Напоминание

"Формирование нравственного потенциала молодого поколения и пути его развития"


Авторы: Бекман Анатолий Дмитриевич, Алешин Анатолий Иванович
Должность: студент 4 курса института комплексной безопасности и специального приборостроения, преподаватель цикла связи
Учебное заведение: Московский Технологический Университет
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственного потенциала молодого поколения и пути его развития"
Раздел: высшее образование





Назад




Формирование нравственного потенциала молодого поколения и пути его

развития.

Бекман Анатолий Дмитриевич1, Алешин Анатолий Иванович2,

1Московский Технологический Университет, студент 4 курса института комплексной

безопасности и специального приборостроения , МГУПИ (МТУ)

2Московский Технологический Университет, преподаватель цикла связи

Аннотация: автором рассматривается факторы формирование нравственного

потенциала молодежи, влияние военно-патриотического воспитания на

нравственный потенциал и пути его развития в современных условиях.

Ключевые слова: нравственность, факторы формирования, нравственный

потенциал, пути развития, военно-патриотическое воспитание.

В современном мире понятие «нравственность» играет важную роль как

в жизни одного человека, так и в жизни общества в целом. Но, к сожалению,

этому качеству не уделяется должное внимание, откуда возникает проблема

недостаточного нравственного потенциала.

Данный вопрос считается актуальным, так как благодаря нравственности

человек устанавливает для себя рамки дозволенного, определяет нравственные

ценности,

на

основе

чего

формирует

свою

жизненную

позицию

и

свои

приоритеты.

Ожегов в своем словаре рассматривает нравственность как внутренние,

духовные

качества,

которыми

руководствуется

человек,

этические

нормы;

правила

поведения,

определяемые

этими

качествами.

Человек

безупречной

нравственности.

Согласно

Философскому

энциклопедическому

словарю,

понятие

«нравственность»

трактуется

как

один

из

самых

важных

и

существенных

факторов

общественной

жизни,

общественного

развития

и

исторического

прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании

чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и

действиями

сограждан,

их

интересом

и

достоинством,

с

интересом

и

достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность

согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство

является, по Канту, "некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от

общей". Сущность нравственности является предметом этики.

Цель данной работы – выявить, за счет чего формируется нравственность

у

молодого

поколения,

как

военно-патриотическое

воспитание

влияет

на

нравственность молодежи, какими способами можно увеличить нравственный

потенциал.

Цель можно достичь установкой определенных задач, а именно:

Определить

факторы

формирования

нравственного

потенциала

молодежи;

Определить роль военно-патриотического воспитания в формировании

нравственного потенциала;

Рассмотреть

возможные

способы

увеличения

нравственного

потенциала молодого поколения.

Затрагивая тему нравственности, возникает вопрос: когда формируется

нравственность

у

человека:

с

рождения

или

в

течении

жизни?

Духовные

качества и этические нормы в человеке закладываются вместе

воспитанием

родителями и укрепляются и изменяются в ходе жизни человека. Исходя из

этого, можно выделить три фактора формирования нравственного потенциала

человека:

Воспитание родителей;

Собственное мнение и личные взгляды;

Влияние общества.

Воспитание

родителей

закладывает

фундамент

взглядов

человека

на

жизнь и устанавливает основные правила восприятия тех или иных вещей.

Воспитание является самым важным фактором формирования нравственного

потенциала.

Не менее важным является собственное мнение человека, формирующее

взгляды

на

жизнь.

Собственное

мнение

изменяется

в

течение

всей

жизни

человека благодаря полученному опыту и извлечению полезных уроков.

Косвенным

фактором

является

влияние

общества.

Человек

в

любом

случае контактирует с другими людьми, которые умышлено или неумышленно

навязывают свое мнение и свои взгляды о нравственных ценностях. В данном

случае человек выбирает: принимать взгляды общества или же придерживаться

своих.

Важную

роль

в

формировании

нравственного

потенциала

молодежи

играет

военно-патриотическое

воспитание. Цель

военно-патриотического

воспитания —

развитие

у

молодежи

гражданственности,

патриотизма

как

важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у

нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному

проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной

и

других,

связанных

с

ней,

видов

государственной

службы,

верности

конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени,

высокой ответственности и дисциплинированности.

Военно-патриотическое

воспитание

в

России

в

основном

проявляется

через

прохождение

службы

в

армии.

В

армии

гражданину

присваивается

чувство патриотизма, раскрывается понятие долга перед государством. Служба

в армии представляет перспективу для военнообязанных граждан связать свою

жизнь с Вооруженными Силами РФ, что не только повышает численность

военнослужащих в России, но и усиливает уровень патриотизма в стране.

Ещё одним направлением военно-патриотического воспитания является

обучение

студентов

на

военных

кафедрах.

Это

позволяет

одновременно

получать

высшее

образование

на

интересующих

людей

гражданских

специальностях и осваивать азы военной науки. Военные кафедры так же

увеличивают престиж учебного заведения, поскольку наличие военной кафедры

способствует увеличению числа абитуриентов. Первые военные кафедры были

основаны ещё в СССР в 1926 году в связи с реформой ВС Союза ССР. Согласно

Постановлению ЦИК и СНК СССР была установлена допризывная подготовка,

в

которую

входило

180

часов

теоретической

подготовки

и

два

месяца

практической

подготовки

в

военных

лагерях.

Согласно

новой

программе

Генштаба ВС России с 2014 по 2015 год около восьми тысяч студентов были

готовы пройти военную подготовку. На 2017 год насчитывается 49 ВУЗов с

военными кафедрами.

Примером

может

послужить

военная

кафедра

Мо сковского

Технологического университета города Москвы. Под руководством начальника

военной кафедры Каргапольцева Аркадия Аркадьевича военная кафедра ведет

обучение офицеров запаса по пяти специальностям и солдат запаса.

Основной

задачей военной кафедры является:

реализация программ военной подготовки офицеров и солдат запаса по

военно-учетным специальностям

участие

в

проведении

воспитательной

работы

и

работы

по

военно-

профессиональной ориентации молодежи.

На

своем

личном

примере

педагогический

состав

показывает

всю

сущность патриотизма и нравственного потенциала. Привлекая учащихся к

торжественным мероприятиям, показывая документальные фильмы на занятиях

весь

педагогический

состав

не

только

дает

качественные

знания

по

определенным специальностям, но и показывает важность патриотизма, а так

же прививает чувство долга перед своим государством.

И тем не менее нравственный потенциал молодого поколения необходимо

поддерживать

и

развивать

в

настоящее

время.

Один

из

путей

повышения

нравственного

потенциала

страны

усиление

культурного

воспитания

молодежи. На 2017 год федеральным бюджетом выделено 93 млрд. рублей на

расходную статью «культура». Соответственно на один субъект РФ приходится

около

1.09

млрд.

рублей.

Этого

более

чем

достаточно

для

организации

р а з л и ч н ы х

кул ьту р н ы х

м е р о п р и я т и й ,

п о з в ол я ю щ и х

н а гл я д н о

продемонстрировать

необходимость

патриотизма

в

стране,

показать,

что

Россию есть за что любить и чем гордиться. Так же необходимо улучить

качество образования в стране. Для этого необходимо рассмотреть ряд реформ,

направленных

на

улучшение

структуры

образования.

В

первую

очередь

необходимо

увеличить

количество

бюджетных

мест

в

высших

учебных

заведениях,

что

предо ст авит

большую

перспективу

о бу ч е н и я

высококвалифицированных

специалистов.

А

так

же

обе спечить

педагогический состав. Так как от уровня знаний преподавателей зависит на

сколько качественно будет обучено молодое поколение.

Так

же

путем

повышения

нравственного

потенциала

является

патриотическое

воспитание

молодежи.

В

России

существуют

военно-

патриотические клубы – некоммерческие общественные организации, которые

занимаются

подготовкой

к

службе

в

вооруженных

силах

молодежи,

пропагандой здорового образа жизни. Военно-патриотические клубы появились

как форма народной инициативы в ответ на рост негативных тенденций как в

среде молодежи, так и в вооруженных силах. Только в Москве начитывается

около 85 организаций, среди которых наиболее известными являются:

Военно-

патриотический

клуб

в

честь

героев

Белого

движения

Дружина

«Доброволец», Православный

военно-патриотический

клуб

«Пересвет-М»,

Никольская

дружина

и

другие.

В

целом

по

России

свою

деятельность

осуществляют около 506 военно-патриотических клубов.

Исходя

из

вышесказанного,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

автору

удалость

определить

факторы

формирования

нравственного

потенциала

молодежи,

роль

военно-патриотического

воспитания

в

формировании

нравственного

потенциала

и

рассмотреть

возможные

способы

увеличения

нравственного

потенциала

молодого

поколения.

Тем

самым

выполнить

поставленную ранее цель.



В раздел образования