Напоминание

"Становление вечерней школы в г. Томске"


Автор: Гершенева Татьяна Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУСОШ19
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Становление вечерней школы в г. Томске"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ В Г. ТОМСКЕ

Гершенева Т.В., учитель истории и обществознания,

МАОУ СОШ №19 г. Томска

Аннотация:

в

данной

статье

прослеживается

история

становления

вечерней

школы,

последовательно

представлена

картина

ее

развития.

Охарактеризована

специфика

образовательного

процесса.

Статья

освещает

актуальное положение вечерней школы в современной системе образования г.

Томска. Проведены анкетирование, социологический опрос и классификация

контингента.

Ключевые слова: вечерняя школа, образование, подростки, выпускники

В 1965 г. в отдаленном от центра Томска в микрорайоне Приборного

завода была торжественно открыта ШРМ №5. Через школу Приборного завода

проходило

огромное

число

рабочих

это

высокопрофессиональные

инструментальщики,

токари,

слесари.

Предприятия

были

заинтересованы

в

обучении рабочих. В школе проводились вечера, классные часы, комсомольские

и партийные собрания. Сначала это была школа рабочей молодежи (1965 – 1993

гг.),

затем

МБОУ

ОСОШ

№5

06.08.1993

13.10.2014

г.),

сейчас

МАОУСОШ №19 (очно –заочное отделение) [8, с.22].

В чем ее отличие? В том, что здесь нет верхнего возрастного предела

получения среднего образования. То есть учиться можно в любом возрасте –

было бы желание [4, с.23]. Люди, посещающие вечернюю школу, охватываются

строгим понятием «контингент». Это происходит от слишком большой разности

учащихся,

от

их

возрастной

неоднородности.

Образование,

согласно

С.И.

Гессену, - это культурная часть воспитания. Оно является высшей ступенью

воспитания и существует только у Человека, определяется его культурными

достижениями и опирается на природные возможности. Образование – это

искусственная

культурная

деятельность,

которая

направлена

на

совершенствование как Природы самого человека, так и на приобщение к

искусственному

миру

культуры,

по

отношению

которому

Человек

является

создателем [2, с.466, с.470].

Из воспоминаний выпускников вечерней школы я выяснила, что вечерняя

школа состояла из семи светлых кабинетов, директорской и вахты. Здесь же

размещалась небольшая библиотека и лаборантская кабинета физики. В классах

стояли

парты

и

стулья,

которые

были

покрашены

в

голубой

цвет.

Стены

кабинетов

тоже

имели

такой

оттенок

цвета.

Учебники

в

школе

выдавали

бесплатно. Вечерняя школа была двенадцатилетней. Учебный план в вечерней

школе

для

10

12

классов

устанавливал

3

летний

срок

освоения

государственных

образовательных

программ.

В

10

классе

не

было

таких

предметов как русский язык, биологии, обществоведения и астрономии. Вход в

образовательное учреждение был через подъезд.

На основании Постановления Администрации г. Томска от 22.04.2009

№308

вечерняя

школа

располагалась

на

первом

этаже

кирпичного

жилого

строения по адресу: г. Томск, ул. Иркутский тракт, 188 общей площадью 305 кв.

м.

В 2000 году предельная численность обучающихся в течение года

составляло 200 человек. Срок обучения 12 лет. В 2008 году образовательном

учреждении

первый

раз

сдавали

ЕГЭ,

и

все

выпускники

выдержали

этот

экзамен, получили аттестаты. В 2012 году выпускник по русскому языку набрал

82 балла. Среди 6 вечерних школ по Томской области мы занимали второе

место.

Таким

успехам

школа

обязана

учителям

специалистам

высшей

квалификационной категории, настоящим мастерам своего дела. Среди них

Лариса

Васильевна

Гусева,

Татьяна

Степановна

Иванникова,

Любовь

Федоровна Крикунова, Любовь Анатольевна Митягина.

До 2005 года школа была в несколько плачевном состоянии. Но в 2007 году

все изменилось, по национальному проекту «Образование» школа вошла в

программу

информатизации,

получила

бесплатный

доступ

к

Интернету.

Благодаря субвенции поменялась мебель и парты, появились деньги на ремонт.

В 2007 году вечерняя школа превратилась в школу для подростков. Все

больше молодых ребят от 15 до 20 лет. Школа №5 сменная, занятия здесь

проходят

5

раз

в

неделю.

Есть

даже

физкультура,

ребята

занимаются

на

стадионе «Кедр». Ребята в школе очень творческие, постоянно участвуют в

различных

конкурсах

[3].

Интересен

тот

факт,

что

С.И.

Гессен

предвидел

запросы педагогики XXI века. В центр своего труда «Критическая дидактика»

он

ставит

развитие

личности

ребенка,

который

должен

стать

субъектом

образовательного

процесса,

являться

активной,

«критически

мыслящей»,

творческой и свободной по духу личностью [1, с.143-163].

В 2009 и в 2010 году поступило много работающей молодежи в возрасте от

18 до 30 лет – «дети перестройки», которые не смогли в свое время получить

среднее

(полное)

общее

образование.

Приходят

в

вечернюю

школу

и

«неудобные»

подростки.

Их

«неудобство»

проистекает

из

необходимости

совмещать образование в средней школе с дополнительными интересами. Это

учащиеся, посвятившие себя спорту, музыке или занимающиеся танцами. Их

увлечение,

ставшее

фактически

профессиональным

занятием,

не

состыковывается со школьным расписанием. Поэтому таким подросткам просто

удобнее заниматься по вечерам. Преобладает часть учащихся в данной школе,

которые составляют достаточно зрелые люди, когда – то не завершившие свое

среднее

образование.

А

«вечерка»

буквально

дает

им

шанс

удержаться

на

работе или прокладывает путь в техникумы и в вузы людям в возрасте, далеком

от абитуриентского. Самую проблемную часть контингента составляют трудные

и социально незащищенные подростки. Воспитательные проблемы решает и

продуманная система профилактической работы с проблемным контингентом.

Здесь до последнего борются за посещаемость и успеваемость.

В 2010 году в открытой (сменной) общеобразовательной школе №5

работает

специальная

«вечерняя»

смена:

с

17.30

здесь

обучаются

только

взрослые. А с этого года здесь начала работать «Школа выходного дня» - в

субботу учатся те, кто работает всю неделю [4, с.24]. Самому старшему ученику

нашей школы 46 лет. В этом году школа переполнена – на начало учебного года

в школе было 239 человек [5, с.20] .

В 2012 г. средний возраст учащихся – 23 года. Многое им приходится

постигать

самостоятельно,

т.к.

количество

учебных

аудиторных

часов

сокращено

по

сравнению

с

обычной

средней

школы.

С

2015

года

многие

учащиеся параллельно получают профессиональное образование в техникумах.

На протяжении многих лет вечерней школы руководили:

1.

Чергунина Анна Николаевна, директор школы рабочей молодежи;

2.

Кудяшова Валентина Николаевна, директор МОУ ОСОШ №5

3.

Разина Ирина Владиленовна, директор МБОУ ОСОШ №5.

Я с почтением отношусь к педагогам, которые долгое время проработали

в нашей школе. Это:

1.

Григорьева

Раиса

Петровна,

учитель

истории,

обществознания,

основ правовых знаний;

2.

Луговская Валентина Андреевна, заместитель директора по учебной

работе;

3.

Сивец Надежда Никитична, учитель математики;

4.

Тарануха Галина Константиновна, библиотекарь;

5.

Лисина Инесса Николаевна, учитель физики;

6.

Радченко Людмила Александровна, учитель географии и немецкого

языка;

7.

Лебедева Людмила Петровна, учитель математики и физики.

Наши выпускники – наша гордость. За свою многолетнюю историю

школа дала путевку в жизнь многим своим выпускникам, которые успешно

трудились и трудятся сейчас в различных областях деятельности. Я горжусь,

что

в

стенах

нашей

школы

получал

знания

выпускник

Харченко

Иван

Григорьевич,

городской

поисковый

отряд

«Прометей»,

руководитель

музея

Томского Кадетского корпуса.

Сегодня мы учимся в том же здании (ул. Иркутский тракт, 188), где

имеется 8 учебных кабинетов, учительская, кабинеты заместителя директора по

учебной работе и психолога, вахта.

Директор МАОУСОШ №19 очно – заочного отделения г. Томска:

Богомолова Татьяна Владимировна.

Заместитель директора по учебной работе очно – заочного отделения:

Азиханова Роза Исхаковна.

В МАОУСОШ № 19 очно – заочного отделения г. Томска учатся более 400

человек, с 7 – го по 11 – й класс. В наше время вечерняя школа не потеряла

свою

значимость:

на

сегодняшний

день

школа

выпустила

более

4000

выпускников, а это каждый шестой житель города Томска. В 2017 году в

МАОУСОШ №19 очно – заочного отделения г. Томска было 2 выпускника,

которые окончили школу с золотой медалью.

Итак, изучение истории школы, имеет высокую значимость, ведь школьная

жизнь – это жизнь учителей и учеников, жизнь нашего города. Поэтому считаю,

что

изучение

истории

школы

позволило

мне

проанализировать

различные

аспекты

социального

развития,

выявить

рациональные

идеи,

которые

были

незаслуженно забыты или в силу исторических обстоятельств ранее не могли

быть внедрены.

Библиографический список:

1.

Гессен С.И. Очерки философской педагогики. Очерк I. Педагогика как

наука. Предварительное определение образования //ЖМНП. Томск, 1919.

№1. С.143-163.

2.

Гессен С.И. Русская педагогика в ХХ веке /С.И. Гессен. Педагогические

сочинения. Саранск, 2001. С.466. С.470.

3.

Еженедельник «Аргументы и факты» №44, 31/10/2007.

4.

Итоги Вечерний Томск №35, 2/10/2009. С. 23.

5.

Итоги Вечерний Томск №38, 1/10/2010. С. 38.

6.

Итоги Вечерний Томск №40, 30/09/2010. С. 40.

7.

Итоги Вечерний Томск №38, 05/10/2012. С. 22.



В раздел образования