Напоминание

Урок внеклассного чтения в 1 классе "Н.Сладков "Лесные сказки"


Автор: Кондратьева Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок внеклассного чтения в 1 классе "Н.Сладков "Лесные сказки"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок внеклассного чтения в 1 классе.

Учитель Кондратьева Марина Валерьевна

Тема: Внеклассное чтение. Н.Сладков «Лесные сказки».

Цели:
 познакомить учащихся со сказкой Н.Сладкова «Клёст и Дятел»;  развивать интерес к художественной литературе, умение рассуждать на основе наблюдений, делать выводы;  воспитывать любовь к родной природе, бескорыстное отношение к ней.
Оборудование:
мультимедиасистема, книги Н.Сладкова, карточки, листочки для создания книжки-малышки, карандаши, фломастеры.
Ход урока.

I. Оргмомент
. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои!
II.Актуализация знаний.
–Куда же мы отправимся сегодня в путешествие? (В лес.) А вот кого мы встретим в лесу, вы узнаете, отгадав загадку. А кого в лесу недаром Называют санитаром? О себе загадку нам Загадать он хочет сам: – По деревьям я скачу, Проверяю их, лечу. Клювом я стучу: тук-тук. Где тут, где тут вредный жук? От меня спастись не пробуй, У меня язык особый. У меня на нём крючки. (Дятел) – Что вы знаете про дятла?
Слайд

Рассказ

ученика.
Дятел имеет пёструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями, хвост похожий на клинышек который служит опорой. Клюв у дятла прямой, крепкий и острый. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, ольхи или берёзы. Ночью дятлы
отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла. Дятел очень полезная птица, он избавляет деревья от насекомых-короедов. За день съедает 750-900 короедов. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птичкам.
Учитель:
А ещё дятла называют – санитаром леса! Почему? Дятел выбраковывает больные, заражённые вредителями деревья. По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору. Язык у птицы покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых.
Учитель
: А о ком эта загадка? Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Клё! Клё!Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
Слайд

Учитель
: Что вы знаете о клестах? А хотите узнать?
Рассказ ученика.
Это клёст багряно-бурый, Отродясь он не был хмурым Целый день трещать готов: – Не боюсь я холодов. Д.Белоус Это своеобразная таёжная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая: нижняя и верхняя части изогнуты в разные стороны. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнёзда в густых ветках на вершине ели. Гнёзда двойные, как рамы в окнах для того, чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка – мама, а топливо (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками – ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек.
-Какое открытие сделал каждый из вас для себя, прослушав рассказы

детей?
-Чем питаются птицы? (Клёст – семенами шишек, дятел – насекомыми.) Наверное, поэтому и клюв у них разной формы. Опишите. – Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать? Предположения детей.
III. «Открытие» детьми нового знания.
Написал сказку о лесных жителях известный писатель и большой знаток природы Николай Иванович Сладков. Он учит любить природу, наблюдая и восхищаясь её мудростью. В своих книгах писатель собрал удивительные истории о зверях и птицах, с которыми целый год происходят самые разные чудеса.
Слайд.
Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и очень ею интересовался. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и
наблюдения. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат, тетрадь для записей, альбом и краски, бинокль. Он призывал людей: «
Откройте глаза – и

красота земли хлынет в вас водопадами красок».
–Как вы понимаете это выражение? (Нужно уметь наблюдать, быть внимательными, любознательными, и тогда природа поделится своими тайнами.) Мы с вами тоже будем вести наблюдение за птицами и исследуем, чем они занимаются.
Чтение сказки Н.Сладкова «Клёст и Дятел» учителем.

-
Согласны ли вы со словами Клеста, что «он лес сажает, а ты (Дятел) его рубишь. И лесу, выходит, я – друг, а ты - враг». –Кто выступил в защиту Дятла? –А в чём ещё упрекал Клёст Дятла? Ребята, Дятел всегда в движении, он предлагает нам отдохнуть вместе с ним.
Физкультминутка.
В яркой шапке пёстрый дятел. Корольков, синиц приятель, Барабанит в мёрзлый ствол: «Эй, компания, за стол!» Подбирайте для почина Кто жуков, а кто личинок, – Клад разведан под корой, Открывайте пир горой!
С л о в а р н а я

р а б о т а

п р о в о д и т с я

п о

х о д у

ч т е н и я

с к а з к и .
В сказке встречаются трудные слова, мы научимся их сейчас читать. Стамеска-инструмент для работы по дереву, про-рас-тёт кривая отвёртка-инструмент ис-ко-вы-рял пробоинка - дырка про-скри-пе-ла дробь - металлические шарики про-ше-лес-те-ла топором тесали - срубили верхний слой дерева берёста - кора берёзы след простыл-исчез очень быстро
Повторное чтение сказки.
Виды чтения: по цепочке, за учителем, по абзацам, жужжащее чтение.
Вопросы после чтения.
–С чего всё началось? –С чем сравнивает клюв Дятла и свой клюв Клёст? (Со стамеской и кривыми отвёртками).
Слайд.
–Как Клёст лес сажает? –От кого спас Осину Дятел? А Берёзу? –Как помогли Дятел и Берёза Бабочке-траурнице? Синичкам, муравьям? –Пользу или вред приносит Дятел, когда выдалбливает дупла? –О каких птицах узнали? (О поползне, сыче, синичке-гаичке) –Как по ходу сказки называют Дятла? (Враг, долбонос, строитель) –Убедят ли Клеста все жители леса в том, что Дятел – друг леса? Почему вы так думаете? –Какие
открытия
сделали для себя, познакомившись со сказкой?
Ребята, а дома проведёте исследование таблицы, в которой постараетесь найти зашифрованные слова.
В

Г

Д

Я

Т Е

Л

П

К

Ж

О

П О

В

Н С

Е

С

Ы

Ч

З

П О

П

О Л

З

Е

Н

Ь

Д

Б

С

И

Н И

Ч

К

И

И

Ф

Ы Ч

К

Л Ё

С

Т

У

Т

Итог. Создание книжки-малышки.
–Ребята, мы с вами сегодня много интересного узнали о жизни птиц в лесу. А как вы думаете, можем ли мы поделиться своими знаниями? –Давайте попробуем создать книжку-малышку для детей. Из каких элементов состоит книга? (обложка, страницы). Я вам приготовила основу для творчества, а вы пофантазируете. Учитель раздаёт листы с заготовками, дети раскрашивают. Потом листы собираются в книжку-малышку.
Домашнее задание.
Расскажите родителям сказку. –Кем вы были на уроке? (Слушателями, фантазёрами, художниками, рассказчиками, исследователями, изыскателями) – А знаете ли вы, о чем птицы говорят между собой?
Послушайте разговор Зяблика и Дятла.

Зяблик
: Уж больно бережёшь ты, Дятел, свой нос, всё о сучки чистишь.
Дятел:
Мне, Зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь, носом стучи. Короеда несчастного выбить – и того носом. Голова кругом. А весной ещё и на барабане носом играй. Стучи во всю мочь по сухому дереву, иначе дятлихи и слушать не хотят. Того и гляди
с носом останешься.

Зяблик:
Ох, Дятел, и стукливая у тебя жизнь. Всё носом, да носом – того и гляди без носа останешься. –О чём разговаривают птицы? –Как вы понимаете смысл фразы «с носом останешься»? (ни чего не достанется). –Какие крылатые выражения со словом НОС вы знаете? зарубить на носу – хорошо и надолго запомнить; вешать нос – приходить в уныние; задирать нос – зазнаваться; водить за нос – обманывать; говорить под нос – говорить очень тихо, невнятно; комар носа не подточит – не к чему придраться.


В раздел образования