"Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ребенку"
Автор: Каугер Валентина Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ МО Д/с №8 "Росинка" Населённый пункт: город Нягань, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: "Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ребенку" Раздел: дошкольное образование
«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ребенку»
«Влияние личности взрослого человека на молодую душу составляет ту
воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни
системой наказаний и поощрений»
(К. Д. Ушинский)
В нравственном воспитании воспитатель вооружает детей не только
знаниями, но и воздействует на них своим поведением, всем своим
обликом. Сердечность, чуткость и отзывчивость, доброта, вежливость,
честность, справедливость – профессиональные качества воспитателя.
Работа по воспитанию чуткого, отзывчивого отношения к окружающим
только тогда принесет желаемые результаты, когда сам педагог любит
детей,
проявляет
душевную
щедрость,
верит
в
доброе
начало
и
возможности,
заложенные
в
каждом
ребенке.
Любовь
к
детям
выражается
в
чувстве
глубокого
удовлетворения
от
педагогического
общения, от возможности проникнуть в своеобразный мир ребенка, во
внимательном,
искреннем
отношении
к
ребенку.
Ребенок
очень
нуждается в духовном наставнике. Чтобы стать им, нужно терпеливо
выслушивать ребенка, уметь дать совет, утешить, успокоить. Ни одну
воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного
контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и
воспитателями. Родители должны понимать, что воспитание ребенка –
это напряженный, но счастливый труд. Начать работу с родителями
следует
с
установления
доверительных
отношений.
Педагог
должен
информировать
родителей
о
развитии
ребенка,
его
поведении.
К
разговору с родителями следует готовится, продумывать форму беседы.
Для
проведения
бесед,
консультаций
следует
широко
использовать
тематический
материал.
В
уголок
для
родителей
можно
поместить
материал о нравственном воспитании детей в семье. Можно предложить
родителям
литературу
в
целях
педагогического
просвещения
с
последующим обсуждением материала. В семье есть все предпосылки
для создания разнообразных педагогических ситуаций, обеспечивающих
воспитание
отзывчивости,
заботы,
чуткости
и
сочувствия
другому
человеку.
Являясь
членом
семьи,
ребенок
вступает
в
систему
существенных
отношений,
благодаря
которым
он
постигает
нормы
общественного поведения. Каждый взрослый должен думать, как вести
себя в присутствии ребенка, понимая, что для ребенка он является
образцом.
Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех
ситуациях была верной. Часто мы не замечаем, как держимся дома, но
еще хуже, когда мы совершенно не воспитанно ведем себя с нашими
детьми. Забываем говорить детям спасибо и пожалуйста, перебивая его в
разговоре, разговаривая с ним иным тоном наедине, чем при гостях. В
повседневной жизни детям нужно подавать хороший пример, стараясь
привить хорошие манеры как бы случайно, не спеша, терпеливо. Лучше
лишний раз напомнить ребенку, как нужно вести себя, чем кричать на
него за то, что он не так поступил или что-то неправильно сделал.
Нельзя допустить, чтобы ребенок невзлюбил общение с людьми, нужно
показать ему, как надо вести себя в любом случае. Нужно, чтобы слово
«слушаться»
не
являлось
элементом
принудительности,
угрозы,
наказания.
Необходимо
научиться
уважать
достоинства
детей.
В
дошкольном возрасте ребенок сам готов постепенно учиться тому, что и
как нужно сделать, чтобы не попадать впросак. Следует показать пример
нормальных человеческих отношений, дать ребенку знания об основных
принципах, на которых эти отношения строятся и контролировать, как
ребенок
справляется
со
своим
поведением,
чтобы
оно
не
вызывало
недоумения
у
окружающих.
Суммируя
сказанное,
хочется
еще
раз
подчеркнуть,
что
родители
воспитывают
своих
детей
собственной
воспитанностью. Каждая минута соприкосновения с ребенком должна
обогащать
его
ум,
формировать
его
личность.
Уважение,
забота,
внимание к другому человеку с определенной дозой направленности и
на себя, конечно же, принесет большую пользу. Самый лучший способ
привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.
Необходимо
знать
взрослым
об
особенностях
поведения
ребенка-
дошкольника. Есть два направления поведения: это нормально хорошее
и
нормальное
плохое,
3
года-ребенок
может
вести
себя
нормально
хорошо. Способны играть вместе с другими детьми в игрушки. Может
помогать взрослым, может в какой-то мере быть чутким к переживанием
других.
Советы
взрослому,
которые
помогут
предупредить
нежелательные
формы
поведения
ребенка.
Будьте
настойчивы
и
последовательны
в
требованиях
к
ребенку.
Давайте
оценку
всем
самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям, при этом
оценка
должна
быть
обязательна
положительной.
Жестких
неукоснительных
требований
не
должно
быть
много,
выполняйте
монотонные операции вместе с ребенком – достаточно просто вашего
присутствия
рядом.
Всегда
поступайте
так,
чтобы
дети
достаточно
уважали взрослых, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей,
которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают
свои выводы.