Авторы: Неретина Евгения Александровна, Попова Ирина Николаевна
Должность: старший воспитатель, инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ФГБДОУ ЦРР - детский сад № 3 УД П РФ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: технология волонтерства в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Проект - «Дорогую добра»
«ДОБРО не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у
человека учится».
Ч. Айтматов
Приоритетная
задача
РФ
в
воспитании
детей
направлена на
развитие
высоконравственной
личности,
разделяющей
российские
традиционные
духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины
и
опираясь
на
систему
духовно-нравственных
ценностей,
таких
как
человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро
стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим
Отечеством.
Согласно
целевым
ориентирам
ФГОС
ДО,
духовно-нравственная
культура
складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что
все
люди
равны
,
вне
зависимости
от
их
социального
происхождения,
этнической
принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на
проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
В
современном
мире
у
ребенка
необходимо развивать
эмоциональную
отзывчивость,
творческое
отношение
к
окружающей
действительности,
так
как в
настоящее
время
нравственное
воспитание
играет
большую
роль
в
социализации
ребенка.
Одной
из
технологий
эффективной
социализации
дошкольника
является
технология Н. Гришаевой «Дети-волонтеры». Исходя из выше сказанного и ориентируясь
на то, что 2018 год по указу Президента РФ объявлен годом добровольца (волонтера), на
совете педагогов было принято решение создать на базе ДОУ волонтерское движение в
виде клуба «Дорогою добра».
Что значит волонтер и чем он занимается?
Волонтёрство
и л и волонтёрская
деятельность
(ВД) —
это
широкий
круг
деятельности,
включающий
традиционные
формы
взаимопомощи
и
самопомощи,
официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые
осуществляются
добровольно
на
благо
широкой
общественности
без
расчёта
на
денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации —
физические
лица,
осуществляющие
добровольческую
деятельность
в
форме
безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). В
основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком
– помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Различаются три типа
волонтерства:
1. Волонтеры-менеджеры. Они могут помогать в работе с обществом, в наборе
волонтеров, в работе совета директоров, в организации и проведении собраний и т.
2.
Волонтеры-помощники.
Волонтеры
этого
вида
не
прикрепляются
к
одному
человеку, а помогают человеку, нуждающемуся в помощи не постоянно, а только по
необходимости. Чаще всего, они работают раз в неделю. Могут выполнять функции
регистратора, секретаря, телефонного оператора, уборщика, охранника, клерка, и т.д.,
если
работают
в
организации;
могут
работать
и
дома,
например,
отправлять
корреспонденцию, выполнять роль сиделки, печатать различные документы, готовить,
убирать в квартире.
3. Волонтеры - прямой помощи. Они работают по принципу «клиент - волонтер»,
то есть один на один с человеком, которому нужна помощь, без всякой посторонней
помощи и это многим из них доставляет огромное удовольствие.
Добровольческая деятельность, направлена на защиту прав и свобод человека и
гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп граждан:
посадка цветов, клумб, газонов, кустов и деревьев;
помощь
таким
социальным
категориям
граждан
как:
престарелые,
беспризорные
дети,
молодёжь
и
студенты,
бездомные,
люди
с
ограниченными
возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;
благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;
просветительские
беседы,
направленные
на
профилактику наркомании,
курения, алкоголизма, СПИД, подростковой преступности;
благотворительные концерты и театральные выступления;
экологические марши, уборка мусора и загрязнений водоёмов;
пропаганда здорового образа жизни;
интернет-добровольчество;
работа в технической поддержке;
помощь спасателям, медикам и т. п., например, участие в прочёсе местности
при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т. д.
помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода.
раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества
жизни человека и его окружения
работа по защите прав человека в области психиатрии.
В России волонтерское движение активно развивается не только среди молодежи,
но и в дошкольных учреждениях. Так , главное , что должен привить воспитатель своим
воспитанникам - это
чуткое отношение к окружающему их миру. В течении всего
времени, пока ребенок посещает детский сад, воспитатель учит его быть отзывчивым и
терпеливым. Иными словами, дает первые уроки доброты.
Технология волонтерства «Дети-волонтеры» — это активная форма общения в
детской
среде
—
от
сверстника
к
сверстнику,
способствующая
ранней
позитивной
социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами
деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со
сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
Цель:
воспитание
духовно-нравственной
личности
с
активной
жизненной
позицией
и
творческим
потенциалом,
способной
к
самосовершенствованию,
гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения
в разновозрастном коллективе;
Создание
такой
ситуации
развития,
при
которой
формирование
игровой
деятельности и передачи опыта (игрового, познавательного, социального), происходит в
естественной среде (от старших к младшим), а не по показу и рассказу воспитателя.
Волонтерское движение в дошкольном учреждении является фактором развития
социальной активности воспитанников, их родителей, сотрудников ДОУ.
Для
организации
добровольческой
деятельности
в
ДОУ
была
проведена
предварительная работа:
Создана творческая группа педагогов;
Оформлен центр экологии «Зеленый остров»;
Оформлен книжный центр «Переплетные птички – странички»;
Создано направление театрализации;
Оформлен информационный стенд для родителей;
Организован видеоцентр в холле детского сада.
Добровольческая деятельность в ДОУ направлена на воспитание в детях личности
с
активной
жизненной
позицией
и
творческим
потенциалом,
способной
к
самостоятельности,
умению
ориентироваться
в
социуме,
жить
среди
людей
и
по
возможности помогать им; на проявление инициативы при выборе для себя рода занятий
для взаимодействия в совместной деятельности:
музыкально-художественное творчество (концерты,театрализованная
деятельность);
«зеленый остров» (уход за растениями, животными, посадка цветов, клумб на
участках детского сада;
пропаганда здорового образа жизни (формирование полезных привычек),
взаимодействие с малышами, сверстниками и взрослыми.
Волонтерство в ДОУ осуществляется в два этапа: организационный (прохождение
школы волонтеров) и практический (реализация конкретных дел команды волонтеров).
Для реализации волонтерского движения творческой группой педагогов был разработаны
правила команды волонтеров, перспективный план школы волонтеров и мероприятий,
направленных на реализацию волонтерского движения.
1 этап – организационный.
Цель: мотивировать детей на волонтерскую деятельность, организовать команды.
Школа волонтеров «Лучики добра»
Школу волонтеров проходят дети старшей группы. ООД проводится с 1 октября по 31
декабря 1 раз в неделю во время совместной деятельности ребенка со взрослым.
Цель:
усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
воспитание
уважения
к
традиционным ценностям, таких как любовь к родителям, заботливого и внимательного
отношения к малышам, пожилым людям и к людям с ограниченными возможностями
здоровья.
Перспективный план (ШВ)
№
п/п
Вид деятельности
Срок
выполнения
1
Опрос детей «Что такое доброта?»
Цель: выявить начальные знания детей о доброте.
Октябрь,
Декабрь
2
Беседа с детьми
Цель:
формировать
у
детей
представление
о
себе
как
об
активном члене коллектива, воспитывать желание совершать
добрые поступки.
«Дети – волонтеры»;
«Я и мои добрые поступки»;
«Мы все равны» (о людях с ОВЗ)
Октябрь
Ежемесячно
3
Направления волонтерского движения
Цель: познакомить детей с кругом деятельности ВД
- Посещение центра экологии «Зеленый остров»;
-
Посещение
книжного
центра
«Переплетные
птички
–
странички»;
- Посещение группы и участка раннего и младшего возраста
детей
Октябрь
4
Чтение художественной литературы, заучивание поговорок и
пословиц о добре и добрых поступках.
Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном
неотъемлемом качестве человека. Воспитывать желание быть
добрым и совершать добрые поступки.
- В. Катаев «Цветик-семицветик»
- К. Чуковский «Айболит»
- В. Сутеев «Палочка-выручалочка»
- В. Сутеев «Мешок яблок»
-« Котенок по имени ГАВ»
- В. Сутеев «Кораблик»
- В. Сутеев «Под грибом»
- Азбука доброты
- Азбука вежливости
- Сказки о добре и зле
Ежемесячно
- Все добрые люди – одна семья
- Сказки доброты
- Добрые дела
- Сто добрых дел
- Добро радовать должно
- Волшебная книга добра
- Детям о добре
- Буду хорошим
5
Проведение ООД по темам
Цель:
формировать
активную
жизненную
позицию
в
совместной
деятельности
с
детьми
другой
возрастной
группы.
«Научи малыша, помоги сверстнику, уважай старшего»;
«Поиграй с малышом»;
«Вместе на прогулке»;
«Расскажи сказку»;
«Делай как я» (навыки КГН);
«Закаляйся, если хочешь быть здоров»;
«Загляни в будущее»
Ежемесячно
6
Викторина «Добрые поступки»
Цель:
выявить
полученные
представления
о
хороших
и
плохих поступках.
Декабрь
7
Квест-игра «Дорогою добра!» (Посвящение в волонтеры)
Цель:
приобщать
детей
к
интересной
и
полезной
деятельности; в ходе игры дать им почувствовать радость от
добрых
поступков,
развивать
чувство
сопереживания
и
готовности помогать.
Январь
2 этап – практический
Цель: создать оптимальные социальные ситуации развития дошкольника, при которых
происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к
младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Перспективный план мероприятий
Участники
Вид деятельности
Время проведения
Дети
старшего
дошкольного
возраста
(5 – 7 лет)
Школа волонтера
Октябрь - декабрь
Оформление
стенда
о
здоровом
образе жизни
1 раз в месяц по плану
Р а б о т а
в
к н и ж н о м
ц е н т р е
« П е р е п л е т н ы е
п т и ч к и
–
странички»
1 раз в месяц по плану
Работа в центре экологии «Зеленый
остров»
1 раз в месяц по плану
Работа в живом уголке
1 раз в месяц по плану
Театральное
развлечение
для
малышей
1 раз в квартал
Посещение детей другого возраста
в группе и на прогулке
1 раз в неделю по плану
Посещение детей другого возраста
на прогулке
1 раз в неделю по плану
Проведение
акций,
связанных
с
мероприятиями
детского
сада,
знаменательными датами
1 раз в месяц
Родители
П од гото в ка
и н фо рма ц и и
п о
созданию
в
ДОУ
волонтерского
движения
(презентация,
стенд,
проспект и т.д.)
Сентябрь
Разработка
анкеты
с
ц е л ь ю
выявления знаний родителей о ВД.
Октябрь
П р и в л е ч е н и е
к
у ч а с т и ю
в
различных акциях
1 раз в месяц
Привлечение родителей к участию
в ВД в детском саду по выбранным
направлениям
В течении года
Оформление
информационного
стенда по деятельности ВД
1 раз в месяц
Ведение
рубрики
«Вы
хотели
об
этом
знать»,
спросить,
ответить
предложить
В течении года
Воспитатели
Консульт ация
« С о в р е м е н н а я
т е х н о л о г и я
э ф ф е к т и в н о й
Сентябрь
социализации «Дети – волонтеры».
Семинар «Организация ВД на базе
ДОУ»
Октябрь
П р о в е д е н и е
п л а н о в ы х
мероприятий по ВД
В течении года
Подбор материала для оформления
альбома по ВД
В течении года
Собрание творческой группы
В течении года
Правила волонтерского движения
Соблюдай простые правила внешнего этикета в стенах ДОУ и за его пределами
Начав дело, доведи его до конца.
Если не хочешь быть волонтером, можешь быть наблюдателем или остаться в
группе.
Ожидаемые результаты:
Дошкольники легко высказывают свою точку зрения, слушают, понимают и принимают позицию
собеседника, ведут диалог, готовы решать социальные задачи самостоятельно, ориентируются в
различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Дети проявляют желание помочь окружающим людям, заботиться о животных и
природе.,Понимают, что надо быть добрым, терпеливым и ответственным.
Проявляют инициативу в выборе мероприятий для участия.