использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте
Автор: Пудовкина Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ СПДС "Солнышко" Населённый пункт: с.Верхние Белозёрки, Самарская обл. Наименование материала: статья Тема: использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
Пудовкина Наталья Михайловна
Должность- воспитатель
ГБОУ СОШ с.Верхние Белозёрки СПДС « Солнышко»
Название работы: использование игр-экспериментов для развития
умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте.
Использование игр-экспериментов для развития умения составлять
рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте.
Развитие умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте
необходимо для совершенствования речи и мышления, и облегчения процесса обмена
информацией. Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в
значительной степени в практике повседневного общения ребенка с окружающим.
Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная
повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры,
интересные события и эксперименты.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили
отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э.
Куликовской, Н. Н. Совгир. Однако на сегодняшний день методика организации
детского экспериментирования разработана неполно, экспериментирование внедряется
в практику работы дошкольных учреждений медленно, и нет достаточно
исследований, по использованию игр-экспериментов для развития умения составлять
рассказы из опыта.
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние
игр – экспериментов на развитие умения составлять рассказы из опыта в старшем
дошкольном возрасте.
Экспериментальное исследование уровня сформированности умения составлять
рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте проводились на базе МДОУ д/с,
Сказка, с. Хрящёвка. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного
возраста. Экспериментальная и контрольная группы дошкольников отбирались на
основе свободного выбора и характеризовались примерно одинаковым уровнем
развития.
С учетом программных требований для детей старшего дошкольного возраста и
методики для выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного
возраста О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной для оценки уровня развития связной речи
детям старшего дошкольного возраста предлагались следующие диагностические
задания:
1. Описать лягушку (по картинке) .
2. Разложить серию из 4 картинок, объединенных сюжетом в последовательности и
составить рассказ.
3. Составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
На основании критериев и оценки результатов выделены 3 уровня развития связной
речи детей старшего дошкольного возраста.
Показатели Уровни Критерии
1.
Развитие связной речи достаточный -содержание полностью раскрывает тему
задания. Рассказ содержит несколько микротем, которые раскрыты и логично
связаны с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В
структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины
и конца. Объём высказывания: в рассказе можно выделить 10 - 12 предложений.
Используются разнообразные видов внутритекстовой связи: синонимической
связи, лексических повторов, местоименной связи, союзной связи, в рассказе
есть как простые и распространенные предложения, так и сложные предложения
(сложноподчиненные). Допускаются не больше двух пауз и повторов. Рассказ
составлен самостоятельно .
2.
Близкий к достаточному -содержание полностью раскрывает тему рассказа.
Рассказ не содержит микротемы или содержит 1 - 2 микротемы, не связанные с
темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В структуре
текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Объём высказывания:
в рассказе можно выделить 6 - 9 предложений. В рассказе преобладают простые
и распространенные предложения, имеется одно сложноподчиненное
предложение. Допускает до трех пауз и повторов. Рассказ составлен
самостоятельно с небольшой помощью педагога.
3.
Недостаточный- содержание частично раскрывает или не раскрывает тему
задания. Рассказ не содержит микротем. В структуре текста можно выделить
наличие начала, середины и конца, но отмечаются нарушения
последовательности частей рассказа. Отсутствие какой-либо части рассказа.
Объём высказывания: в рассказе можно выделить 4 - 5 предложений. В рассказе
преобладают простые и распространенные предложения. Допускает от четырех
пауз и повторов. Рассказ составлен с помощью педагога. .
Анализируя данные констатирующего этапа экспериментального исследования, можно
сделать следующие выводы:
-анализ самостоятельно составленных рассказов, детьми старшего дошкольного
возраста экспериментальной группы и контрольной группы, показал, что у
дошкольников недостаточно знаний о структуре рассказа (начало, середина, конец) и
представлений о связи между предложениями;
-дети старшего дошкольного возраста затруднялись выделить в тексте начальные и
завершающие предложения;
-при придумывании самостоятельных рассказов не могли раскрыть тему и основную
мысль, а также озаглавить рассказ;
Уровень развития связной речи по результатам констатирующего этапа в
экспериментальной группе оказался больше, чем в контрольной группе. Достаточный
уровень в экспериментальной группе показали 50% детей, а в контрольной группе
только 20% детей. А вот недостаточный уровень в экспериментальной группе составил
20%, а в контрольной группе 0 %.
На основании проведенного анализа результатов, полученных в ходе проведения
констатирующего эксперимента, были выдвинуты задача формирующего этапа
исследования:
-подобрать и апробировать серию игр-экспериментов с детьми старшего дошкольного
возраста;
-спроектировать и апробировать рассказы с детьми из опыта в повседневной жизни и в
непосредственной образовательной деятельности.
Решение поставленных задач проходило в два этапа, во-первых, в группе была
организована «Детская лаборатория», оснащенная специальными материалами и
оборудованием для изучения объектов и явлений неживой природы: свет, тепло, воду,
песок, глину, камни, которая в полной мере помогала воспитателю создавать условия
для проведения увлекательных игр-экспериментов. Во-вторых, разработаны планы —
конспекты по рассказыванию из опыта детей старшего дошкольного возраста.
Совместная деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходила 1 раз в неделю
по 25-30 мин. Подбор детей в группы производится с учетом уровня развития и
познавательных интересов детей. Для того чтобы привлечь внимание детей к
поставленной проблеме или задаче использовались различные стимулы: новизна,
необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив и т. д.
В непосредственной образовательной деятельности проводились 2-3 игры-
эксперимента в зависимости от сложности, обязательно с сюрпризным моментом, или
с необычностью объекта, результата и т. д. Важнейшим условием при проведении игр-
экспериментов был учет общих задач познавательного развития и подбор содержания в
такой форме, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Организация игр-экспериментов проходила в форме партнерства взрослого и ребенка.
В дальнейшем проведенные игры-эксперименты становились базой для составления
рассказов из опыта и стимулировали умения составлять монолог с учетом требований
к связным рассказам.
Работа на этом этапе проводилась планомерно, познавательные игры-эксперименты
сочетались также с дидактическими и подвижными играми, чтением художественной
литературы и беседами, изготовлением поделок и аппликациями. На каждой неделе
была определена одна тема:
-в первую неделю была проведена игра-эксперимент на тему: «Вода-вода, кругом
вода» по ознакомлению с неживой природой, дидактическая игра "Придумай
предложение" и рассказывание из опыта на тему: как мы экспериментировали с водой;
-на второй неделе формирующего эксперимента организовывались опыты на тему
«Магнит», дидактические игры:“Рыболов”, “Магнитная геометрическая мозаика”,
“Магнитная касса цифр и букв”, “Подбери предмет”, и рассказывание из опыта на
тему: как мы играли с магнитом;
-третья неделя посвящалась теме: «Свет». Неделя была начата с чтения
художественной литературы, беседы о солнце, проведении подвижной игры «Догони
солнечного зайчика» и организации рассказывания из опыта на тему: как мы играли со
светом;
-на четвертой неделе, посвященной теме «Бумага» с детьми проводилась беседа,
чтение художественной литературы и игры с бумагой.
Понедельник; Дидактическая игра "Придумай предложение". Ознакомление с неживой
природой, вода. Использование в свободной деятельности дидактических
игр:“Рыболов”, “Магнитная геометрическая мозаика”, “магнитная касса цифр и букв”,
“Подбери предмет”, Подвижная игра «Догони солнечного зайчика» Изготовление
поделок из бумаги, игра «Бумажные самолетики».
Вторник; Аппликация «Рыбки в аквариуме» Чтение сказок П. П. Бажова “Малахитовая
шкатулка” Подбор загадок, стихов о солнце, о свете, фонаре. Чтение художественной
литер. Е. Пермяк «Бумажный змей»
Среда; Беседа «Что должны люди делать, чтобы водоемы не загрязнялись» Беседа
«Какие предметы магнитят? » Беседа «Почему светит солнце? » Беседа «Что такое
бумага? »
Четверг; Игры-эксперименты с водой Игры-эксперименты с магнитом Игры-
эксперименты со светом Игры-эксперименты с бумагой
Пятница; Рассказывание из опыта, Какую игру - эксперимент мы проводили с водой»
Рассказывание из опыта, Какую игру - эксперимент мы проводили с магнитом»
Рассказывание из опыта, Как мы играли со светом» Рассказывание из опыта «Как мы
играли с бумагой»
При организации рассказов детям предлагался сначала план, в котором четко
прослеживалась структура рассказа из опыта, а затем только тема.
По окончании формирующего эксперимента была организована и проведена
диагностика уровня развития связной речи. Анализ контрольного этапа
экспериментального исследования показал, что: дети старшего дошкольного возраста в
экспериментальной группе усвоили структуру составления рассказов из опыта, у них
расширились представления о связи между предложениями, в рассказах они
подчеркивали особенности и свойства разных явлений природы, при придумывании
самостоятельных рассказов раскрывали тему и основную мысль и большинство детей
могли озаглавить рассказ.
Уровень развития связной речи по результатам контрольного этапа в
экспериментальной группе повысился на 10%, по сравнению с контрольной группой.
Достаточный уровень в экспериментальной группе показали 60% детей,
недостаточный уровень составил 0%, а в контрольной группе результаты не
изменились.
Пудовкина Н.М.