Напоминание

конспект образовательной деятельности по изобразительному искусству "Каргопольский Медведко"


Автор: Мерзенева Анастасия Михайловна
Должность: студент 4 курса заочного отделения профиль "Дошкольное образование"
Учебное заведение: Северный Арктический Федеральный Университет
Населённый пункт: Архангельская область г. Северодвинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект образовательной деятельности по изобразительному искусству "Каргопольский Медведко"
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект Организованной Образовательной Деятельности в подготовительной группе

лепка «Каргопольского медведя»

Цель:

Учить создавать образ «Каргопольского медведя».

Задачи

Изобразительные:

Учить детей очеловечивать образ: передовая позу характерную для человека (стоящего на задних

лапах), наделяя его предметами характерными для человека (гармошкой).

Учить передавать пропорции: мощное, крупное тело; небольшая голова с вытянутой мордой, в

верхней части головы симметрично друг другу маленькие уши; четыре лапы (две верхние и две

нижние), нижние немного мощнее верхних (передних); небольшой хвост в нижней части спины.

учить

дополнять

образ

дополнительными

деталями

(гармошкой)

путем

скатывания,

в

виде

кирпичика нанося детали (мех) стекой.

Учить располагать образ в пространстве, на подставке.

Техническая:

Учить лепить скульптурным способом (из целого куска путем трех надрезов, один в нижней части

колбаски для ног и двух в верхней части колбаски для головы и двух лап).

Продолжать использовать стеку при прорисовке морды медведя (глаза, рот), и дополнительных

деталей гармошки (меха).

Развивающие:

Вызывать желание детей отвечать на вопросы воспитателя в ходе обследования объекта.

Активизировать словарь детей: центр народного ремесла «Берегиня», мастера глиняной игрушки,

Каргопольская игрушка.

Обогащение лексики детей вводом нового слова - Медведко.

Воспитательные:

Воспитывать

чувство

гордости

к

родному

краю,

через

знакомство

с

историей

изготовления

Каргопольских игрушек.

Формировать интерес к истории изготовления Каргопольской игрушке.

Предварительная работа:

Посещение с детьми центра народного ремесла «Берегиня», где дети знакомились с работой мастеров

глиняной игрушки; посещение с детьми выставки в музеи «В гости к бабушке Ульяне», где детей

знакомят

с

историей

зарождения

промысла,

первыми

мастерами

глиняной

игрушки.

Рисование

глиняные игрушки (Берегиню, Медведя, Тяни-Толкай); рассматривание иллюстраций с изображением

Каргопольских глиняных игрушек.

Демонстрационный материал:

Глиняная

игрушка

(Каргопольский

медведь),

образец

для

прямого

копирования,

динамический

образец, глина, мокрая губка, влажные салфетки, подкладная клеенка.

Раздаточный материал: на каждого ребенка: подкладная клеенка, мокрая гудка, глина, влажные

салфетки.

Мотивация: Ребята, помните мы ходили с вами в «Берегиню»? что интересного вы там видели?

Ответы детей: глиняные игрушки, глину, гончарный круг.

В: а как называют людей, которые занимаются глиняной игрушкой?

Ответы детей: мастера.

В: совсем скоро, у нас в городе пройдет праздник мастеров, и нам предлагают поучаствовать. Мастера

в «Берегине» готовят композиции, и не успевают сделать одиночные игрушки, такие как Полкан,

медведь и т.д. И нас попросили им помочь. Как вы думаете, как мы можем это сделать?

Ответы детей:

В: подводит детей к тому, что мы должны помочь.

Ход ООД

Дети рассматривают игрушку (Медведя), воспитатель при этом делает акцент на деталях игрушки в

виде беседы:

В: ребята посмотрите это одна из Каргопольских игрушек, что нам принесли для образца из ЦНР

«Берегиня». Кто это?

Д: ответы детей: медведь.

В: ребята, а в старину, когда бабушка Ульяна делала игрушки, то называла его ласково.

Может, кто из вас знает как?

Д: ответы, Игнат – Медведко.

В: а может Игнат, ты знаешь, почему именно так?

Д: ответы

В: раньше, когда бабушка Ульяна делала игрушки для внуков говорила: «Медведь, хозяин леса», а

чтобы дети его не боялись, то придумала ему ласковое имя Медведко.

Ребята, посмотрите на эту Каргопольскую игрушку, ее называют Медведко. Медведи живут в лесу,

но обратите внимание именно на этого медведя. Он может жить в лесу?

Д: ответы.

В: почему?

Д: он сказочный (обосновывают свой ответ)

В: действительно, а из какого материала он сделан?

Д: глина

В: правильно. А что еще вы можете о нем сказать?

Д: он стоит на задних лапах, в рубахе, штанах, и с гармошкой.

В: ребята, а настоящий медведь в лесу может быть таким?

Д: ответы

В: тогда, какой нам можно сделать вывод?

Д: что это сказочный медведь или медведь - игрушка.

В: Воспитатель движением руки показывает. У нашего Медведко мощное, крупное тело, которое

состоит из четырех лап (нижние лапы немного мощнее верхних (передних) для того чтобы он прочно

стоял

и

предполагается,

что

ходил).

Небольшая

голова

с

вытянутой

мордой,

и

двумя

ушами,

расположенными

в

верхней

части

головы

относительно

друг

друга.

В

нижней

части

спины

расположенный маленький хвостик. В передних лапах он держит гармонь. У нашего Медведко,

красивая рубаха на которой яркий рисунок, и штаны. В руках он держит гармонь, что может означать,

что он музыкант. Ребята кто еще носит одежду?

Д: ответы

В: действительно, одежду носят люди. Получается игрушки, которые созданы бабушкой

Ульяной - очеловечены. И мы можем это увидеть в деталях.

Показ способов действий:

Я вам сейчас покажу, как мы будем лепить медведя, а потом размещу на доску алгоритм выполнения.

Ребята глина материал очень пластичный и может прилипать к рукам, тогда я смачиваю руки губкой.

Я беру глину, скатываю колбаску, в нижней части колбаски делаю надрез стекой, не доходя до

середины

колбаски-

это

будут

задние

ноги.

У

меня

получилось

две

ноги,

сейчас

я

буду

их

формировать (тремя пальцами вокруг ноги оформляем ногу), дальше стекой делаю два надреза в

верхней

части,

образовывая

передние

лапы

и

голову.

Оттягиваю

лапы

и

формирую

голову

(образовывая голову, начинаю вытягивать морду, и небольшие уши расположенные параллельно друг

другу), дальше передние лапы. В нижней части спины оттягиваем кусочек глины, это у нас получится

хвостик. Дальше я начинаю замазывать все неровности. Берем второй небольшой кусочек глины и

делаем из него кирпичик (это будет гармошка). Вставляем медведю в руки гармонь и кистью лап

прижимам. Дальше стеком мы делаем рот, глаза и мех у гармони. Когда я обожгу своего медведя и

тех, которых сделаете вы, мы их распишем.

Давайте еще раз посмотрим, как поэтапно лепится медведь. Спрашивать детей этапы выполнения

действий.

Теперь я предлагаю вам начать лепить.

Педагог смотрит ход работы детей. Индивидуально помогая при возникших затруднениях.

Анализ работ:

Кто все доделал, несите свои работы ко мне на стол, мы их расставим и посмотрим. Я предлагаю вам

из всех медведей найти самого могучего, а почему именно этот медведь показался вам самым

могучим (крупный, все детали выполнены большого размера), давайте найдем самого добродушного

медведя, а почему вы так думаете? (поза, размер, выражение). А как вы думаете, каково медведя

бабушка Ульяна смогла бы назвать Медведко? А почему ты так думаешь? (ответы ). Ребята теперь

наших медведей предстоит высушить и обжечь, а потом расписать. Тогда они будут готовы к

празднику мастеров.



В раздел образования