Автор: Артемихина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г.Кирс Верхнекамского района Кировской области
Населённый пункт: город Кирс, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание окончаний имени существительного в родительном падеже" 4 класс
Раздел: начальное образование
Кировское областное государственное
общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя школа с углублённым изучением
отдельных предметов
города Кирс Верхнекамского района Кировской области
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ».
Составила: Артемихина Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
2017г
Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в
родительном падеже.
Задачи:
Личностные:
1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;
2 Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе
оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
5 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,
2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,
3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном
падеже,
3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён
существительных в родительном падеже
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
– Проверим готовность к уроку. Прочитайте слова, записанные на доске:
Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм.
– Какие из этих качеств нам понадобятся на уроке?
– Какими качествами вы уже обладаете?
Стирают слова «эгоизм» и «лень».
– На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и
приобретёт.
2. Актуализация знаний:
Чистописание:
-А сейчас пришло время для проявления аккуратности и трудолюбия. Сегодня на
минутке чистописания мы будем писать букву, которая в алфавите расположена
между «з» и «й».
– Охарактеризуйте звук , который обозначает буква «и» (Ии ин ни …)-
гласный, образует
слог, обозначает мягкость согласного звука
- Расшифруйте и запишите новое словарное слово: (РЕБУС)-
инженер
-Какой частью речи является данное слово? (существительным)
-Вспомним, что вы знаете об имени сущ. (учитель показывает карточки, а дети
договаривают правила:
обозначает …
отвечает на вопросы …
имеет постоянные признаки: … собственное или нарицательное, одушевленное или
неодушевленное, род , склонение;
изменяется по … (числам и падежам);
к 1-му скл. относятся сущ. …
ко 2-му скл. относятся сущ. …
к 3-му скл. относятся сущ. …
чтобы определить склонение им.сущ. надо…(н.ф., род, окончание)
ударные и безударные окончания им.сущ. в одном и том же падеже пишутся…
в предложении бывает …(подлежащим, дополнением, обстоятельством)
-Что это за профессия? Что вы о ней знаете?(ответы подготовленных детей: Инжене́
р —
специалист, осуществляющий инженерную деятельность: проектирование,
конструирование, разработку технологии изготовления (сооружения), подготовку
технической документации, производство, наладку, испытание...
-Составить и записать предложение с новым словарным словом:
прил. сущ. И.п. 2скл. гл. прил. сущ. В.п.2скл.
Опытный инженер составил новый проект
4
. Какие окончания имеют
существительные в И.п, В.п.? Определите склонение существительных.
-Перед вами слова. Распределите их по группам.
-Подумайте, по какому признаку эти слова можно разбить на группы?
Слова на доске на карточках, цепочкой работаем:
Профессия, здание, специальность, контроль, стройка, инициативность, отрасль,
работа, качество.
- Молодцы!!!
- Как определить склонение существительных? (чтобы определить склонение
им.сущ. надо…(н.ф., род, окончание)
-
Для
чего
нам
необходимо
правильно
определять
склонение
имен
существительных?
( чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных –
это орфограмма)
4. Постановка учебной проблемы:
- Как проверить безударное окончание существительных?
(определить склонение и падеж существительного и вспомнить падежное окончание
имени существительного)
Задание выполняем в парах на карточках.
Карточка:
Задание: Прочитайте текст. Найдите имена существительные. Определить падеж
и
склонение
имен
существительных.
Вставьте
пропущенные
окончания только у
существительных именительного и винительного падежа.
Однажды голубь залетел в детскую поликлиник… . Девочк… начала бросать ему
зёрн…
. Но птиц… отказывалась от пищ… . Доктор обнаружил у птичк… рыбью
кость. Врач вынул косточк… . Птиц… принялась клевать корм.
5. Целеполагание:
- У каких имён существительных не вставили окончание? Назовите эти слова. Почему
не стали вставлять?
(не знаем какие окончания пишутся у сущ.в Р.п.)
-С какой проблемой мы столкнулись? (
правописание окончаний сущ. в Р.п.
)
-Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание им.сущ.?
(падеж, склонение, окончание)
- На какие вопросы надо найти ответы сегодня на уроке?
На доске: 1. Вспомнить вопросы и предлоги им. сущ. в Р.п.
2. Узнать, какие окончания встречаются у этих им. сущ. в 1, 2, 3, склонении.
3. Упражняться в написании безударных окончаний им. сущ. в Р.п.
6. Открытие нового знания.
Хорошо. вспомните
- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (Кого? Чего?
Откуда? Где?)
- С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? ( От,
до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.)
- А вот какие окончания пишутся у сущ. в Р.п.вы определите сами.
Работа в группе:
Задание:
Прочитайте имена существительные;
Определите склонение.
Поставьте в Р.п.
Выделите окончания.
И.п. есть (кто?что?) земля, сестра, газета, аллея- … склонение
Р.п. нет (чего?кого?) _________,_________,_________,_________.
И.п. есть (что?кто?) окно, железо, дом, конь - …. склонение.
Р.п. нет (чего?кого?) _________,_________,_________,_________.
И.п. есть (что?кто?) тетрадь, тень - … склонение.
Р.п. нет (чего?кого?) _______________,_____________.
Представьте свои результаты!
—-Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже?
(-и,-ы)
—Какие окончания у существительных 2-го склонения? (-а, -я)
—А в 3-ем склонении какие окончания? ( -и)
Вывешивается табличка :
1 скл. - -и, -ы
2 скл. - -а, -я
3 скл. - -и
Затем дети сравнивают окончания в ударном и безударном положении .
Вывод : ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
-Проверим свои открытия по учебнику (стр.107)
7. Проговаривание нового знания:
Чтение сведений из учебника на с. 107 о правописании окончаний в родительном
падеже.
Каким алгоритмом надо воспользоваться, чтобы написать правильно окончание?
(Алгоритм составляем устно с опорой на вопросы, которые поставили на уроке.)
Алгоритм: (карточки на парте)
1. задать вопрос, посмотреть на предлог;
2. определить падеж;
3. поставить сущ. в начальную форму
4. определить склонение;
5. вспомнить и написать окончание.
8.Закрепление нового материала.
1. Запись предложения внизу стр.107 (с комментированием)-табличка на доске
2.
Самостоятельная
работа
упр.198
(1в.-1,2строчку;
2в.-3,4
строчку)-проверка
по
образцу(оценить свою работу)
3. Творческое задание упр.196 (взаимопроверка)-оцените свою работу.
-
замени
в
каждом
словосочетании
имя
прилагательное
однокоренным
именем
существительным с предлогом или без предлога в форме родительного падежа:
Например:
1скл.
вишневый компот – компот из вишни
медвежья берлога -…..
змеиный укус- …
земляничный кисель - ….
беличье дупло - …
рысий след - …
9. Обобщение. Итог урока.
Давайте посмотрим, решили ли мы поставленные перед нами задачи.
Читаем ещё раз поставленные вопросы и отвечаем на них.
У каких им. сущ. не вставили окончания в начале урока? Можем ли мы это сделать
сейчас? (возврат к проблеме)
- Что было для вас сегодня легко?
- Что ещё трудно?
- Что показалось самым интересным?
VIII. Рефлексия
Творческий диктант
—
Переделайте
предложения
по
образцу. (Учащиеся
называют
переделанные
предложения и поднимают карточку с окончанием сущ. в Р.п.)
1) На небе луна. (На небе нет луны.)
2) У меня есть собака.
3) В лесу есть земляника.
4) На столе стоит стакан.
5) На грядке растёт морковь.
6) В небе яркое солнце.
7) За лесом поле.
10. Домашнее задание.
(Упр. № 193, правило на с. 107.
Всем спасибо за урок. Вы сегодня молодцы!