Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся
Автор: Салманова Валентина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Новодевичье, м.р. Шигонский, Самарской области Населённый пункт: с. Новодевичье, Самарской области Наименование материала: статья Тема: Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся Раздел: начальное образование
Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся.
"Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования
общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и
чего нельзя, что похвально и что наказуемо"
А.С. Макаренко
Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью.
Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы
полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о
друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в
нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с
окружающей средой нарушается и очень часто это происходит в детском или
подростковом возрасте.
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение»
определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе
правовым и нравственным нормам.
1 . Актуальность темы.
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой
практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как
никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным
поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и
средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и
других негативных качеств.
Состояние перехода социально-экономической системы России на новый
уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе,
которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали
изменения некоторых его функций. При смене экономической формации
школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией,
алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного
поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных
институтов социализации - семьи и школы, резко выросла кривая роста числа
социальных сирот.
Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной
системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий
на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в
подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.
2. Причины появления детей с девиантным поведением.
Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность
родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у
родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость
родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье,
авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны
родителей.)
Так же со стороны школы можно выявить ряд причин влияющих на
воспитание «трудного ребёнка»:
V Неумение, а часто и не желание учителей работать с «трудными детьми»,
осуществлять их социальную реабилитацию.
V Недостаточное взаимодействии семьи и школы
V Формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её
организации;
V Отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
V Подмена воспитательных воздействий администрированием,
сдерживание личной инициативы и социальной активности участников
образовательного процесса, включая родителей;
V Запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной
работы;
V Так же школьник в условиях традиционно организованного
образовательного процесса не всегда имеет достаточно возможностей для
пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении
необходимого социального опыта. В большинстве учреждений проводятся
различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные
организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы
социального риска» крайне редко включаются в эту деятельность.
V Слабое или одностороннее взаимодействии школьных специалистов с
органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
3. Школьная и социальная дезадаптации.
Проблемы управления
профилактической работой.
Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации
ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и
на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к
поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают
плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям,
выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.
Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:
Стадии дезадаптации
Формы девиантного поведения
Учебная декомпенсация
Неподчинение детей, критика действий
взрослых, отрицательное отношение к
учёбе. Ношение «вызывающей одежды,
причёсок, украшений
Школьная дезадаптация
Нарушение правил поведения в школе,
срывы уроков. Прогулы, отказ от
выполнения заданий. Курение. Грубость,
сквернословие
Социальная дезадаптация
Хулиганство. Раннее начало половой
жизни. Драки, нанесение телесных
повреждений. Употребление алкоголя,
пьянство.Унижение других. Проба
наркотиков, токсикомания. Побеги из дома
Криминализация среды
Следование воровским законам.
Воровство. Вымогательство, рэкет, шантаж.
Употребление наркотиков
Проблемы управления профилактической работой деструктивных
проявлений в подростковой среде обусловлены не только субъективными,
но и объективными причинами.
К объективным причинам можно отнести: .
1. Ориентацию школ на выполнение отчётности по показателям обучения, а
не на личностное развитие и социализацию детей, их активное включение в
жизнь общества.
2. Отсутствие программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых
школами по профилактике девиантного поведения детей.
3. Недостаток полномочий и ресурсов (административных, материальных) у
школ для осуществления полного цикла профилактической деятельности для
получения устойчивых положительных результатов.
4. Отсутствие у государственных и общественных структур реальных рычагов
влияния на родителей, которые не хотят выполнять свои основные функции
по нормальному содержанию и воспитанию своих детей.
5. Не разработанность механизмов реализации законов обеспечивающих
приоритет детства и защиту прав детей, их слабое ресурсное и нормативно-
правовое обеспечение на региональном и муниципальном уровнях.
В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных
служб и учреждений, работающих с детьми группы риска.
Разобщённость действий, отсутствие общей стратегии и координирующего
центра в деятельности органов и ведомств, осуществляющих профилактику
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не даёт серьёзного
результата в их работе.
Социально-педагогичекой поддержкой и реабилитацией детей
занимаются следующие социальные учреждения нашего города.
· Центры медико-социально-педагогической поддержки.
· Отделы опеки и попечительства.
· Центры поддержки семьи.
· Центры поддержки детей в кризисных ситуациях.
Для дифференцированного подхода к работе с детьми «группы риска»
следует разделить их на группы, имеющие свои отличия.
1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-
патологической характеристики;
2) дети из неблагополучных семей;
3) дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу
разных обстоятельств;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и
защите своих прав.
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической
дезадаптации
В
первую группу входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном
развитии и соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным
умственным дефектом. К этой же группе также относятся дети-инвалиды и
дети, имеющие различные хронические заболевания. Чаще всего с этими
детьми в школе работают психологи, логопеды, медицинские работники.
Вторую, самую многочисленную группу составляют дети из так называемых
неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один из родителей)
пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией;
устраивают на квартире притоны; надолго оставляют детей одних дома без
еды; жестоко обращаются с ними.
В третью группу входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей (как правило это дети тех родителей, в отношении которых
рассматривается вопрос о лишении родительских прав; когда родители в
бегах, находятся в заключении или психиатрической лечебнице). Дети
попадают в эту группу вследствие смерти родителей или лишения,
(ограничения) их родительских прав.
Четвёртую группу составляют в основном дети из бедных, многодетных,
приёмных, опекунских семей, где факторами риска являются причины
экономического, демографического и педагогического характера, а также
сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания.
Пятая группа: Подростки этой группы характеризуются трудностями во
взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств,
иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во
взаимоотношениях, нарушениями самосознания (от переживания
вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении
учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины. В
отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности,
утрата своей ценности и ценности другого человека
В отношении каждой «группы риска» необходимо подбирать свои
технологии сопровождения, учитывающие её актуальную проблематику.
4. Основные направления системы профилактики :
1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей,
имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не
посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице,
имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
2. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка,
имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по
группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения
ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации
его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для
него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной
социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с
позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для
него окружении.
4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным
навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять
конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания,
преодолевать горечь утраты и т.п.);
5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, что
предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных
условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к
жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и
овладении средствами и навыками трудовой деятельности;
5. Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в
условиях школы
Для выявления и изучения особенностей детей группы риска и социального
статуса их семей в ОУ проводятся специальные анкетирования. Например,
составляется социальный паспорт школы.
Для решения вопросов оказания психологической и социально-
педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не
только контингент таких учащихся, но и их психологические особенности. В
этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного
психолога.
Характеристика учащихся школы, входящих в группу риска, обычно
показывает, что у них существуют психологические, социальные и
педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного
решения. Поэтому на следующем этапе возникает необходимость
разработки программы по их решению.
В задачи программы должны входить:
- своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и
поведении детей;
- своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной
дезадаптации;
- своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, детей-инвалидов;
- организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;
- внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными
семьями.
Итак, мы рассмотрели основные проблемы, стоящие перед школой в работе
с детьми девиантного поведения и некоторые пути их решения. Однако надо
помнить, что каждый педагогический коллектив строит работу в данном
направлении согласно индивидуальным особенностям своего
образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой
работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно,
весь педагогический коллектив.
Практические рекомендации:
-с целью преодоления неуспеваемости учителям предметникам и
классным руководителям в соответствии с положением по ведению
школьной документации своевременно выставлять отметки в журнал и в
дневник
- классным руководителям необходимо своевременно информировать
родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий детей
- заместителям директора по УВР осуществлять контроль работы учителей
предметников со слабоуспевающими уч-ся: наличие журнала и тетрадей для
индивидуальной работы
- школьной службе сопровождения наладить работу с родителями
неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую
поддержку
- социальному педагогу и психологу необходимо проводить анкетирование
родителей и учащихся с целью выявления социальной ситуации развития
ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения
- привлекать к работе с данной категорией учащихся и их родителями
специалистов центра медико-психолого-педагогической поддержки
- педагогический коллектив школы должен осуществлять
дифференцированный подход в работе с учащимисяся определённой группы
риска
- заместителю директора по ВР необходимо планировать участие учащихся
ОУ в районных , окружных, областных мероприятиях по пропаганде
здорового образа жизни, включать в воспитательный план работу школьного
лектория с привлечением специалистов центра поддержки семьи и детства
Классное мероприятие «Кругосветка»
Цель: сплочение классного коллектива.
Задачи : развитие творческих способностей; профилактика девиантного
поведения.
Контингент: учащиеся 5 – 7 классов
Ход мероприятия:
Каждый класс делится на 2 команды, каждая из которых получает путевой
лист. На нем указаны названия станций, место нахождения станции и графа
для баллов.
СТАНЦИИ:
«100 вещей» Команде за 1 минуту необходимо собрать 100 вещей (часы,
ключи, одежда).
«Круг» Команда за 2 минуты должна синхронно присесть как можно
больше раз.
«Табуретка» Команде необходимо составить слово из самих себя.
«Клавка - дурка» Ведущий загадывает одному из участников команды
фразу. Ему с помощью жестов нужно донести эту фразу до товарищей так,
чтобы они ее угадали.
«Стихоплеты» Командам дается рифма, задание придумать стихотворение.
-
Любовь – морковь;
-
Шалтай-болтай;
«Сказочная математика» Вспомнить как можно больше сказок, в названии
которых встречаются числа.
«Строитель» Команде нужно построить карточный домик, используя все
предложенные карты.
«Не в тему» Команде предлагается несколько вопросов, на которые им
нужно ответить.
«Юморина» Задание: любыми способами за 1 минуту рассмешить
ведущего.
После окончания мероприятия проводится подведение итогов, победители
награждаются грамотами.
Тренинговые упражнения, направленные на профилактику
девиантного поведения
Программа профилактического тренинга предназначена для групповых
занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений
направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди
подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной
жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в
отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как
аддиктивное.
Основные цели тренинга:
1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.
2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими
чувствами и эмоциями.
3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков
противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях,
социально приемлемых форм поведения.[1]
4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной
дезадаптации и правонарушений подростков.
Основные задачи:
1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на
противостояние нежелательному влиянию среды.
2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно
противоправного поведения в целом и своего, в частности.
3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях,
причинах и последствиях правонарушений.
4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки
собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам,
способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от
совершения правонарушений.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения
правонарушений, о своих правах и обязанностях.
2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях,
противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания
безопасного поведения в различных ситуациях.
3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми,
особенно в ситуациях высокого риска.
4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.
[1]
Комплекс упражнений и методических рекомендаций по их проведению
Упражнение №1 «Что я выиграю / что я потеряю»
Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя
какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на
группы. При малом количестве участников возможно проведение
упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.
Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от
совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения
правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для
рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на
усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона»,
«хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.
На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп
обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие
последствия это влечет для совершившего правонарушение?».
Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые
определения последствий.[1]
Упражнение №2 «Письмо негодованию»
Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему
негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится
уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь
оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также
постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с
другими людьми».
Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По
окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма
негодованию».
Упражнение №3 «Учимся противостоять влиянию»
Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе,
или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход
ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию
вопросов:
Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?
Всегда ли влияние отрицательно?
Каким образом можно отличить отрицательное влияние?
Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза,
подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?
Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким
последствиям может привести соглашение?
Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?
Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить
подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной
слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются
пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к
родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы
полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.[2]
Упражнение №4 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»
В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли
видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже
группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по
вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При
этом задача - попытаться образовать диалог среди участников тренинга и
оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и
общественного осуждения.
Упражнение №5 «Рояль»
Вступительное слово ведущего: «Подумайте и вспомните, что вы делаете,
когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием?
Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».
Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а
ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и
затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает
обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет,
особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое,
компьютер, агрессия и прочие девиации.
Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть
свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-
то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»?
Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это
означает, что человек знает множество способов справиться с плохим
настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно
хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если
у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в
процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой
ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».
Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» - наркотики? Да,
тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от
наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас
выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость
возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как
у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу?
Ваши комментарии?».[2]
Упражнение №6 «Сказка»
Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить
сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а
также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная
задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они
соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они
совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. На работу отводится
10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует
обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
В какой стране народу жилось лучше? Почему?
Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?
Нужны ли законы вообще? Какова их роль?
Упражнение №7 « Мне нравится в тебе…»
Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из
нас - желающий - в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет
что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в
центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить
возможность поучаствовать всем желающим.
После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в
центре круга.
В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно
принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем
людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.
Данная программа профилактического тренинга разработана и
апробирована для специалистов социальных служб и может быть
реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с
несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения,
правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования
мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни.
Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами
социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на
решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную
реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.
Список литературы
Литература
Практическое воспитание в школе: Часть I/ Л.М. Лизинский – М.: Центр
«Педагогический поиск». 2002
Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.:
«педагогический поиск», 2003
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред.
Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.
Примерные мероприятия по профилактике девиантного поведения
Программа профилактического тренинга для подростков «СТУПЕНИ».
Руководство для тренера/Под ред. Р.В.Йорика и А.В.Шаболтас – СПб.: Врачи
детям, 2009. – 92 с.
Психологические игры [Электронный ресурс] – URL:
mirrostauprazhneniya-dlya-treningov.html