Автор: Филева Наталья Владимировна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ школа № 100 Населённый пункт: город Самара Наименование материала: Учебная программа Тема: "Родиноведение" Раздел: начальное образование
Часть 1. Родиноведение
Возраст обучающихся: 7 - 8 лет (1 – 2 класс).
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов: 72 часа в год.
Разработчик:
Филева Наталья Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ школа № 100
Самара, 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Прогнозируемый результат обучения по программе
4. Обеспечение программы
5. Учебно-тематическое планирование
6. Содержание тем
7. Литература для педагога и учащихся
8. Приложения
Введение
Об актуальности духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления последних
десятилетий нашей современной жизни: наркомания, криминализация детской
среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей,
упадок
патриотического
воспитания
и
др.
Сегодня
в
обществе
есть
необходимость усиления работы педагогов в сфере духовно-нравственного и
патриотического воспитания, социальной практики школьников.
Проблемы
духовно-нравственного
и
гражданско-патриотического
развития детей и подростков относятся к самым острым и актуальным не
только в педагогическом, но и социальном плане. Задача патриотического
воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее,
без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных
в
деле
обеспечения
НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
СТРАНЫ.
Возрождение
России,
поддержание
ее
статуса
великой
державы
сегодня
связано не только с решением политических, экономических и социальных
проблем,
но,
прежде
всего,
с
воспитанием
Человека
в
человеке,
с
формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся
российской ментальности.
Актуальность изучения основ краеведения связана, по крайней мере, с
тремя важными положениями:
- во-первых, наше общество нуждается в патриотах, знающих отечественную
историю и историю своего родного края, готовых защищать свою Родину;
-
во-вторых,
само
по
себе
образование
не
гарантирует
высокого
уровня
духовно-нравственной
воспитанности
школьника,
юному
гражданину
необходима
также
социальная
практика,
возможность
на
деле
применить
полученные
знания
и
проявить
свои
качества
«человека
и
гражданина»
в
реализации конкретных историко-краеведческих проектов;
- в-третьих, вооружение школьника нравственными знаниями и социальным
опытом, в том числе, в гражданско-патриотической сфере, важно потому, что
они дают представления о последствиях нарушения общепризнанных норм
поведения
для
окружающих
людей,
общества
в
целом
и
будущего
целой
страны.
Начинать воспитание патриотов надо с самого юного возраста.
Задачами
духовно-нравственного
и
патриотического
воспитания
младших школьников являются:
формирование у детей духовных ценностей, прежде всего, чувства
патриотизма;
осознание детьми своей принадлежности к родному народу, стране,
государству, формирование интереса и чувства сопричастности к
истории и культуре России, к современным историко-культурным
процессам и событиям;
формирование уважительного отношения к семье, малой Родине,
обществу, к своей великой стране, её истории, к разнообразным
национальным, культурным и религиозным традициям России;
воспитание способности к духовному самообогащению,
самообразованию, самооценке и самоконтролю поведения.
Пояснительная записка
В соответствии с этими задачами в2015 годуавторская программа
Филевой Н. В. «Самарский край» была адаптирована для работы с
учащимися младших классов. Данная п рограмма представляет собой
ознакомительный одногодичный курс обучения краеведению объёмом 72 часа
(2 часа в неделю) под названием «Родиноведение». Программа
«Родиноведение» рассчитана на 1 год для детей 7 – 8 лет, учащихся 1 - 2
класса.
Построение отдельных тем и разделов данного ознакомительного курса
позволяет предусмотреть поэтапное обобщение и изучение основ краеведения.
Содержание программы отражает единство трех временных измерений:
прошлое – настоящее – будущее.
Актуальность программы
Программа
направлена
на
формирование
у
школьников
духовно-
нравственных
ценностей,
патриотизма,
бережного
отношения
к
истории
и
традициям
русского
народа,
к
культурному
наследию
Родины. Духовно-
нравственное
и
патриотическое
развитие
младших
школьников
предполагает
становление
ответственного
отношения
ребёнка
к
Родине,
обществу, коллективу, к труду, к своим обязанностям и к самому себе, и,
соответственно,
развитие
таких
качеств,
как
патриотизм,
социальная
активность,
глубокое
уважение
к
людям. Частью духовно-нравственного
и
патриотического воспитания обучающихся является социально-педагогическая
поддержка
становления
и
развития
высоконравственного,
творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою
личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Цель программы: воспитание духовно-нравственной, патриотически-
настроенной личности на основе приобщения младших школьников к
историческому и культурному наследию нашей Родины.
Задачи:
Формировать чувство любви к Родине, к её истории и культуре;
Способствовать осознанию детьми своих культурных и родовых корней;
Развивать гражданское самосознание учащихся;
Поднять уровень исторической и экологической культуры детей;
Приобщить младших школьников к краеведческой, музейной и поисково-
исследовательской работе;
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и
проведение массовых мероприятий.
Данная
программа
предлагает
школьникам
не
только
получить
краеведческие знания, но и приобщиться к великой истории России в процессе
сбора краеведческого материала, оформления музейных выставок, подготовки
экскурсий,
проведения
тематических
походов
и
экспедиций.
Программа
предполагает
широкое
применение
экологического
и
краеведческого
принципов в обучении краеведению, для реализации которых предусмотрены:
краеведческие
экспедиции,
практические
работы
по
сбору
и
обработке
материала,
в
процессе
которых
осуществляется
органическая
связь
краеведческого материала с теоретическими. Занятия также могут проходить в
виде бесед, игр, экскурсий, исследований, выставок, диспутов, конференций,
театрализованных представлений и т. д.
Программа предполагает групповую форму занятий.
Формы работы
1.
Поиск информации.
2.
Работа с краеведческим материалом.
3.
Изучение документальных источников.
4.
Выход на объекты (экскурсии, походы, экспедиционно-полевой поиск).
5.
Встречи с участниками, или очевидцами тех или иных событий.
6.
Обработка собранных сведений и материалов. (создание уголков, комнат,
залов, музеев).
7.
Пропаганда
собранных
материалов
(беседы,
лекции,
выставки,
сообщения).
8.
Закрепление
и
проверка
полученных
знаний
(проведение
викторин,
конкурсов; участие в районных и областных слетах).
В
целом
работа
ТО
проводится
по
нескольким
направлениям:
познавательному, развивающему, научному.
Обеспечение программы
Для
организации
работы
объединения
«Краевед»
необходимо
иметь
следующие учебно-методические материалы:
-
учебно-методические
пособия
для
педагогов
(рекомендации,
методические руководства);
-
библиотечка краеведческой литературы;
-
учебные пособия для детей по освоению программ;
-
раздаточные материалы;
-
аудио-видео средства;
-
сборники образовательных задач, заданий и т.п.;
-
аннотированные указатели, справочники, словари и т.д.;
-
аналитический материал с графиками, схемами, диаграммы;
-
компьютерные средства.
Материально-техническое
обеспечение
(наличие
кабинета,
учебная
мебель, специальное освещение, приспособления, материалы, инструменты,
технические средства обучения).
Контрольно-измерительные материалы:
-
Вопросы, задания, тесты по темам;
-
сообщения, доклады.
Отслеживание результатов образовательного процесса проходит во время
участия в выставках, конкурсах, викторинах, слетах, при выставлении
экспертной оценки творческих работ детей.
Прогнозируемые результаты
Работа
по
данной
программе
позволит
сформировать
следующие
ключевые компетенции:
- коммуникативные:
работа в группе, исполнение различных социальных
ролей, умение жить вместе, сопереживать и помогать друг другу;
- информационные: сбор и обработка информации, использование различных
носителей;
- жизнь в многокультурном обществе:
знакомство с разными культурами,
разными точками зрения на одну проблему, проявление толерантности;
- личностные и социальные: активность, инициативность, самостоятельность,
умение брать на себя ответственность и принимать участие в совместном
решении.
Программа даёт возможность сформировать у обучающихся
патриотическое и гражданское сознание и самосознание, повысить уровень
знаний в области отечественной истории и культуры, обеспечить развитие
духовно-нравственных, творческих, коммуникативных и других
способностей младших школьников.
К концу курса обучения учащиеся должны знать:
Смысл понятий: имя, семья, народ, общество, родина, история, культура,
духовность, нравственность и др., их ценность, значимость;
Основные народные и семейные традиции, их роль и значение в жизни
общества;
Основные жанры и виды народного творчества;
Отдельные произведения выдающихся российских деятелей культуры и
искусства.
К концу курса обучения учащиеся должны уметь:
Пользоваться различными источниками знаний по истории и культуре
России;
Сравнивать произведения народного творчества различных видов и
жанров, узнавать отдельные произведения;
Использовать музейные, художественные, литературные и др.
материалы, создавать творческую работу на основе собственного
замысла;
Выражать своё отношение к окружающему миру через слово, рисунок,
поделку, песню, танец;
Работать в коллективе, понимать родителей и товарищей, поддерживать
их, проявлять заботу в делах.
Тематический план курса «РОДИНОВЕДЕНИЕ».
Первый год обучения, 72 часа (36 занятий по 2 часа в неделю).
№
п/п
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Кол-во часов
Всего
Теори
я
Практ
ика
1.
Вводное занятие.
2
2
-
2.
Раздел 1. Учись любить Родину.
28
12
16
Моя Родина.
4
2
2
3.
Моя семья и я.
8
4
4
4.
Быт, нравы, традиции Руси.
16
6
10
5.
Раздел 2.Русский народный фольклор.
42
6
36
Русский народный фольклор - неотъемлемая часть
национальной культуры.
2
1
1
7.
Русское поле в народном фольклоре. Хлеб всему
голова.
4
1
3
8.
Русские народные пословицы, поговорки и загадки о
знаниях, об учении, о труде и лени, об орудиях труда.
4
2
2
9.
Былины. Русские народные богатыри. Образ защитника
Родины. Герои России.
4
2
2
10.
Русские народные игры. Русский хоровод.
2
1
1
11.
Напевы родной земли. Жанры фольклорных песен:
лирические, плясовые, шуточные, игровые.
4
2
2
12.
Это русское чудо – частушка.
2
1
1
13.
Русские народные сказки.
4
2
2
14.
Русские обряды.
4
2
2
15.
Русские народные праздники.
2
1
1
16.
Город мастеров.
2
1
1
17.
Русские народные художественные промыслы.
4
2
2
18.
Языческие традиции в фольклоре русского народа.
2
1
1
19.
Обобщение и повторение пройденного
2
1
1
ВСЕГО
72
20
52
Содержание тем курса «Родиноведение» (1 год обучения):
Раздел 1. Учись любить Родину (14 занятий, 28 часов).
Тема и №
занятия
Форма
заняти
я
Требования к уровню
подготовки учащихся
Универсальные учебные
действия
Результат
работы
1. Введение
Бесед
а
-
Формирование мотивации
успеха и достижений
школьников.
Знакомство
с курсом
2-3. Моя
Родина.
С родной
земли –
умри, не
сходи. Своя
земля и в
горсти
мила.
Бесед
а
Знать прежнее
название своей страны,
своего села, названия
улиц,
достопримечательност
ей.
Уметь мотивировать,
чем дороги для тебя
твоя Родина, твоё село.
Развитие композиционного
мышления и воображения.
Умение вступать в общение
друг с другом по поводу ис-
кусства, участвовать в диа-
логе.
Формирование основ
гражданской идентичности
путем знакомства с
историческим прошлым
своего села.
Устный
рассказ
«Моё
родное
село».
Составлени
е
фотоальбо
ма.
3-4. Моя
семья и я.
Семейный
лад.
Мир
дому
твоему.
Занят
ие -
откры
тие
Знать традиции семьи,
свои обязанности в
семье.
Уметь объяснять,
почему для тебя дорога
семья, высказывать
свои мысли и чувства
Умение участвовать в
диалоге, отстаивать своё
мнение.
Формирование картины мира
материальной и духовной
культуры как продукта
творческой предметно -
Тематическ
ий рисунок
«Моя семья
в сборе».
Устный
рассказ
«На кого я
по отношению к
другим. Знать
семейные праздники,
варианты благодарения
родителей.
Уметь проявлять
заботливое отношение
к родителям, друг к
другу.
преобразующей
деятельности человека.
хочу быть
похожим»
5. Доброе
слово о
родителях –
основе
жизни.
Кто
родителей
почитает
– вовек не
погибает.
Интег
риров
анное
заняти
е.
Практ
икум
совме
стно с
родит
елями
Знать профессии
родителей. Знать
таланты и творческие
увлечения родителей.
Уметь работать
сообща, разделять
обязанности,
учитывать способности
и возможности каждого
участника
коллективного дела.
Умение выбрать и применить
выразительные средства для
реализации собственного
замысла.
Развитие коммуникативной
компетентности школьников
на основе организации
совместно- продуктивной
деятельности
Коллективное составление
панно из природных
материалов «Семья».
Сочинение «Благодарю
родителей»
6.
Семейное
воспитание
русского
народа.
Игра-
обсуж
дение.
Знать историческое
прошлое своей страны,
семейные традиции
русского народа.
Уметь анализировать
справочную
литературу.
Умение использовать приемы
общения, позволяющие
осуществить благоприятный
контакт в общении.
Альбом с
загадка-ми,
потешка-
ми и
песнями.
7. Быт,
нравы,
традиции
Руси.
Занят
ие-
откры
тие
Знать историческое
прошлое своей страны,
традиции народа.
Уметь использовать
Источники.
Развитие коммуникативной
компетентности школьников
на основе организации
совместно - продуктивной
деятельности.
Рисунок
«Быт
крестьянск
ой семьи».
8-10.
Традиции
русского
гостеприим
ства.
Культура
общения.
Ролева
я игра
Знать формы
приветствия и
прощания.
Уметь выражать в речи
формы приветствия и
прощания,
произнесенные с
разной интонацией.
Уметь правильно
обращаться к старшим,
беседовать.
Владение монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с нормами
родного языка.
Умение вступать в общение,
участвовать в диалоге.
Умение учитывать позиции
других людей, участвовать в
коллективном обсуждении
проблем. Умение создавать
творческие работы на основе
Игра
«Идём в
гости».
Печенье к
празд-нику
«Жаворонк
и». Ролевая
игра
«Благослов
ление».
собственного замысла.
11-12.
Русская
крестьянска
я
изба
как
элемент
культуры
народа
Занят
ие
-иссле
дован
ие
Знать понятия,
связанные с темой
«русская изба».
Уметь применять
основные средства
художественной
выразительности.
Умение создавать творческие
работы на основе
собственного замысла.
Умение выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Макет
русской
избы.
12-13.
Красота в
устройстве
и декоре
крестьянско
го быта.
Цветы и
птицы на
предметах
быта.
Час
позна
ния.
Пробл
емное
заняти
е.
Знать понятия фасад,
декор, орнамент,
утварь.
Уметь использовать
художественные
материалы,
анализировать
декоративные свойства
рассматриваемых
зданий и предметов
реальных форм.
Умение вступать в общение
друг с другом по поводу
искусства, участвовать в
диалоге.
Умение создавать творческие
работы на основе
собственного замысла.
Умение выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Жостовски
й поднос.
Городецкая
игрушка.
Хохломска
я ложка.
Картина
«Семейный
праздник»
14. Не дом
хозяина
красит, а
хозяин дом.
Конфе
ренци
я.
Кругл
ый
стол.
Знать о важности
Родины, дома, семьи,
традиций в жизни
человека.
Уметь высказывать
свои мысли и чувства.
Умение участвовать в защите
проекта, выбирать и
использовать адекватные
выразительные средства.
Защита
проектов
учащихся
Раздел 2.
Русский народный фольклор, 21 занятие ( 42 часа)
15.Русский
народный
фольклор -
неотъемлем
ая часть
национальн
ой
культуры.
Бесед
а.
Знать историческое
прошлое своей страны,
традиции русского
народа. Знать жанры
фольклора. Уметь
воспроизводить
основные.
Формирование картины мира
материальной и духовной
культуры как продукта
творческой предметно -
преобразующей
деятельности человека.
Умение самостоятельно
выделить и формулировать
познавательную цель.
Исполнени
е песни
«Земелюшк
а».
16. Русское
поле в
народном
фольклоре.
Хлеб всему
голова.
Занят
ие-
исслед
овани
е.
Викто
рина.
Знать народные песни,
попевки о русском
поле. Уметь извлекать
необходимую
информацию из
текстов различных
жанров. Знать
профессии людей,
которые трудятся в
поле. Уметь
распознавать зерна
Умение вступать в общение
друг с другом, участвовать в
диалоге, отстаивать своё
мнение.
Умение выбрать наиболее
эффективные способы
решения задач в зависимости
от конкретных условий.
Игра –
викторина
«Стихи,
загадки,
попевки о
цветах и
травах
луговых».
Книжка-
малышка
«Хлеб
злаковых культур.
всему
голова»
17-18.
Русские
народные
пословицы,
поговорки и
загадки о
знаниях, об
учении, о
труде и
лени, об
орудиях
труда.
Игра-
сорев
нован
ие.
Викто
рина
Уметь отгадывать
загадки. Уметь
объяснять роль
пословицы в жизни
человека, рассуждать
по теме «Учение и труд
в жизни человека».
Знать профессии
людей, которые
трудятся в поле и на
огороде.
Научиться уважительно
относиться к людям труда.
Умение вступать в общение
друг с другом, участвовать в
диалоге.
Выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в зависимости
от конкретных условий.
Рисунки по
теме
занятия.
Игра
«Собирай
урожай».
Викторина
«Пословиц
ы и
поговорки»
19-21.
Былины.
Русские
народные
богатыри.
Образ
защитника
Родины.
Герои
России.
Литер
атурн
ое
знако
мство.
Иссле
дован
ие
Знать особенности
жанра былины.
Уметь отличать
былину от сказки.
Знать известные имена
защитников и героев
России.
Уметь пользоваться
материалами музея,
использовать
необходимую
информацию для
составления рассказов.
Формирование основ
гражданской идентичности
путем знакомства с
историческим прошлым
России и переживания
гордости и эмоциональной
сопричастности подвигам и
достижениям ее граждан.
Устный
рассказ
«Образ
богатыря в
былинах».
Плакат
«Защитник
и Родины»
22. Русские
народные
игры.
Русский
хоровод.
Игра.
Хоров
од
песен.
Знать правила
поведения в
коллективных играх.
Уметь создавать ритм
в хороводе при помощи
хлопков.
Уметь работать
сообща, разделять
обязанности,
учитывать способности
и возможности каждого
участника
коллективного дела.
Построение логической цепи
рассуждения.
Умение решать творческие
задачи на уровне
импровизаций. Умение
вступать в общение,
участвовать в диалоге.
Выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в зависимости
от конкретных условий.
Игры «Бой
петухов»,
«Охота»,
«Капкан»,
«Вместе за
руки
возьмёмся»
. Хороводы
«Кара-
вай»,
«Русская
берёзка»
23-24.
Напевы
родной
земли.
Жанры
Заняти
е –
предст
авлени
е
Знать жанры
фольклорных песен,
названия русских
народных
инструментов,
Уметь планировать учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками – определение
цели, функций участников,
способов взаимодействия.
Песни о
родной
стороне.
Исполнени
е песни
фольклорн
ых песен:
лирические
, плясовые,
шуточные,
игровые.
«Музы
кально
е
знаком
ство»
характерные
особенности попевки.
Уметь эмоционально,
выразительно
исполнять попевки,
использовать
доступные народные
инструменты
(шумовые).
Формирование основ
гражданской идентичности
путем знакомства с
историческим прошлым
своего села.
«Метелица
»
25. Это
русское
чудо –
частушка.
Предст
авлени
е
Знать особенности
жанра «частушка».
Уметь использовать
импровизацию в тексте
частушки.
Умение решать творческие
задачи на уровне
импровизаций. Организация
совместной продуктивной
деятельности.
Ролевая
игра
«Народные
посиделки»
26-27.
Русские
народные
сказки.
Викто
рина
Знать различия между
авторской и народной
сказками.
Уметь анализировать
высказывания
сказочных персонажей,
оценивать смысл
сказки.
Умение вступать в общение
друг с другом, участвовать в
диалоге, в инсценировке.
Развитие коммуникативной
компетентности школьников
на основе организации
совместной продуктивной
деятельности.
Викторина
«Из какой
сказки
герой?».
Сценка из
сказки
«Репка».
28-29.
Русские
обряды.
Обрядовые
песни.
Святочные
гадания.
Игра.
Театра
лизаци
я.
Предст
авлени
е.
Знать основные
календарные
праздники русского
народа.
Знать отличительные
особенности русских
обрядовых песен.
Уметь использовать
народные музыкальные
инструменты,
участвовать в
хороводах, выполнять
основные движения
народных плясок,
обыгрывать сюжет
песни.
Умение формировать
картины мира материальной
и духовной культуры как
продукта творческой и
предметно - преобразующей
деятельности человека.
Развитие коммуникативной
компетентности школьников
на основе организации
совместно - продуктивной
деятельности.
Исполнени
е русских
народных
обрядовых
песен «Ой,
вставала я
ранёшеньк
о»,
«Дударь».
Обряд
«колядован
ие».
30. Русские
народные
праздники
-
неотъемле
Беседа
Уметь определять
народный праздник по
приметам
Знать календарные
праздники, виды и
Умение участвовать в
диалоге, отстаивать своё
мнение.
Формирование картины мира
материальной и духовной
Работа над
проектом
«Русские
народные
праздники»
мая часть
националь
ной
культуры.
историю зарождения
праздников.
Уметь анализировать
справочную
литературу.
культуры как продукта
творческой предметно -
преобразующей
деятельности человека.
. Игровая
программа
«Народ-
ные
забавы».
31. Город
мастеров.
Игра
Знать пословицы,
поговорки о ремеслах и
мастерах-тружениках.
Уметь соотносить
поговорку со
смысловым значением.
Ознакомление учащихся с
миром профессий и их
социальным значением,
историей их возникновения и
развития.
Игровая
программа
«Город
мастеров»
32-33.
Русские
народные
художестве
нные
промыслы.
Жизнь –
радуга.
Жизнь
дана на
добрые
дела.
Заочно
е
путеш
ествие.
Творче
ская
мастер
ская
Знать виды русского
народного промысла.
Знать о средствах
эмоционального
воздействия (размер,
цвет, сочетание
оттенков цвета,
фактура).
Уметь использовать
художественные
материалы,
анализировать
декоративные свойства
при рассматривании
цвета и фактуры
материала.
Уметь находить справочно -
информационный материал
по теме и пользоваться им.
Умение выбрать и применить
выразительные средства для
реализации собственного
замысла.
Умение решать творческие
задачи на уровне
импровизаций. Умение
управлять поведением
партнёра – контроль,
коррекция, оценка его
действий.
Рисунок
«Моя
жизнь –
радуга».
Альбом
«Народные
промыслы»
. Защита
проекта
«Русские
народные
игрушки».
34.
Языческие
традиции в
фольклоре
русского
народа.
Обряды и
ритуалы
как форма
культурно-
досуговой
деятельнос
ти.
Беседа
.
Викто
рина.
Знать особенности
обрядов при рождении
младенца, именинах,
свадьбах, венчании.
Уметь анализировать
высказывания,
оценивать свое речевое
поведение с точки
зрения его
соответствия речевой
задаче.
Умение вступать в общение
друг с другом, участвовать в
диалоге.
Развитие коммуникативной
компетентности школьников
на основе организации
совместно - продуктивной
деятельности.
Рисунок
«Свадьба».
Викторина
по
народным
сказкам.
Викторина
по русским
былинам.
35.
Обобщение
и
Кругл
ый
стол.
Знать о важности
традиций в жизни
православного
Умение участвовать в
диалоге, выбирать и
использовать адекватные
Защита
проектов
учащихся
повторение
пройден-
ного
Интегр
ирован
ное
заняти
е
человека.
Уметь высказывать
свои мысли и чувства
по отношению к
другим.
выразительные средства.
План воспитательной работы в детском творческом объединении «Краевед»
В
течение
учебного
года
предусматриваются
клубные
часы
с
привлечением родителей, близких для ребенка людей. Тематика мероприятий
самая разнообразная.
1.
Посвящение в краеведы
Сентябрь
2.
Осенний праздник краеведов
Октябрь
3.
Здравствуй музей. Экскурсия для детей и их родителей
Ноябрь
4.
Однодневная
экскурсия
по
городу
Самары
(учащиеся
и
родители)
Декабрь
5.
Новогодняя елка краеведов (с привлечением родителей)
Январь
6.
Праздник,
посвященный
Дню
Защитника
Отечества
(викторина,
экскурсия
по
музею,
игры)
с
участием
родителей
Февраль
7.
Фольклорный праздник «Широкая масленица»
Март
8.
Выступление
с
творческими
работами
перед
учащимися,
родителями
Апрель
9.
Краеведческий праздник. Подведение итогов, награждение
Май
Список литературных и других источников
Нормативно-правовое обеспечение программы
1.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина РФ.
2.
Концепция
нового
учебно-методиче ского
комплекса
по
отечественной истории. М., 2014.
3.
Постановление
05.10.2010
№795
«О
государственной
программе
«Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»»
4.
Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795
«Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на
2011-2015 годы»
Литература для педагогов и обучающихся по программе
1.
Барашков В.Ф. «Самарская топонимика», Самарский университет, Самара,
1996.
2.
Беловинский
Л.В.
«История
русской
материальной
культуры:
учебное
пособие – в. 2ч. М., 1995,1996.
3.
Буровик К.А. Родословная вещей. М., 1991.
4.
Васильев И.В. У истоков самарского Поволжья. Куйбышев, 1996.
5.
Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. Самарская область. Самара, 1996.
6.
Ключевский В.О. «История русского быта». М., 1995.
7.
Курчина В. Воспитание эффективно, если оно системно: сельские школы //
Народное образование. 2003. - №10.
8.
Моргун А.Г. «От крепости Самара до города Куйбышева», Куйбышев, 1986.
9.
Научно-методическая работа в музее. М., 1999.
10. Панкратова Т.Н., Чумакова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной
педагогики для младших школьников. М., Гуманитарный издательский
центр, 2001.
11. Плахова Т.В. Эхо великой войны в сердце моей семьи. Самара, 2005.
12. Работа со школьниками в краеведческом музее. Под ред. Ланковой Н.М. М.,
Гуманитарный издательский центр, 2001.
13. Сейненский А.Е., «Родной край», М., 1994.
14. Туристско-краеведческие кружки в школе. Под ред. Титова В.В. М.,
Просвещение, 1998.
15. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край самарский. Куйбышев, 1988.
16. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. Куйбышев, 1989.