Напоминание

Технологическая карта урока. Подробное изложение "Купание медвежат".


Автор: Скитская Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Расковой М.М.»
Населённый пункт: г. Энгельс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока. Подробное изложение "Купание медвежат".
Раздел: среднее образование





Назад




Подробное изложение «Купание медвежат» (5 класс)

Цель деятельности

учителя

Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать

редактировать текст, устранять повторы

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные : знать определение темы и основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному

плану; уметь создавать тексты определенного жанра.

Метапредметные : применение приобретенных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на

межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского

народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных

качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы

обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-

демонстрационный

материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполнения учителем или группой подготовленных

обучающихся

Основные понятия и

термины

Текст, тема и основная мысль текста

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе

мая

деятельность

учащихся

Формы

организации

совзаимодейс

твия

Формируемые

умения

( универсальны

е учебные

действия)

Контроль

результато

в учебной

деятельно

сти

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация к

учебной

деятельности

Эмоциональн

ая

психологичес

кая и

мотивационн

ая подготовка

Мы сюда пришли учиться,

Не ленится, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Слушают

учителя,

участвуют в

диалоге с

учителем;

размещают

Фронтальная

Личностные:

положительно

относятся к

учению,

познавательной

деятельности,

Листы

обратной

связи

учащихся к

усвоению

изучаемого

материала

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

Наш знакомый охотник шёл берегом

лесной реки и вдруг услышал громкий

треск сучьев. Он испугался и влез на

дерево.

Из чащи вышли на берег большая

бурая медведица и с ней два весёлых

медвежонка. Медведица схватила

одного медвежонка зубами за

шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но

мать не выпускала его, пока

хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался

холодной ванны и пустился удирать в

лес.

Мать догнала его, надавала шлепков,

а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба

медвежонка остались очень

довольны купанием: день был

знойный, и им было очень жарко в

густых лохматых шубках. Вода

хорошо освежила их. После купания

медведи опять скрылись в лесу, а

охотник слез с дерева и пошёл

домой.

(123 сл.)

(В. Бианки)

учебные

материалы на

рабочем

месте,

демонстриру

ют готовность

к уроку

желают

приобретать

новые знания,

умения,

совершенствов

ать имеющиеся.

Регулятивные:

самостоятельно

планируют

необходимые

действия,

операции,

действуют

по

плану.

Коммуникатив

ные:

формулируют

собственные

мысли,

высказывают и

обосновывают

свою точку

зрения.

2.Актуализац

ия и пробное

Эвристическа

я беседа

_ Что значит подробно пересказать

текст? (Подробно пересказать текст

Отвечают на

вопросы,

Фронтальная,

индивидуальн

Познавательны

е: выполняют

Устные

ответы.

учебное

действие

Прослушиван

ие текста,

выделение

микротем

– значит полно, со всеми

подробностями, последовательно

изложить содержание текста,

понять и использовать слова и

выражения автора. Чтобы лучше

раскрыть тему и основную мысль

текста.)

- В тексте, по которому вы будете

писать подробное

изложение,рассказывается о двух

веселых медвежатах. А что вы знаете о

бурых медведях? Каков их внешний

вид? Где они живут?

- Прослушайте текст и подумайте, как

лучше его озаглавить: «Медвежата»,

«Купание медвежат», «Веселые

медвежата». (Название текста

учитель не читает.) Читает текст .

Организует и сопровождает

деятельность учащихся, дополняет

ответы

строят

понятные для

партнера

высказывания

.

Врспринимаю

т на слух

информацию,

выделяют

микротемы,

озаглавливаю

т текст

ая.

Фронтальная,

индивидуальн

ая

учебно-

познавательные

действия в

материализова

нной и

умственной

форме.

Коммуникативн

ые: задают

вопросы,

слушают и

отвечают на

вопросы других,

формулируют

собственные

мысли,

высказывают и

обосновывают

свою точку

зрения.

Познавательны

е: могут

понимать

информацию,

представленну

ю в

изобразительно

й, схематичной,

модельной

форме,

использовать

знаково-

символичные

средства для

решения

различных

учебных задач

3.Выявление

места и причины

затруднения

Обсуждение

содержания

текста,

осмысление.

Анализ текста.

- О чем говорится в тексте(его тема)?

-Как вы думаете, какую основную

задачу поставил автор: сообщить и

Обдумывают

ответы на

вопросы и

осознают, что

Индивидуальн

ая, групповая.

Личностные:им

еют желание

осознавать свои

трудности и

Устные

ответы.

объяснить точные факты или словами

нарисовать увиденную картину,

вызвать у читателя определенные

чувства?

- Какой из предложенных заголовков

отражает основную мысль текста?

Докажите.

-От какого лица ведется

повествование?(Наш знакомый

охотник…)

-Расскажите, что испугало охотника?

-Как медведица купала медвежат?

-Чем закончилась эта встреча?

-Как вы сами относитесь к животным?

-При пересказе следите за тем, чтобы

не нарушать последовательности

повествования.

-Как вы понимаете выражение взять

за шиворот? (взять за воротник)

знаний у них

недостаточно

для полных

ответов.

стремиться к их

преодолению;п

роявляют

способность к

самооценке

своих действий,

поступков.

Познавательн

ые: выполняют

учебно-

познавательные

действия в

материализова

нной и

умственной

форме,

осуществляют

для решения

учебных задач

операции

анализа,

синтеза,

сравнения,

классификации,

устанавливают

причинно-

следственные

связи, делают

выводы.

Регулятивные:

осознают

недостаточност

ь своих знаний.

Коммуникатив

ные: задают

вопросы с

целью

получения

необходимой

для решения

проблемы

Физкультмину

тка

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз!

Повторяем упражненье, Делаем

быстрей движенья.

Раз – вперед наклонимся.

Два – назад прогнемся.

И наклоны в стороны

делать мы возьмемся.

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдем,

И урок наш вновь начнем.

Выполняют

элементарны

е физические

упражнения

Фронтальная

информации

Выполнени

е

упражнени

й

4. Целеполагание

и построение

проекта выхода

из затруднения

Беседа по

вопросам,

ознакомлени

е с заданием,

монологическ

ие

высказывани

я

-Прослушайте пересказ этого текста.

Можно ли этот пересказ назвать

подробным? Докажите свой ответ.

Наш знакомый охотник шел берегом

лесной реки. Он испугался.

Из чащи вышли медведица и два

веселых медвежонка. Медведица

окунала их в воду.

Один медвежонок испугался и стал

удирать в лес.

Мать догнала его , надавала шлепков

и окунула в воду.

Вода хорошо освежила их.

- Это изложение нельзя назвать

подробным, так как пересказывается не

весь текст, со всеми деталями, а

воспроизводятся отдельные его части.

Работают с

заданием,

отвечают на

вопросы, под

руководством

педагога

составляют

план работы

над

изложением

Индивидуальн

ая, групповая

Познавательны

е: извлекают

необходимую

информацию из

прослушанного

объяснения

учителя,

высказываний

одноклассников

,

систематизирую

т собственные

знания.

Регулятивные:

планируют

необходимые

действия,

операции,

действуют по

плану.

Коммуникативн

Устные

ответы

ые:

осуществляют

деятельность с

учетом

конкретных

учебно0познава

тельных задач

5.Творческая

практическая

деятельность по

реализации

построенного

проекта

Составление

плана,

осмысление

содержания

текста по

микротемам

Организует работу над планом.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1.

Неожиданная встреча.

2.

Заботливая мать.

3.

Довольные медвежата.

Повторное чтение текста.

Дополняет

ответы,

организует

и

с о п р о в о ж д а е т

д е я т е л ь н о с т ь

учащихся.

Составляют

изложения

совместно с

учителем

Групповая,

индивидуальн

ая

Познавательны

е: читают и

слушают,

извлекая

нужную

информацию.

Регулятивные:

осознают

правило

контроля и

успешно

используют его

в решении

учебной задачи.

Коммуникативн

ые:

осуществляют

совместную

деятельность с

учетом

конкретных

учебно-

познавательных

задач, умеют

задавать

вопросы для

уточнения

последовательн

ости работы.

Устные

ответы

6.

Самостоятельная

работа

Письменная

работа:

написание

изложения

Слова с неизученными орфограммами

заранее записаны на доске.

Обращает внимание на постановку

двоеточия в восьмом предложении и

тире в седьмом предложении

Работают с

заданием,

проверяют

себя

Индивидуальн

ая, групповая

Познавательны

е: выполняют

учебно-

познавательные

действия в

Письменна

я работа,

вопросы

для

уточнения

(зачитывает предложения и

выделяет в них грамматические

основы).

После написания работ предлагает

прочитать созданные тексты,

проверить, все ли правильно и точно

изложено, внести необходимые

исправления

материализова

нный и

умственной

форме;

осуществляют

для решения

учебных задач

логические

операции.

Регулятивные:

осознают

возникающие

трудности, ищут

их причины и

пути

преодоления.

Коммуникативн

ые:формулирую

т собственные

мысли

информац

ии

7 .

Р е ф л е к с и я

учебной

деятельности

Заключитель

ная

беседа

по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в

п р о ц е с с е

р а б о т ы ?

К а к

в ы

и х

преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое

настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите

одну из предложенных на вашем столе

карточек и принесите мне на стол. Урок

понравился

выберите

карточку

с

улыбающимся лицом, нет – карточку с

грустным лицом

Определяют

свое

эмоциональн

ое состояние

на уроке;

заполняют

дневники

достижений

Индивидуальн

ая

Личностные:

понимают

значение

знаний для

человека;

осознают себя

как

индивидуально

сть и

одновременно

как члена

общества;стрем

ятся к

приобретению

новых знаний и

умений.

Регулятивные:о

ценивают свою

работу

Листы

обратной

связи



В раздел образования