"Влияние музыкально-ритмических упражнений на когнитивное (умственное) развитие детей с ограниченными возможностями."
Автор: Феклистова Татьяна Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ГКУ СО МО КСРЦН Населённый пункт: город Королев, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Влияние музыкально-ритмических упражнений на когнитивное (умственное) развитие детей с ограниченными возможностями." Раздел: среднее профессиональное
»
Автор: Феклистова Татьяна Николаевна, музыкальный
руководитель отделения реабилитации
несовершеннолетних с ограниченными умственными и
физическими возможностями ГКУ СО МО «Королевский
СРЦН «Забота»
Влияние музыкально-ритмических упражнений на когнитивное
(умственное) развитие детей с ограниченными возможностями.
Особое
значение
в
психическом
развитии
имеет
эмоциональное
состояние ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия
не только для режимных моментов (гигиенические процедуры, прием пищи и
др.),
но
для
формирования
навыков
поведения.
Эмоции
влияют
на
установление
социальных
связей
сначала
со
взрослыми,
а
затем
и
со
сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит
вокруг.
Движения
-
основа
восприятия
и
переработки
информации
об
окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами,
песенками,
прибаутками,
музыкой,
решаются
многие
задачи
развития
ребенка.
Одним
из
важных
направлений
в
работе
с
детьми,
имеющими
отклонения в развитии, является музыкально-ритмическая деятельность.
Музыкально-ритмические занятия включают доступные и интересные
упражнения, музыкальные игры, танцы, хороводы, что помогает ребенку
почувствовать и полюбить музыку.
Музыкально-ритмическая
деятельность
способствует
физическому
развитию
детей:
совершенствуется
координация
движений,
улучшается
осанка,
повышается
жизненный
тонус,
что
создает
у
ребенка
бодрое,
радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в
целом.
Первое
направление
музыкально-ритмических
занятий;
коррекция
п о вед е н и я
д ете й
эл ем е н т а м и
эмоционально-стимулирующей
гимнастики, которая позволяет обрести положительное состояние и тонус на
целый
день.
По
своей
структуре
она
проста
и
доступна
детям.
Игры
с
движениями доставляют им удовольствие, к тому же, не требуют сложного
оборудования.
Задачи направления:
Снять эмоциональную напряженность
Создать ситуацию успеха
Прививать ребенку с отклонениями в развитии
формы социально одобряемого поведения (умение
довести дело до конца, дисциплинированность)
Дать возможность детям данной категории
почувствовать себя самостоятельными и
уверенными в себе
Поясню выше сказанное примерами упражнений, которые можно
выполнять в домашних условиях.
Музыкально-ритмическое упражнение «Рыбка»
Дети в этой игре учатся двигаться плавно, сопровождая легкий бег на
носках движениями рук.
Содержание упражнения
Все дети - «рыбки» - группой стоят у стены комнаты - это «дом рыбок».
Взрослый поет песню «Рыбка».
Дети «выплывают» из домика и «плавают» в любом направлении по
комнате. Движения рук при этом следующие: вперед, в стороны, локти
отведены назад, ладони повернуты вниз.
Упражнение «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбка спинку изогнула,
Рыбке весело играть.
Крошку хлебную взяла,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка, рыбка - озорница,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Танцевальное упражнение «Пляска-игра» (народная)
Дети учатся различать две разнохарактерных части песни - медленную,
спокойную и быструю, веселую. Рекомендуемая музыка: русская народная
песня «Барыня».
Содержание упражнения:
Дети сидят на стульях вдоль стены комнаты. Один ребенок выходит на
середину зала и во время исполнения первой части музыки делает шаги к
любому из сидящих детей. Останавливается перед ребенком. Делает поклон,
плавно опуская вниз правую руку, приглашает на танец. Затем, взяв
приглашенного за обе руки, выводит его на середину зала.
Под музыку второй части оба ребенка, держась за руки, прыгают на
месте, делают хлопок в ладоши и поворот вокруг себя, правую руку
подняв вверх, левую - держа на поясе. Сидящие на стульях дети
хлопают в ладоши в такт музыке. При повторении второй части
музыкального произведения дети выполняют те же движения, но
поворот вокруг себя делают в другую сторону.
При повторении первой части музыкального произведения оба ребенка
идут в разных направлениях к сидящим детям и приглашают их поклоном на
танец. Так продолжается до тех пор, пока все дети не будут выведены на
середину зала.
В
конце
игры
под
музыку
первой
части
дети
спокойным
шагом
возвращаются на свои места, а при звучании второй - хлопают в ладоши в
такт музыке, сидя на стуле.
Методические рекомендации
Взрослый знакомит детей с народной песней, отмечая две ее части:
плавную,
медленную
и
веселую,
быструю.
Затем
взрослый
показывает
движения (ходьбу, поклоны, кружения) и проводит игру под музыку.
Пальчиковая гимнастика, включающая активные упражнения для
кистей и пальцев рук
Упражнение «Осенний букет»
Взрослый читает
Дети исполняют
Пошли пальчики гулять
«Пробегают» пальчиками по
бедрам и коленям
Стали листья собирать:
Красный листик, желтый
листик.
Поочередно прикасаются
подушечками пальцев,
начиная с указательного, к
большому
Один, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибают пальцы
на одной руке
Сколько листиков собрали?
Протягивают вперед ладошки
Пять!
Поднимают вверх одну руку,
широко раздвинув пальцы
Элементы логоритмики
Это движения с речевым и музыкальным сопровождением. Они
способствуют регуляции дыхания, закреплению соотношения двигательных
навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в
игровой форме дети двигаются ритмично, красиво и без напряжения.
Упражнение «Пила»
Взрослый читает:
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок.
И.П. - дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат
скрещенными. Одна нога выставлена вперед, другая - назад. Дети двигают
руками вперед-назад, имитируя пилку дров.
Взрослый читает: Лопнула и встала.
Дети опускают броском руки вниз.
Все проговаривают вместе: Начинаем все сначала!
Упражнение повторяется 1-2 раза.
Упражнения на дыхание.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и
нервной системы. Учим ребенка дышать только через нос! Глубокий,
медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться. Навыки
правильного дыхания подготавливают ребенка к самоконтролю, чтобы в
дальнейшем он мог справиться с волнением и раздражительностью.
Упражнение «Ветер»
Взрослый читает
Дети исполняют
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул.
Дети делают глубокий вдох,
надувают щеки и с силой
выпускают воздух через
сомкнутые губы.
Красный, желтый, золотой,
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно,
Листьев нет - лишь ветки
видно.
Подняв руки вверх, качаются из
стороны в сторону, постепенно
приседая и опуская руки
Дети выкладывают на полу дорожку из листьев, чередуя их по цвету:
желтый, красный.
В заключительной части музыкально-ритмических занятий
используются особые упражнения - релаксационные, которые дают
возможность расслабить мышцы ног, рук, туловища. Они позволяют
успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Методические рекомендации: желательно включать детям негромкую,
спокойную, нераздражающую музыку.
Заключение
Чтобы музыкально-ритмическая деятельность была эффективной и
дала результаты, необходимо выполнение определенных условий:
Играть с ребенком надо, чувствуя себя
партнером, участником игры, радуясь вместе с ним, помогая
ему при затруднениях,
Сопровождать музыкально-ритмические движения песенным
(стихотворным) текстом, так как ритм, рифма не только
воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и
организуют ритм и темп движения,
Текст произносите четко, эмоционально, с повторениями.
Играть против желания ребенка недопустимо, но вызывайте
интерес к игре и вовлекайте ребенка в ее атмосферу!
Каждое музыкально-ритмическое задание ребенок должен запомнить,
стараться точно выполнять указания взрослых, а это, в свою очередь,
развивает память, формирует устойчивость произвольного внимания.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации.
Это вызывает искренний смех и у детей, и у родителей.
Непринужденная, веселая атмосфера позволяет совершенствовать
коммуникативную инициативу и активность.
Именно радость и эмоциональный подъем, а не только
удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют
потребностям ребенка в движении.
Игры, хороводы, пляски, проведенные на свежем воздухе,
закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Помните! Что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия!
Почаще играйте и пойте с детьми. Это самая лучшая форма