Автор: Мерзенева Анастасия Михайловна
Должность: студент 4 курса заочного отделения профиль "Дошкольное образование"
Учебное заведение: Северный Арктический Федеральный Университет
Населённый пункт: Архангельская область г. Северодвинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект образовательной деятельности по изобразительному искусству "Каргопольский Медведко"
Раздел: дошкольное образование
Конспект Организованной Образовательной Деятельности в подготовительной группе
лепка «Каргопольского медведя»
Цель:
Учить создавать образ «Каргопольского медведя».
Задачи
Изобразительные:
Учить детей очеловечивать образ: передовая позу характерную для человека (стоящего на задних
лапах), наделяя его предметами характерными для человека (гармошкой).
Учить передавать пропорции: мощное, крупное тело; небольшая голова с вытянутой мордой, в
верхней части головы симметрично друг другу маленькие уши; четыре лапы (две верхние и две
нижние), нижние немного мощнее верхних (передних); небольшой хвост в нижней части спины.
учить
дополнять
образ
дополнительными
деталями
(гармошкой)
путем
скатывания,
в
виде
кирпичика нанося детали (мех) стекой.
Учить располагать образ в пространстве, на подставке.
Техническая:
Учить лепить скульптурным способом (из целого куска путем трех надрезов, один в нижней части
колбаски для ног и двух в верхней части колбаски для головы и двух лап).
Продолжать использовать стеку при прорисовке морды медведя (глаза, рот), и дополнительных
деталей гармошки (меха).
Развивающие:
Вызывать желание детей отвечать на вопросы воспитателя в ходе обследования объекта.
Активизировать словарь детей: центр народного ремесла «Берегиня», мастера глиняной игрушки,
Каргопольская игрушка.
Обогащение лексики детей вводом нового слова - Медведко.
Воспитательные:
Воспитывать
чувство
гордости
к
родному
краю,
через
знакомство
с
историей
изготовления
Каргопольских игрушек.
Формировать интерес к истории изготовления Каргопольской игрушке.
Предварительная работа:
Посещение с детьми центра народного ремесла «Берегиня», где дети знакомились с работой мастеров
глиняной игрушки; посещение с детьми выставки в музеи «В гости к бабушке Ульяне», где детей
знакомят
с
историей
зарождения
промысла,
первыми
мастерами
глиняной
игрушки.
Рисование
глиняные игрушки (Берегиню, Медведя, Тяни-Толкай); рассматривание иллюстраций с изображением
Каргопольских глиняных игрушек.
Демонстрационный материал:
Глиняная
игрушка
(Каргопольский
медведь),
образец
для
прямого
копирования,
динамический
образец, глина, мокрая губка, влажные салфетки, подкладная клеенка.
Раздаточный материал: на каждого ребенка: подкладная клеенка, мокрая гудка, глина, влажные
салфетки.
Мотивация: Ребята, помните мы ходили с вами в «Берегиню»? что интересного вы там видели?
Ответы детей: глиняные игрушки, глину, гончарный круг.
В: а как называют людей, которые занимаются глиняной игрушкой?
Ответы детей: мастера.
В: совсем скоро, у нас в городе пройдет праздник мастеров, и нам предлагают поучаствовать. Мастера
в «Берегине» готовят композиции, и не успевают сделать одиночные игрушки, такие как Полкан,
медведь и т.д. И нас попросили им помочь. Как вы думаете, как мы можем это сделать?
Ответы детей:
В: подводит детей к тому, что мы должны помочь.
Ход ООД
Дети рассматривают игрушку (Медведя), воспитатель при этом делает акцент на деталях игрушки в
виде беседы:
В: ребята посмотрите это одна из Каргопольских игрушек, что нам принесли для образца из ЦНР
«Берегиня». Кто это?
Д: ответы детей: медведь.
В: ребята, а в старину, когда бабушка Ульяна делала игрушки, то называла его ласково.
Может, кто из вас знает как?
Д: ответы, Игнат – Медведко.
В: а может Игнат, ты знаешь, почему именно так?
Д: ответы
В: раньше, когда бабушка Ульяна делала игрушки для внуков говорила: «Медведь, хозяин леса», а
чтобы дети его не боялись, то придумала ему ласковое имя Медведко.
Ребята, посмотрите на эту Каргопольскую игрушку, ее называют Медведко. Медведи живут в лесу,
но обратите внимание именно на этого медведя. Он может жить в лесу?
Д: ответы.
В: почему?
Д: он сказочный (обосновывают свой ответ)
В: действительно, а из какого материала он сделан?
Д: глина
В: правильно. А что еще вы можете о нем сказать?
Д: он стоит на задних лапах, в рубахе, штанах, и с гармошкой.
В: ребята, а настоящий медведь в лесу может быть таким?
Д: ответы
В: тогда, какой нам можно сделать вывод?
Д: что это сказочный медведь или медведь - игрушка.
В: Воспитатель движением руки показывает. У нашего Медведко мощное, крупное тело, которое
состоит из четырех лап (нижние лапы немного мощнее верхних (передних) для того чтобы он прочно
стоял
и
предполагается,
что
ходил).
Небольшая
голова
с
вытянутой
мордой,
и
двумя
ушами,
расположенными
в
верхней
части
головы
относительно
друг
друга.
В
нижней
части
спины
расположенный маленький хвостик. В передних лапах он держит гармонь. У нашего Медведко,
красивая рубаха на которой яркий рисунок, и штаны. В руках он держит гармонь, что может означать,
что он музыкант. Ребята кто еще носит одежду?
Д: ответы
В: действительно, одежду носят люди. Получается игрушки, которые созданы бабушкой
Ульяной - очеловечены. И мы можем это увидеть в деталях.
Показ способов действий:
Я вам сейчас покажу, как мы будем лепить медведя, а потом размещу на доску алгоритм выполнения.
Ребята глина материал очень пластичный и может прилипать к рукам, тогда я смачиваю руки губкой.
Я беру глину, скатываю колбаску, в нижней части колбаски делаю надрез стекой, не доходя до
середины
колбаски-
это
будут
задние
ноги.
У
меня
получилось
две
ноги,
сейчас
я
буду
их
формировать (тремя пальцами вокруг ноги оформляем ногу), дальше стекой делаю два надреза в
верхней
части,
образовывая
передние
лапы
и
голову.
Оттягиваю
лапы
и
формирую
голову
(образовывая голову, начинаю вытягивать морду, и небольшие уши расположенные параллельно друг
другу), дальше передние лапы. В нижней части спины оттягиваем кусочек глины, это у нас получится
хвостик. Дальше я начинаю замазывать все неровности. Берем второй небольшой кусочек глины и
делаем из него кирпичик (это будет гармошка). Вставляем медведю в руки гармонь и кистью лап
прижимам. Дальше стеком мы делаем рот, глаза и мех у гармони. Когда я обожгу своего медведя и
тех, которых сделаете вы, мы их распишем.
Давайте еще раз посмотрим, как поэтапно лепится медведь. Спрашивать детей этапы выполнения
действий.
Теперь я предлагаю вам начать лепить.
Педагог смотрит ход работы детей. Индивидуально помогая при возникших затруднениях.
Анализ работ:
Кто все доделал, несите свои работы ко мне на стол, мы их расставим и посмотрим. Я предлагаю вам
из всех медведей найти самого могучего, а почему именно этот медведь показался вам самым
могучим (крупный, все детали выполнены большого размера), давайте найдем самого добродушного
медведя, а почему вы так думаете? (поза, размер, выражение). А как вы думаете, каково медведя
бабушка Ульяна смогла бы назвать Медведко? А почему ты так думаешь? (ответы ). Ребята теперь
наших медведей предстоит высушить и обжечь, а потом расписать. Тогда они будут готовы к
празднику мастеров.