Автор: Михалкина Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЦРР МДОУ детский сад № 1 "Мечта" Населённый пункт: город Ртищево, Саратовская область Наименование материала: конспект НОД Тема: "Осторожно, огонь!" Раздел: дошкольное образование
Раздел программы «Формирование основ безопасности»
Тема: «Осторожно, огонь! »
Цель: формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению
правил
пожарной
безопасности.
Вооружить
знаниями,
умениями
и
навыками
необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Образовательные: Познакомить
детей
с
правилами
поведения
при
пожаре, дать
понятие детям: когда огонь – друг, а когда - враг; научить детей находить среди опасных
предметов те, которые часто являются причиной пожара. Закрепить знание детей о
причинах
возникновения
пожаров,
правилах
пожарной
безопасности
и
доступных
средствах пожаротушения, закрепить знания о профессии пожарного .
Развивающие: Развивать
творческие
способности
детей
при
анализе
ситуации
и
составлении плана выхода из неё.
Воспитательные : Воспитывать коммуникативные навыки, правильное отношение к
своему здоровью и безопасности в жизни.
Предварительная работа:
- чтение произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом»;
- рассматривание иллюстраций огнеопасных предметов;
- рассматривание иллюстраций с пожароопасными ситуациями;
- загадывание загадок;
Работа с родителями:
- просмотр с детьми мультфильма «Кошкин дом»;
- рисование с детьми пожароопасных предметов;
Материалы:
- мультимедийный проектор;
-презентация «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»
- иллюстрации «Пожарная безопасность»
- иллюстрации с изображением огнеопасных предметов;
- носовые платочки по количеству детей, тазик с водой;
Ход ООД:
1.Презентация
Алгоритм работы со слайдами .
№
слайд
а
Действия и возможный вариант пояснений педагога
№ 2
Звучит отрывок из 1 части сказкиС.Я.Маршака «Кошкин дом» музыка Н.
Александровой
Показ слайда красивого дома кошки. Звучание делается тише.
Педагог: Вам знакома эта сказка? Назовите автора этой сказки? Посмотрите
на красивый дом,
в котором живёт кошка.
№3
Звучит отрывок из 1 части сказкиС.Я.Маршака «Кошкин дом» музыка Н.
Александровой
Показ слайда пожара в доме кошки.
Педагог: Дети, что случилось в сказке? Пожар, что это? Правильно это
страшная беда. А что бы этой беды не случилось, я предлагаю выучить
правила пожарной безопасности. Вы согласны?
№4
Воспитатель читает стихотворение детям и предлагает подумать, о чем идет
речь .
Он таким бывает разным-
Голубым и рыже-красным,
Ярко-желтым и еще же
Олимпийским быть он может.
Что это, ребята? /Огонь/
/После ответов детей по щелчку мыши появляется огонь/
Детям предлагается подобрать к слову «огонь» прилагательные (желтый,
красный, оранжевый, рыжий, опасный, горячий, страшный, ярко-красный
и т.д.).
№5
«Огонь - друг»
Педагог предлагает детям подумать и сказать, когда огонь является для нас
другом.
После ответов детей по щелчку мыши появляются картинки
Огонь тогда полезен людям, когда в умелых он руках.
Он ласковым и теплым будет на улицах, в домах, каминах, очагах.
Скажите, как говорится об огне – друге? (ласковый и тёплый)
№6
«Огонь - враг»
Расскажите, что вы видите на этих картинках?
А здесь огонь – друг? ( нет огонь – враг)
В мире есть еще огонь, только зря его не тронь!
Знайте, в гневе он сердит, ничего не пощадит!
№7
«Отгадай загадки о пожарном порядке»
Педагог загадывает детям загадки, если дети правильно называют предмет,
он появляется на слайде по щелчку мыши.
Огонь
Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит
Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь.
Телевизор
У окошка я сижу, на весь мир в него гляжу.
Утюг
Плывет пароход, то назад, то вперед.
Остановишь – горе, продырявит море.
Электрическая лампочка
Дом - стеклянный пузырек, а живет в нем огонек
Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется.
Огнетушитель
Висит – молчит, а перевернешь – шипит и пена летит.
Не уйти огню от нас – все потушит пенный газ!
Пылесос
Он один на целом свете радуется с пылью встрече.
Ее быстро соберет и порядок наведет.
Спички
Чтобы не было огня, не играйте вы в меня,
Я - огня сестричка, маленькая…?
Холодильник
Что плохо хранится на жаре, положи ко мне скорей
Педагог сообщает детям, что в любой квартире много электроприборов,
которые представляют опасность для детей при неумелом и беспечном
обращении.
Газ на кухне, пылесос ли, телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый –
Ваш надежный, старший друг!
№8
«Чтобы не было беды, огнеопасные предметы убери»
Педагог предлагает детям убрать огнеопасные предметы, которые могут
быть причиной пожара (они исчезают по щелчку мыши).
Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы? (электроприборы)
№9
«Помощь придет вовремя, в срок, если правильно сделать звонок»
Для чрезвычайных ситуаций существуют специальные телефонные номера.
Какой необходимо набирать номер, чтобы вызвать пожарную службу ( 01).
/ По щелчку мыши появляется телефон и номер /.
Ребята, а что нужно
сказать, чтобы машина приехала быстро?
Дети: Назвать свой адрес.
Далее детям предлагается представить себя в роли пожарного и
сформулировать свои действия при пожаре в доме.
/По щелчку мыши появляется горящий дом, пожарная машина едет тушить
пожар/.
Далее педагог предлагает рассмотреть следующую ситуацию: вы остались в
горящем доме . Задается проблемный вопрос: «Что делать?». Дети
отвечают.
Дымом комната полна,
На полу у батареи
Плачет девочка одна,
Плачет жалобно и тонко,
Пламя мечется кругом...
Командир схватил ребенка,
Пробирается ползком...
Вот мелькнул он на балконе,
Ношу бережно храня...
Обожжённый, опалённый
Вынес Тому из огня.
По щелчку мыши появляется картинка: пожарный выносит ребенка на
руках из горящего дома.
№ 10
Опытно-экспериментальная деятельность.
Воспитатель.
Почему пожарный пробирался ползком? Ведь огонь без
дыма не бывает. Когда в квартире много дыма, дышать нечем, можно
задохнуться. Лучше выбираться, пригнувшись или на четвереньках – внизу
дыма обычно меньше. Дышать при этом надо через влажную ткань –
платок, полотенце, шарф. Тут нам вода поможет. Давайте попробуем
подышать через мокрый платок.
Проводится опыт.
Каждый ребёнок намачивает носовой платок в тазике, выжимает его.
Закрывает мокрым платком нос, пробует дышать.
Воспитатель. Из задымленной квартиры лучше выбираться, пригнувшись
или на четвереньках – внизу дыма обычно меньше. Попробуйте.
Дети, держа платок рукой, нагибаются, идут вокруг стола.
№ 11
Загадка о пожарном
С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарники)
Пожары – это страшное бедствие всего живого на планете. Не секрет, что
большинство пожаров случается по вине человека. Скажите, кто приходит на
помощь во время пожара? (Пожарные). Звучит песня о пожарных.
Они
борются
с
огнем.
Какими
должны
быть
пожарные?
Расскажите
стихотворение о пожарных.
Пожарное дело - для крепких парней.
Пожарное дело - спасение людей,
Пожарное дело - отвага и честь,
Пожарное дело - так было, так есть.
№12
А
вы
бы
хотели
работать
пожарными?
Тогда
примерьте
на
себя
роль
пожарного.
Игра «Что нужно пожарному для работы?»
Если был бы я пожарным,
Я бы время не терял -
Необходимые предметы
Я с собой бы быстро взял.
Педагог предлагает детям «примерить на себя» роль пожарного и убрать те
предметы, которые не пригодятся при тушении. По щелчку мыши появляется
пожарный.
№13
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.
Расскажите, что вы видите на картинках?
По щелчку мыши появляется картинки. Дети рассказывают о ситуации на
картине
№ 14
Динамическая пауза . Сейчас поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а
вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в
ладоши или промолчать.
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
Вспомните, от чего загорелся дом у кошки?
Запоминаем ещё одно правило.
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его: (водой)
№ 15
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те: (отнять)
№ 16
Повторение правил пожарной безопасности. Плакат.
Расскажите,
что
вы
видите
на
экране?
Повторите
правила
пожарной
безопасности, изображённые на плакате.
Береги природу от пожара.
Не оставляйте утюг включенным.
Не играйте со спичками.
Будьте осторожны с плитой.
Фейерверки – опасные игрушки.
Вспомните девиз, который мы выучили.
Не пожалеем, братцы, сил,
Чтоб огонь лишь другом был!!!
№ 17
Изготовление буклетов. Мы с вами много узнали нового, и я прошу, что бы
вы дома рассказали своим родителям о правила пожарной безопасности. А
ещё я приготовила для ваших родителей памятки, но мне нужна ваша
помощь. На первой странице наклеем номер пожарной службы 01. На
развороте памятки нарисуем знаки пожарной безопасности: спичку и костёр
и наклеем на них запрещающий круг. Обратите внимание на экран.
Звучит песня о пожарных. Дети выполняют задание.
Подарите памятки нашим гостям. А своим родителям мы сделаем ещё, мы
теперь знаем, как делать памятки.
№ 18
Фрагмент из сказки: кошка идёт грустная. Посмотрите на кошку, что скажите
о ней? (она грустная, у неё сгорел дом.) Вам её жалко? А если у кошки нет
дома, как можно о ней сказать? ( она бездомная) Вопрос детям: «Как мы
можем помочь кошке?» (Построить для неё дом)
«Тили-бом, тили-бом
Мы построим кошке дом!»
№ 19
Рефлексия Подведение итогов, высказывания детей об игре. Что нового
вы узнали ? Как эти знания вы сможете применить в жизни?
С огнём ты должен быть умён.
Узнай его, огня законы.
Он должен стать твоим знакомым –
Учись быть вежливым с огнём!
№ 20
Заключительный .
По щелчку мыши появляются картинки, надпись «Молодцы! До новых
встреч!».
Звучат аплодисменты.