Напоминание

технология волонтерства в ДОУ


Авторы: Неретина Евгения Александровна, Попова Ирина Николаевна
Должность: старший воспитатель, инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ФГБДОУ ЦРР - детский сад № 3 УД П РФ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: технология волонтерства в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект - «Дорогую добра»

«ДОБРО не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у

человека учится».

Ч. Айтматов

Приоритетная

задача

РФ

в

воспитании

детей

направлена на

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей

российские

традиционные

духовные

ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой

потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите

Родины

и

опираясь

на

систему

духовно-нравственных

ценностей,

таких

как

человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро

стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим

Отечеством.

Согласно

целевым

ориентирам

ФГОС

ДО,

духовно-нравственная

культура

складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что

все

люди

равны

,

вне

зависимости

от

их

социального

происхождения,

этнической

принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на

проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

В

современном

мире

у

ребенка

необходимо развивать

эмоциональную

отзывчивость,

творческое

отношение

к

окружающей

действительности,

так

как в

настоящее

время

нравственное

воспитание

играет

большую

роль

в

социализации

ребенка.

Одной

из

технологий

эффективной

социализации

дошкольника

является

технология Н. Гришаевой «Дети-волонтеры». Исходя из выше сказанного и ориентируясь

на то, что 2018 год по указу Президента РФ объявлен годом добровольца (волонтера), на

совете педагогов было принято решение создать на базе ДОУ волонтерское движение в

виде клуба «Дорогою добра».

Что значит волонтер и чем он занимается?

Волонтёрство

и л и волонтёрская

деятельность

(ВД) —

это

широкий

круг

деятельности,

включающий

традиционные

формы

взаимопомощи

и

самопомощи,

официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые

осуществляются

добровольно

на

благо

широкой

общественности

без

расчёта

на

денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации —

физические

лица,

осуществляющие

добровольческую

деятельность

в

форме

безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). В

основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком

– помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Различаются три типа

волонтерства:

1. Волонтеры-менеджеры. Они могут помогать в работе с обществом, в наборе

волонтеров, в работе совета директоров, в организации и проведении собраний и т.

2.

Волонтеры-помощники.

Волонтеры

этого

вида

не

прикрепляются

к

одному

человеку, а помогают человеку, нуждающемуся в помощи не постоянно, а только по

необходимости. Чаще всего, они работают раз в неделю. Могут выполнять функции

регистратора, секретаря, телефонного оператора, уборщика, охранника, клерка, и т.д.,

если

работают

в

организации;

могут

работать

и

дома,

например,

отправлять

корреспонденцию, выполнять роль сиделки, печатать различные документы, готовить,

убирать в квартире.

3. Волонтеры - прямой помощи. Они работают по принципу «клиент - волонтер»,

то есть один на один с человеком, которому нужна помощь, без всякой посторонней

помощи и это многим из них доставляет огромное удовольствие.

Добровольческая деятельность, направлена на защиту прав и свобод человека и

гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп граждан:

посадка цветов, клумб, газонов, кустов и деревьев;

помощь

таким

социальным

категориям

граждан

как:

престарелые,

беспризорные

дети,

молодёжь

и

студенты,

бездомные,

люди

с

ограниченными

возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;

благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

просветительские

беседы,

направленные

на

профилактику наркомании,

курения, алкоголизма, СПИД, подростковой преступности;

благотворительные концерты и театральные выступления;

экологические марши, уборка мусора и загрязнений водоёмов;

пропаганда здорового образа жизни;

интернет-добровольчество;

работа в технической поддержке;

помощь спасателям, медикам и т. п., например, участие в прочёсе местности

при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т. д.

помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода.

раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества

жизни человека и его окружения

работа по защите прав человека в области психиатрии.

В России волонтерское движение активно развивается не только среди молодежи,

но и в дошкольных учреждениях. Так , главное , что должен привить воспитатель своим

воспитанникам - это

чуткое отношение к окружающему их миру. В течении всего

времени, пока ребенок посещает детский сад, воспитатель учит его быть отзывчивым и

терпеливым. Иными словами, дает первые уроки доброты.

Технология волонтерства «Дети-волонтеры» — это активная форма общения в

детской

среде

от

сверстника

к

сверстнику,

способствующая

ранней

позитивной

социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами

деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со

сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

Цель:

воспитание

духовно-нравственной

личности

с

активной

жизненной

позицией

и

творческим

потенциалом,

способной

к

самосовершенствованию,

гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения

в разновозрастном коллективе;

Создание

такой

ситуации

развития,

при

которой

формирование

игровой

деятельности и передачи опыта (игрового, познавательного, социального), происходит в

естественной среде (от старших к младшим), а не по показу и рассказу воспитателя.

Волонтерское движение в дошкольном учреждении является фактором развития

социальной активности воспитанников, их родителей, сотрудников ДОУ.

Для

организации

добровольческой

деятельности

в

ДОУ

была

проведена

предварительная работа:

Создана творческая группа педагогов;

Оформлен центр экологии «Зеленый остров»;

Оформлен книжный центр «Переплетные птички – странички»;

Создано направление театрализации;

Оформлен информационный стенд для родителей;

Организован видеоцентр в холле детского сада.

Добровольческая деятельность в ДОУ направлена на воспитание в детях личности

с

активной

жизненной

позицией

и

творческим

потенциалом,

способной

к

самостоятельности,

умению

ориентироваться

в

социуме,

жить

среди

людей

и

по

возможности помогать им; на проявление инициативы при выборе для себя рода занятий

для взаимодействия в совместной деятельности:

музыкально-художественное творчество (концерты,театрализованная

деятельность);

«зеленый остров» (уход за растениями, животными, посадка цветов, клумб на

участках детского сада;

пропаганда здорового образа жизни (формирование полезных привычек),

взаимодействие с малышами, сверстниками и взрослыми.

Волонтерство в ДОУ осуществляется в два этапа: организационный (прохождение

школы волонтеров) и практический (реализация конкретных дел команды волонтеров).

Для реализации волонтерского движения творческой группой педагогов был разработаны

правила команды волонтеров, перспективный план школы волонтеров и мероприятий,

направленных на реализацию волонтерского движения.

1 этап – организационный.

Цель: мотивировать детей на волонтерскую деятельность, организовать команды.

Школа волонтеров «Лучики добра»

Школу волонтеров проходят дети старшей группы. ООД проводится с 1 октября по 31

декабря 1 раз в неделю во время совместной деятельности ребенка со взрослым.

Цель:

усвоение

норм

и

ценностей,

принятых

в

обществе,

воспитание

уважения

к

традиционным ценностям, таких как любовь к родителям, заботливого и внимательного

отношения к малышам, пожилым людям и к людям с ограниченными возможностями

здоровья.

Перспективный план (ШВ)

п/п

Вид деятельности

Срок

выполнения

1

Опрос детей «Что такое доброта?»

Цель: выявить начальные знания детей о доброте.

Октябрь,

Декабрь

2

Беседа с детьми

Цель:

формировать

у

детей

представление

о

себе

как

об

активном члене коллектива, воспитывать желание совершать

добрые поступки.

«Дети – волонтеры»;

«Я и мои добрые поступки»;

«Мы все равны» (о людях с ОВЗ)

Октябрь

Ежемесячно

3

Направления волонтерского движения

Цель: познакомить детей с кругом деятельности ВД

- Посещение центра экологии «Зеленый остров»;

-

Посещение

книжного

центра

«Переплетные

птички

странички»;

- Посещение группы и участка раннего и младшего возраста

детей

Октябрь

4

Чтение художественной литературы, заучивание поговорок и

пословиц о добре и добрых поступках.

Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном

неотъемлемом качестве человека. Воспитывать желание быть

добрым и совершать добрые поступки.

- В. Катаев «Цветик-семицветик»

- К. Чуковский «Айболит»

- В. Сутеев «Палочка-выручалочка»

- В. Сутеев «Мешок яблок»

-« Котенок по имени ГАВ»

- В. Сутеев «Кораблик»

- В. Сутеев «Под грибом»

- Азбука доброты

- Азбука вежливости

- Сказки о добре и зле

Ежемесячно

- Все добрые люди – одна семья

- Сказки доброты

- Добрые дела

- Сто добрых дел

- Добро радовать должно

- Волшебная книга добра

- Детям о добре

- Буду хорошим

5

Проведение ООД по темам

Цель:

формировать

активную

жизненную

позицию

в

совместной

деятельности

с

детьми

другой

возрастной

группы.

«Научи малыша, помоги сверстнику, уважай старшего»;

«Поиграй с малышом»;

«Вместе на прогулке»;

«Расскажи сказку»;

«Делай как я» (навыки КГН);

«Закаляйся, если хочешь быть здоров»;

«Загляни в будущее»

Ежемесячно

6

Викторина «Добрые поступки»

Цель:

выявить

полученные

представления

о

хороших

и

плохих поступках.

Декабрь

7

Квест-игра «Дорогою добра!» (Посвящение в волонтеры)

Цель:

приобщать

детей

к

интересной

и

полезной

деятельности; в ходе игры дать им почувствовать радость от

добрых

поступков,

развивать

чувство

сопереживания

и

готовности помогать.

Январь

2 этап – практический

Цель: создать оптимальные социальные ситуации развития дошкольника, при которых

происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к

младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Перспективный план мероприятий

Участники

Вид деятельности

Время проведения

Дети

старшего

дошкольного

возраста

(5 – 7 лет)

Школа волонтера

Октябрь - декабрь

Оформление

стенда

о

здоровом

образе жизни

1 раз в месяц по плану

Р а б о т а

в

к н и ж н о м

ц е н т р е

« П е р е п л е т н ы е

п т и ч к и

странички»

1 раз в месяц по плану

Работа в центре экологии «Зеленый

остров»

1 раз в месяц по плану

Работа в живом уголке

1 раз в месяц по плану

Театральное

развлечение

для

малышей

1 раз в квартал

Посещение детей другого возраста

в группе и на прогулке

1 раз в неделю по плану

Посещение детей другого возраста

на прогулке

1 раз в неделю по плану

Проведение

акций,

связанных

с

мероприятиями

детского

сада,

знаменательными датами

1 раз в месяц

Родители

П од гото в ка

и н фо рма ц и и

п о

созданию

в

ДОУ

волонтерского

движения

(презентация,

стенд,

проспект и т.д.)

Сентябрь

Разработка

анкеты

с

ц е л ь ю

выявления знаний родителей о ВД.

Октябрь

П р и в л е ч е н и е

к

у ч а с т и ю

в

различных акциях

1 раз в месяц

Привлечение родителей к участию

в ВД в детском саду по выбранным

направлениям

В течении года

Оформление

информационного

стенда по деятельности ВД

1 раз в месяц

Ведение

рубрики

«Вы

хотели

об

этом

знать»,

спросить,

ответить

предложить

В течении года

Воспитатели

Консульт ация

« С о в р е м е н н а я

т е х н о л о г и я

э ф ф е к т и в н о й

Сентябрь

социализации «Дети – волонтеры».

Семинар «Организация ВД на базе

ДОУ»

Октябрь

П р о в е д е н и е

п л а н о в ы х

мероприятий по ВД

В течении года

Подбор материала для оформления

альбома по ВД

В течении года

Собрание творческой группы

В течении года

Правила волонтерского движения

Соблюдай простые правила внешнего этикета в стенах ДОУ и за его пределами

Начав дело, доведи его до конца.

Если не хочешь быть волонтером, можешь быть наблюдателем или остаться в

группе.

Ожидаемые результаты:

Дошкольники легко высказывают свою точку зрения, слушают, понимают и принимают позицию

собеседника, ведут диалог, готовы решать социальные задачи самостоятельно, ориентируются в

различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

Дети проявляют желание помочь окружающим людям, заботиться о животных и

природе.,Понимают, что надо быть добрым, терпеливым и ответственным.

Проявляют инициативу в выборе мероприятий для участия.



В раздел образования