Напоминание

Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности


Автор: Апарина Галина Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОУ Школа 4
Населённый пункт: г. Амурск Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности

Когда ребёнок приходит в школу, его встречает первая учительница. Как много

воспоминаний связано с этим именем. И какими будут эти воспоминания: добрыми,

светлыми или тягостными зависит от педагога.

Педагог должен помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире,

овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и

проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью,

способной изменить мир.

Эффективность работы педагога в настоящее время определяется тем, в какой мере

учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого

ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и

общественно-трудовой деятельности.

Если таковы запросы современного общества, то педагог должен стремиться

реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой

личности ребенка.

Я работала над этой проблемой несколько лет. Для себя я её сформулировала так: роль

воспитателя в воспитании творческой личности ребёнка через внеклассную деятельность.

Мною была поставлена цель: развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к

самостоятельной творческой деятельности.

Я считаю, что для реализации этой цели, педагог должен понимать и осознавать, что

есть

творчество

и

что

такое

творческая

деятельность,

как

необходимо

руководить

творческой деятельностью детей.

“Философская энциклопедия” определяет творчество как деятельность, порождающую

“нечто новое, никогда ранее не бывшее”. Это, видимо, самое широкое определение

творчества.

Можно

определить

значение

этого

слова

и

по-другому,

подчеркнув,

что

творчество

является

человеческой

деятельностью.

Творчество-деятельность

человека,

создающая

новые

материальные

и

духовные

ценности,

обладающие

общественной

значимостью.

Известный

психолог

Л.С.

Выготский

говорил,

что

в

каждодневной

окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что

выходит

за

пределы

рутины

и

в

чём

заключена

хоть

йота

нового,

обязано

своим

происхождением творческому процессу человека.

Так же я считаю, что учителю очень важно понимать то, что происходит с автором-

ребёнком

на

ранней

стадии

творческого

процесса.

“От

учителя

требуется

большая

чуткость, но особенно бережно он должен относится к замыслам, которыми делятся с ним

дети” – говорил В.А. Левин.

А вот В. Глоцер рекомендует: “ободрить, поддержать во время работы обязательно. И

ни в коем случае не расхолаживать, потому что вслед за слабыми на первый взгляд

успехами

могут

появиться

настоящие”.

И

ещё:

“Советовать

нужно

с

большой

осторожностью, так как иные рекомендации могут только отрицательно воздействовать

на ребёнка и его творчество. Многие советы и замечания превращаются для детей в

догмы, которым они стараются строго следовать в своём дальнейшем творчестве”.

Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. “Почти” – потому что

“произведения”

природы

возникают

как

отпечатки

стихийного,

не

имеющего

цели

процесса, а детские работы: стихи, рисунки, песни, танцы, аппликации, пластилиновые

фигурки, постройки из конструкторов или кубиков – следы деятельности, которая, как

всякая

человеческая

деятельность

мотивирована.

Произведения

детей

могут

многое

поведать не только об авторе, но и о нашем мире. Продукты детского творчества могут

приобретать

художественную

ценность,

могут

подлинно

отражать

внутренний

мир

ребёнка только до тех пор, пока это творчество непроизвольно. Выдающийся психолог

Б.М.Теплов писал: “Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве –

искренность.

Без

неё

все

другие

достоинства

теряют

значения.

Этому

условию

удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из

внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции”.

Если же дети начнут петь, танцевать, рисовать, сочинять не ради удовольствия от самого

этого занятия, а чтобы, например, выступить на утреннике, их произведения тут же утратят

естественность, непосредственность, а значит, и ценность. Очень важно участие взрослого

в создании ребёнком творческого продукта. Ребёнку помогает творить взрослый, который

принимает

на

себя

функции

внутреннего

критика

и

частично

созидателя.

Педагог

реально участвует в детском творчестве, а следовательно руководит его развитием.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели, я определила

следующие задачи:

изучение

личности

ребёнка

(индивидуальных

и

возрастных

особенностей;

интересов; склонностей; способностей);

изучение и анализ направленности интересов учащихся;

взаимодействие

с

педагогами

дополнительного

образования,

школьным

психологом, социологом, учителями-предметниками;

взаимодействие

с

семьями

учащихся;

индивидуальная

работа

с

родителями

учащихся и лицами их заменяющими;

выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы

воспитания детского коллектива;

формирование паспорта развития личности учащихся;

нахождение путей представления детских творческих достижений.

Следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы

воспитательной

работы

с

детским

коллективом.

Я

считаю,

что

основная

задача

планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков

время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных

делах

класса

и

школы,

учились

быть

самостоятельными,

умели

бы

оценивать

свои

возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Одним

из

важнейших

направлений

в

деятельности

педагога

создание

информационных стендов, в которых отражается жизнь детского коллектива. Содержание

стендов: структура классного самоуправления, список общественных поручений, план

мероприятий в классе на текущий месяц, распорядок дня младшего школьника, НОТ

младшего

школьника

“Учись

учиться”;

стенд

по

развитию

творческих

способностей

“Твори, выдумывай, развивайся”; стенд (или стена), где размещаются лучшие творческие

работы детей класса “Мир, в котором я живу”.

Педагогический мониторинг.

Это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса.

Предметом педагогического мониторинга (отслеживание хода, результатов, перспектив

развития

педагогического

процесса)

является

воспитанность

и

творческая

активность

детей.

Творческая лаборатория педагога-воспитателя.

Педагог – это человек творческий как всякий исследователь, он создаёт свою

творческую

лабораторию,

которая

помогает

ему

построить

воспитательный

процесс

увлекательным, захватывающим.

Конечно, прежде чем выстраивать систему работы по формированию творческой

личности ребёнка, необходимо изучить его индивидуальные и личностные особенности,

его интересы и склонности. Это был следующий этап моей работы.

Совместно с классным руководителем, психологом и логопедом:

мы выявили уровень развития психических процессов учащихся;

определили

тип

темперамента,

посредством

наблюдения,

тестирования,

анкетирования,

индивидуальных

бесед

с

учащимися,

выявили

их

личностные

особенности;

изучили особенности характера и поведения;

исследовали интересы учащихся, их склонности к какому-либо виду деятельности;

составили карту направленности интересов учащихся;

определили статус каждого ученика в детском коллективе (лидеры, популярные,

пренебрегаемые, приспособленцы, замкнутые);

выявили роль ребёнка в общественной жизни класса (организатор, инициатор,

исполнитель);

выявили имеющиеся у детей положительные качества, которые следует развивать

и

отрицательные

качества,

от

которых

следует,

по

возможности,

избавиться

или

преуменьшить.

После получения этих результатов, я помогла учащимся определиться с выбором студии

дополнительного

образования.

Осуществляла

тесное

взаимодействие

с

педагогами

дополнительного

образования,

вела

индивидуальные

личные

беседы

с

педагогами,

координировала работу педагогов. Мы вместе планировали и проводили воспитательные

мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в городских и

школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в

душах

и

памяти

детей,

но

и

побуждали

к

дальнейшей

творческой

деятельности,

к

желанию познать себя и свои возможности. Я считаю, что содержание деятельности

учащихся начальных классов во внеурочное время-это, прежде всего единство игровой и

познавательной

деятельности.

Именно

в

игре,

насыщенной

ярким

познавательным

материалом,

дети

развиваются

в

интеллектуальном

плане,

проявляют

себя

эмоционально.

Ни

один

ребёнок

в

моём

классе

не

остался

в

стороне.

Все

дети

с

удовольствием посещали кружки дополнительного образования; один ученик посещал

детскую

художественную

школу,

четверо

детей

посещали

футбольную

секцию

с

удовольствием

посещают

кружок

"Мир

волшебства",

"Волшебная

бусинка",

танцевальный, спортивный.

Воспитатель должен быть заинтересован в творческих успехах и достижениях своих

учеников, должен уметь прийти к ним на помощь, поддержать их инициативу, одобрить

выбор или решение детей, указать на ошибки, не обидев ребёнка.

На клубных часах. мы говорили о дружбе, доброте, бескорыстии и благородии,

красоте, щедрости, честности, трудолюбии, уважении и заботе, бережливости и многом

другом. Очень часто дети были сами инициаторами таких бесед. Вместе с детьми мы

решали, какой праздник и когда нам организовать, кто какой вклад внесёт в общее дело.

Много было у нас совместных творческих дел: фольклорный праздник “У ворот хоровод” в

1-м классе, праздник Азбуки, экологический проект “Встреча пернатых друзей”, праздник

роста первоклассников, игра “Математическое ралли”, турнир знатоков, экологическое

ассорти, космическое путешествие, фольклорный праздник “Хлеб всему голова” и многое

другое,

которые

способствовали

развитию

у

детей

навыков

общения

и

совместной

деятельности, проявлению их личностных качеств.

Особую роль в формировании творческой личности ребёнка я отводила семье. Я

считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет

огромный

интеллектуальный

потенциал,

а

задача

педагога

привлечь

и

умело

использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными

как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли,

всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно семья отвечает за физическое и

эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном

развитии

ребёнка,

влияет

на

отношение

детей

к

учёбе

и

во

многом

определяет

её

успешность.

Образовательный

уровень

семьи,

интересы

её

членов

сказываётся

на

интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, в-

третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, в-

четвёртых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека,

определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления,

планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи

с

тем,

что

её

одобрение,

поддержка,

безразличие

или

осуждение

сказываются

на

социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных

жизненных

ситуациях,

адаптироваться

к

изменившимся

обстоятельствам

его

жизни,

устоять в меняющихся социальных условиях. Я проводила индивидуальные беседы с

родителями, консультативные часы, приглашала посещать внеклассные мероприятия для

того,

чтобы

привлечь

их

к

коллективному

сотрудничеству.

Совместно

с

родителя

мы

проводили различные мероприятия, игры, конкурсы, родительские собрания: “Мамочка

моя – самая лучшая” в 1-м классе конкурс, “Школа, дом, друзья – это всё моя семья”,

“Новый год – семейный праздник” совместное развлечение. Своей целью я считала –

донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка; что для

ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым их

дети занимаются; пыталась объяснить родителям, что дети не должны быть созидателями

жизни, они могут и должны быть активными её строителями.

Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет такая совместная

деятельность

учителя

и

воспитателя,

родителей

и

детей,

которая

направлена

на

формирование творческого портфеля учащегося и ведения паспорта развития личности

ребёнка. Творческий портфель (портфолио) – это накопитель его творческих достижений,

показатель его творческого роста. Этот портфель формируется ребёнком в 1–4-х классах

под руководством педагога с участием родителей, а по мере взросления ребёнка и роста

его самостоятельности им самим. Ребёнок по своему желанию вносит в портфель свои

творческие работы: рисунки, аппликации, сочинения и другие виды работ; представляет

свои творческие достижения и победы в виде: грамот, дипломов, сертификатов и т.д..

Считаю, что совместная работа всех педагогов имеет положительные результаты. Важно

какими

стали

дети

в

процессе

развития

и

воспитания.

Какими

жизненными

и

нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям,

насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны,

честны, отзывчивы.



В раздел образования