Напоминание

"Правописание окончаний имени существительного в родительном падеже" 4 класс


Автор: Артемихина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г.Кирс Верхнекамского района Кировской области
Населённый пункт: город Кирс, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание окончаний имени существительного в родительном падеже" 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Кировское областное государственное

общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя школа с углублённым изучением

отдельных предметов

города Кирс Верхнекамского района Кировской области

Урок русского языка в 4 классе по теме:

«ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ».

Составила: Артемихина Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

2017г

Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в

родительном падеже.

Задачи:

Личностные:

1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,

принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2 Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе

оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,

2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,

3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном

падеже,

3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён

существительных в родительном падеже

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

– Проверим готовность к уроку. Прочитайте слова, записанные на доске:

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм.

– Какие из этих качеств нам понадобятся на уроке?

– Какими качествами вы уже обладаете?

Стирают слова «эгоизм» и «лень».

– На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и

приобретёт.

2. Актуализация знаний:

Чистописание:

-А сейчас пришло время для проявления аккуратности и трудолюбия. Сегодня на

минутке чистописания мы будем писать букву, которая в алфавите расположена

между «з» и «й».

– Охарактеризуйте звук , который обозначает буква «и» (Ии ин ни …)-

гласный, образует

слог, обозначает мягкость согласного звука

- Расшифруйте и запишите новое словарное слово: (РЕБУС)-

инженер

-Какой частью речи является данное слово? (существительным)

-Вспомним, что вы знаете об имени сущ. (учитель показывает карточки, а дети

договаривают правила:

обозначает …

отвечает на вопросы …

имеет постоянные признаки: … собственное или нарицательное, одушевленное или

неодушевленное, род , склонение;

изменяется по … (числам и падежам);

к 1-му скл. относятся сущ. …

ко 2-му скл. относятся сущ. …

к 3-му скл. относятся сущ. …

чтобы определить склонение им.сущ. надо…(н.ф., род, окончание)

ударные и безударные окончания им.сущ. в одном и том же падеже пишутся…

в предложении бывает …(подлежащим, дополнением, обстоятельством)

-Что это за профессия? Что вы о ней знаете?(ответы подготовленных детей: Инжене́

р

специалист, осуществляющий инженерную деятельность: проектирование,

конструирование, разработку технологии изготовления (сооружения), подготовку

технической документации, производство, наладку, испытание...

-Составить и записать предложение с новым словарным словом:

прил. сущ. И.п. 2скл. гл. прил. сущ. В.п.2скл.

Опытный инженер составил новый проект

4

. Какие окончания имеют

существительные в И.п, В.п.? Определите склонение существительных.

-Перед вами слова. Распределите их по группам.

-Подумайте, по какому признаку эти слова можно разбить на группы?

Слова на доске на карточках, цепочкой работаем:

Профессия, здание, специальность, контроль, стройка, инициативность, отрасль,

работа, качество.

- Молодцы!!!

- Как определить склонение существительных? (чтобы определить склонение

им.сущ. надо…(н.ф., род, окончание)

-

Для

чего

нам

необходимо

правильно

определять

склонение

имен

существительных?

( чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных –

это орфограмма)

4. Постановка учебной проблемы:

- Как проверить безударное окончание существительных?

(определить склонение и падеж существительного и вспомнить падежное окончание

имени существительного)

Задание выполняем в парах на карточках.

Карточка:

Задание: Прочитайте текст. Найдите имена существительные. Определить падеж

и

склонение

имен

существительных.

Вставьте

пропущенные

окончания только у

существительных именительного и винительного падежа.

Однажды голубь залетел в детскую поликлиник… . Девочк… начала бросать ему

зёрн…

. Но птиц… отказывалась от пищ… . Доктор обнаружил у птичк… рыбью

кость. Врач вынул косточк… . Птиц… принялась клевать корм.

5. Целеполагание:

- У каких имён существительных не вставили окончание? Назовите эти слова. Почему

не стали вставлять?

(не знаем какие окончания пишутся у сущ.в Р.п.)

-С какой проблемой мы столкнулись? (

правописание окончаний сущ. в Р.п.

)

-Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание им.сущ.?

(падеж, склонение, окончание)

- На какие вопросы надо найти ответы сегодня на уроке?

На доске: 1. Вспомнить вопросы и предлоги им. сущ. в Р.п.

2. Узнать, какие окончания встречаются у этих им. сущ. в 1, 2, 3, склонении.

3. Упражняться в написании безударных окончаний им. сущ. в Р.п.

6. Открытие нового знания.

Хорошо. вспомните

- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (Кого? Чего?

Откуда? Где?)

- С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? ( От,

до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.)

- А вот какие окончания пишутся у сущ. в Р.п.вы определите сами.

Работа в группе:

Задание:

Прочитайте имена существительные;

Определите склонение.

Поставьте в Р.п.

Выделите окончания.

И.п. есть (кто?что?) земля, сестра, газета, аллея- … склонение

Р.п. нет (чего?кого?) _________,_________,_________,_________.

И.п. есть (что?кто?) окно, железо, дом, конь - …. склонение.

Р.п. нет (чего?кого?) _________,_________,_________,_________.

И.п. есть (что?кто?) тетрадь, тень - … склонение.

Р.п. нет (чего?кого?) _______________,_____________.

Представьте свои результаты!

—-Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже?

(-и,-ы)

—Какие окончания у существительных 2-го склонения? (-а, -я)

—А в 3-ем склонении какие окончания? ( -и)

Вывешивается табличка :

1 скл. - -и, -ы

2 скл. - -а, -я

3 скл. - -и

Затем дети сравнивают окончания в ударном и безударном положении .

Вывод : ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

-Проверим свои открытия по учебнику (стр.107)

7. Проговаривание нового знания:

Чтение сведений из учебника на с. 107 о правописании окончаний в родительном

падеже.

Каким алгоритмом надо воспользоваться, чтобы написать правильно окончание?

(Алгоритм составляем устно с опорой на вопросы, которые поставили на уроке.)

Алгоритм: (карточки на парте)

1. задать вопрос, посмотреть на предлог;

2. определить падеж;

3. поставить сущ. в начальную форму

4. определить склонение;

5. вспомнить и написать окончание.

8.Закрепление нового материала.

1. Запись предложения внизу стр.107 (с комментированием)-табличка на доске

2.

Самостоятельная

работа

упр.198

(1в.-1,2строчку;

2в.-3,4

строчку)-проверка

по

образцу(оценить свою работу)

3. Творческое задание упр.196 (взаимопроверка)-оцените свою работу.

-

замени

в

каждом

словосочетании

имя

прилагательное

однокоренным

именем

существительным с предлогом или без предлога в форме родительного падежа:

Например:

1скл.

вишневый компот – компот из вишни

медвежья берлога -…..

змеиный укус- …

земляничный кисель - ….

беличье дупло - …

рысий след - …

9. Обобщение. Итог урока.

Давайте посмотрим, решили ли мы поставленные перед нами задачи.

Читаем ещё раз поставленные вопросы и отвечаем на них.

У каких им. сущ. не вставили окончания в начале урока? Можем ли мы это сделать

сейчас? (возврат к проблеме)

- Что было для вас сегодня легко?

- Что ещё трудно?

- Что показалось самым интересным?

VIII. Рефлексия

Творческий диктант

Переделайте

предложения

по

образцу. (Учащиеся

называют

переделанные

предложения и поднимают карточку с окончанием сущ. в Р.п.)

1) На небе луна. (На небе нет луны.)

2) У меня есть собака.

3) В лесу есть земляника.

4) На столе стоит стакан.

5) На грядке растёт морковь.

6) В небе яркое солнце.

7) За лесом поле.

10. Домашнее задание.

(Упр. № 193, правило на с. 107.

Всем спасибо за урок. Вы сегодня молодцы!



В раздел образования