Автор: Карпенко Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Основы этнокультурной компетентности личности в поликультурной среде детского сада
Тема: культура разных народов
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в подготовительной к
школе группе «Культура разных народов»
Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре
других народов.
Задачи:
• Обогащать представления об отдельных элементах культуры других
народов (язык, одежда, народное искусство, обычай, игры).
• Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов.
• Формировать навыки практического применения информации в игровой,
речевой, двигательной деятельности.
Оборудование: аудиозапись песен (русской народной и черкесской,
иллюстрации с изображением людей разных национальности в национальных
костюмах, настольно - печатная игра «Особенности быта разных народов»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам обратились дети из старшей группы,
они попросили нас рассказать им о культуре и традициях разных народов.
Ребята я вам предлагаю сделать книгу своими руками, в которой мы расскажем
внешние различие людей разных национальностей.
Воспитатель: Ребята вы согласны сделать книгу для детей
старшей группы?
Дети: Да
Воспитатель: Что мы можем в ней разместить?
Дети: Рассказы о культуре разных народов, картинки, рисунки,
фотографии, пословицы, поговорки, игры.
Воспитатель: Молодцы, как вы хорошо все придумали! Начнем мы эту
книгу с культуры русского народа.
Ребята, кто может рассказать о культуре русского народа.
дети: Русская культура очень богата и красива, она славилась во все
времена и известна всему миру. Русские люди имеют свой язык, при помощи
которого общаются друг с другом. Они бережно относятся к нему, стараются
говорить правильно. Особенности русского языка отражаются в песнях,
сказках и пословицах.
Воспитатель: Ребята, а вы какие знаете пословицы о языке и хороших
словах?
Дети: «Язык до Киева доведет», «Хорошие речи приятно и
слушать», «Ласковое слово и камень растопит», «Доброму слову – добрый
ответ».
Воспитатель. Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чём
же он проявился? Что русский народ умел делать хорошо?
Дети. Мастерили игрушки из глины, сочиняли песни, сказки и т. д.
Воспитатель. Да, русский народ сочинял очень интересные сказки.
сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из
одних уст в другие, и так дошли до наших времен. А какие русские народные
сказки вы знаете?
Дети: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Мы с вами рисовали на прошлом занятие по мотивам
русских народных сказок, давайте мы с вами возьмём рисунки и вложим в нашу
книгу.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, как хорошо получается! Вы знаете, что у
русского народа очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и
парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы. Давайте
и мы с вами поводим хоровод.
Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле береза стояла», дети вмести с
воспитателем, водят хоровод.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какую одежду носил
русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас, а также какие
предметы использовались раньше и какие существуют сейчас. А в этом нам с
вами поможет игра «Старинное – не старинное»
На проекторе появляются изображения сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранение
одежды.
Воспитатель: Дети вы должны назвать предмет одежды и сказать,
старинная это вещь или современная, что вместо этой вещи носят в наше
время.
Информация для воспитателя:
Сарафан – женская русская одежда, безрукавая, с проймами для рук и
поясом. Сарафан заменен на платья.
Косоворотка – рубаха с косым воротом. Современные люди носят
рубахи но уже не с косым воротом
Лапти – короткая плетенная обувь, которую плели из лыка, реже из
коры дерева. Сейчас вместо лаптей носят туфли, ботинки, сапоги и т. д.
Сундук – ящик с крышкой для хранения одежды и утвари. Современные
люди хранят одежду в шкафах, гардеробах, комодах.
Коко́
шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала,
полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского
традиционного костюма.
Воспитатель: Здесь на столе лежат иллюстрации, на которых изображены
представители разных национальностей в национальных костюмах.
Выберите, пожалуйста, людей в русских костюмах; эти иллюстрации мы
поместим в книгу для детей старшей группы.
Воспитатель: Русский народ очень гостеприимный, гостей встречают с
хлебом – солью да угощают традиционными блюдами. Кто знает какими?
Дети: квакс блины калачи щи каша
Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ, о котором мы
расскажем в ней это черкесы Где они проживают?
Дети: в Черкесии
Скажите мне, на каком языке говорят украинцы?
Дети: На Черкесском
Воспитатель: Одежда черкесского народа отличается от русской одежды.
Посмотрите на картинки.
На проекторе появляются слайды с изображением одежды
Национальная
одежда
черкесов
была
очень
красочна
и
живописна.
Женщины
носили
платья
в
пол
и
платья-шаровары.
На
талии
провязывался
красивый
пояс,
а
само
платье
украшалось
различной
вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой
женщины.
А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет,
черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык,
бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов.
Бешме́
т — верхняя одежда у тюркских народностей, в виде кафтана со стоячим воротником.
Бу́
рка безрукавный плащ белого, чёрного или бурого цвета,
черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди
Башлык
капюшон,
надеваемый
в
непогоду
поверх
какого-либо
головного
убора
для
предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя
Воспитатель: Ребята, среди картинок на столе выберете те, на которых
изображены люди в черкесском национальном костюме.
Дети выполняют задание.
Ребята, какое национальное и любимое блюдо у черкесов вы знаете?
Национальным и самым любимым блюдом черкесов была баранина, а
хлеба
в
домах
практически
не
было.
Люди
питались
продуктами
собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.
Чем славился черкесский народ?
Черкесский
народ
славился
своим
мастерством
вышивки.
Они
великолепно
украшали
одежды
золотыми
нитями.
Многие
делали
прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом..
Также черкесский народ является мастером изготовления керамической
посуды - чашек, кувшинов и тарелок.
Воспитатель: Ребята мы с вами вспомнили о людях русской и черкесской
культуры.
Воспитатель: Что бы дети старшей группы узнали о культуре этих
народов, мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты, с которыми сейчас
поиграете и вы, а потом и дети старшей группы.
Игра «Особенности быта разных народов»
На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам, которого
нанесены изображения, а в центре – вырезанный прямоугольник) изображены
люди в национальных костюмах, жилище, и традиционные
изделия народных мастеров –представителей русских и черкесских народов.
Дети выполняют задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и
проводят на нем линии. Нужно красным карандашом соединить изображения,
которые относятся к культуре черкесских народов, а синим русских.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу
книгу?
Дети: Да.
Воспитатель: Я тоже думаю, что она понравиться детям старшей группы.
Воспитатель обращает внимание детей на оформленные листы книги.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая книга получается у нас. В
следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других
национальностей. Думаю, что наша книга понравиться всем детям.