"Мотивационная обусловленность занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи"
Автор: Киреева Елена Юрьевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ средняя школа № 36 Населённый пункт: Республика Мордовия, г.Саранск Наименование материала: статья Тема: "Мотивационная обусловленность занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи" Раздел: полное образование
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая со-
циальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гумани-
стических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для вы-
явления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей,
укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян .
Для решения этой задачи требуется создание на общероссийском уровне
единой системы наблюдений, контроля за физическим состоянием различных
слоев населения как главных составляющих структуры здоровья и прогнозиро-
вание на основе этих показателей положительных и отрицательных тенденций в
состоянии здоровья [2, с. 8].
В настоящее время физическое состояние молодежи ухудшается и остает-
ся на низком уровне. Подтверждением снижения уровня физических кондиций
и
физической
деградации
подрастающего
поколения
являются
результаты
комплексных обследований состояния физической подготовленности детей и
учащейся молодежи, проведенные в последние годы [1, с. 62; 3, с. 58, 4, с. 23].
Учитывая вышеизложенное, определенный интерес составляло изучение
физической
подготовленности
и
мотивационной
обусловленности
занятий
массовой физической культурой среди учащейся молодежи.
Нами было проведено исследование, которое состояло из четырех этапов.
На первом этапе была сформулирована цель будущего исследования, поставле-
ны задачи, определены методы. На втором был проведен анализ научно-методи-
ческой литературы по теме исследования. Третий этап – проведение социологи-
ческого исследования в форме прямого сплошного опроса (раздаточное анкети-
рование),
генеральной
совокупностью
для
которого
были
студенты
нефиз-
культурных факультетов МордГПИ. Было опрошено 184 юношей-студента и 37
девушек I–III курсов.
Кроме того, нами было проведено изучение физической подготовленности
юношей в динамике 1–5 семестров и выявление готовности студентов к выпол-
нению
нормативов
Всероссийского
физкультурного
спортивного
комплекса
ГТО.
На четвертом этапе проводилась обработка полученных данных и оформ-
ление работы.
По данным анкетирования выявлено, что большинство студентов первого
курса субъективно оценивают состояние своего здоровья как хорошее – 67 %,
остальные считают свое здоровье нормальным. Среди студентов второго курса
картина обратная – 33 % считают свое здоровье хорошим, остальные – нормаль-
ным.
В вопросе об источниках и степени информированности о влиянии физи-
ческой культуры на организм человека, который также предполагал возмож-
ность нескольких вариантов ответа, 67 % студентов-первокурсников указали,
что ознакомлены о влиянии физкультуры на организм из специализированной
1
литературы, 17 % – от преподавателей. Это связано, прежде всего, с недостаточ-
ным освещением вопросов физического воспитания в школе. Интересующиеся
подростки вынуждены искать информацию в дополнительной литературе. Все
студенты второго курса указали, что преподаватели осведомляют их о значимо-
сти физкультуры, 11 % также указали на сведения из специализированной ли-
тературы. На третьем курсе 86 % указали на информацию от преподавателей, а
29 % ознакомлены с литературой. На четвертом курсе 74 % осведомлены о важ-
ности физкультуры для человека от преподавателей, а 24 % – из специализиро-
ванной литературы. Также были указаны другие источники, в числе которых –
телевидение, периодическая печать и личный опыт респондентов. 21 % опро-
шенных
отметили,
что
их
полностью
удовлетворяют
занятия
физической
культурой в ВУЗе, однако подавляющее большинство (64 %) удовлетворены ча-
стично.
Следующим этапом работы стало изучение физической подготовленности
студенческой молодежи в динамике 1–5 семестра и выявление готовности сту-
дентов к выполнению нормативов Всероссийского физкультурного спортивного
комплекса ГТО.
Исследование проводилось на базе МордГПИ. В исследовании приняли
участие 184 юношей первого, второго и третьего курсов, обучающихся на не-
физкультурных факультетах. Средний возраст испытуемых – 18–24 года. Ис-
пользовались тесты, представленные в комплексе ГТО (принятом в 2013 г.) и в
программе физического воспитания студентов вузов (бег 100, 3000 м, подтяги-
вание на высокой перекладине, прыжок в длину с места). Тестирование испыту-
емых проводилось в конце первого, второго и середине третьего курса. Динами-
ка показателей и оценка уровня физической подготовленности представлены в
таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Показатели физической подготовленности студентов по результатам вы
пол-
нения нормативов комплекса ГТО
Показатели
Результаты тестирования, Х ± δ
P
1 курс, n = 48
2 курс, n = 48
3 курс, n = 88
Бег 100 м, с
14,3 ± 0,20
13,6 ± 0,17
14,6 ± 0,09
Р1,2 < 0,01
Р1,3 < 0,05
Р2,3 < 0,01
Бег 3000 м,
мин, с
14,17 ± 1,56
13,40 ± 1,23
14,56 ± 3,40
Р1,2 < 0,05
Р1,3 > 0,05
Р2,3 < 0,05
Прыжок в
длину с
места, см
225,5 ± 2,19
231,3 ± 1,70
223,8 ± 1,50
Р1,2 < 0,05
Р1,3 > 0,05
Р2,3 < 0,01
Подтягивание
на высокой
перекладине,
раз
9,1 ± 0,61
10,8 ± 1,09
8,3 ± 0,37
Р1,2 > 0,05
Р1,3 < 0,01
Р2,3 < 0,01
2
Таблица 2
Оценка уровня физической подготовленности студентов
в динамике 1–5 семестров
Уровни
подготовленности
Этапы
Высокий
20,0
28,5
11,9
Средний
31,7
33,3
33,0
Низкий
48,3
38,2
55,1
Анализ полученных данных позволяет говорить о низком уровне физиче-
ской подготовленности студенческой молодежи. Результативность выполнения
первокурсниками отдельных тестов физической подготовленности в конце пер-
вого курса свидетельствует о том, что в среднем 48,3 % юношей не в состоянии
выполнить зачетные нормативы программы физической культуры для студентов
высших учебных заведений. Наиболее трудным видом испытаний является нор-
матив в беге на 3000 м. Данный норматив в состоянии выполнить в среднем
46,8 % первокурсников. В целом уровень физической готовности студентов пер-
вого курса оценивается как ниже среднего.
Наиболее существенные положительные изменения в показателях физи-
ческой подготовленности произошли к завершению второго курса. К окончанию
четвертого семестра достоверно улучшились средние результаты в беге на 100 и
3000 м, в прыжках в длину с места с высоким уровнем значимости. В видах ис-
пытаний, требующих проявления силы и скоростно-силовой подготовленности,
результаты также улучшились, но несущественно. В целом физическая подго-
товленность к завершению второго курса оценивается как «средняя».
Статистически значимое ухудшение произошло в показателях, характери-
зующих скоростно-силовую подготовленность, силовую подготовку и общую
выносливость с высоким уровнем значимости.
Определенный интерес представляет сравнительный анализ результатов,
показанных участниками исследований, с готовностью молодежи 18–24 лет
(студенты 1–3 курсов) к выполнению нормативов комплекса ГТО. В таблице 3
представлена результативность выполнения нормативных требований комплек-
са ГТО на «золотой», «серебряный» и «бронзовый» значок. Сопоставление ре-
зультатов тестирования и достигнутого уровня развития двигательных качеств
(таблица 1) с данными таблицы 3 позволили выявить следующее.
Таблица 3
Результаты выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спор-
тивного комплекса ГТО студентами в динамике 1–5 семестров
Уровень
Этапы
Кол-
во ис-
пыт.
Кол-во выполнивших нормы
ГТО
Кол-во невы-
полнивших нор-
мы ГТО
3
«золото»
%
«серебро»
%
«бронза»
%
%
VI ст.
1 к.
48
15
20,0
41,7
23,4
2 к.
48
25,0
36,7
30,0
8,4
3 к.
88
12,0
22,0
41,3
24,7
Итого
–
184
16,2
25,3
38,4
20,1
В целом из общего числа обследованных (184 юношей в возрасте 18–24
года) в состоянии выполнить нормативы комплекса ГТО VI ступени на «золо-
той» и «серебряный» значок 41,5 % молодых людей. С нормативными требова-
ниями «бронзового» значка справляются 38,4 % студентов. По своим физиче-
ским данным с требованиями физкультурно-спортивного комплекса практиче-
ски не справляются 20,1 % студентов.
В таблице 4 представлена результативность выполнения отдельных нор-
мативов комплекса ГТО в конце третьего курса. Как видно из данных таблицы,
в целом уровень физической подготовленности студентов 1–3 курсов по ре-
зультатам выполнения норм комплекса ГТО находится на низком уровне. Наи-
более трудными видами испытаний для студентов являются тесты, требующие
проявления общей выносливости, силы и скоростно-силовых способностей. С
нормативами на «золотой» и «серебряный» значок в прыжках в длину с места
справляются 7,9 и 31,9 % (39,8 %); в беге на 3000 м – от 11,4 до 21,4 % (32,8 %)
испытуемых, а в подтягивании на перекладине – 22,7 % на «золотой», 21,4 % –
на «серебряный» значок ( 44,1 %).
Таблица 5
Результаты выполнения отдельных нормативов комплекса ГТО
студентами в конце шестого семестра
Показатели
Кол-во
испыту-
емых
Кол-во студентов, выполнивших отдельные норма-
тивы комплекса ГТО
«золотой»
%
«серебря-
ный»
%
«бронзо-
вый»
%
Не выпол-
нили
%
Бег 100 м
Студен-
ты 1, 2 и
3 курсов
n = 184
24,9
36,2
33,2
5,7
Прыжки в дли-
ну с места
7,9
31,9
47,2
13,1
Подтягивание
на перекладине
22,7
21,4
40,6
15,3
Бег 3000 м
11,4
21,4
40,6
26,6
С нормативными требованиями комплекса ГТО в этих же видах испыта-
ний, но на «бронзовый» значок справляются в среднем 33,2 % в беге на 100 м и
от 40,6 до 47,2 % – в остальных видах испытаний. При этом следует отметить,
что уровень физической подготовленности испытуемых находится ниже 50 %
должного возрастно-полового уровня, а их физическое состояние оценивается
как «низкое».
4
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что, на наш взгляд, од-
ним из мотивов для современной молодежи в настоящее время должно стать
желание повысить свою физическую подготовленность с целью готовности к
выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортив-
ного
комплекса
ГТО.
Результаты
наших
исследований
по
данной
стороне
проблемы позволяет сделать следующие выводы:
1. Физическая
подготовленность
студенческой
молодежи
за
последние
годы практически не изменилась и характеризуется низкими показателями. До-
стоверно улучшается к окончанию второго курса и существенно ухудшается к
третьему. Наиболее трудными видами испытаний являются тесты, характеризу-
ющие скоростно-силовую подготовку, общую выносливость и силу.
2. Оценка физического потенциала молодежи к выполнению нормативов
комплекса ГТО, как и в предыдущие годы, находится на низком уровне. Физи-
ческая готовность 38 % испытуемых, выполнивших нормативы на «бронзовый»
значок, находится ниже базового 50 %-ного уровня, что указывает на дефицит в
развитии физических качеств у значительной части испытуемых, а их уровень
может быть оценен как «ниже среднего». Более 20 % студентов вообще не в
состоянии выполнить предложенные нормативы, а их физическая готовность
оценивается как «низкая».
Список использованных источников
1. Воробьева, М. В. К вопросу об изучении профессиональной мотивации
студентов / М. В. Воробьева, С. М. Тищенко // Среднее профессиональное об-
разование. – 2009. – № 11. – С. 61–64.
2.
Конкина, М. А. Занятия физической культурой и спортом в структуре
ценностных ориентаций среди студенческой молодежи / М. А. Конкина // Мате-
риалы III Всероссийского социологического конгресса. – М. : Институт социо-
логии РАН, Российское общество социологов, 2008. – С. 7–10.
3.
Перова, Е. И. Физическое состояние и готовность студенческой моло-
дежи к выполнению нормативов Всеровссийского физкультурно-спортив-ного
комплекса ГТО 2014 года / Е. И. Перова, В, А. Куренцов, В. П. Голубев, Э. В.
Егорычева // Физическая культура и спорт. – 2014. – № 2. – С. 55–60.
4.
Старчеков, М. М. Рейтинговая оценка как средство повышения моти-
вации студентов к занятиям физической культурой / М. М. Старчеков. –
Омск : СГУФК, 2005. – C. 23.
5