Напоминание

использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте


Автор: Пудовкина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ СПДС "Солнышко"
Населённый пункт: с.Верхние Белозёрки, Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пудовкина Наталья Михайловна Должность- воспитатель ГБОУ СОШ с.Верхние Белозёрки СПДС « Солнышко» Название работы: использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте.
Использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте. Развитие умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте необходимо для совершенствования речи и мышления, и облегчения процесса обмена информацией. Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в значительной степени в практике повседневного общения ребенка с окружающим. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события и эксперименты. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир. Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, экспериментирование внедряется в практику работы дошкольных учреждений медленно, и нет достаточно исследований, по использованию игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта. Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние игр – экспериментов на развитие умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте. Экспериментальное исследование уровня сформированности умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте проводились на базе МДОУ д/с, Сказка, с. Хрящёвка. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Экспериментальная и контрольная группы дошкольников отбирались на основе свободного выбора и характеризовались примерно одинаковым уровнем развития. С учетом программных требований для детей старшего дошкольного возраста и методики для выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной для оценки уровня развития связной речи детям старшего дошкольного возраста предлагались следующие диагностические задания: 1. Описать лягушку (по картинке) . 2. Разложить серию из 4 картинок, объединенных сюжетом в последовательности и составить рассказ. 3. Составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему. На основании критериев и оценки результатов выделены 3 уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Показатели Уровни Критерии 1. Развитие связной речи достаточный -содержание полностью раскрывает тему задания. Рассказ содержит несколько микротем, которые раскрыты и логично связаны с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В
структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Объём высказывания: в рассказе можно выделить 10 - 12 предложений. Используются разнообразные видов внутритекстовой связи: синонимической связи, лексических повторов, местоименной связи, союзной связи, в рассказе есть как простые и распространенные предложения, так и сложные предложения (сложноподчиненные). Допускаются не больше двух пауз и повторов. Рассказ составлен самостоятельно . 2. Близкий к достаточному -содержание полностью раскрывает тему рассказа. Рассказ не содержит микротемы или содержит 1 - 2 микротемы, не связанные с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В структуре текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Объём высказывания: в рассказе можно выделить 6 - 9 предложений. В рассказе преобладают простые и распространенные предложения, имеется одно сложноподчиненное предложение. Допускает до трех пауз и повторов. Рассказ составлен самостоятельно с небольшой помощью педагога. 3. Недостаточный- содержание частично раскрывает или не раскрывает тему задания. Рассказ не содержит микротем. В структуре текста можно выделить наличие начала, середины и конца, но отмечаются нарушения последовательности частей рассказа. Отсутствие какой-либо части рассказа. Объём высказывания: в рассказе можно выделить 4 - 5 предложений. В рассказе преобладают простые и распространенные предложения. Допускает от четырех пауз и повторов. Рассказ составлен с помощью педагога. . Анализируя данные констатирующего этапа экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы: -анализ самостоятельно составленных рассказов, детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и контрольной группы, показал, что у дошкольников недостаточно знаний о структуре рассказа (начало, середина, конец) и представлений о связи между предложениями; -дети старшего дошкольного возраста затруднялись выделить в тексте начальные и завершающие предложения; -при придумывании самостоятельных рассказов не могли раскрыть тему и основную мысль, а также озаглавить рассказ; Уровень развития связной речи по результатам констатирующего этапа в экспериментальной группе оказался больше, чем в контрольной группе. Достаточный уровень в экспериментальной группе показали 50% детей, а в контрольной группе только 20% детей. А вот недостаточный уровень в экспериментальной группе составил 20%, а в контрольной группе 0 %. На основании проведенного анализа результатов, полученных в ходе проведения констатирующего эксперимента, были выдвинуты задача формирующего этапа исследования: -подобрать и апробировать серию игр-экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста;
-спроектировать и апробировать рассказы с детьми из опыта в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности. Решение поставленных задач проходило в два этапа, во-первых, в группе была организована «Детская лаборатория», оснащенная специальными материалами и оборудованием для изучения объектов и явлений неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни, которая в полной мере помогала воспитателю создавать условия для проведения увлекательных игр-экспериментов. Во-вторых, разработаны планы — конспекты по рассказыванию из опыта детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходила 1 раз в неделю по 25-30 мин. Подбор детей в группы производится с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для того чтобы привлечь внимание детей к поставленной проблеме или задаче использовались различные стимулы: новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив и т. д. В непосредственной образовательной деятельности проводились 2-3 игры- эксперимента в зависимости от сложности, обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта, результата и т. д. Важнейшим условием при проведении игр- экспериментов был учет общих задач познавательного развития и подбор содержания в такой форме, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Организация игр-экспериментов проходила в форме партнерства взрослого и ребенка. В дальнейшем проведенные игры-эксперименты становились базой для составления рассказов из опыта и стимулировали умения составлять монолог с учетом требований к связным рассказам. Работа на этом этапе проводилась планомерно, познавательные игры-эксперименты сочетались также с дидактическими и подвижными играми, чтением художественной литературы и беседами, изготовлением поделок и аппликациями. На каждой неделе была определена одна тема: -в первую неделю была проведена игра-эксперимент на тему: «Вода-вода, кругом вода» по ознакомлению с неживой природой, дидактическая игра "Придумай предложение" и рассказывание из опыта на тему: как мы экспериментировали с водой; -на второй неделе формирующего эксперимента организовывались опыты на тему «Магнит», дидактические игры:“Рыболов”, “Магнитная геометрическая мозаика”, “Магнитная касса цифр и букв”, “Подбери предмет”, и рассказывание из опыта на тему: как мы играли с магнитом; -третья неделя посвящалась теме: «Свет». Неделя была начата с чтения художественной литературы, беседы о солнце, проведении подвижной игры «Догони солнечного зайчика» и организации рассказывания из опыта на тему: как мы играли со светом; -на четвертой неделе, посвященной теме «Бумага» с детьми проводилась беседа, чтение художественной литературы и игры с бумагой. Понедельник; Дидактическая игра "Придумай предложение". Ознакомление с неживой природой, вода. Использование в свободной деятельности дидактических игр:“Рыболов”, “Магнитная геометрическая мозаика”, “магнитная касса цифр и букв”,
“Подбери предмет”, Подвижная игра «Догони солнечного зайчика» Изготовление поделок из бумаги, игра «Бумажные самолетики». Вторник; Аппликация «Рыбки в аквариуме» Чтение сказок П. П. Бажова “Малахитовая шкатулка” Подбор загадок, стихов о солнце, о свете, фонаре. Чтение художественной литер. Е. Пермяк «Бумажный змей» Среда; Беседа «Что должны люди делать, чтобы водоемы не загрязнялись» Беседа «Какие предметы магнитят? » Беседа «Почему светит солнце? » Беседа «Что такое бумага? » Четверг; Игры-эксперименты с водой Игры-эксперименты с магнитом Игры- эксперименты со светом Игры-эксперименты с бумагой Пятница; Рассказывание из опыта, Какую игру - эксперимент мы проводили с водой» Рассказывание из опыта, Какую игру - эксперимент мы проводили с магнитом» Рассказывание из опыта, Как мы играли со светом» Рассказывание из опыта «Как мы играли с бумагой» При организации рассказов детям предлагался сначала план, в котором четко прослеживалась структура рассказа из опыта, а затем только тема. По окончании формирующего эксперимента была организована и проведена диагностика уровня развития связной речи. Анализ контрольного этапа экспериментального исследования показал, что: дети старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе усвоили структуру составления рассказов из опыта, у них расширились представления о связи между предложениями, в рассказах они подчеркивали особенности и свойства разных явлений природы, при придумывании самостоятельных рассказов раскрывали тему и основную мысль и большинство детей могли озаглавить рассказ. Уровень развития связной речи по результатам контрольного этапа в экспериментальной группе повысился на 10%, по сравнению с контрольной группой. Достаточный уровень в экспериментальной группе показали 60% детей, недостаточный уровень составил 0%, а в контрольной группе результаты не изменились. Пудовкина Н.М.


В раздел образования