Напоминание

"Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами театрально – игровой деятельности."


Автор: Ибатуллина Ольга Сергеевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ГКОУ СО Нижнетагильский детский дом – школа
Населённый пункт: г. Нижний Тагил Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами театрально – игровой деятельности."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

средствами театрально-игровой деятельности.

Ибатуллина Ольга Сергеевна.

Государственное Казенное Общеобразовательное Учреждение Свердловской

области

«Нижнетагильский

Детский

Дом-Школа»,

город

Нижний

Тагил,

и н с т р у к т о р

п о

т р у д у , lustiglel@yandex.

ru

Статья

посвящена

анализу

работы

детского

театрального

коллектива,

созданного на базе одного из детских домов г. Нижнего Тагила Свердловской

области. В статье уделяется внимание бесконфликтной интеграции воспитанников

и развитию способности приобретения ими навыков успешной социализации, как

проблеме. Автор описывает успешное применение методов и средств театрально-

и г р о в о й

д е я т е л ь н о с т и

н а

п р а к т и к е .

Театральный коллектив, социализация детей-сирот, театрально-игровая

деятельность, проблема.

Одна из основных задач процесса обучения и воспитания детей, оставшихся

без попечения родителей – подготовка к самостоятельной жизни. Воспитанники

детского

дома

испытывают

трудности

в

приобретении

навыков

успешной

социализации,

это

обусловлено

рядом

факторов:

особенности

психического

развития,

условиями

их

жизнедеятельности

в

детском

доме,

обеднением

и

изменением

характера

влияния

источников

социализации.

Бесконфликтная

интеграция воспитанников детских домов – проблема, которая в настоящее время

стоит особенно остро. Дети-сироты оказываются часто неприспособленными к

самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства

и

самообслуживания.

Важное

место

в

системе

обучения

детей

занимает

эстетическое,

нравственное,

трудовое

воспитание

подрастающего

поколения.

Навыки

и

умения,

сформированные

в

детстве,

закладывают

установку

для

дальнейшей

жизни.

Воспитательный

процесс

в

детском

доме

в

современных

условиях

должен

быть

направлен

на

помощь

воспитанникам

в

освоении

социокультурного опыта и свободного самоопределения в социальном окружении.

В этом могут помочь методы и средства театрально-игровой деятельности.

Занятия

театрально-игровой

деятельностью

способствуют

созданию

благоприятной среды для самовыражения и самореализации личности, а также

являются необычной моделью жизни, сконструированной, сыгранной, в которой

ребенок

учится

плодотворному

взаимодействию

с

большими

и

малыми

социальными

группами.

Совместная

творческая

деятельность

является

механизмом

формирования

сплоченного

творческого

коллектива.

Театрально-

игровая

деятельность

выступает

здесь

как

средство

эмоционального

и

интеллектуального развития и местом раскрытия творческих и познавательных

способностей личности каждого ребенка.

Театр – это способ пластического мышления в пространстве. При этом особое

внимание уделяется развитию мышления, основанного на ассоциациях. Занятие

театрально-игровой деятельностью требуют от ребенка развития разносторонней

одаренности.

Возможно,

театр

единственный

вид

искусства,

где

соединены

изобразительное творчество, актерское мастерство, музыка и литература.

Основа существования творческого коллектива – это поиск и эксперимент.

Поэтому в 2014 году в стенах детского дома Нижнего Тагила Свердловской

области был создан театральный коллектив, членами которого стали дети разного

возраста от 8 до 16 лет. Объединение было названо «Театр моды». Театральный

коллектив

занимается

не

только

постановкой

литературных

произведений,

соответствующих

возрасту

участников

творческой

группы,

но

и

изучает

особенности

одежды

разных

эпох

и

стран,

а

также

пошивом

костюмов

и

изготовлением

декораций.

В

ходе

подготовки

к

спектаклю

дети

получают

начальные навыки социально значимых профессий: закройщик-портной, дизайнер

одежды, плотник, художник декоратор. Участвуют в музыкальном оформлении

спектакля используя компьютерную и звуковую технику. Преимущество «Театра

моды»,

как

концертного

коллектива,

состоит

в

его

мобильности.

Он

может

выступать практически на любой площадке – в зале, в классе, на клубной сцене.

Главное

в

«Театре

моды»

-

это

костюмы,

сконструированные

и

сшитые

в

соответствии с модой того времени, к которому относятся. Мода – это то, что в

определенное

время

пользуется

наибольшей

популярностью

и

признанием

большинства.

Влияние

ее

чувствуются

повсюду

в

архитектуре

зданий,

в

предметах

быта,

в

одежде.

Поэтому

перед

созданием

очередной

коллекции

костюмов

дети

в

театральном

объединении

обсуждают

архитектурный

стиль

эпохи, к которой принадлежат костюмы, быт того времени, живописные полотна

художников

и

музыкальные

произведения.

В

постановке

и

демонстрации

костюмов включаются движения танцевальных композиций временного периода,

в

котором

были

актуальны

данные

костюмные

ансамбли.

Сокровищницей

интересных покроев и отделки является народная одежда. Развить любовь к

родному

краю,

чуткое

отношение

к

традициям

прошлого

можно

занимаясь

изучением и изготовлением одежды, которую носили наши предки. Косоклинный

сарафан,

мужская

косоворотка,

кокошник,

кафтан

во спроизведены

воспитанниками

детского

дома

при

создании

коллекции

«Уральский

сказ».

Костюмы, которые входят в коллекцию – это облачения героев сказов уральского

писателя П. Бажова.

В

покрое

и

отделке

народной

одежды

черпают

современные

художники-

модельеры. Поэтому в театральном объединении детского дома родилась идея

создания коллекции современных костюмов с характерными элементами кроя и

отделки

народной

одежды.

В

сценических

постановках

могут

участвовать

и

куклы,

как

ростовые,

так

и

перчаточные.

Куклы

хороши

тем,

что

все

они

неповторимо индивидуальны и даже уникальны. Все это развивает эмоционально-

эстетическое восприятие. Ростовая кукла способна воплотить на сцене героя,

которая

является

животным

или

предметом,

а

не

человеческим

существом

(костюм Золотого Полоза из сказа П. Бажова «Золотой Волос»).

Направленность дополнительной образовательной программы «Театр моды»

социально-педагогическая. Программа нацеливает педагога в его работе с детьми

на освоение искусства разных стран и эпох, не только в теории, но и на практике,

через

включение

обучающихся

в

процесс

творчества,

через

эмоциональную

сторону восприятия. Занятия театрально-игровой деятельностью способствуют

развитию творческих способностей, мышления, наблюдательности, трудолюбия,

художественного

вкуса

и

соответствуют

реальному

запросу

учреждения

в

приобретении

навыков

успешной

социализации.

Главная

задача

любого

коллектива

художественной

самодеятельности

эстетическое,

нравственное

воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества и

сотрудничества. Искусство театра тесно связано с окружающей жизнью и бытом.

Оно

формирует

вкус

и

потребность

в

общении,

выявляет

определенные

наклонности, особенности характера ребенка, создает благоприятные условия для

усвоения знаний, необходимых для получения определённых профессий.

Необходимо

создать

условия

для

развития

творческих

способностей,

воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят. Важен сам процесс

работы и увлеченность участников коллектива. Работа над очередной постановкой

(создание

костюмов,

изготовление

декораций,

репетиции)

это

радость,

творческая потребность, а не скучная необходимость. Дети познают мир в игре.

Игру можно смело назвать школой жизни. Наполнить детскую игру определенным

смысловым содержанием – задача взрослых.

Литература:

1.

Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться (или мода на все времена). -

Изд. «Рига» 1993.

2.

Макнивен Элен и Питер Уроки детского творчества. - Изд. «Полигон» С-

Петербург 1998.

3.

Кузнецова Т. Программы обучения детей «Театр кукол», журнал «Я вхожу в

мир искусства. Театр, где играют куклы» №9 (25) / 1999.



В раздел образования