Использование метода проектов в практике работы в ДОУ"
Автор: Сулейманова Альбина Ибрагимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Золушка" Населённый пункт: Тюменская обл.г.Когалым Наименование материала: Публикация(презентация) Тема: Использование метода проектов в практике работы в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Золушка»
Воспитатель
Сулейманова
Альбина Ибрагимовна
Проектная технология обучения позволяет
организовать образовательный процесс в
дошкольном учреждении в соответствии с
заявленными в новых нормативных документах
принципами. В ходе реализации проекта можно
осуществлять интеграцию образовательных
областей, комбинировать разные виды детской
деятельности и формы работы с детьми, решать
образовательные задачи в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности
дошкольников, активно взаимодействовать с
семьями воспитанников.
« Человек - это прежде всего проект,
который переживается и развивается субъективно,
а не мох, плесень и не цветная капуста»
Ж. Сартр
Проектная деятельность обладает огромным
развивающим потенциалом, не только создаёт условия
для поддержки и развития детских интересов и
способностей, но и нацелена на развитие
индивидуальности ребёнка, его самостоятельности,
инициативности, поисковой активности.
Н.Ю.Пахомова определяет метод учебного проекта
как одну из «личностно-ориентированных
технологий, способ организации самостоятельной
деятельности учащихся, направленный на решение
задач учебного проекта, интегрирующей в себе
проблемный подход, групповые методы,
рефлексивные, презентативные, исследовательские
и другие методики».
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная
деятельность по достижению определённой цели.
исследовательская
игровая
познавательная
творческая
продуктивная
Под проектом понимается самостоятельная и
коллективная творческая завершенная работа,
имеющая социально значимый результат. В основе
проекта лежит проблема, для решения которой
необходим исследовательский поиск в различных
направлениях, результаты которого обобщаются и
объединяются в одно целое.
По характеру содержания:
•
включают ребёнка и его семью
•
включает ребёнка и природу
•
включает ребёнка и рукотворный мир
•
включает ребёнка, общество и его
культурные ценности
По характеру участия ребёнка
в проекте:
•
заказчик
•
эксперт
•
исполнитель
•
участник от зарождения идеи до получения
результата
По характеру контактов:
•
внутри одной возрастной группы
•
в контакте с другой возрастной группой
•
внутри дошкольного образовательного
учреждения
•
в контакте с семьёй
•
в контакте с учреждениями культуры
•
с общественными организациями
По количеству участников:
•
индивидуальные
•
групповые
•
подгрупповые
•
семейные
•
парные
•
фронтальные
По продолжительности:
•
краткосрочный
•
средней продолжительности
•
долгосрочный
проекты
предполагают проверку
некоего предположения
(гипотезы) с
использованием
научных методов
познания (наблюдения,
эксперимент).
Творческие проекты
связаны с подготовкой
праздников,
театральных
представлений, съёмной
видео- и
мультипликационных
фильмов.
Приключенческие и игровые проекты
в основе таких проектов
лежит сюжетно-ролевая
игра. Дети охотно
включаются в проектную
деятельность, легко
осваивают свои роли,
активно участвуют в
развитии сюжета, с
интересом собирают
информацию и выполняют
необходимые действия.
Информационные проекты
направлены на сбор и
анализ информации о
каком-либо объекте,
явлении. Старшие
дошкольники охотно
включаются в
информационные
проекты в том случае,
если им интересна
проблема, лежащая в
их основе.
Практико-ориентировочные проекты
связаны с работой на
достижение объективно
или субъективно
значимого материально
представленного
результата.
Принципы реализации проектов:
системности
тематической
интеграции
учета
возрастных
особенностей
координации
деятельности
педагогов
преемственно
сти
взаимодейств
ия
Педагогу, внедряющему проект в ДУ, важно
учитывать, что в основе любого проекта лежит
проблема, для решения которой требуется
совместный исследовательский поиск детей и
взрослых. А результаты проекта должны быть
значимы как для ребёнка, так и для взрослого.
Этапы работы над проектом:
•
Выбор темы проекта, его типа, количества участников
•
Постановка проблемы
•
Постановка цели
•
Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов
работы, распределение ролей
•
Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам
•
Промежуточное обсуждение полученных данных
•
Защита проекта
•
Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы,
рефлексия
Оформление проекта:
•
паспорт проекта
•
схема реализации проекта
•
методические рекомендации
•
приложение
•
литература
Паспорт проекта:
•
название проекта и его разработчики
•
идея проекта
•
цели и задачи проекта
•
вид проекта
•
образовательная область
•
участники проект
а
•
актуальность темы
•
ожидаемые результаты
•
критерии оценки работ
•
сроки реализации проекта
•
этапы проведения проекта
Требования
к образовательным учреждениям:
•
обеспечить индивидуализацию
•
обеспечить условия
•
реализовать право ребенка на свободный выбор
•
ребенок - активный участник педагогического
процесса
•
привлекать детей к занятиям без психологического
принуждения
•
обеспечить эмоционально-личностное и социально-
нравственное развитие ребенка
Общие задачи развития:
•
обеспечение психологического благополучия и
здоровья детей
•
развитие познавательных способностей
•
развитие творческого воображения
•
развитие творческого мышления
•
развитие коммуникативных навыков
Задачи развития
в младшем дошкольном возрасте:
•
вхождение детей в проблемную игровую
ситуацию (ведущая роль педагога)
•
активизация желания искать пути разрешения
проблемной ситуации (вместе с педагогом)
•
формирование начальных предпосылок
поисковой деятельности (практические опыты)
Задачи развития
в старшем дошкольном возрасте:
•
формирование предпосылок поисковой
деятельности, интеллектуальной инициативы
•
развитие умения определять возможные методы
решения проблемы
•
формирование умения применять данные
методы, способствующие решению поставленной
задачи
•
развитие желания пользоваться специальной
терминологией, ведение конструктивной беседы
План работы воспитателя
по подготовке проекта:
•
постановка цели проекта
•
разработка плана движения к цели
•
привлечение специалистов
•
составление плана-схемы проекта
•
сбор, накопление материала
•
включение занятий, игр и других ВДД
•
задания для выполнения
•
презентация проекта, открытое занятие, выставка
•
подведение итогов
Использование метода проекта в дошкольном
образовании как одного из методов интегрированного
обучения дошкольников, позволяет значительно
повысить самостоятельную активность детей, развить
творческое мышление, умение детей самостоятельно,
разными способами находить информацию об
интересующем предмете или явлении и использовать
эти знания для создания новых объектов
действительности.
Проект - ЭТО ПЯТЬ « П »:
ПРОЕКТИРОВАН
ИЕ
ПРОБЛЕМА
ПРОДУКТ
ПОИСК
ИНФОРМАЦИИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ