Автор: Цуркан Галина Федоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад № 92 Населённый пункт: г.Сочи, Краснодарский край Наименование материала: Методическая разработка НОД Тема: Экологическое воспитание детей Раздел: дошкольное образование
НОД.Интегрированное занятие по экологии «Путешествие в весенний лес».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность»,
«Социализация»,
«Музыка»,
«Физическая
культура»,
«Чтение
художественной
литературы».
Программные задачи:
Познание
— формирование целостной картины мира
— расширять представление детей о лесе и о его обитателях (группах животных и птиц),
о различных средах обитания животных и птиц, о приспособленности их к сезонам;
— побуждать устанавливать простейшие причинно-следственные изменения в природе;
— развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
— воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать
любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому,
формировать доброжелательность.
Чтение художественной литературы
– побуждать детей читать стихотворения выразительно
Социализация
– по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу;
Коммуникация
— развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
— развивать умение слушать друг друга.
– побуждать детей вступать в диалогическую речь, правильно использовать предлоги (на;
около; под).
Физическая культура.
– развивать двигательные умения детей.
Виды
детской
деятельности :
игровая,
коммуникативная,
продуктивная,
восприятие
художественной
литературы,
познавательно-исследовательская,
музыкально-
художественная.
Предварительная работа:
Беседы о диких и домашних животных, о перелетных и зимующих птицах, о насекомых.
Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких и домашних
животных, перелетных и зимующих птиц, насекомых. Заучивание стихотворений, песен.
Материал : панорама весеннего леса, полумаски перелетных и зимующих птиц; муляжи
домашних и диких животных, иллюстрации правил поведения в лесу, запись голосов птиц,
мультимедийное оборудование.
Ход занятия
Ведущая: — Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с
ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной. Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, красно солнышко – руки вверх
Здравствуй, ветерок – покачивание рук
Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук
Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва – трут ладошки
Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны
Песня «О дружбе»
Ведущая: — Ребята, вы слышите, кто-то поет вместе с нами за окном? (аудиозапись
«Песня сороки»). Посмотрите, кто к нам прилетел? (ответы детей). Правильно, это сорока.
Сорока: Я, сорока-белобока!
О весне я стрекотала,
Ох устала, ох устала!
Я вам новость принесла,
Что весна-красна пришла!
Ведущая: Сорока к нам не просто так прилетела, она нам принесла письмо. Это письмо от
Лесовичка. «Ребята, скоро праздник леса. А Баба — яга заколдовала жителей леса и чтобы
они опять появились в лесу, она задала мне сложные задания. Но я не смог с ними
справиться. Помогите мне».
Ведущая: — Я предлагаю вам отправиться в весенний лес и помочь Лесовичку! Так что
же такое лес?
-лес – зеленый наряд нашей земли.
-лес – дом для птиц и животных.
-лес – наше богатство.
-лес – красота нашей природы.
-лес – врач, очищает воздух , дает кислород.
Слайд-шоу «Весенний лес и его обитатели»
— Ребята, а как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю
отправиться в путешествие пешком.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
— Вот мы и добрались до полянки. Посмотрите, как здесь красиво: птички поют, веселое
солнышко, деревья кругом. Ребята, кто-то нам оставил записку. Слушайте внимательно.
Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.
— Ребята, правильно это. Объясните , пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу.
Правила
1. Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать п подходить к ним – нельзя.
2. Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.
3. В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.
4. Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов. Пусть
красивое остается в природе.
5. Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.
6. Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся
взрослые животные.
Ведущая: Ребята, что-то Лесовичка не видно. Давайте позовем Лесовичка:
Крикнем все ему ау, в ответ услышим у-у-у
Скажем все, иди сюда, он ответит а-а-а
Крикнем, дедушка ты где?
Отвечает он бе-бе-бе.
Хватит дедушка шалить,
Только бы тебе шутить.
Иди сюда, мы ждем тебя!
Выходит Лесовичок.
Лесовичок:
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Дети: Здравствуй, Лесовичок, мы друзья леса, пришли помочь птичкам, зверушкам.- Мы
можем сделать много добрых дел.
Первое задание «Зверушки и домишки».
Животные
перепутались.
Надо
их
поселить
в
то
место,
где
они
проживают.(Дети
выполняют задание). Проверьте, правильно ли мы выполнили задание.
Лесовичок: Молодцы, справились с заданием. — Пойдём дальше?
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
-Вот ещё одна полянка.
Второе задание «Перелетные и зимующие птицы».
Вы сейчас превратитесь в птичек и полетите перелетные к солнышку, а зимующие к
снежинке.
Лесовичок: Молодцы, ребята справились с заданием!
Что за славный денек – собирайтесь в хоровод
Станем кругом ходить, да весну веселить,
Хоровод заведем, дружно все запоем!
Песня «Весна»
Ведущая: А наши ребята знают стихи о весне. Послушай их
1-й ребенок: Зажурчал ручей в овражке
Прилетели с юга пташки
Греет солнышко с утра
В гости к нам пришла весна.
2 ребенок: Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
3 ребенок: Пришла весна
Звенит капель
Повсюду слышна птичья трель
И выше стали небеса
Видна растений всех краса.
4 ребенок:
Солнце ласково смеется
Светит ярче горячей
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Ведущий: Пойдём дальше?
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
-Ой! Тропа обрывается на краю реки. Как же нам перебраться на другой берег? (ответы
детей)
-Можно на лодке, на плоту, по веревке. Если переплавляться на лодке, то из чего ее лучше
сделать? У нас есть дерево, камни.
Опыт. Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой предмет
пригодится нам:
Дерево – легкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче, чем вода
Камень – тяжелый, прочный, тонет, потому, что он тяжелее воды
Вывод: лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, легкое, не тонет, потому что
легче воды. Сделали лодку и поплыли:
Физкультминутка.
Динь-дон, динь-дон!
Мы на лодочке плывем.
Ветер по реке гуляет,
Ветер лодочку качает.
Вправо лодочку качает,
Влево лодочку качает.
Динь-дон, динь-дон!
Дружно к берегу гребем.
Вправо к берегу гребем,
Влево к берегу гребем.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко.
Ведущая: вот мы и перебрались на другой берег. Какая интересная загадочная полянка.
(Модули). Присядем, отдохнем.
Лесовичок: Ребята, я вам загадки загадаю. Слушайте внимательно.
1.Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2.На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)
3.Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
4.Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)
Лесовичок: заколдовала Баба – Яга всех насекомых в лесу
Не летают здесь жучки,
Не проснулись червячки.
Бабочек не видно,
Очень мне обидно.
Ведущая: не огорчайся, Лесовичок, сейчас ребятки станцуют весенний танец насекомых и
расколдют всех насекомых в лесу.
«Весенний
танец
насекомых»
(под
музыку
русской
народной
песни
«Земелюшка-
чернозем»)
Лесовичок:
Молодцы,
ребята
все
задания
выполнили!
Поздравляю
вас
с
лесным
праздником. Лес-большой друг не только человеку, но и зверям и птицам. Для них он
родной дом и кормилец. Мы должны беречь и любить большой, могучий, лес.
Ребенок: Будем лес любить, оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки
Чтобы сохранилось все навеки!
Ведущая: Лесовичок а мы не с пустыми руками пришли. Мы дарим лесу солнышко,
которое сделано из наших ладошек. Пусть от нашего солнышка будет тепло, светло и
весело растениям, птицам, животным, насекомым.
Лесовичок:-Вы ребята, чудо право!
Постарались вы на славу!
Молодцы, не скучно с вами,
Будете профессорами!
Раздает сладкие угощения.