение
и
компетентность
педагога
в
воспитании
творческой личности с учетом ее индивидуальности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт
прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
Работа по развитию творческих способностей считается успешной, когда
видно,
что
сам
процесс
движения
под
музыку
приносит
детям
радость,
положительно
сказывается
на
психическом
здоровье
детей,
помогает
раскрепоститься, обрести уверенность в себе.
А результатом проведённой работы является повышение уровня творческих
способностей детей.
Литература:
1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы игры для детей. учебное пособие.
/А.И. Буренина – «Музыкальная палитра». Санкт Петербург, 2004
2.Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная
группы /М.Ю.Гоголева – Ярославль: Академия развития, 2012.
3. Дьяченко О.М. «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко – Москва;
2010 г.
4.Каплунова И.«Этот удивительный ритм» / И.Каплунова, И. Новоскольцева-
Издательство «композитор. Санкт Петербург», 2011
5.Каплунова И. Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий
старшая и подготовительная группы. /И. Каплунова, И.Новоскольцева –
Издательство «Композитор. Санкт – Петербург, 2013
6. Периодическое издание «Музыкальный руководитель» №4,5- 2012г.
7. Журнал «Музыкальная палитра» № 3,2009г.,№7,2011 г.