Напоминание

"Цветная логика. Блоки Дьениша." Для детей дошкольного возраста 3-4 лет


Автор: Ступницкая Наталья Леонтьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 67 "Капитошка"
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Цветная логика. Блоки Дьениша." Для детей дошкольного возраста 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рабочая программа «Цветная логика. Блоки Дьенеша» для детей дошкольного возраста (3 - 4лет) Составитель программы: воспитатель высшей квалификационной категории Ступницкая Наталья Леонтьевна Железногорск 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-4 лет. Программа реализуется посредством основной образовательной программы ДОУ, а также включает разработки зарубежных и российских авторов. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г; СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13. Рабочая программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента. Актуальность: Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое- либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Цель программы: Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр Задачи программы:  Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.  Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 2
 Способствовать формированию приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).  Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).  Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.  Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  Формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. ( Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов: -
принцип развивающего образования
, целью которого является развитие ребенка;
- принцип необходимости и достаточности
(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму") -
принцип интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. -
содействие

и

сотрудничество
детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; -
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Технологии:
 Игровые технологии: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;  Личностно-ориентированные технологии;ставящие в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития и реализации природной потенции;  Информационно-коммуникационные технологии
;
используя компьютерные технологии, можно создавать как педагогу, так и детям, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. 3
 Здоровье сберегающие технологии;это сохранение и укрепление здоровья детей. Физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика
,
гимнастика для глаз
Методы и приёмы:
 создание проблемной ситуации  выполнение практических действий по получению необходимой информации.  игровые ситуации, вхождение в воображаемую ситуацию;  проблемные вопросы;  показ способа действия;  экспериментирование;  упражнения;  схемы
Формы и режим проведения деятельности
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через НОД, совместную деятельность (кружок «Цветная логика»). В рамках деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Совместная деятельность взрослого и детей не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. НОД целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр
, направленных на:  восприятие формы;  целенаправленное развитие восприятия цвета;  восприятие качеств величины;  количество предметов;  развитие речи, мышления;  развитие способности действия наглядного моделирования.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев по 1 занятию в неделю, 32 занятия длительностью 20 минут. Занятия проводятся по подгруппам для более качественного усвоения программы, численность подгруппы – 10-13 человек.
Предполагаемый результат:
4
 Ребенок овладевает необходимыми умениями и навыками: умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины; классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина; умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей; конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.  Ребенок владеет разными формами и видами игры с блоками Дьениша.  Ребенок проявляет любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.  Ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.  Ребенок овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 5

Содержания рабочей учебной программы

1 этап, возраст воспитанников 3-4 года
тема дидактическая задача программное содержание пособия 2 комплекта блоков, 2 куклы: большая и маленькая. 1
Сентябрь
2З на ко мс тв о с бл ок ам и Дь ен еш а В ыл ож ит ь пе ре д де ть ми на бо ры и да ть им во зм ож но ст ь из уч ит ь фи гу «Найди такой же» ,« Большой – маленький». Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию в нимания Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины. После того, как дети соберут все фигуры, проводится игра « Большой – маленький». Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают. Обруч, 2 комплекта блоков. 6
ры – по тр ог ать , пе ре бр ать , по де рж ать в ру ка х – и по иг ра ть с ни ми . По сл е иг ры ну жн о со бр ать фи гу ры , в од ну ко ро бк у - бо 7
ль ши е, а в др уг ую - ма ле нь ки е.« Ра зд ел и фи гу ры » По зн ак ом ит ь де те й с пр из на ко м пр ед ме та – раз ме р. Ра зв ив ать ум ен ие 8
гр уп пи ро ват ь фи гу ры по ве ли чи не 3 «Найди фигуру» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». «Найди такой же» ,« Большой – маленький». Блоки разложены в два обруча. Ведущий предлагает детям взять фигуры из первого обруча. Просит детей, у которых большие фигуры попрыгать на месте, а детей, у которых маленькие фигуры покружиться на месте. Затем предлагает подойти ко второму обручу и взять блок в другую руку так, чтобы в руках были фигуры разной величины. Дети держат блоки в руках. Ведущий показывает фигуру, детям нужно показать (поднять вверх) фигуру другой величины. Обруч, 2 комплекта блоков. 4 «Дорожки». Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». Ведущий просит детей помочь Маше убежать от медведя. Нужно построить дорожку, по которой Маша убежит к бабушке с дедушкой. Но есть одно условие: дорожку нужно строить так, чтобы рядом не было фигур одинаковой величины. Каждый из детей выбирает себе фигуру и от неё строит дорожку. Блоки, иллюстрация к сказке «Маша и медведь».
О

кт

яб

рь
Картинка с изображением помидора, красного сигнала светофора, Картинка с изображением солнца, подсолнуха, груши и жёлтых листьев. Картинка с изображением синего моря, синего василька. Блоки. Ведёрки разного цвета Обруч1 2В ед ущ ая по «Заселим домики» Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию Ведущая показывает детям три домика. В домики нужно заселить жильцов – блоки. Дети заселяют в домики жильцов определённого цвета. Затем берут по одному блоку (жильцы выходят на Три домика с крышей красного, жёлтого, синего 9
каз ыв ает де тя м кн иг у с ра зн оц ве тн ым и ст ра ни ца ми .
От

кр

ыв

ае

т

кр

ас

ну

ю

ст

ра

ни

цу
: Ес ли кр ас ны й по ми до р,« Ра зн оц ве тн ые внимания прогулку) и бегут по разным дорожкам. Ведущая меняет домики местами. По с и г н а л у в е д у щ е г о « ж и л ь ц ы возвращаются в свои домики». цвета. Блоки - жильцы. 10
ст ра ни чк и.» То по сп ел он, яс но, Ес ли кр ас ны й св ет оф ор, То ид ти оп ас но, Ну а ес ли кр ас ны й но с – Зн ач ит на дв ор е мо ро з.
От

кр

ыв
11

ае

т

жё

лт

ую

ст

ра

ни

цу
: Ж ёл то е со лн це на зе мл ю гля ди т, Ж ёл ты й по дс ол ну х за со лн це м сл ед ит, Ж ёл ты е гр уш и на ве тк 12
ах ви сят , Ж ёл ты е ли ст ья с де ре вь ев ле тят .
По

ка

зы

ва

ет

си

н

ю

ю

ст

ра

ни

цу

:
В си не м мо ре – ос тр ов ок, Пу ть до ос тр ов а 13
да лё к. А на нё м ра стё т цв ет ок – Си ни й – си ни й ва си лё к. Ве ду ща я об ра ща ет вн им ан ие де те й на то, чт о на ши фи гу ры то же ра 14
зн ог о цв ет а: кр ас ны е, жё лт ые , си ни е. Пр ед ла гае т ра зл ож ит ь фи гу ры в ве дё рк и та ког о же цв ет а. По зн ак ом ит ь де те й с 15
пр из на ко м пр ед ме та – цв ет (кр ас ны й, жё лт ый , си ни й). Уч ит ь де те й гр уп пи ро ват ь фи гу ры по цв ету . 16
3 «Цвет, классификация по одному признаку».«Какой это цвет?» Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый. «Мышки – норушки.» Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность. К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке. Игрушка – мышка. Блоки - зёрнышки. Коробка – норка мышки. Корзинка. 4 «Второй ряд.» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления. «Что нам привёз Мишутка?» Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. Бабушка постряпала внучатам печенье на день рождения. Начала раскладывать печенье по коробкам, заполнила их на половину. Но устала и решила отдохнуть. Ведущая предлагает помочь бабушке и разложить оставшееся печенье в коробки. На верхней части карточки в ряд выложено 6 фигур. Ведущая просит детей выложить второй ряд «печенья» так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета. Карточки с двумя полосками - коробки для печенья. Блоки - печенье. Поднос.
Но

яб

рь
17
Блоки.1 2Ф иг ур ы де ля тс я ме жд у де ть ми по ро вн у. Ка жд ый иг ро к де ла ет св ой хо д. Пр и от су тс тв ии фи гу ры хо д пр «Соберём урожай» Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Игра на внимание «Найди пару» Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. Дети отправляются в фруктовый сад, где растут яблоки, груши, сливы. Ведущий предлагает детям собрать урожай. Дети складывают в корзинки: Большие, красные яблоки Маленькие, синие сливы Большие, жёлтые груши И т. д. Блоки - фрукты. Корзинки. 18
оп ус ка ют . В ыи гр ыв ает тот , кт о вы ло жи т вс е фи гу ры . Хо ди ть мо жн о то ль ко фи гу ра ми др уг ог о цв ет а.« До ми но » Пр од ол 19
жа ть ра зв ив ать ум ен ие ср ав ни ват ь пр ед ме ты по цв ету , по ни ма ть сл ов а «р аз ны е», «о ди на ко вы е». Иг ра на вн им ан ие «Ч ег о не ст 20
ал о? » и «Ч то из ме ни ло сь ?» Це ль: зак ре пл ят ь ум ен ие ра зл ич ать и на зы ват ь ос но вн ые цв ет а. 3 «За грибами». Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Дети собираются ехать в лес за грибами. Покупают билеты на автобус. За билет нужно заплатить монетки – блоки. В зависимости от возможностей детей задания разные: Принести две монетки одинаковой величины; одинакового цвета; одинаковой величины, но разные по цвету; одинакового цвета, но разные по величине и т. д. Приезжают в лес и собирают грибы каждый в своё ведёрко. Красные, большие Блоки – монетки, грибы. Ведёрки. «Автобус» из стульчиков. 21
Красные, маленькие Жёлтые, большие и т. д. Дети рассказывают какие грибы они насобирали. 4 «Найди фигуру» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит: Найти фигуру, как эта по величине Найти не такую фигуру, как эта по величине Найти фигуру, как эта по цвету Найти не такую фигуру, как эта по цвету Найти фигуру, как эта по цвету и размеру Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру Блоки. Обруч.
Де

ка

бр

ь
Картинки –изображения геометрических фигур с мордашками Блоки. Четыре коробки.1 2К ар ти нк и – из об ра же ни я гео ме тр ич ес ки х фи гу р с «м ор да шк ам и». Бл ок и. «Кулинары» Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме. «Что нам привёз Зайчишка?» Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры. К детям в гости приходят геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Предлагают познакомиться, рассказывают о себе: Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался милый друг? Ну конечно это круг. Я фигура хоть куда, Очень ровная всегда. Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик мой любимый брат, Потому что я квадрат. Три вершины тут видны, Три угла, три стороны- Ну пожалуй и довольно! Что ты видишь – треугольник. Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник- Стал квадрат прямоугольник. Блоки – цукаты. Четыре торта разной формы. Игрушка или иллюстрация с изображением Карлсона. 22
Че ты ре ко ро бк и.« Ра зд ел и фи гу ры » Це ль: сп ос об ст во ват ь ра зв ит ию ум ен ия ра зл ич ать фи гу ры , вы де ля я пр из на к фо рм Ведущая обращает внимание детей на то, что блоки разной формы. Дети раскладывают блоки в коробки к каждой геометрической фигуре. 23
ы: кр уг, кв ад рат , пр ям оу го ль ни к, тр еуг ол ьн ик. По зн ак ом ит ь де те й со св ой ст во м пр ед ме та – фо рм а (кр уг, кв ад рат , тр еуг ол 24
ьн ик, пр ям оу го ль ни к). Ра зв ив ать ум ен ие гр уп пи ро ват ь пр ед ме ты по фо рм е. «Ц ве т и фо рм а, кл ас си фи ка ци я по од но му пр из на ку 25
». «К ак ой эт о фо рм ы? » 3 «Второй ряд» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления. Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения. Ведущая предлагает детям украсить цукатами торты для Карлсона. Дети украшают торты разной формы (круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной) цукатами (блоками) такой же формы. Карлсон наблюдает за работой детей и просит показать ему торт похожий на круг или другую фигуру; какой торт украсим этим цукатом. Карточки с двумя полосками. Блоки. 4 Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур» Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. Игра «Укрась елки игрушками» Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу. Ведущая предлагает выложить фигуры на верхней полоске так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы. Затем дети выкладывают второй ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы. Блоки Дьенеша
Ян

ва

рь
Листы с нарисованной верёвочкой для «нанизывания» бусинок. Блоки - бусинки.1 2В ед ущ ая пр ед ла гае т «Раздели фигуры» Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств. «Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса: Коробки для подарков, блоки – печенье и конфеты. Игрушки: заяц, медведь. Два подноса. 26
сд ел ать ку кл ам по да рк и на пр аз дн ик. Чт об ы бу сы по лу чи ли сь кр ас ив ым и ну жн о че ре до ват ь «б ус ин ки » по фо рм е и цв ету . «Б Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы. Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное. Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное), а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное) Раскладывают конфеты: Заяц любит только круглые, а мишка только синие. Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке. 27
ус ы в по да ро к ку кл е» Пр од ол жа ть ра зв ив ать ум ен ие ср ав ни ват ь пр ед ме ты по дв ум св ой ст ва м (ф ор ме и цв ет у). Иг ра «О тга да 28
й фи гу ру » Це ль: сп ос об ст во ват ь ра зв ит ию ум ен ия да ват ь ха ра кт ер ис ти ку фи гу ры по ус ло вн ом у об оз на че ни ю (сх ем ат ич ес 29
ко е из об ра же ни е гео ме тр ич ес ки х фи гу р). Иг ра «П ро до лж и до ро жк у» Це ль: зак ре пл ят ь ум ен ие ра зл ич ать и на зы ват ь гео ме тр 30
ич ес ки е фи гу ры по дв ум пр из на ка м: цв ет и фо рм а, вы по лн ят ь де йс тв ия, сог ла сн о оп ре де ле нн ом у пр ав ил у. 3 «Чудесный мешочек» Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь Игра «Продолжи дорожку» Цель: закреплять умение Дети находят в группе красивый мешочек. Ведущая сообщает, что в мешочке лежит клад драгоценных камней – самоцветов. Чтобы достать самоцветы из мешка, нужно определить форму (величину). камня Мешочек, блоки – драгоценные камни. 31
различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу на ощупь. 4 «Кто быстрее соберёт.» Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине). «Что лежит в корзинке?» Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. Блоки лежат на ковре. Ведущая предлагает навести порядок. Раздаёт детям коробки и даёт задание. Блоки. Коробки.
Фе

вр

ал

ь
Два ведра. Блоки – рыбки.1 2Д ет и от пр ав ля ют ся на ры ба лк у. Ве ду ща Домино Развивать умение сравнивать предметы по толщине.
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково- символическим обозначениям Фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другой толщины. Блоки. 32
я «з ак ид ыв ает » уд оч ку и ло ви т ры бу. По каз ыв ает её де тя м, об ра ща ет вн им ан ие на то, ка ка я он а то лс та я. Де ти ло вя т ры бу, ра 33
сс ма тр ив аю т её , ср ав ни ва ют по то лщ ин е с ры бо й по йм ан но й ве ду ще й. Оп ре де ля ют , ка ку ю ры бу он и по йм ал и (то лс ту ю 34
ил и то нк ую ). Ра ск ла ды ва ют ры бу в ве дё рк и: то лс ту ю в кр ас но е ве др о, а то нк ую в си не е ве др о.« Ры ба лк а» По зн 35
ак ом ит ь де те й со св ой ст во м пр ед ме то в – то лщ ин ой. Уч ит ь по ни ма ть сл ов а то лс ты й - то нк ий. Ра зв ив ать ум ен ие гр уп пи ро ват 36
ь пр ед ме ты по то лщ ин е. «Ц вет , фо рм а и ве ли чи на, кл ас си фи ка ци я по тр ем пр из на ка м» . «К ак ог о цв ет а, фо рм ы и ве ли чи ны 37
?» Це ль: Ра зв ив ать ум ен ие вы де ля ть од но вр ем ен но тр и пр из на ка: цв ет, фо рм а, ве ли чи на. 3 Поручения Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине).
«Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. Дети играют с блоками. Ведущая даёт поручения: Саше собрать все красные, толстые фигуры; Лизе - синие, тонкие; Артёму - жёлтые, толстые и т. д. Блоки 4 Найди фигуру Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая просит найти две фигуры: Одинаковые по цвету, но разные по Блоки. Обруч 38
использовать в речи слова «разные», «одинаковые». форме Одинаковые по форме, но разные по величине Одинаковые по величине, но разные по цвету Одинаковые по форме, но разные по толщине Одинаковые по толщине, но разные по форме и т. д.
М

ар

т
Два комплекта карточек с символами.1 2К ар то чк и пе ре ме ши ва ют ся и ра ск ла ды ва ют ся «р уб аш ко й» вв ер «Все в ряд» Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание. «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково- символическим обозначениям «Бусы для мамы» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Детям раздаются карточки. Они заполняют пустые клетки блоками соответствующего свойства. Выигрывает тот, кто заполнит карточку без ошибок. Карточки с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. Блоки. 39
х по 6 ка рт оч ек в ря ду, в по сл ед не м ря ду 4 ка рт оч ки. Пе рв ый иг ро к пе ре во ра чи ва ет дв е ка рт оч ки, ес ли ка рт оч ки од ин ак 40
ов ые , бе рё т их се бе и де ла ет ещ ё од ин хо д. Ес ли ра зн ые – по каз ыв ает вс ем и кл ад ёт на ме ст о «р уб аш ка ми » вв ер х. Вс е де 41
ти вн им ате ль но сл ед ят за хо до м иг ры , та к ка к вс ем ва жн о по мн ит ь, где ле жи т та ил и ин ая ка рт оч ка. За те м вт ор ой иг ро к 42
по од но й бе рё т дв е ка рт оч ки и де ла ет да ль ше ка к пе рв ый . В ыи гр ыв ает иг ро к, на бр ав ши й бо ль ше че м ос та ль ны е па рн 43
ых ка рт оч ек. Па рн ые ка рт ин ки По зн ак ом ит ь де те й с си мв ол ам и св ой ст в, ра зв ив ать зр ит ел ьн ую па мя ть.
«
С ад ов ни ки » Це ль: сп 44
ос об ст во ват ь ра зв ит ию сп ос об но ст и де йс тв ия на гля дн ог о мо де ли ро ва ни я, ум ен ия ра сш иф ро вы ват ь ин фо рм ац ию о св ой ст 45
ва х пр ед ме то в по их зн ак ов о- си мв ол ич ес ки м об оз на че ни ям , ум ен ия вы де ля ть од но вр ем ен но тр и пр из на ка гео ме тр ич ес 46
ки х фи гу р, де йс тв ов ать , сог ла сн о за да нн ом у пр ав ил у 3 Игра-путешествие «В гостях у сказки». Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Смотреть конспект «В гостях у сказки». Карточки с символами свойств (цвет, форма, величина). Блоки, кукла Маша, ведерки, корзинки, обручи. 4 Магазин Развивать умение сравнивать Дети идут в магазин, чтобы купить пирожное. Карточки – деньги, у каждого Карточки с символами 47
предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на карточки – схемы.
«Угости мишек печеньем»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) по две (цвет и величина). Пирожное получает тот, кто правильно прочитал схему и выбрал пирожное. свойств (величина, цвет). Блоки – пирожные.
Ап

ре

ль
Карточки с символами свойств (форма, величина). Блоки – кирпичи. Машины для перевозки кирпичей.1 2В ед ущ ая пр ед ла гае т де тя м по ст ро ит ь до ма дл я гн ом ик ов. Гн ом ик и на пи Кондитерская фабрика Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина), опираясь на карточки – схемы свойств. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)». «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) Дети «работают» на кондитерской фабрике. Раскладывают конфеты в коробки соответственно схеме. Карточки с символами свойств (форма, толщина). Коробки для конфет. Блоки – конфеты. 48
са ли пи сь мо , в ко то ро м ра сс каз ал и, из ка ки х ки рп ич ей по ст ро ит ь до ми ки (ка рт оч ки – сх ем ы). Де ти заг ру жа ют в ма ши ны ки рп 49
ич и, вы би ра ют ме ст о дл я ст ро ит ел ьс тв а и ст ро ят до ма. Ра сс ма тр ив аю т по ст ро ен ны е до ма и ра сс каз ыв аю т из ка ки х ки рп 50
ич ей по ст ро ен их до м. Ст ро ит ел и Пр од ол жа ть ра зв ив ать ум ен ие ср ав ни ват ь и об об ща ть фи гу ры по дв ум св ой ст ва м (ф ор ма, ве ли 51
чи на) , оп ир ая сь на ка рт оч ки – сх ем ы. Сп ос об ст во ват ь ра зв ит ию сп ос об но ст и вы по лн ят ь ко нс тр ук ци и по за да нн ой сх ем 52
е, ум ен ия пл ан ир ов ать де йс тв ия, ан ал из ир ов ать сх ем у 3 «Садовники» Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина), опираясь на карточки - схемы свойств. «Что лишнее?» Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. Дети наблюдают за весенними изменениями в природе. Пришло время сажать цветы. Ведущая предлагает поиграть в садовников и устроить весенний сад в группе. На клумбах (в обручах) лежат карточки. Дети «сажают» цветы, любуются своими клумбами. Рассказывают, какие цветы выросли на клумбах. Карточки – символы (цвет, форма, величина). Обручи – клумбы. Блоки – цветы. 4 «Кто быстрее соберёт» Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (величина, толщина, цвет), опираясь на карточки – схемы свойств. «Продолжи ряд» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. У каждого ребёнка своё ведёрко. Блоки лежат на ковре. Дети выбирают по три карточки для схемы. По команде ведущего начинают собирать фигуры. Выигрывает тот, кто соберёт больше своих блоков. Карточки – символы (величина, толщина, цвет). Ведёрки.
М

ай
Блоки. Карточки. Машина из стульчиков. Корзинка. Обручи – клумбы. Игрушки: мишка, заяц, 53
лиса. Стол – прилавок магазина. Волшебный мешочек.1 Де ти от пр ав ля ют ся в го ст и к ми шк е и за йч ик у. Ид ут в ма газ ин за уг ощ ен ие м. Иг ра « М ага зи н». По ку па ют би ле 54
т на авт об ус. Иг ра «Н ай ди фи гу ру ». До ез жа ют до ре ки. Иг ра «Р ыб ал ка ». Пр иш ли в го ст и, уг ощ аю т пе че нь ем . 55
Иг ра «Р аз де ли фи гу ры ». Иг ра «Ч уд ес ны й ме шо че к». У ми шк и в ваз е бу ма жн ые цв ет ы. Де ти са дя т цв ет ы. Иг ра 56
«С ад ов ни ки ». М иш ка да ри т де тя м цв ет ы. Иг ра- пу те ше ст ви е «В го ст и к ми шк е» В ыя ви ть ур ов ен ь ум ен ия: 57
ср ав ни ват ь и об об ща ть пр ед ме ты по тр ём св ой ст ва м; чи тат ь сх ем ы, об оз на ча ю щи е св ой ст ва пр ед ме то в (ве 58
ли чи на, цв ет, фо рм а, то лщ ин а) Иг ра на вн им ан ие «Ч ег о не ст ал о? » и «Ч то из ме ни ло сь ?» «Н ай ди па ру »
Список используемой литературы
. 59
1. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006. 2. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994. 3 Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004. 4. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- : СПб, 2003. 5. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; 6. Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки»: 7. Б. Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиками» 8. Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы» 9. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть». 10. Е.Н Панова «Дидактические игры- занятия в ДОУ»ТЦ «Учитель » Вороноеж 2007 11. Н.Г. Семенова «Чудо - Кубики» для игры «Сложи узор» 12. В.В.Воскобович «Квадратные забавы»
Заключение.
Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Играть любят не только дети, но и взрослые. Игра объединяет. Там, где родители и дети дружат, вместе трудятся и отдыхают – ссор, непонимания, обид не бывает, и все вопросы решаются легко. Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша. Эти пособия отличаются своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д. 60

Приложение №1

Показатели результативности реализации программы
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов: 1. Развитие внимания 1. За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности. При этом: - на 1 этапе - удерживает внимание на 10-15 мин. - на 2 этапе – удерживает внимание на 15-20 мин. - на 3 этапе - удерживает внимание на 20-25 мин. - на 4 этапе - удерживает внимание на 25-30 мин. Задание оценивается по трехбалльной системе: Уровень: 1 балл - критерий не проявляется; 2 балла – критерий проявляется частично; 3 балла – критерий проявляется (согласно норме). 2. Развитие памяти. Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 фигур(…) или предметов(). А затем назвать: - на 1 этапе – 3-4 из них; - на 2 этапе – 4-5 из них; - на 3 этапе – 5-6 из них; - на 4 этап – 6-7 лет из них. Задание оценивается по трехбалльной системе: Уровень: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. 3. Развитие восприятия. Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом. Задание оценивается по трехбалльной системе: Уровень: 1 балл - критерий не проявляется; 2 балла – критерий проявляется частично; 3 балла – критерий проявляется (согласно норме). 4. Развитие воображения. 61
Ребенку предлагается выполнить: на 1 этапе – «Преврати кружочек», на 2 этапе – «Придумай игру», на 3 этапе – «Дорисуй элемент», на 4 этапе – «Сочини сказку». Задание оценивается по трехбалльной системе: Уровень: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. 5. Развитие мышления. Ребенку предлагается выполнить ряд заданий: 1. «Чего не хватает на рисунке?» 2. «Что лишнее на рисунке?» 3. «Раздели на группы и назови одним словом» 4. «Сложи картинку» 5. «Что перепутал художник?» 6. «Продолжи ряд» 7. «Заплатки к коврикам» 8. «Что сначала, что потом?» 9. «Так бывает или нет?» Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на каждом этапе реализации программы, при этом их количество не сокращается. Например, при выполнении задания «Сложи картинку», на 1 этапе предлагается составить картинку из 4 частей, на втором – из 6 частей, на 3 – из 8 частей, на 4 – из 10 частей. Оценивание проходит по трехбалльной системе: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. Общий уровень усвоения программы: 2,45 – 3 балла – высокий уровень 1,9 – 2,4 – средний уровень 1,85 и ниже – низкий уровень Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников. Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы. 62


В раздел образования