Напоминание

"Этапы коррекционной работы при дислалии"


Автор: Дыбова Надежда Викторовна
Должность: логопед
Учебное заведение: СПб ГБУЗ ГП 19. ДПО 43.
Населённый пункт: г.Санкт–Петербург
Наименование материала: Публикация
Тема: "Этапы коррекционной работы при дислалии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Этапы коррекционной работы при дислалии.

Речь - это важнейшее условие и средство коммуникации. В процессе речевого

развития

у

человека

формируется

высшая

психическая

деятельность

-

познание

,

способность к понятийному мышлению, а также к овладению осознанием, планированием

и регуляцией поведением, что способствует правильной интеграции в обществе.

Часто речевые дефекты наблюдаются в произношении и наблюдаются в детском и

возрасте, и появляются под влиянием различных неблагоприятных факторов: тяжелые и

хронические

соматические

заболевания,

отягощенная

наследственность,

подражание

неправильному произношению старших, плохие социально бытовые условия, дефицит

общения, психологические травмы. Однако дефекты речи могут сформироваться в зрелом

возрасте как следствие тяжелых физических и психологических травм и заболеваний.

Нарушения

в

произношении

многообразны,

но

наиболее

часто

встречаются

в

детском возрасте и относительно легко поддаются логопедической коррекции в условиях

амбулаторного приема (поликлинического) - дислалия. Это нарушение, которое часто

встречается в моей практике и имеет важное значение при овладении ребенком навыками

чтения и письма.

Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной

иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными

являются

избирательные

нарушения

в

её

звуковом

оформлении

при

нормальном

функционирование всех остальных операций высказывания.

Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков: искаженном

(ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, в их

пропусках.

Историческая справка.

Термин

“дислалия”

одним

из

первых

в

Европе

ввел

в

научное

обращение

профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии (1827 года) он

применил его в обобщении как наименование всех видов произносительных расстройств

различной этиологии.

Швейцарский врач Шультесс , в 30-е годы 19 столетия, под термином “дислалия”

понимал, только произносительные нарушения обусловленные только анатомическими

дефектами

органов

артикуляции.

Этой

же

точки

зрения

придерживались

ученые:

Куссмауль и Гутман,

В отечественной логопедии Хватцев МЛ. рассматривает дислалию как одну из

форм косноязычия ( это обобщенный термин о всех типах нарушения произношения) и

выделяет три формы: механическую - грубые анатомические нарушения органов речи;

органическую

-

обусловлена

тугоухостью,

аномалиями

зубов,

челюстей

и

языка;

функциональная - обусловлена вялостью мыши мягкого неба, недостаточностью гибкости

языка, слабый выдох и т.д.

Правдина О.В. в тоже время делит дислалию на две формы: функциональную и

механическую, в состав последней включая ринолалию и исключая дефекты слуха. В это

же время Ляпидевский С.С. и Гриншпун Б.Н. в своих работах выделяют ринолалию в

отдельное заболевание, тем самым сузив понятие дислалия сделав его более четким.

В настоящее время термин “дислалия" приобрел международный характер, хотя его

содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадает.

Формы дислалии.

В настоящее время выделяется две основные формы дислалии в зависимости

отлокалюации

нарушения

и

причины,

обуславливающих

дефект

звукопроизношения:

функциональную и механическую (органическую).

В

ряде

случаев

отмечается

комбинирование

функциональной

и

механической

дислалии.

Функциональная дислалия - это дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при

отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Эта форма

дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения, системы произношения и

часто проводит к нарушению воспроизведения одного или нескольких звуков.

Причины возникновения - биологические и социальные:

общая

физическая

ослабленность

вследствие

тяжелых

и

частых

соматических заболеваний;

задержка психического развития ребенка;

задержка речевого развития ребенка;

избирательное нарушение фонематического восприятия ребенка;

неблагоприятное

социальное

окружение

(

ограничение

социальных

контактов, подражание не правильным образцам взрослых),

При

функциональной

дислалии

нет

каких-либо

органических

нарушений

центральной

нервной

системы

препятствующих

осуществлению

правильной.

Не

сформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать

позиции артикуляторных органов, необходимых для правильного произнесения звуков.

Это

может

быть

связано

с

тем,

что

у

ребенка

не

образовались

акустические

или

артикуляционные образцы отдельных звуков. В зависимости от того , какие из признаков

звуков - акустические или артикуляционные - оказались не сформированными, звуковые

замены

будут

различны.

Искажение

звуков

или

произношение

звука

несвойственное

фонетической

системе

родного

языка,

происходит

в

результате

неправильного

формирования определенных артикуляторных позиций.

В

современной

логопедии

существует

деление

функциональной

дислалии

на

формы:

1 . акустико-фонематическая - это дефекты звукового, оформления речи, обус-

ловленные

несформированностью

операций

переработки

фонем

по

их

акустическим

параметрам,

в

основе

нарушения

лежит

недостаточная

сформированность

фонематического слуха, но нарушения слуха нет;

2 . артикуляторно-фонематическая - это несформированность операций отбора

фонем по их артикуляторным параметрам, что приводит к замене на более простую

артикуляцию или смешенную;

3

артикуляторно-фонематическая

-

это

несформированность

артикуляторных

позиций, что приводит к реализации фонем в непривычных вариантах ( аллофонах), чаше

при этой форме можно легко распознать искаженный звук, но может быть искажение до

затрудненного узнавания.

Механическая

дислалия

-

это

нарушение

звукопроизношения,

обусловленное

анатомическими дефектами органов артикуляции.

Причинами дислалии чаще являются следующие дефекты:

аномалии

зубо-челюстной

системы

(

нарушения

прикуса,

большое

расстояние между зубами, неправильное строение неба и т.д. );

короткая подъязычная связка;

короткая уздечка верхней губы;

аномалии губ, как врожденные, так и приобретенные.

Зачастую во всех случаях механическая дислалия требует лечение у хирурга и

ортодонта.

Однако нельзя исключить вариант комбинированнирования дислалии механической

и функциональной ( чаще фонематической).

Также существует классификации дислалнй с точки зрения количества нарушенных

при произнесении звуков в речи ребенка:

мономорфная

(простая)

-

нарушено

произнесение

одного

звука

или

однородных по произнесению звуков;

полиморфная ( сложная) - нарушено произнесение звуков разных групп.

Уровни нарушенного произношения.

В работах Хватцева М.Е., Правдиной О.В., Беккер К.Т., и др. отмечается, что в ряде

случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и

отраженной

речи

и

самостоятельной

не

используют,

это

говорит

о

том,

что

произносительные

умения

ребенка

соотносятся

со

сложностью

вида

речевой

деятельности.

Правдина О. В. выделяет три уровня нарушения звукопроизношения:

1.

неумение правильно произносить звук или группу звуков;

2.

неправильное произнесение их в речи при произнесении изолированно или в

простых словах;

3.

недостаточное

дифферинцированние

(смешение)

двух

близких

по

артикуляции или звучанию звуков при умении правильного произносить оба

звука..

Данные выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития

ребенка,

выявленные

Гвоздевым

А.Н.,

что

свидетельствует

о

том

,

что

ребенок

с

нарушением произнесения проходит нормативные этапы овладения языком, но на каком -

то из этапов произошла задержка или остановка.

Разная степень ( уровень ) сформированности умения произношения наблюдается

во всех формах дислалии описанных выше.

Методика логопедического воздействия при дислалии.

Основной

целью

логопедической

работы

при

дислалии

является

формирование

умений и навыков правильного звукопроизношения.

Чтобы правильно воспроизводить звуки речи ( фонемы), ребенок должен уметь:

1.

узнавать звуки по акустическим признакам;

2.

уметь отличать нормативное произношение звука от ошибочного;

3.

осуществлять контроль за собственным произнесением и оценивать качество

собственной речи;

4.

принимать необходимые артикуляционные позиции;

5.

варьировать

артикуляционные

уклады

звуков

в

зависимости

от

их

сочетаемости с другими звуками в речевом потоке;

6.

безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи

Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный подход в обучении

ребенка, так как при правильной организации коррекционной работы положительный

эффект можно достичь при всех видах дислалии, но так же надо учитывать что ,в ряде

случаев при механической дислалии успеха возможно достигнуть при совместной работе

логопеда и хирурга или ортодонта.

Так же залогом успеха является тесный контакт логопеда с родителями, так как

необходимы ежедневные домашние занятия (артикуляционная гимнастика, автоматизация

поставленных звуков и т.

Сроки преодоления дефектов произнесения зависят, от:

степени сложности дефекта;

индивидуальных и возрастных особенностей ;

регулярности проводимых занятий;

заинтересованности в исправлении дефекта ребенка и его родителей.

Этапы логопедической коррекции.

Логопедическая коррекция у детей с дислалией осуществляется поэтапно, так как

каждый этап работы решает определенные педагогические задачи, подчиненные общей

цели - исправления дефекта произнесения. Исходя из цели и задачи логопедического

воздействия, можно выделить три этапа работы:

1.

подготовительный;

2.

формирование первичных произносительных умений и навыков;

3.

формирование коммуникативных умений и навыков

Подготовительный этап.

Основная

цель

-

это

включить

ребенка

в

целенаправленный

логопедический

процесс.

Основные задачи:

формирование установки на занятие;

формирование произвольных форм деятельности;

развитие произвольного внимания, памяти и мыслительных процессов

(сравнения и вывода);

сформировать умение опознать и различить фонемы;

развитие артикуляционной моторики,

В зависимости от формы дислапии эти задачи могут решаться параллельно или

последовательно. При артикуляторных формах, когда нет нарушения восприятия фонем,

они решаются параллельно. Чтобы работать над правильным звукопроизношением, нужно

научить ребенка правильно слышать звуки.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера

дефекта и направлена на:

1.

формирование фонематического восприятия и развития звукового контроля;

2.

развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа:

3.

формирование звукового контроля как осознанного действия;

Формирование восприятия неправильно произносимых звуков нужно производить

с

исключением

собственного

проговаривания,

перенося

всю

нагрузку

на

слуховое

восприятие

материала,

для

сравнения

своего

дефектного

произношения

звука

с

нормативным, проговаривание присоединяется только на последующих этапах.

Для формирования артикуляторной базы разработаны типы упражнений для губ и

языка. При дислалии обычно нет грубых моторных нарушений, а не сформированными

оказываются

некоторые

специфические

для

речи

артикуляционные

движения.

Существуют

требования,

которые

необходимо

предъявлять

к

проведению

артикуляционных упражнений:

1.

выработать

умение

принимать

требуемые

позы,

удерживать,

правильно

переключаться с одного артикуляционной позы на другую;

2.

система упражнений должна включать в себя, как статические, так и динамические

упражнения,

направленные

на

развитие

динамической

координации

речевых

движений;

3.

необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как эти органы

включаются в совместных движениях при говорении (икоартикуляции);

4.

занятия проводятся кратковременно, но многократно, в паузах можно переключатся

на другие виды деятельности;

5.

уделять внимания формированию кинестетических ощущений, представлений и

анализа;

6.

по

мере

овладения

движениями,

необходимыми

для

реализации

звука,

логопед

переходит к отработки движений, обязательных для других звуков.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Основная цель - сформировать первоначальные умения правильного произнесения

звуков на специально подобранном речевом материале.

Существует три способа постановки звука:

1. По подражанию (имитационный) - он основан на сознательных попытках

найти

артикуляцию,

позволяющую

произнести

неискаженный

звуков.

При

этом

используются

акустические

опоры,

зрительные,

тактильные

и

мышечные

ощущения.

Можно использовать прием “ нащупывания”, так как этот постепенный поиск приводит к

положительным результатам при постановки шипящих звуков, парных звонких и мягких,

но например звуки Р, Р”, Л, Ч, Ц, К, Г, Х более успешно ставить другими способами.

2. С механической помощью - основан на внешнем механическом воздействии на

артикуляционные

органы

специальными

зондами

или

шпателями.

Просим

ребенка

произнести звук повторяя его несколько раз, и в это время при помощи зонда или шпателя

меняем артикуляционный уклад в результате получая другой звук. После тренировок

необходимая лоза принимается без механической помощи.

3. Смешанный - основан на совмещении двух предыдущих, ведущую роль в нем

играет подражание и объяснение, а механическая помощь используется дополнительно.

За постановкой звуков следует процесс его автоматизации и представляет собой

процесс

тренировочных

упражнений

со

специально

подобранными

словами,

расположенными в таком порядке, чтобы трудности при произнесении поставленного

звука возрастала и не содержит нарушенных звуков.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Основная цель - сформировать умения и навыки безошибочного употребления

звуков речи во всех ситуациях общения.

Здесь широко используется тексты, а не отдельные слова, применяются различные

формы

и

виды

речи,

используются

творческие

упражнения,

подбирается

материал,

насыщенный теми или иными звуками.

Случаи сложных или комбинированных функциональных и механических дислалий

требуют

четкого

планирования

занятий,

разумной

дозировки

материала,

определения

последовательности в исправлении звуков, а также представления о том , какие звуки

могут

быть

включены

в

работу

одновременно,

а

какие

должны

отрабатываться

последовательно.

Используемая литература.

1.

Большакова С.В. Речевые нарушения и их преодоления. М., 2005г.

2.

Заваденко Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у

детей М., 2003г.

3.

Залмаева Р. Сам себе логопед СПб., 1999г.

4.

Крупчук О.И., Воробьев Т.А. Логопедические упражнения М., 2004г.

5.

Логопедия /под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н., М., 1999г.



В раздел образования