Напоминание

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста


Автор: Воротникова Алёна Игоревна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС № 87
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи - ритм, динамику, темп, высоту. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной, опорно- двигательной систем, формирует произвольность психических функций. Во второй младшей группе дети имеют определённый круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определёнными навыками. Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность и самостоятельность. Движения становятся более разнообразными, более координированными, приобретают новые качества. На четвёртом году жизни эмоциональная сфера ребёнка обогащается новыми впечатлениями, он начинает более осознанно относиться к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать своё суждение. Дети младшего школьного возраста способны различать регистры, тембровую окраску двух – трёх инструментов, несложный ритм (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни, пьесы. Восприятие становится эмоциональнее, дифференцированнее. В процессе музыкально – дидактических игр происходит работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры имеют определённое содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котёнок ( « Чей домик» Е. Тиличеевой). Дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр. ( « Птички» Е. Тиличеева). В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача - воспитание согласованности движений и
музыки, развитие ритмичности. Осваивая танцевальные, образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки, изменять движения в соответствии с изменением музыки, различать силу звучания, изменение темпа. У детей трёх лет формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений. Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребёнка. Он становится достаточно активными, а действия – более осознанными, самостоятельными. У детей появляется желание разнообразить в играх сюжеты. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности. Они легко узнают знакомые песни, пьесы, отличают наиболее яркие выразительные средства, эмоционально отзываясь на музыку, с интересом прислушиваясь к её звучанию, чувствуют и различают общий характер. При проведении музыкально – дидактических игр в этом возрасте основной задачей является развитие музыкально – сенсорных способностей и на этой основе мелодический слух, чувство ритма, побуждать к творческим действиям в игре, к самостоятельным действиям. На музыкальных занятиях в средней группе широко применяются сюжетные (« Барабанщики») и несюжетные ( игра с флажками, платочками) музыкальные игры. В музыкально – дидактических играх есть чёткая задача – научить прислушиваться к звукам и различать их по высоте, длительности, тембру, силе, отмечая соответственно действиями. ( « Узнай по голосу» Е.Тиличеева) Задачи музыкально - дидактических игр  Коррекционные - развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса. Развитие координации движений и нормализация их темпа и ритма, формирование выразительных средств.  Воспитательные - воспитание общей музыкальной , речевой и двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему миру, развитие чувств, эмоций.  Образовательные – обучение речевым, певческим и двигательным навыкам, развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей, формирование умственных умений и действий.  Развивающие – развитие познавательной активности, устойчивого интереса к действию, развитие саморегуляции и самоконтроля, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве.
 Оздоровительные – укрепление сердечно- сосудистой и двигательной систем, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, развитие быстроты двигательной реакции. Формы проведения музыкально- дидактических игр:  Игры с движением – это игры с правилами, развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель.  Речедвигательные игры - это игры, развивающие вокально - слуховую и двигательно – слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.  Игры – шутки – активизируют слуховое восприятие , формируя фонематический слух  Статические - это игры, проводимые стоя или сидя. Они развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.  Игры- песни – развивают функции голосообразования, дикции, дыхания.  Игры- забавы – побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируя творческие способности.  Игры- загадки - развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.  Ритмические игры – игры, направленные на усвоение музыкальной речи, интонационной выразительности звука, слога, фразы.  Артикуляционные игры – игры, укрепляющие мышцы языка, зёва, губ, щёк и голосовых связок. Активизируют подвижность верхней и нижней челюстей. Классификация музыкально- дидактических игр:  Игры, развивающие тембровый слух – эти игры дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.  Игры на различение высоты звука – эти игры формируют и развивают у детей музыкально – слуховые способности, дают комплексное представление о различной высоте музыкальных звуков и их взаимодействии.  Игры на различение ритма – это игры, обучающие детей воспроизводить ритмический рисунок в хлопках, шлепках, притопах, на музыкальных инструментах и с помощью движений.
 Игры на различение динамики звука – это игры, расширяющие у детей музыкально – звуковые представления и обогащающие их музыкальный опыт. Игра «Веселые петрушки». Цель игры: развитие звуковысотного слуха. Материал: ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, желтый и синий (по количеству участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней линейке, петрушка в желтом – в середине, петрушка в синем- на нижней линейке. Ход игры: Ведущий играет высоки звук на металлофоне и спрашивает:»Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звук в нижнем регистре – в синем. Игра «Птичий концерт» Цель игры: Учить детей различать высоту звука. Материал: музыкальный инструмент для подыгрывания ( металлофон, фортепиано, флейта). Ход игры: (дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки в диапазоне секунды, терции, квинты) Дети сидят полукругом. Педагог поет песенную импровизацию, а дети отвечают. Педагог: На березовой верхушке Целый день поет кукушка: Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Педагог:А синица целый день Поет громко: Дети: Тень-тень, тень-тень! Педагог:Вторит дятел им: Тук-тук-тук, долбя клювом старый сук. Дети: Тук-тук-тук!
Игра «Шаг и бег» Цель игры: дать детям представление о долгих и коротких звуках. Музыкальный материал: аудиозапись с маршем и музыкой для легкого бега в умеренном темпе. Дидактический материал: карточки с графическими изображениями долгих и коротких звуков. Методика организации игры: Педагог дает детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку. После ответа детей педагог предлагает им прошагать под эту же музыку, произнося слово «шаг-шаг-шаг». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «шаг» более удобным слогом «та». Педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та». Звучит аудиозапись с музыкой для легкого бега, и педагог предлагает детям определить, что удобнее всего делать под эту музыку. После ответа педагог предлагает им пробежать на носочках, говоря слово «бег-бег-бег». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти». Педагог демонстрирует графическое изображение слога «ти-ти». Закончить данную игру необходимо совместным выводом детей и педагога, что символ долгого звука «та» содержит в себе два более коротких символа «ти-ти». Игра "Придумай имя и животное" Цель игры: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках, используя символы "та" и "ти-ти". Дидактический материал: карточки с изображением символов"та" и "ти-ти". Методика организации игры: Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в простой или ласкательной форме: Ле - на, Ле - но - чка. "Игра с платочками" Цель игры: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков. Музыкальный материал: аудиозапись вариаций В. А. Моцарта из оперы "Волшебная флейта". Методика организации игры Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга,
в руках у них цветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое - прячут платочки за спину. Игра "Тихо - громко" Цель игры: дать детям представление о контрастной динамике (тихо - громко). Музыкальный материал: песня Е. Тиличеевой "Тише - громче в бубен бей!" (сб. "Музыка в детском саду". М.: Музыка, 1982. Вып.1). Дидактический материал: бубен. Методика организации игры Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с бубном в руках. Педагог исполняет песню Е. Тиличеевой "Тише - громче в бубен бей!" с использованием бубна для контрастной характеристики образов грома и ручейка. В процессе исполнения песни в определенных смысловых моментах педагог подключает детей к изображению этого контраста на бубне. Сфера применения музыкально – дидактических игр: Праздники Развлечения Досуг Музыкально-ритмические занятия Самостоятельная деятельность детей.
Список используемой литературы:  Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983, с. 27  Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: «Мозаика- Синтез», 2006, с. 18  Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, «Владос», 1994, с. 1 – 5, с. 17, с. 220  Пушкина С.И. Мы играем и поем:»Воспитание дошкольников», М., «Школьная пресса», 2001  Компакт-диск (CD) «Звуки праздника» № 1(08) 2009  Анисимова Г.И. Несколько музыкальных игр для развития дошкольника Ярославль, 2007  Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. М., «Владос», 1997.


В раздел образования