Автор: Михалкина Анастасия Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 4 "Колобок" Населённый пункт: город Ртищево, Саратовская область Наименование материала: Конспект НОД Тема: Транспорт. Дорожная азбука Раздел: дошкольное образование
ООД Познавательное развитие. Первичные представления об объектах окружающего мира.
Приобщение к социокультурным ценностям на тему «Транспорт. Дорожная азбука »
Программные содержание:
1.
Расширение и обогащение знаний детей о видах транспорта; уточнение их представлений о
способах передвижения транспорта: по воде, воздуху, земле.
2.
Формирование умения самостоятельно давать самооценку; воспитание уважения к труду
взрослых.
3.
Развитие речи детей как средства общения. Поощрение попыток детей высказывать свою
точку зрения. Активизация словаря детей словами: наземный, воздушный, водный.
4.
Закрепить знания детей о правилах поведения на дороге, в общественном транспорте.
5.
Приобщение детей к словесному искусству через слушание загадок.
Оборудование: иллюстрации с изображением различного вида транспорта;
магнитная доска,
модели: «ВОДА», «ЗЕМЛЯ», «НЕБО», магнитофон.
Содержание деятельности:
Воспитатель:
Ребята,
я
рада
приветствовать
вас.
Сегодня
я
предлагаю
вам
отправиться
в
путешествие. Для начала проверим, готовы ли вы? Проверьте, ушки на месте? (потёрли) Глазки
видят? (поморгали) Руки на месте? (похлопали) Ножки на месте? (потопали). Все готовы? (Да)
Игровая ситуация
Раздаётся звук мотора. Появляется персонаж.
Карлсон: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются.)
Карлсон: Можно мне у вас приземлиться? Что-то я устал.
Воспитатель: Здравствуй, Карлсон. Мы с ребятами всегда рады тебя видеть. Как ты сюда попал?
Карлсон: Как, как? (удивляется). Прилетел! Ведь у меня есть моторчик (показывает пропеллер). А
у вас разве нет? (ищет на спинах у ребят). Как же вы передвигаетесь, путешествуете?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Карлсону, на чём можно путешествовать. И так,
отправляемся в путь. Отгадайте загадку:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (транспорт)
Посмотрите на эти картинки и назовите, что вы видите?
- Как назвать это одним словом? (Транспорт)
-
Правильно.
Как
вы
думаете,
какой
транспорт
перевозит
людей.
Как
он
называется?
(пассажирский) Давайте вместе произнесём это слово.
-Ребята, а что ещё может возить транспорт? (грузы) Как называется такой транспорт? (грузовой).
Давайте вместе произнесём это слово.
Верно, ребята. А ещё есть транспорт, который называется специальный. Его вызывают, когда
требуется срочная помощь. Подумайте и скажите, что это? (скорая помощь, полиция, пожарная) .
- Всё верно. Нам пора двигаться дальше.
Карлсон: Ребята, а давайте полетим на самолёте.
Физкультминутка
Воспитатель: Выходите, ребята.
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели
Руки в стороны - и вот
Отправляемся в полёт.
У-У-У
Полетали, прилетели
На посадку дружно сели.
Воспитатель: Отдохнули. Продолжаем дальше (присели около магнитной доски). Ребята, а вы
знаете, что транспорт можно разделить по способу передвижения. Как вы думаете, как называется
транспорт, который передвигается по земле? (наземный) Произнесём дружно. Правильно. Что к
нему относится? (машина, поезд, автобус).
- А транспорт, который передвигается по воде? (водный) Что к нему относится? (лодка, катер,
корабль)
-
Как
называется
транспорт,
который
передвигается
по
воздуху?
(воздушный)
Что
к
нему
относится? (самолёт, вертолёт).
Молодцы!
Воспитатель: А сейчас, мы поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте
правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их
отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, найдёт этот вид транспорта
на картине на столе и прикрепит её на магнитную доску, где размещены наши модели: «ВОДА»,
«ЗЕМЛЯ», «НЕБО».
Загадки:
Стальная птица в небе кружится
В небе кружится, на землю садиться. (Самолёт)
Воспитатель: К какому виду транспорта относится самолёт. Куда его поместим?
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Карлсон: Ой, а можно я загадаю загадку.
Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)
Висит в небе баклажан,
Поднимает горожан. (Воздушный шар)
На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди различных кораблей
Известен лёгкостью своей. (Катер)
Воспитатель:
Все
загадки
мои
вы
отгадали
правильно.
Итак,
какой
вид
транспорта
вы
разместили? (наземный, воздушный и водный). Что ж нам пора двигаться дальше.
Динамическая пауза
Карлсон: Что-то я подустал. Может поплывём.
Воспитатель: Выходите все в кружок.
От зелёного причала
Оттолкнулся пароход
Он шагнул назад сначала
А потом шагнул вперёд.
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю продолжить наше путешествие на машине времени.
Давайте присядем (звучит тихая спокойная музыка).
Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Это было очень тяжело.
Но тут на помощь человеку пришли домашние животные: лошади, ослики, а в жарких странах и
слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.
Потом
человек изобрел лодку и стал передвигаться по воде. Затем люди поняли, что можно использовать
силу ветра. Поставив на лодку парус, они получили парусник. Это открыло перед людьми далекие
и загадочные земли (музыка стихла) .
Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»
Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную
силу ветра – дыхания.
Продолжение рассказа. Включить музыку.
-Долгое время домашние животные и ветер верно служили человеку. Но они не могли поднять те
тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И так появились и другие
виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар. Увы, управлять воздушным шаром
было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось
изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины.
Первые
двигатели
работали
на
угле
и
дровах,
очень
коптили
и
дымили,
но
они
помогли
изобретателям построить первый поезд – паровоз.
- Продолжим наш рассказ. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие
расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда,
можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и
убрали рельсы – получился первый автомобиль. Затем был изобретён бензиновый двигатель. Этот
двигатель оказался очень полезен не только для машин, с его помощью человек построил первый
самолет. А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов
транспорта.
А сейчас мы поговорим о правилах дорожного движения.
Работа с макетом «Улицы города»
Игра «Автомобили, пешеходы и светофор»
Ведущий показывает три кружка разного цвета (кружки красного, желтого и зеленого цветов), и дает
пояснение: на зеленый сигнал – все шагают на месте, на желтый – хлопают в ладоши, на красный – стоят.
Игра «Назови дорожные знаки»
В игре принимают участие 2 команды.
Перед детьми на расстоянии 2- 3 м в одну линию выставляются дорожные знаки (знаки на
подставках). Команды начинают по очереди называть знаки.
Знак "Въезд запрещен":
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
Знак "Пешеходный переход":
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Знак "Движение пешеходов
запрещено":
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"
Знак "Место остановки автобуса,
троллейбуса, трамвая и такси":
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Знак "Дети":
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Знак "Опасный поворот":
Этот знак тревогу бьет –
Вот опасный поворот!
Ехать здесь, конечно, можно,
Только очень осторожно –
Никого не обгонять,
Пассажиров не менять.
Знак "Движение на велосипедах
запрещено"
Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя
Ездить на велосипеде!
- Ну что же, на этом наше путешествие закончено. Мы вернулись в наш детский сад. Скажите, что
вы сегодня узнали нового. Что вам понравилось? (ответы детей) Карлсон, а тебе понравилось наше
путешествие?
Карлсон: Да, мне очень понравилось. Я много узнал о транспорте. Ну а мне пора вас покинуть. До
свидания, ребята! (Улетает под музыку)
Воспитатель: Итак, ребята, сегодня все замечательно поработали. Вам понравилось наше
путешествие? Молодцы! Всем большое спасибо!