Напоминание

Применение ДЭНС–терапии в логопедической практике в ДОУ


Автор: Парахина Елена Давыдовна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 комбинированного вида»
Населённый пункт: город Краснотурьинск, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Применение ДЭНС–терапии в логопедической практике в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение ДЭНС-терапии в логопедической практике в ДОУ

Е. Д. Парахина

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №47 комбинированного вида»

Речевые

расстройства

у

детей,

наблюдаемые

в

работе

с

дошкольниками

в

детском саду, с каждым годом становятся сложнее и труднее поддаются коррекции.

Речевые

недостатки

усугубляются

неврологической

симптоматикой,

в

частности,

стёртой

дизартрией.

Большинство

специалистов

этим

термином

обозначают

расстройство

произносительной

стороны

речи,

при

котором

с т р а д а е т

звукопроизношение и просодическая организация звукового потока: темп, плавность,

чёткость,

громкость,

высота

и

тембр

голоса,

мелодика [1],

[2],

[4].

Монотонная,

невыразительная, невнятная речь детей не позволяет формироваться четкому слуховому

восприятию, что является причиной стойких нарушений фонетической стороны речи.

Дизартрические нарушения накладывают отпечаток и на психологическое состояние

дошкольника. Невнятная речь ребёнка приводит к непониманию и его отстранению от

сверстников.

Также

частые

простудные

заболевания

негативно

сказываются

на

процессе коррекции в виду редкого посещения ребёнком детского сада.

Поиск новых методов коррекции нарушений речи у детей, имеющих дизартрию,

является

актуальным.

Доступным,

эффективным

немедикаментозным

методом

в

коррекции речи детей является Метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС)

с помощью аппарата

ДЭНС-ПКМ. ДЭНС-терапия существует уже 20 лет. Применяется

в лечебно-профилактической практике с 2001 г., в логопедической практике – с 2004 г.

Данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и

социального развития (2005, 2010 гг.). ДЭНС разрешена к использованию врачами,

педагогами,

прошедшими

курс

обучения,

интегрирована

в

систему

практической

логопедии

в

условиях

лечебных,

лечебно-профилактических,

образовательных

учреждений. Метод электробезопасен, удобен и прост в применении, не вызывает

побочных и аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический

потенциал детского организма, хорошо переносится детьми разного возраста, а главное

— воздействует на многие уровни поражения.

В

основе ДЭНС-терапии лежит

воздействие,

осуществляемое

через

кожные

покровы микротоковыми импульсами как высокой (50-200гц), так и низкой частоты (1-

10гц), которые имеет физиологическую основу и по своим характеристикам сходны с

нервными импульсами человека.

Импульс от прибора проходит патогенный очаг и

активизирует нейрогуморальную и иммунную защиту, в результате чего сам организм

включается в процесс оздоровления и с патологией начинает бороться самостоятельно.

Наш организм – система электрическая и всё в нём, от органов до малюсеньких

клеточек общается между собой посредством электрических импульсов [5]. ДЭНС – это

терапия,

которая

использует

физиологичный

способ,

воздействуя

импульсами

электрического тока через биологически активные зоны и точки на поверхности кожи.

При этом возникает целый каскад ответных реакций, восстанавливающих функции

организма.

В

М А Д ОУ

№ 4 7

г.

К р а с н о т у р ь и н с к а

м е т о д

д и н а м и ч е с к о й

электронейростимуляции внедрён в систему коррекционной работы с 2017 года как

дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с

неврологической

патологией.

Включение

ДЭНС

в

систему

логопедической

работы

позволяет оптимизировать коррекционную деятельность, формируя связи между ЦНС и

мышечным аппаратом, учавствующим в речевой практике.

ДЭНС-терапия применяется

с согласия родителей и разрешения невролога, т.к.

имеются

противопоказания: индивидуальная

непереносимость

электрического

тока,

наличие

имплантированного

кардиостимулятора,

эпилептический

ст атус,

новообразования

любой

этиологии

и

локализации. Положительный

результат

наблюдается при курсовом применении ДЭНС-терапии по индивидуальной схеме у

детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленном стёртой

дизартрией. Курс расчитан на три недели по три раза в неделю, с перерывом два

месяца. Общее время воздействия составляет в среднем 20 минут.

Разработана

схема

воздействия

на

биологически

активные

точки

при

использовании

ДЭНС-терапии

в

соответствии

с

состоянием

мышечного

тонуса

речевого аппарата ребёнка. На каждом сеансе обрабатываются определённые зоны.

Метод обработки и характеристика данных зон представлены в таблице.

Зона

обработки

Программа,

частота, время

Характеристика

Обрабатываемые

точки

Точка

Хэ-гу

МЭД

Точка Хэ-гу – пусковая. С неё можно

начинать сеанс либо заканчивать,

закреплять результат, при этом многие

биологические точки становятся активней

в 2-3 раза. Воздействие на данную точку

помогает при многих «неприятностях», т.к.

она заведует жизненной энергией человека.

Речевые зоны:

зона языка,

круговая

мышца рта,

подчелюстная

зона

«Терапия», при

гипертонусе

частота

стимуляции 20

Гц, при

гипотонусе – 77

Гц, 1 мин.

Стимуляция речевых зон улучшает

кровоснабжение мышц артикуляционного

аппарата, подготавливает к активной

работе.

Височные

зоны

У правшей

слева, у левшей

– и слева, и

справа, через

сеанс в режиме

«Терапия» 77 Гц,

2 мин

Воздействие на височную зону улучшает

процесс понимания речи за счёт активации

восприятия и дифференцировки слуховых

раздражений.

Зрительные

бугры

Через сеанс,

поочерёдно в

режиме

«Терапия» 77 Гц,

2 мин.

Их стимуляция влияет на восприятие и

распознавание графических изображений

письменной речи.

Ярёмная ямка

Через сеанс в

режиме

«Терапия» 77 Гц,

2 мин.

Имунная зона.

Зона второго и

седьмого

шейных

позвонков

МЭД или 20 Гц

до 5 мин.

Работа аппаратом на шейно-воротниковой

зоне снимает мышечное напряжение,

улучшает кровоснабжение головного мозга

и соответственно способствует

мыслительной деятельности.

Решать логопедические задачки помогает система соответствия организма «Су

Джок»

это

фаланги

пальцев

кистей,

стоп.

Су

Джок

относится

к

наиболее

эффективным

системам

соответствия

и

позволяет

получать

хорошие

результаты

в

логопедии, неврологии, а также при любом заболевании внутренних органов. Первая

фаланга каждого пальца по системе соответствия – голова. Например, постановка двух

больших пальцев кистей на встроенный электрод аппарата ДЭНАС – это воздействие

по системе соответствия на весь организм: на область лица, выходы тройничных

нервов, левое и правое полушарие одновременно. При воздействии частотой 20 Гц. на

зоны соответствия организм начинает активно вырабатывать эндорфины – «витамины

удовольствия», снимается спазм, гиперактивные дети успокаиваются [6].

Дэнс-терапия

в

комплексе

с

логопедическими

методиками:

логопедический

массаж,

работа

над

дыханием,

артикуляционная

гимнастика,

постановка

и

автоматизация корригируемых звуков – способствует увеличению скорости постановки

звуков, формированию правильного произношения, даёт положительную динамику при

проведении индивидуальных логопедических занятий.

ДЭНС

привлекает

своей

простотой

в

применении

и

довольно

высокими

результатами. Уже после первого курса ДЭНС-терапии у детей в речевом статусе на-

блюдались: улучшения

в

состоянии

мышечного

тонуса

органов

артикуляции,

повышение

мышечной

активности

мимической

и

артикуляционной

мускулатуры,

увеличение объема артикуляционных движений, расширение объема речевого дыхания,

улучшение

качества

голосообразования.

Значимая

динамика

наблюдается

в

становлении соноров.

Таким образом, технология даёт возможность целеноправленно воздействовать

на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их

деятельность. Кроме того, метод ДЭНС – общеоздоровительный, дети меньше болеют, а

значит и система занятий становится эффективней.

Литература.

1.

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению

стёртой дизартрии у детей. – М.: Астрель, 2008.

2.

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар.

изд. центр ВЛАДОС, 2009.

3.

Власов

А.А.,

Умникова

М.

В.

Клиническое

применение

аппаратов

динамической электронейростимуляции. Выпуск 7. Екатеринбург: 2015.

4.

Ревкин С.Ю., Власов А.А., Николаева Н.Б., Сафронов А.А., Умникова

М.В. Практическое руководство по динамической электронейростимуляции. Под общ.

ред. С.Ю. Ревкина. – Екатеринбург: Токмас-Пресс, 2013.

5.

Огурцова

Н.А.,

Ткачева

Т.А.,

Иванова

Н.И.,

Гулевская

Н.И.

Новая

логопедия для логопедов, детей и их родителей. – Миасс: 2014.

6.

Огурцова Н.А., Ткачева Т.А., Иванова Н.И. Я+Я: системы соответствия. –

Миасс: 2012.



В раздел образования