Напоминание

"Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Литвиненко Юлия Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Березка"
Населённый пункт: г.Когалым, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка семинара для педагогов ДОУ, деловая игра "Путешествие по родной Югре"
Тема: "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЦЕЛЬ: повышение

профессиональной

компетентности

педагогов

в

вопросах

организации этнокультурных образовательных практик в условиях реализации

ФГОС ДО.

ЗАДАЧИ:

1.

Повышение

профессиональной

компетентности

педагогов

по

реализации

этнокультурного

компонента

в

ДОО

путем

организации

этнокультурных

образовательных практик.

2.

Содействие формированию мотивации участников семинара к применению

полученных знаний в профессиональной деятельности

ПЛАН:

1. Информационная справка – обзор работы МАДОУ по данной теме.

2.

«Мозговой

штурм».

Раскрытие

понятий:

этнокультурное

воспитание,

этнопедагогика, поликультурное воспитание, толерантность.

3. Выступление педагогов:

Доклад «Формирование представлений об этнокультурных традициях

родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой коренных

народов Югры.

Этнокультурные практики в ДОУ .

4. Деловая игра «Путешествие по родной Югре».

5. Подведение итогов семинара.

Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности, без личности нет народа,

как исторической общности.

Доктор педагогических наук, академик Р.К.Волков

1

. Обзор работы МАДОУ по данной теме.

2.

«Мозговой штурм».

Раскрытие понятий: этнокультурное воспитание, этнопедагогика, поликультурное

воспитание, толерантность.

а) Для начала предлагаю самостоятельно добыть некоторые знания, а для этого

необходимо составить тезис к понятию ЭТНОКУЛЬТУРА.

б)Далее

вам

необходимо

найти

определения

к

понятиям,

которые

у

вас

в

конвертах.

Раскрытие

понятий:

этнокультурное

воспитание,

этнопедагогика,

поликультурное воспитание, толерантность.

3.Выступление педагогов.

Доклад

«Формирование

представлений

об

этнокультурных

традициях

родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой коренных

народов Югры».

-

По

итогам

прослушанного

доклада,

уже

зная,

что

включает

в

себя

этнопедагогика,

предлагается

расположить

образовательные

области

в

зависимости от задач ( даются задачи по ознакомлению детей с родным краем и

пять образовательных областей).

Этнокультурные практики в ДОУ.

4. Деловая игра «Путешествие по родной Югре»

В: Сегодня, я в гости пришла не одна, а с куклой Миснэ, эта кукла одной девочки

с таким необычным именем Татый. Как вы думаете, где живет эта девочка? Что

вы знаете о Севере? Я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашему краю

Югре.

В: Ув.педагоги, а вы любите путешествовать? Ответы:

В: А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?

П: На самолете.

Сейчас всех прошу пройти в самолет «Северный дом».

Но на борт самолета мы сможем войти, если ответим на следующие вопросы.

1. Север, какой край (суровый, красивый край)

2. Погода какая (морозная, холодная, студеная)

3. Северное сияние какое (красивое, сказочное, разноцветное)

5. Олень какой (красивый, добрый, смелый)

6. Зимой какая ночь (полярная)

7. Где мы с вами живём?

8. На чём коренные жители передвигаются по тундре?

9. Что едят олени? (ягель, мох)

В: Все прошли, садитесь поудобнее, нас ждет с вами интересный полет.

Уважаемые

пассажиры,

мы

очень

рады

вас

видеть

на

нашем

борту

«Северный дом», желаем вам приятного полета.

В: Пристегните ремни, наш курс на Север.

В: Ув. пассажиры чтобы вы не скучали в пути, предлагаю вам посмотреть в

иллюминаторы:

обратите

внимание,

сейчас

наш

самолет

«Северный

дом»

пролетает над городом (слайд 1)? Ответы- Когалым.

1.Какие города нашего края еще вы знаете? Ответы( Сургут, Лянтор, Лангепас,

Покачи, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск и т.д.)

2.Посмотрите в иллюминатор, мы пролетаем над лесом (слайд 2).

Какой может быть лес на севере? (хвойный, лиственный, еловый, березовый,

сосновый).

3. Далее пролетаем речку. Какие северные реки вы знаете? Слайд 3.( Обь, Юган,

Вах, Иртыш, Высь-Ягун, и др.)

В: Чтобы в пути не было скучно, предлагаю выполнить следующие задания.

Внимание на экран.

1.Задание. Интерактивная игра.

1 слайд. Предлагаю найти дом (чум) Татый.

Ответы : чум. из палок-жердей, шкуры оленя.

Как называется дом жителей тундры. Из чего он сделан? (Изба, яранга, чум,

шалаш).

Слайд 2 . Транспорт для передвижения по тундре

Лошади, медведи, олени, собаки. Сани для езды на оленях

(Телега, нарты, тачка).

Слайд 3. Какие животные живут в тундре

Олень, песец, белка, лиса, волк, лошадь, лось, осел, медведь, волк.

2.Задание . Вопросы:

1. Кто дважды рождается, а один раз умирает? – (птицы).

4. Почему сосну называют пионером леса? – (сосна первой появляется на

открытых местностях).

5. Какая птица лает? – (самец куропатки).

6. Какая рыба вьет гнездо? – (корюшка).

7. Есть ли у комара зубы? – (и немало 22).

8. Какие птицы зимой потомство выводят? – (клесты, зимородки).

9. Чем лягушка отличается от жабы? – (лягушка – дневное животное, а жаба

– ночное).

10. Последняя поспевающая ягода в нашем лесу? – (клюква).

11. Кто полгода живет без обеда? – (медведь, еж, барсук).

3.Задание .Небольшой блиц опрос:

1. Назовите самого известного представителя народа манси (Собянин Сергей

Семенович).

2.Назовите самого известного представителя народы ханты

(

Еремей Данилович

Айпин — хантыйский советский и российский писатель)

3.Опишите флаг города Когалыма (две широкие полосы: верхняя зеленая, нижняя

синяя и слева по вертикали две синих полосы на белом фоне).

2.Опишите герб Когалыма (как будто перевернули флаг, в центре медведь, внизу

на белой полосе капля нефти).

Вед: Вы справились с заданиями. Пора возвращаться домой.

В: Чтобы обратный путь у нас был не долгим давайте, поиграем.

Конкурс под названием “Черный ящик”.

В этом ящике лежит то, из чего производят

этиловый спирт, глицерин,

камфору,

кормовые

дрожжи.

Что

лежит

в

черном

ящике? (ветки

ели,

пихты).

Из чего создают пластмассу, воск, резину, асфальт, бензин.( нефть)

Вам дается одна минута, чтобы ответить на этот вопрос. Итак, минута пошла.

По окончании времени педагоги отвечают.

Вед: Наш самолет прилетел на конечный пункт. Всем спасибо за внимания. Всего

доброго!

Вед: Вот и пришел конец нашему путешествию,

что нового вы узнали, отразите при заполнении

карты нашего округа.

Вед: Вот вы и показали свои знания о родном

крае . И мы надеемся, что полученные знания о

природе вам пригодятся в работе с детьми.

На этом наш семинар окончен. Желаем педагогических успехов



В раздел образования