Напоминание

"Мотивационная обусловленность занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи"


Автор: Киреева Елена Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ средняя школа № 36
Населённый пункт: Республика Мордовия, г.Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивационная обусловленность занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи"
Раздел: полное образование





Назад





МОТИВАЦИОННАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ МАССОВОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая со- циальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гумани- стических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для вы- явления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян . Для решения этой задачи требуется создание на общероссийском уровне единой системы наблюдений, контроля за физическим состоянием различных слоев населения как главных составляющих структуры здоровья и прогнозиро- вание на основе этих показателей положительных и отрицательных тенденций в состоянии здоровья [2, с. 8]. В настоящее время физическое состояние молодежи ухудшается и остает- ся на низком уровне. Подтверждением снижения уровня физических кондиций и физической деградации подрастающего поколения являются результаты комплексных обследований состояния физической подготовленности детей и учащейся молодежи, проведенные в последние годы [1, с. 62; 3, с. 58, 4, с. 23]. Учитывая вышеизложенное, определенный интерес составляло изучение физической подготовленности и мотивационной обусловленности занятий массовой физической культурой среди учащейся молодежи. Нами было проведено исследование, которое состояло из четырех этапов. На первом этапе была сформулирована цель будущего исследования, поставле- ны задачи, определены методы. На втором был проведен анализ научно-методи- ческой литературы по теме исследования. Третий этап – проведение социологи- ческого исследования в форме прямого сплошного опроса (раздаточное анкети- рование), генеральной совокупностью для которого были студенты нефиз- культурных факультетов МордГПИ. Было опрошено 184 юношей-студента и 37 девушек I–III курсов. Кроме того, нами было проведено изучение физической подготовленности юношей в динамике 1–5 семестров и выявление готовности студентов к выпол- нению нормативов Всероссийского физкультурного спортивного комплекса ГТО. На четвертом этапе проводилась обработка полученных данных и оформ- ление работы. По данным анкетирования выявлено, что большинство студентов первого курса субъективно оценивают состояние своего здоровья как хорошее – 67 %, остальные считают свое здоровье нормальным. Среди студентов второго курса картина обратная – 33 % считают свое здоровье хорошим, остальные – нормаль- ным. В вопросе об источниках и степени информированности о влиянии физи- ческой культуры на организм человека, который также предполагал возмож- ность нескольких вариантов ответа, 67 % студентов-первокурсников указали, что ознакомлены о влиянии физкультуры на организм из специализированной 1
литературы, 17 % – от преподавателей. Это связано, прежде всего, с недостаточ- ным освещением вопросов физического воспитания в школе. Интересующиеся подростки вынуждены искать информацию в дополнительной литературе. Все студенты второго курса указали, что преподаватели осведомляют их о значимо- сти физкультуры, 11 % также указали на сведения из специализированной ли- тературы. На третьем курсе 86 % указали на информацию от преподавателей, а 29 % ознакомлены с литературой. На четвертом курсе 74 % осведомлены о важ- ности физкультуры для человека от преподавателей, а 24 % – из специализиро- ванной литературы. Также были указаны другие источники, в числе которых – телевидение, периодическая печать и личный опыт респондентов. 21 % опро- шенных отметили, что их полностью удовлетворяют занятия физической культурой в ВУЗе, однако подавляющее большинство (64 %) удовлетворены ча- стично. Следующим этапом работы стало изучение физической подготовленности студенческой молодежи в динамике 1–5 семестра и выявление готовности сту- дентов к выполнению нормативов Всероссийского физкультурного спортивного комплекса ГТО. Исследование проводилось на базе МордГПИ. В исследовании приняли участие 184 юношей первого, второго и третьего курсов, обучающихся на не- физкультурных факультетах. Средний возраст испытуемых – 18–24 года. Ис- пользовались тесты, представленные в комплексе ГТО (принятом в 2013 г.) и в программе физического воспитания студентов вузов (бег 100, 3000 м, подтяги- вание на высокой перекладине, прыжок в длину с места). Тестирование испыту- емых проводилось в конце первого, второго и середине третьего курса. Динами- ка показателей и оценка уровня физической подготовленности представлены в таблицах 1 и 2. Таблица 1
Показатели физической подготовленности студентов по результатам вы
пол- нения нормативов комплекса ГТО Показатели Результаты тестирования, Х ± δ P 1 курс, n = 48 2 курс, n = 48 3 курс, n = 88 Бег 100 м, с 14,3 ± 0,20 13,6 ± 0,17 14,6 ± 0,09 Р1,2 < 0,01 Р1,3 < 0,05 Р2,3 < 0,01 Бег 3000 м, мин, с 14,17 ± 1,56 13,40 ± 1,23 14,56 ± 3,40 Р1,2 < 0,05 Р1,3 > 0,05 Р2,3 < 0,05 Прыжок в длину с места, см 225,5 ± 2,19 231,3 ± 1,70 223,8 ± 1,50 Р1,2 < 0,05 Р1,3 > 0,05 Р2,3 < 0,01 Подтягивание на высокой перекладине, раз 9,1 ± 0,61 10,8 ± 1,09 8,3 ± 0,37 Р1,2 > 0,05 Р1,3 < 0,01 Р2,3 < 0,01 2
Таблица 2
Оценка уровня физической подготовленности студентов
в динамике 1–5 семестров Уровни подготовленности Этапы Высокий 20,0 28,5 11,9 Средний 31,7 33,3 33,0 Низкий 48,3 38,2 55,1 Анализ полученных данных позволяет говорить о низком уровне физиче- ской подготовленности студенческой молодежи. Результативность выполнения первокурсниками отдельных тестов физической подготовленности в конце пер- вого курса свидетельствует о том, что в среднем 48,3 % юношей не в состоянии выполнить зачетные нормативы программы физической культуры для студентов высших учебных заведений. Наиболее трудным видом испытаний является нор- матив в беге на 3000 м. Данный норматив в состоянии выполнить в среднем 46,8 % первокурсников. В целом уровень физической готовности студентов пер- вого курса оценивается как ниже среднего. Наиболее существенные положительные изменения в показателях физи- ческой подготовленности произошли к завершению второго курса. К окончанию четвертого семестра достоверно улучшились средние результаты в беге на 100 и 3000 м, в прыжках в длину с места с высоким уровнем значимости. В видах ис- пытаний, требующих проявления силы и скоростно-силовой подготовленности, результаты также улучшились, но несущественно. В целом физическая подго- товленность к завершению второго курса оценивается как «средняя». Статистически значимое ухудшение произошло в показателях, характери- зующих скоростно-силовую подготовленность, силовую подготовку и общую выносливость с высоким уровнем значимости. Определенный интерес представляет сравнительный анализ результатов, показанных участниками исследований, с готовностью молодежи 18–24 лет (студенты 1–3 курсов) к выполнению нормативов комплекса ГТО. В таблице 3 представлена результативность выполнения нормативных требований комплек- са ГТО на «золотой», «серебряный» и «бронзовый» значок. Сопоставление ре- зультатов тестирования и достигнутого уровня развития двигательных качеств (таблица 1) с данными таблицы 3 позволили выявить следующее. Таблица 3
Результаты выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спор-

тивного комплекса ГТО студентами в динамике 1–5 семестров
Уровень Этапы Кол- во ис- пыт. Кол-во выполнивших нормы ГТО Кол-во невы- полнивших нор- мы ГТО 3
«золото» % «серебро» % «бронза» % % VI ст. 1 к. 48 15 20,0 41,7 23,4 2 к. 48 25,0 36,7 30,0 8,4 3 к. 88 12,0 22,0 41,3 24,7 Итого – 184 16,2 25,3 38,4 20,1 В целом из общего числа обследованных (184 юношей в возрасте 18–24 года) в состоянии выполнить нормативы комплекса ГТО VI ступени на «золо- той» и «серебряный» значок 41,5 % молодых людей. С нормативными требова- ниями «бронзового» значка справляются 38,4 % студентов. По своим физиче- ским данным с требованиями физкультурно-спортивного комплекса практиче- ски не справляются 20,1 % студентов. В таблице 4 представлена результативность выполнения отдельных нор- мативов комплекса ГТО в конце третьего курса. Как видно из данных таблицы, в целом уровень физической подготовленности студентов 1–3 курсов по ре- зультатам выполнения норм комплекса ГТО находится на низком уровне. Наи- более трудными видами испытаний для студентов являются тесты, требующие проявления общей выносливости, силы и скоростно-силовых способностей. С нормативами на «золотой» и «серебряный» значок в прыжках в длину с места справляются 7,9 и 31,9 % (39,8 %); в беге на 3000 м – от 11,4 до 21,4 % (32,8 %) испытуемых, а в подтягивании на перекладине – 22,7 % на «золотой», 21,4 % – на «серебряный» значок ( 44,1 %). Таблица 5
Результаты выполнения отдельных нормативов комплекса ГТО
студентами в конце шестого семестра Показатели Кол-во испыту- емых Кол-во студентов, выполнивших отдельные норма- тивы комплекса ГТО «золотой» % «серебря- ный» % «бронзо- вый» % Не выпол- нили % Бег 100 м Студен- ты 1, 2 и 3 курсов n = 184 24,9 36,2 33,2 5,7 Прыжки в дли- ну с места 7,9 31,9 47,2 13,1 Подтягивание на перекладине 22,7 21,4 40,6 15,3 Бег 3000 м 11,4 21,4 40,6 26,6 С нормативными требованиями комплекса ГТО в этих же видах испыта- ний, но на «бронзовый» значок справляются в среднем 33,2 % в беге на 100 м и от 40,6 до 47,2 % – в остальных видах испытаний. При этом следует отметить, что уровень физической подготовленности испытуемых находится ниже 50 % должного возрастно-полового уровня, а их физическое состояние оценивается как «низкое». 4
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что, на наш взгляд, од- ним из мотивов для современной молодежи в настоящее время должно стать желание повысить свою физическую подготовленность с целью готовности к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортив- ного комплекса ГТО. Результаты наших исследований по данной стороне проблемы позволяет сделать следующие выводы: 1. Физическая подготовленность студенческой молодежи за последние годы практически не изменилась и характеризуется низкими показателями. До- стоверно улучшается к окончанию второго курса и существенно ухудшается к третьему. Наиболее трудными видами испытаний являются тесты, характеризу- ющие скоростно-силовую подготовку, общую выносливость и силу. 2. Оценка физического потенциала молодежи к выполнению нормативов комплекса ГТО, как и в предыдущие годы, находится на низком уровне. Физи- ческая готовность 38 % испытуемых, выполнивших нормативы на «бронзовый» значок, находится ниже базового 50 %-ного уровня, что указывает на дефицит в развитии физических качеств у значительной части испытуемых, а их уровень может быть оценен как «ниже среднего». Более 20 % студентов вообще не в состоянии выполнить предложенные нормативы, а их физическая готовность оценивается как «низкая».
Список использованных источников
1. Воробьева, М. В. К вопросу об изучении профессиональной мотивации студентов / М. В. Воробьева, С. М. Тищенко // Среднее профессиональное об- разование. – 2009. – № 11. – С. 61–64. 2. Конкина, М. А. Занятия физической культурой и спортом в структуре ценностных ориентаций среди студенческой молодежи / М. А. Конкина // Мате- риалы III Всероссийского социологического конгресса. – М. : Институт социо- логии РАН, Российское общество социологов, 2008. – С. 7–10. 3. Перова, Е. И. Физическое состояние и готовность студенческой моло- дежи к выполнению нормативов Всеровссийского физкультурно-спортив-ного комплекса ГТО 2014 года / Е. И. Перова, В, А. Куренцов, В. П. Голубев, Э. В. Егорычева // Физическая культура и спорт. – 2014. – № 2. – С. 55–60. 4. Старчеков, М. М. Рейтинговая оценка как средство повышения моти- вации студентов к занятиям физической культурой / М. М. Старчеков. – Омск : СГУФК, 2005. – C. 23. 5


В раздел образования