Автор: Парахина Елена Давыдовна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 комбинированного вида»
Населённый пункт: город Краснотурьинск, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Применение ДЭНС–терапии в логопедической практике в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Применение ДЭНС-терапии в логопедической практике в ДОУ
Е. Д. Парахина
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №47 комбинированного вида»
Речевые
расстройства
у
детей,
наблюдаемые
в
работе
с
дошкольниками
в
детском саду, с каждым годом становятся сложнее и труднее поддаются коррекции.
Речевые
недостатки
усугубляются
неврологической
симптоматикой,
в
частности,
стёртой
дизартрией.
Большинство
специалистов
этим
термином
обозначают
расстройство
произносительной
стороны
речи,
при
котором
с т р а д а е т
звукопроизношение и просодическая организация звукового потока: темп, плавность,
чёткость,
громкость,
высота
и
тембр
голоса,
мелодика [1],
[2],
[4].
Монотонная,
невыразительная, невнятная речь детей не позволяет формироваться четкому слуховому
восприятию, что является причиной стойких нарушений фонетической стороны речи.
Дизартрические нарушения накладывают отпечаток и на психологическое состояние
дошкольника. Невнятная речь ребёнка приводит к непониманию и его отстранению от
сверстников.
Также
частые
простудные
заболевания
негативно
сказываются
на
процессе коррекции в виду редкого посещения ребёнком детского сада.
Поиск новых методов коррекции нарушений речи у детей, имеющих дизартрию,
является
актуальным.
Доступным,
эффективным
немедикаментозным
методом
в
коррекции речи детей является Метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС)
с помощью аппарата
ДЭНС-ПКМ. ДЭНС-терапия существует уже 20 лет. Применяется
в лечебно-профилактической практике с 2001 г., в логопедической практике – с 2004 г.
Данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития (2005, 2010 гг.). ДЭНС разрешена к использованию врачами,
педагогами,
прошедшими
курс
обучения,
интегрирована
в
систему
практической
логопедии
в
условиях
лечебных,
лечебно-профилактических,
образовательных
учреждений. Метод электробезопасен, удобен и прост в применении, не вызывает
побочных и аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический
потенциал детского организма, хорошо переносится детьми разного возраста, а главное
— воздействует на многие уровни поражения.
В
основе ДЭНС-терапии лежит
воздействие,
осуществляемое
через
кожные
покровы микротоковыми импульсами как высокой (50-200гц), так и низкой частоты (1-
10гц), которые имеет физиологическую основу и по своим характеристикам сходны с
нервными импульсами человека.
Импульс от прибора проходит патогенный очаг и
активизирует нейрогуморальную и иммунную защиту, в результате чего сам организм
включается в процесс оздоровления и с патологией начинает бороться самостоятельно.
Наш организм – система электрическая и всё в нём, от органов до малюсеньких
клеточек общается между собой посредством электрических импульсов [5]. ДЭНС – это
терапия,
которая
использует
физиологичный
способ,
воздействуя
импульсами
электрического тока через биологически активные зоны и точки на поверхности кожи.
При этом возникает целый каскад ответных реакций, восстанавливающих функции
организма.
В
М А Д ОУ
№ 4 7
г.
К р а с н о т у р ь и н с к а
м е т о д
д и н а м и ч е с к о й
электронейростимуляции внедрён в систему коррекционной работы с 2017 года как
дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с
неврологической
патологией.
Включение
ДЭНС
в
систему
логопедической
работы
позволяет оптимизировать коррекционную деятельность, формируя связи между ЦНС и
мышечным аппаратом, учавствующим в речевой практике.
ДЭНС-терапия применяется
с согласия родителей и разрешения невролога, т.к.
имеются
противопоказания: индивидуальная
непереносимость
электрического
тока,
наличие
имплантированного
кардиостимулятора,
эпилептический
ст атус,
новообразования
любой
этиологии
и
локализации. Положительный
результат
наблюдается при курсовом применении ДЭНС-терапии по индивидуальной схеме у
детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленном стёртой
дизартрией. Курс расчитан на три недели по три раза в неделю, с перерывом два
месяца. Общее время воздействия составляет в среднем 20 минут.
Разработана
схема
воздействия
на
биологически
активные
точки
при
использовании
ДЭНС-терапии
в
соответствии
с
состоянием
мышечного
тонуса
речевого аппарата ребёнка. На каждом сеансе обрабатываются определённые зоны.
Метод обработки и характеристика данных зон представлены в таблице.
Зона
обработки
Программа,
частота, время
Характеристика
Обрабатываемые
точки
Точка
Хэ-гу
МЭД
Точка Хэ-гу – пусковая. С неё можно
начинать сеанс либо заканчивать,
закреплять результат, при этом многие
биологические точки становятся активней
в 2-3 раза. Воздействие на данную точку
помогает при многих «неприятностях», т.к.
она заведует жизненной энергией человека.
Речевые зоны:
зона языка,
круговая
мышца рта,
подчелюстная
зона
«Терапия», при
гипертонусе
частота
стимуляции 20
Гц, при
гипотонусе – 77
Гц, 1 мин.
Стимуляция речевых зон улучшает
кровоснабжение мышц артикуляционного
аппарата, подготавливает к активной
работе.
Височные
зоны
У правшей
слева, у левшей
– и слева, и
справа, через
сеанс в режиме
«Терапия» 77 Гц,
2 мин
Воздействие на височную зону улучшает
процесс понимания речи за счёт активации
восприятия и дифференцировки слуховых
раздражений.
Зрительные
бугры
Через сеанс,
поочерёдно в
режиме
«Терапия» 77 Гц,
2 мин.
Их стимуляция влияет на восприятие и
распознавание графических изображений
письменной речи.
Ярёмная ямка
Через сеанс в
режиме
«Терапия» 77 Гц,
2 мин.
Имунная зона.
Зона второго и
седьмого
шейных
позвонков
МЭД или 20 Гц
до 5 мин.
Работа аппаратом на шейно-воротниковой
зоне снимает мышечное напряжение,
улучшает кровоснабжение головного мозга
и соответственно способствует
мыслительной деятельности.
Решать логопедические задачки помогает система соответствия организма «Су
Джок»
–
это
фаланги
пальцев
кистей,
стоп.
Су
Джок
относится
к
наиболее
эффективным
системам
соответствия
и
позволяет
получать
хорошие
результаты
в
логопедии, неврологии, а также при любом заболевании внутренних органов. Первая
фаланга каждого пальца по системе соответствия – голова. Например, постановка двух
больших пальцев кистей на встроенный электрод аппарата ДЭНАС – это воздействие
по системе соответствия на весь организм: на область лица, выходы тройничных
нервов, левое и правое полушарие одновременно. При воздействии частотой 20 Гц. на
зоны соответствия организм начинает активно вырабатывать эндорфины – «витамины
удовольствия», снимается спазм, гиперактивные дети успокаиваются [6].
Дэнс-терапия
в
комплексе
с
логопедическими
методиками:
логопедический
массаж,
работа
над
дыханием,
артикуляционная
гимнастика,
постановка
и
автоматизация корригируемых звуков – способствует увеличению скорости постановки
звуков, формированию правильного произношения, даёт положительную динамику при
проведении индивидуальных логопедических занятий.
ДЭНС
привлекает
своей
простотой
в
применении
и
довольно
высокими
результатами. Уже после первого курса ДЭНС-терапии у детей в речевом статусе на-
блюдались: улучшения
в
состоянии
мышечного
тонуса
органов
артикуляции,
повышение
мышечной
активности
мимической
и
артикуляционной
мускулатуры,
увеличение объема артикуляционных движений, расширение объема речевого дыхания,
улучшение
качества
голосообразования.
Значимая
динамика
наблюдается
в
становлении соноров.
Таким образом, технология даёт возможность целеноправленно воздействовать
на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их
деятельность. Кроме того, метод ДЭНС – общеоздоровительный, дети меньше болеют, а
значит и система занятий становится эффективней.
Литература.
1.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению
стёртой дизартрии у детей. – М.: Астрель, 2008.
2.
Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2009.
3.
Власов
А.А.,
Умникова
М.
В.
Клиническое
применение
аппаратов
динамической электронейростимуляции. Выпуск 7. Екатеринбург: 2015.
4.
Ревкин С.Ю., Власов А.А., Николаева Н.Б., Сафронов А.А., Умникова
М.В. Практическое руководство по динамической электронейростимуляции. Под общ.
ред. С.Ю. Ревкина. – Екатеринбург: Токмас-Пресс, 2013.
5.
Огурцова
Н.А.,
Ткачева
Т.А.,
Иванова
Н.И.,
Гулевская
Н.И.
Новая
логопедия для логопедов, детей и их родителей. – Миасс: 2014.
6.
Огурцова Н.А., Ткачева Т.А., Иванова Н.И. Я+Я: системы соответствия. –
Миасс: 2012.