Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Автор: Воротникова Алёна Игоревна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБ ДОУ ДС № 87 Населённый пункт: город Орёл, Орловская область Наименование материала: статья Тема: Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Музыкально-дидактические игры как средство
развития музыкальных способностей у детей
младшего и среднего дошкольного возраста.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и
ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными
умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества,
эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной
выразительности, характерные для музыки и речи - ритм, динамику, темп,
высоту.
Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный
тонус, регулирует деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной, опорно-
двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Во второй младшей группе дети имеют определённый круг представлений в
связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах
деятельности, владеют определёнными навыками. Они уже достаточно
развиты и проявляют такие свойства, как уверенность и самостоятельность.
Движения становятся более разнообразными, более координированными,
приобретают новые качества. На четвёртом году жизни эмоциональная сфера
ребёнка обогащается новыми впечатлениями, он начинает более осознанно
относиться к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается
связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать
своё суждение. Дети младшего школьного возраста способны различать
регистры, тембровую окраску двух – трёх инструментов, несложный ритм
(если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают
знакомые песни, пьесы. Восприятие становится эмоциональнее,
дифференцированнее.
В процессе музыкально – дидактических игр происходит работа над
развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры имеют
определённое содержание и правила. Дети не только различают контрастное
звучание, но и воспроизводят его, например показывают, каким голосом
мяукает кошка, а каким котёнок ( « Чей домик» Е. Тиличеевой).
Дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр. ( « Птички» Е.
Тиличеева). В процессе обучения формируется координация движений,
решается основная задача - воспитание согласованности движений и
музыки, развитие ритмичности. Осваивая танцевальные, образные движения,
дети учатся передавать контрастный характер музыки, изменять движения в
соответствии с изменением музыки, различать силу звучания, изменение
темпа. У детей трёх лет формируется певческое звучание голоса,
элементарная выразительность и ритмичность движений.
Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребёнка. Он
становится достаточно активными, а действия – более осознанными,
самостоятельными. У детей появляется желание разнообразить в играх
сюжеты. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям
достаточно активно представлять себя в практической деятельности. Они
легко узнают знакомые песни, пьесы, отличают наиболее яркие
выразительные средства, эмоционально отзываясь на музыку, с интересом
прислушиваясь к её звучанию, чувствуют и различают общий характер. При
проведении музыкально – дидактических игр в этом возрасте основной
задачей является развитие музыкально – сенсорных способностей и на этой
основе мелодический слух, чувство ритма, побуждать к творческим
действиям в игре, к самостоятельным действиям. На музыкальных занятиях в
средней группе широко применяются сюжетные (« Барабанщики») и
несюжетные ( игра с флажками, платочками) музыкальные игры. В
музыкально – дидактических играх есть чёткая задача – научить
прислушиваться к звукам и различать их по высоте, длительности, тембру,
силе, отмечая соответственно действиями. ( « Узнай по голосу» Е.Тиличеева)
Задачи музыкально - дидактических игр
Коррекционные - развитие слухового, тактильного, зрительного
восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы,
артикуляционного аппарата, свойства голоса. Развитие координации
движений и нормализация их темпа и ритма, формирование
выразительных средств.
Воспитательные - воспитание общей музыкальной , речевой и
двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему миру,
развитие чувств, эмоций.
Образовательные – обучение речевым, певческим и двигательным
навыкам, развитие музыкальных, творческих, коммуникативных
способностей, формирование умственных умений и действий.
Развивающие – развитие познавательной активности, устойчивого
интереса к действию, развитие саморегуляции и самоконтроля,
внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве.
Оздоровительные – укрепление сердечно- сосудистой и двигательной
систем, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики,
развитие быстроты двигательной реакции.
Формы проведения музыкально- дидактических игр:
Игры с движением – это игры с правилами, развивают волевую сферу,
быстроту реакции на звуковой раздражитель.
Речедвигательные игры - это игры, развивающие вокально - слуховую и
двигательно – слуховую координацию, нормализуют процессы
регуляции темпа и ритма.
Игры – шутки – активизируют слуховое восприятие , формируя
фонематический слух
Статические - это игры, проводимые стоя или сидя. Они развивают
собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять
равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без
физических усилий.
Игры- песни – развивают функции голосообразования, дикции,
дыхания.
Игры- забавы – побуждают к творческой активности, инициативе,
развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной
мышцы и зрительного нерва, формируя творческие способности.
Игры- загадки - развивают логическое мышление, сообразительность,
стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим
действиям.
Ритмические игры – игры, направленные на усвоение музыкальной
речи, интонационной выразительности звука, слога, фразы.
Артикуляционные игры – игры, укрепляющие мышцы языка, зёва, губ,
щёк и голосовых связок. Активизируют подвижность верхней и нижней
челюстей.
Классификация музыкально- дидактических игр:
Игры, развивающие тембровый слух – эти игры дают детям
представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.
Игры на различение высоты звука – эти игры формируют и развивают у
детей музыкально – слуховые способности, дают комплексное
представление о различной высоте музыкальных звуков и их
взаимодействии.
Игры на различение ритма – это игры, обучающие детей
воспроизводить ритмический рисунок в хлопках, шлепках, притопах,
на музыкальных инструментах и с помощью движений.
Игры на различение динамики звука – это игры, расширяющие у детей
музыкально – звуковые представления и обогащающие их
музыкальный опыт.
Игра «Веселые петрушки».
Цель игры: развитие звуковысотного слуха.
Материал: ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых
в костюмы разных цветов: красный, желтый и синий (по количеству
участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят
петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней
линейке, петрушка в желтом – в середине, петрушка в синем- на нижней
линейке.
Ход игры:
Ведущий играет высоки звук на металлофоне и спрашивает:»Какой
петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку
с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем
регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звук
в нижнем регистре – в синем.
Игра «Птичий концерт»
Цель игры: Учить детей различать высоту звука.
Материал: музыкальный инструмент для подыгрывания ( металлофон,
фортепиано, флейта).
Ход игры: (дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки в
диапазоне секунды, терции, квинты)
Дети сидят полукругом. Педагог поет песенную импровизацию, а дети
отвечают.
Педагог:
На березовой верхушке
Целый день поет кукушка:
Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Педагог:А синица целый день
Поет громко:
Дети: Тень-тень, тень-тень!
Педагог:Вторит дятел им:
Тук-тук-тук, долбя клювом старый сук.
Дети: Тук-тук-тук!
Игра «Шаг и бег»
Цель игры: дать детям представление о долгих и коротких звуках.
Музыкальный материал: аудиозапись с маршем и музыкой для легкого бега в
умеренном темпе.
Дидактический материал: карточки с графическими изображениями долгих и
коротких звуков.
Методика организации игры:
Педагог дает детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее
всего делать под эту музыку. После ответа детей педагог предлагает им
прошагать под эту же музыку, произнося слово «шаг-шаг-шаг». Детям
предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «шаг» более
удобным слогом «та». Педагог демонстрирует детям графическое
изображение слога «та». Звучит аудиозапись с музыкой для легкого бега, и
педагог предлагает детям определить, что удобнее всего делать под эту
музыку.
После ответа педагог предлагает им пробежать на носочках, говоря слово
«бег-бег-бег». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное
слово «бег» на короткие слоги «ти-ти». Педагог демонстрирует графическое
изображение слога «ти-ти». Закончить данную игру необходимо совместным
выводом детей и педагога, что символ долгого звука «та» содержит в себе два
более коротких символа «ти-ти».
Игра "Придумай имя и животное"
Цель игры: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках,
используя символы "та" и "ти-ти".
Дидактический материал: карточки с изображением символов"та" и "ти-ти".
Методика организации игры:
Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в
простой или ласкательной форме:
Ле - на, Ле - но - чка.
"Игра с платочками"
Цель игры: развивать у детей реакцию на смену
динамических оттенков.
Музыкальный материал: аудиозапись вариаций В. А.
Моцарта из оперы "Волшебная флейта".
Методика организации игры
Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга,
в руках у них цветные платочки.
Под громкое звучание музыки дети машут платочками над
головой, под тихое - прячут платочки за спину.
Игра "Тихо - громко"
Цель игры: дать детям представление о контрастной динамике (тихо -
громко).
Музыкальный материал: песня Е. Тиличеевой "Тише - громче в бубен
бей!" (сб. "Музыка в детском саду". М.: Музыка, 1982. Вып.1).
Дидактический материал: бубен.
Методика организации игры
Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с бубном в
руках.
Педагог исполняет песню Е. Тиличеевой "Тише - громче в бубен бей!" с
использованием бубна для контрастной характеристики образов грома и
ручейка. В процессе исполнения песни в определенных смысловых
моментах педагог подключает детей к изображению этого контраста на
бубне.
Сфера применения музыкально – дидактических игр:
Праздники
Развлечения
Досуг
Музыкально-ритмические занятия
Самостоятельная деятельность детей.
Список используемой литературы:
Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском
саду. М., 1983, с. 27
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: «Мозаика-
Синтез», 2006, с. 18
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:
Просвещение, «Владос», 1994, с. 1 – 5, с. 17, с. 220
Пушкина С.И. Мы играем и поем:»Воспитание дошкольников», М.,
«Школьная пресса», 2001
Компакт-диск (CD) «Звуки праздника» № 1(08) 2009
Анисимова Г.И. Несколько музыкальных игр для развития
дошкольника
Ярославль, 2007
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. М., «Владос»,
1997.