Автор: Хулелидзе Нуну Габоевна
Должность: преподаватель хирургических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Сочинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Сочи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Местная хирургическая патология (раны) и ее лечение"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сочинский медицинский колледж»
министерства здравоохранения краснодарского края
Утверждаю
Зам.директора по УР
Методическая разработка практического занятия
Тема: Местная хирургическая патология (раны) и ее
лечение»
Дисциплина__ПМ 02. Р.3. Сестринский уход при
заболеваниях хирургического профиля
Специальность_34.02.01_Сестринское дело_______
Составитель__Хуле
лидзе Нуну Габоевна – преподаватель хирургических
дисциплин.
Сочи 2018
Рассмотрено на заседании ЦК
Протокол №_____от __________
Председатель ЦК______________
Согласованно:
Методист_____________________
Рецензент_______________________________________________________
Содержание:
1 Пояснительная записка
2 Технологическая карта
3 Перечень формируемых компетенций
4 Введение (мотивация)
5 Исходный контроль уровня знаний
6 Основная (практическая) часть
7 Итоговый контроль
8 Приложения
1. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс на тему «Местная хирургическая патология
(раны) и ее лечение» составлен на проведение лекционного и практического
занятия со студентами второго курса специальности «Сестринское дело».
Данные занятия имеют значение в изучении одного из важнейших разделов
хирургических болезней: «Открытые повреждения-раны».
Тема: «Открытые повреждения-раны» в плане изучения следует за темой
«Переливание крови». Эти темы помогут лучше разобраться в важности знания
клиники, диагностики, доврачебной помощи и лечении открытых травм.
На лекционное занятие отводится 180 минут. Задачей его является разъяснение
теоретических положений по теме с использованием проблемных ситуаций и
средств наглядности. Это позволяет освоению материала и развитию логического
мышления.
Практическое занятие проводится после изучения теоретического материала.
На него отводится 270 минут.
Структура и дидактические возможности его позволяют преподавателю
наиболее обстоятельно изучить материал по теме, закрепить теоретические
знания, практические умения, полученные при изучении других тем. Имеющие
знания и практические умения, дают возможность подвести студентов к
самостоятельным логическим выводам.
Только опираясь на практику, знания могут стать личными убеждениями
студентов и перейти в навыки и умения.
Практические занятия проводятся в стационаре, что позволяет обеспечить
выполнение целей и задач, и обеспечить самостоятельную работу у постели
больного.
Технологическая карта практического занятия
Дисциплина (профессиональный модуль) ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и
реабилитационном
процессах
Раздел
–
Сестринский
уход
при
заболеваниях
хирургического профиля ______
Специальность _Сестринское дело_34.02.01_____________________________________
Курс _2____ Семестр _4_______________________________________________________
Тема _»Местная хирургическая патология (раны) и ее лечение»
Группы/подгруппы _21-22 группы____________________________________
Преподаватель __Хулелидзе Н.Г.____________________________________
Продолжительность __270 минут Место проведения - хирургическое отделение
Цели учебного занятия:
Образовательная:
Познакомить студентов с классификацией ран, их признаками, неотложной помощью,
лечением, с проблемами пациентов с ранами и их решением
_________________
Развивающая:
Развить клиническое мышление, внимательность, умение анализировать
Воспитательная:
Выработать чувство ответственности у студентов за жизнь и здоровье пациентов
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Знать:
Классификацию, неотложную помощь, лечение пациентов с ранами, ___________
Уметь:
Правильно
определить
вид
ран,
оказывать
неотложную
помощь,
распознать
осложнения
ран,
предупредить их, выявлять и решать проблемы пациентов с ранами. Уметь наложение различных повязок.
Снимать швы. Введение анатоксина и ПСС
Иметь практический опыт:
собрать набор инструментов для ПХО раны, наложения и снятия швов,
инструментальной перевязки ран_____________________
Образовательные технологии:
проблемного
обучения,
мультимедийная,
тренировочная,
малыми
группами,
элементы
деловой
игры
_________________
Методы
и
приемы
обучения: Фронтально-индивидуальный опрос, элементы дидактической и деловой
игры, решение клинических задач и задач с избыточными данными___________________
Средства обучения:
Учебно-наглядные
и
натуральные
пособия,
раздаточный
материал:
муляжи,
перевязочный
матерял, больные с ранами, истории болезни______________________
Технические средства обучения:
видеофильмы_______________
Электронные
ресурсы
(мультимедийные
презентации,
обучающие
программы
и
тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):
Интернет-ресурсы, мультимедийные презентации __________________
Литература:
Основные учебные издания:
З.В. Дмитриева, А.А. Кошелев, И.И. Теплова Хирургия с основами
реаниматологии (общая и частная хирургия).
Хулелидзе Н.Г. Учебные пособия: 1. «Сестринское дело в хирургии» - лекции (Общая и частная
хирургия), 2. «Диагностика острых хирургических заболеваний живота», 3. «Хирургические манипуляции».
4. «Сестринское дело в хирургии». Ч 1 и 2 (пособие для самоподготовки студентов к занятиям)
Ю.А. Нестеренко Хирургические болезни. А.В. Сыромятников, М.С.Брукман Руководство к практическим
занятиям по хирургии.
Дополнительная литература:
С.Н.Муратов Хирургические болезни с уходом за больными
Межпредметные и внутрипредметные связи
:
Межпредметные
связи:
Анатомия
–
строение
кожи.
Физиология-
функция
кожи.
Фармакология
–
антисептики, водорастворимые и неводорастворимые мази
Внутрипредметные связи
:
Кровотечение. Профилактика хирургической инфекции. Обезболивание.
Инструментарии.
Хронологическая карта занятия
№
Этапы учебного занятия
Время (минуты)
1.
Организационный момент.
3
2.
Постановка целей, начальная мотивация.
7
3.
Определение исходного уровня знаний.
30
4.
Вводный инструктаж.
10
5.
Самостоятельная работа.
177
6.
Заключительный инструктаж.
15
7.
Заполнение дневников и др.
10
8.
Подведение итогов.
10
9.
Задания для самостоятельной работы студентов.
3
10.
Уборка рабочего места.
5
Определение исходного уровня знаний:
Фронтально-индивидуальный опрос: 1. Определение – рана? 2. Классификация ран. 3. Признаки случайных
ран. 4. Неотложная помощь при случайных ранах. 5. Лечение случайных ран. 6. ПХО раны. 7. Набор
инструментов для ПХО раны, наложения и снятия швов. 8. Признаки гнойных ран. 8. Лечение гнойных ран.
9.Уход за пациентами с решением проблем
Вводный инструктаж:
рассказать задачи практического занятия (чему должны научиться на данном
практическом занятии)
Самостоятельная работа студентов:
студенты отрабатывают манипуляции, меняются ролями:
Заключительный инструктаж:
Проводит тест - эталоновый контроль, решение ситуационных задач. Элементы деловой игры (см
раздаточные карты). Предлагает разобрать динамические плакаты (см. динамический плакат- этапы ПХО).
-чему научились
-что самостоятельно выполняли
-в чем участвовали
Подведение
итогов:
Преподаватель
отмечает
реализации
целей
практического
занятия,
усвоение
учебного
материала,
умение
студентами
использовать
теоретические
знания
при
разборе
ситуации
на
практике. Отмечается лучшие ответы.
Подчеркивает значение полученных знаний для применения их в практике.
Ставит мотивированные оценки студентам. Отмечает активных студентов и нуждающихся в помощи.
Задания для самостоятельной работы студентов:
задания для группы:
Тема: «Периоперативный период»
индивидуальные задания -
подготовить рефераты: « Подготовка к операции пожилых пациентов»
«Подготовка к операции детей», «Подготовка к операции ослабленных» «Послеоперационные осложнения
раны»
3 Формируемые компетенции
Компетенция (ОК, ПК)
Вид работы.
ПК
2.6 Ведение документации
Заполнение титульного листа
истории болезни стационарного
больного
ПК
2.4 Применение
лекарственных средств.
Разведение антибиотиков
4 Введение (мотивация)
Раны всегда были и остаются актуальным вопросом для хирургов.
Оказание своевременной качественной доврачебной помощи при ранах имеет
огромное значение для дальнейшего течения раневого процесса и исхода
повреждения. Поэтому медсестра обязана уметь правильно оказать первую
доврачебную помощь, подготовить пациента и необходимый инструментарий к
операции и помочь хирургу в проведении первичной хирургической обработки
раны (она должна знать, что эта операция до сих пор остается единственной для
профилактики хирургической инфекции при случайных ранах).
Медсестра обязана грамотно проводить уход за пациентами с ранами в
зависимости от фазы ран и решать проблемы пациента.
В процессе изучения материала медсестре необходимо применить знания по
ранее изученным темам: «Профилактика хирургической инфекции»,
«Кровотечение», «Обезболивание» и т.д. Это даст возможность еще раз
закрепить знания, полученные по этим темам, что поможет медсестре правильно
оценить обстановку и решить задачи, стоящие перед ней в различных ситуациях.
Только опираясь на практику, знания могут стать личными убеждениями студентов
и перейти в навыки и умения.
Цели учебного занятия:
Образовательные
1. Усвоить виды ран: классификация, признаки ран.
2. Освоить умения по оказанию неотложной помощи при ранах
3. Научиться оказывать помощь хирургу при проведении ПХО раны.
4. Усвоить лечение асептических и гнойных ран по фазам
5. Уметь правильно выбрать элементы ухода за больными с гнойными ранами
с решением проблем.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Выработать у студентов чувство ответственности за здоровье и жизнь
больного.
Выработать у студентов чувство ответственности за своевременное
правильное оказание первой помощи и соблюдение асептики, что имеет
значение не только по отношению к этому больному, но и в предупреждении
внутрибольничной инфекции.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать клиническое мышление, сострадание к больным, внимательность,
наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять.
Связь нового материала с уже изученным:
Межпредметные связи: - фармакология – антисептики, обезболивающие;
- анатомия – строение кожи;
- микробиология – микробы, вызывающие нагноение раны.
- патология - воспаление
- физиология- функция кожи.
Внутрипредметные связи:
- «Обезболивание» - наркоз, инфильтрационная анестезия
- «Профилактика хирургической инфекции – асептика и антисептика.
- «Кровотечение» - признаки, гемостаз.
- Инструментарии – наборы для ПХО, наложения и снятии швов.
- Десмургия - повязки на различные области тела.
В) Связь с жизнью –
Привести сравнения заживления асептических, инфицированных и
гнойных ран от характера повреждения, сроков лечения, сопутствующих
заболеваний (диабет, авитаминоз и т.д.)
Хронологическая карта занятия
№
Этапы учебного занятия
Время (минуты)
1.
Организационный момент.
3
2.
Постановка целей, начальная мотивация.
7
3.
Определение исходного уровня знаний.
30
4.
Вводный инструктаж.
10
5.
Самостоятельная работа.
177
6.
Заключительный инструктаж.
15
7.
Заполнение дневников и др.
10
8.
Подведение итогов.
10
9.
Задания для самостоятельной работы студентов.
3
10.
Уборка рабочего места.
5
I.
Оснащение занятия
:
Чистая и гнойная перевязочные
Палаты
Больные по теме
Процедурная
Перевязочный материал, инструментарий, антисептики
Операционная
ПСС, анатоксин
Клинические задачи
Раздаточные карточки
Кроссворды
Презентация
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Определение и классификацию ран;
2. Симптомы случайных ран;
3. Заживление ран;
4. Доврачебную помощь при ранах;
5. Лечение случайных ран;
6. Клинику гнойных ран;
7. Лечение гнойных ран;
8. Профилактику столбняка.
9. Инструменты для ПХО раны, для наложения и снятия швов.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. Правильно определить вид случайных ран;
2. Оказывать помощь хирургу при ПХО раны;
3. Распознать осложнения ран: нагноение, кровотечение, эвентрация;
4. Определить фазы гнойных ран;
5. Правильно выбрать лечение гнойных ран по фазам;
6. Снимать швы;
7. Инструментальную перевязку ран
8. Наложение различных повязок;
9. Введение ПСС и анатоксина.
9. Введение дренажей и их удаление.
10 Туалет раны.
11 Уметь выявлять и решать проблемы пациента с ранами.
План и хронокарта практического занятия.
Ход практического занятия.
№№
ПП
Планируемая деятельность
преподавателя
время
Деятельность
студентов
Методическое обоснование
1
2
3
4
5
1.
Организационная часть:
-проверка внешнего вида
студентов, отметка
отсутствующих;
-проверка готовности
группы к занятию, отметка
даты и темы в журнале.
3
Должны быть в
медицинской
форме, дежурный
перед началом
занятия проверяет
готовность группы к
занятию и
докладывает.
Для воспитания
организованности,
дисциплинированности.
Осуществляется
психологическая подготовка
к учебной деятельности.
2.
Сообщение плана, целей
занятия. Называет тему,
план проведения занятия,
цели:
-приготовить рабочее
место – накрыть
стерильные столы в чистой
и гнойной перевязочных;
- участвовать в перевязках
и в уходе за больными,
решать их проблемы;
- работа в операционной.
7
Записывают в
дневниках тему,
цели занятия
Для активации и
целенаправленности
мышления студентов на
данную тему. Для обобщения
содержания занятия.
3.
Начальная мотивация
учебной деятельности.
Преподаватель отвечает на
вопросы студентов, если
они возникли в процессе
подготовки к занятию.
Подчеркивает значение
изучаемой темы для
будущей практической
деятельности.
5
Должны четко
представить
значение темы для
практической
деятельности.
Формирует познавательный
интерес у студентов.
4.
Актуализация опорных
знаний (определение
исходного уровня знаний)
– цель - выяснить степень
усвоения студентами
теории по теме «Раны».
- закрепить знания по
изученным темам –
кровотечение,
профилактика
хирургической инфекции и
т.д.
Проводит в форме
фронтального опроса (см
вопросы), предлагает
решить задачи (№1, №,2).
25
Отвечают на
вопросы,
дополняют друг
друга. Решают
задачи, алгоритмы.
Определение исходного
уровня знаний и активации
внимания студентов.
Проверка уровня
подготовленности к занятию.
5.
Вводный инструктаж –
объясняет, чему должны
научиться на этом занятии
(см. раздаточные карты)
Показ манипуляции.
10
Наблюдает за
деятельностью
преподавателя, если
возникают вопросы,
то задают их.
Развивает внимательность,
наблюдательность.
Проводится с целью лучшего
запоминания и развития
практических умений
6.
Самостоятельная работа
студентов.
Преподаватель проводит
вводный инструктаж:
рассказывает задачи
практического занятия –
чему должны научиться на
этом практическом
занятии.
Провести туалет ран:
-мытье окружности раны,
-смазывание кожи,
-промывание раны,
-высушивание раны
салфетками,
-наложение асептической
повязки,
-введение дренажей, если
нужно.
Научиться перевязывать
рану инструментами.
Овладеть техникой
наложения и снятия швов.
Введение ПСС и
анатоксина.
Научиться по анализам, Т˚
и местным признакам
оценить состояние раны.
Преподаватель делит
группу на звенья по 2-3
чел., чтобы в каждой были
«активные» и «ленивые»
студенты. Каждому звену
разъясняет цели и задачи
работы (см. раздаточные
карты).
Преподаватель наблюдает
за работой студентов,
проводит текущий
инструктаж, показывает
манипуляции, исправляет
допущенные ошибки,
помогает.
175'
Студенты
выполняют задание
поочередно, работая
в палатах, в
процедурной, в
перевязочных, в
операционной
(см.раздаточные
карточки для
практического
занятия).
Проводятся с целью лучшего
усвоения, запоминания и
развития практических
умений.
7.
Заключительный
инструктаж.
Закрепление материала.
Проводит тест -
эталоновый контроль,
решение ситуационных
задач (№ 3,4 ). Элементы
деловой игры (см
раздаточные карты).
-чему научились
-что самостоятельно
выполняли
-в чем участвовали
-на что обратили внимание
15'
Решают задачи,
тесты, изучают
динамические
плакаты. Деловая
игра.
Формирование сознательного
отношения к учебе, контроль
закрепления знаний и
умений, приобретенных на
занятии.
8.
Заполнение дневников.
Проверяет дневники и
подписывает.
10'
Заполняют
дневники, сдают на
проверку.
Формирует навыки
сознательного отношения к
учебе.
9.
Подведение итогов
занятия.
Подводит итоги работы
группы и выставляет
мотивированные оценки
каждому студенту.
Оценивает студентов.
Отмечает активных
студентов.
Отмечает нуждающихся в
помощи.
Отмечает, выполнены ли
цели занятия.
Дает общую оценку
занятия.
5
Студенты могут
участвовать в
оценке друг друга,
задают вопросы.
Оценка и корректировка
знаний студентов.
10.
Домашнее задание.
Подготовка к следующему
практическому занятию по
теме: «Предоперационный
период». Указывает, на что
обратить внимание,
выбрать главное,
основное.
3'
Записывают тему
домашнего задания,
приводят в порядок
помещение и свои
рабочие места.
Развивает
дисциплинированность и
ответственность.
11.
Окончание занятия.
Уборка рабочего места
Преподаватель прощается
со студентами.
5'
Убирают
помещение,
прощаются с
преподавателем и
уходят.
Формирование нравственного
облика и культуры поведения.
Вопросы для самостоятельной подготовки студентов к
практическому занятию
1. Какие задачи первой доврачебной помощи при случайных ранах?
2. Какая задача ПХО раны?
3. Какие пути проникновения инфекции в рану?
4. Как узнать, что рана нагноилась?
5. Что сделать, если появились признаки нагноения раны?
6. Когда можно наложить вторичные швы?
7. Можно ли наложить вторичные швы, если края раны омозолевшие?
8. Можно ли иссекать ткани в области головы, лица, кистей?
9. Какую иммунизацию надо проводить при случайных ранах?
10. Чем лучше промыть рану, если:
в ране анаэробная инфекция?
в ране синегнойная палочка?
11. Чем обрабатывается кожа?
12. Какая задача в лечении 1 фазы гнойных ран?
13. Какие дренажи знаете?
14. В чем смачивается марлевый тампон?
15. Какая задача лечения во 2 фазе гнойных ран, и какими путями достигается?
16. Что можно использовать для ускорения очищения раны?
17. Что применяется для повышения иммунобиологических свойств организма?
18. Как называются швы, которые накладываются сразу после ПХО?
19. Можно ли при ПХО ограничиться только удалением кожи?
20. К чему может привести плохая обработка мышц?
21. Имеется ли значение плохая остановка кровотечения в развитии инфекции?
22. Когда накладываются первичные, первично-отсроченные и вторичные швы?
23. Имеет ли значение своевременное раскрытие и дренирование ран для
нагноения раны?
24. Отличаются ли понятия «хирургическая обработка» и «туалет раны»?
25. Какие вы знаете ПХО?
26. Какие вы знаете, вторичные швы, и при каких из них приходится иссекать
края раны?
27. Условия для развития инфекции в ране?
28. Нужно ли проводить ПХО ссадин, царапин, множественных непроникающих
мелкоосколочных, точечных, неосложненных пулевых ран мягких тканей?
29. Когда можно применить свободную кожную пластику?
30. Когда возникает синдром взаимного отягощения?
31. Отличие первичного заживления от вторичного заживления?
32. Когда накладывают вторичные швы?
Задача с избыточными данными.
Цель – выбрать правильно признаки, характерные для каждой раны
Студенты выбирают и обосновывают, какой ране соответствует каждая группа признаков,
т.е. решают проблему с избыточными данными. Это способствует развитию клинического
мышления.
СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛУЧАЙНЫЕ РАНЫ ГНОЙНЫЕ РАНЫ
1. Местная температура
2. Кровотечение из раны
3. Припухлость
4. Гнойное отделяемое из раны
5. Общая температура
6. Боль в ране
7. Рвота
8. Озноб
9. Зияние раны
10. Пульсирующая боль в ране
11. Лейкоцитоз
ПРИМЕЧАНИЕ: отметить крестиком в правой половине симптомы,
характерные для случайных и гнойных ран.
ЭТАЛОНЫ:
Случайные раны: 2, 6, 9.
Гнойные раны: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11.
Тесты (первого уровня)
1. Нужно ли при случайных ранах проводить профилактику столбняка?
а) да
б) нет
2. Может ли рана осложниться кровотечением?
а) да
б) нет
3. Может ли рана осложниться нагноением?
а) да
б) нет
4. Может ли несоблюдение асептики быть причиной нагноения раны?
а) да
б) нет
5. Может ли рана быть причиной смерти больного?
а) да
б) нет
6. Может ли гнойная рана быть причиной сепсиса?
а) да
б) нет
Тесты (второго уровня)
1.Рана – это:
а) воспаление слизистых и кожи
б) нарушение целости костей
в
)
нарушение целости кожи и глублежащих тканей
2.Сквозная рана – когда:
а) пуля входит и остается в организме
б) пуля входит и выходит из организма
в) пуля проходит по касательной грудной клетки
3.Резаная рана – когда:
а) края раны ровные
б) когда имеются размозжение тканей
в) отслоение на большом протяжении кожа с подкожной клетчаткой
4.Скальпированная рана – когда:
а) края раны размозженные
б) края раны ровные
в) на большом протяжении отслоены кожа с подкожной клетчаткой
Эталоны тестов
Приложение № Приложение №
1. да 1. б
2. да 2. б
3. да 3. а
4. да 4. б
5. да
6. да
Приложение №
1 в
2 б
3 а
4 в
Открытые тесты:
1. Для наложения швов используются инструменты:
а)
б)
в)
г)
2. Для снятия швов используются инструменты:
а)
б)
3. Активная иммунизация столбняка проводится:
а)
4. Рану можно промыть:
а)
б)
в)
г)
5. Кожу вокруг раны можно обработать:
а)
б)
в)
г)
6. Протеолитические ферменты используются в фазе:
а)
7. . Местные признаки гнойных ран:
а)
б)
в)
г)
д)
8. Дренажи используются в фазе:
а)
9. Водорастворимые мази используются в фазе:
а)
10. Фазы гнойных ран:
а)
б)
в)
11. Виды заживления ран:
а)
б)
в)
Эталоны открытых тестов.
а) хирургический пинцет
б) иглодержатель
в) иглы
г) ножницы
№ 2
а) анатомический пинцет
б) остроконечные ножницы
№ 3
а) анатоксином
№ 4
а) перекисью водорода 3%
б) диоксидином
г) димексидом
д) водным р-ром хлоргексидина 0,05%
№ 5
а) йодонатом
б) йодопироном
в) спиртом
г) хлоргексидином (спиртов. р-ром 0,5%)
№ 6 гидратация
№ 7
а) боль
б) припухлость
в) гиперемия
г) повышение Т
д) нарушение функции
№ 8 гидратация
№ 9 гидратация
№ 10
а) гидратация
б) дегидратация
в) эпителизация
№ 11
а) первичным натяжением
б) вторичным натяжением
в) под струпом
Обучающая задача.
Вы – медсестра скорой помощи. К вам обратился пациент 50 лет с жалобами на рану в
области голени, боль и температуру 38˚С. Определите состояние пациента, обоснуйте его,
окажите неотложную помощь и решите, как поступить с пациентом?
Алгоритм решения.
1. УТОЧНЕНИЕ ЖАЛОБ И АНАМНЕЗА ЗАБОЛЕВАНИЯ
Алгоритм действия:
I
. Уточнение жалоб и анамнеза заболевания.
если
1. 1.Что произошло с пациентом?
2. Где была оказана неотложная помощь,
и какая?
3. Когда усилились боли в ране?
4. Характер болей.
5. Когда повысилась Т˚?
6. Сопровождается ли Т˚ ознобом?
1. 5 дней назад получил автотравму.
2. К врачу не обращался, занимался
самолечением.
3. Вчера усилились боли в области раны.
4. Боль пульсирующая.
5. Вчера же повысилась Т до 38˚С.
6. Вечером отмечал озноб.
II. Уточнение анамнеза жизни. если
1. Перенесённые заболевания?
1.Болеет сахарным диабетом.
Вывод: проблема скальпированная рана голени, можно думать о нагноении
раны.
III.Уточнение объективных данных если
1. Кожные покровы?
2. Пульс и АД?
3. Легкие и сердце?
4. Характер раны?
5.Наличие гиперемии вокруг раны:
-припухлость
-повышение Т
-отделяемое
-болезненность
1. Розовые
2.
Пульс 86 уд. в 1 мин., АД 120/70
3.
В легких – везикулярное дыхание, тоны сердца
ясны
4.
На протяжении 12×8 см. кожа с подкожной
клетчаткой отслоены.
5.
В области раны:
-кожа гиперемирована
-здесь же припухлость
-местно кожа горячая на ощупь
-имеется гнойное отделяемое
-пальпаторно - болезненность
Вывод: проблема пациента - скальпированная рана голени с нагноением
IV. Дополнительные и лабораторные методы обследования больного, которые
необходимо назначить:
если
1. Общий анализ крови
2.. Бакпосев отделяемого из раны
3.
Сахар крови
1. Для суждения о воспалительном процессе.
2. Для определения чувствительности микробов к
антибиотикам и для определения микробной
флоры отделяемого из раны.
3. Для назначения правильного лечения сахарного
диабета.
V. Результаты дополнительных исследований
если
1 ОАК
2 Бакпосев
3. Сахар крови
1. Лейкоцитов – 12400
2. Чувствительность к ампициллину; золотистый
стафилококк, синегнойная палочка
3. сахар крови - 8,8 ммоль
Вывод:
Проблема пациента: скальпированная гнойная рана голени.
Учитывая обширную гнойную рану, больной нуждается в стационарном
лечении, поэтому его необходимо направить в стационар.
Тренирующая задача
Вы – медсестра скорой помощи. К вам обратился пациент 50 лет с жалобами
на боль и рану в области правой голени, Т – 38˚С.
Определите состояние пациента, обоснуйте его, проведите дополнительные
обследования для уточнения диагноза, окажите неотложную помощь и решите,
где лечить пациента.
Алгоритм решения.
1. УТОЧНЕНИЕ ЖАЛОБ И АНАМНЕЗА ЗАБОЛЕВАНИЯ
Алгоритм действия:
I
. Уточнение жалоб и анамнеза заболевания.
если
1. 1.Что произошло с пациентом?
2. Где была оказана неотложная помощь,
и какая?
3. Когда усилились боли в ране?
4. Характер болей.
5. Когда повысилась Т˚?
6. Сопровождается ли Т˚ ознобом?
1
2.
3.
4.
5.
6.
II. Уточнение анамнеза жизни. если
1. Перенесённые заболевания?
1.
Вывод: проблема пациента?
III.Уточнение объективных данных если
1. Кожные покровы?
2. Пульс и АД?
3. Легкие и сердце?
4. Характер раны?
5.Наличие гиперемии вокруг раны:
-припухлость
-повышение Т
-отделяемое
-болезненность
1.
2.
3.
4.
5.
-
-
-
-
Вывод: проблема пациента?
IV. Дополнительные и лабораторные методы обследования больного, которые
необходимо назначить:
если
1. Общий анализ крови
2. Бакпосев отделяемого из раны
3. Сахар крови
1.
2.
3.
V. Результаты дополнительных исследований
если
1 ОАК
2 Бакпосев отделяемого из раны
3. Сахар крови
1.
2.
3.
Вывод: - Можно сделать вывод, что состояние больного связано с ?
Больной нуждается в ?
Задача № 3
В результате автоаварии у водителя имеется рана левого плеча размерами
3×10 см. с ровными краями, острыми углами. Из раны плеча обильное
кровотечение алого цвета. Пострадавший бледный, на правой руке пульс
частый, пульс на левой руке не определяется.
Определите состояние пациента. Дайте характеристику раны.
Перечислите мероприятия первой медицинской помощи.
Эталон № 3
У больного резаная рана, артериальное кровотечение, о чем говорят
объективные данные: рана с ровными краями, острыми углами. Кровь алого
цвета, пульс на конечности не определяется.
Необходимо:
1. Остановить кровотечение (наложить жгут)
2. Обработать кожу вокруг раны и наложить повязку.
3. Профилактика столбняка
4. Больного срочно госпитализировать.
Задача № 4
К Вам обратился сосед, у которого на 4 день после ПХО раны появилась Т˚
до 39˚С и пульсирующая боль в ране.
При осмотре: кожа вокруг раны гиперемирована, здесь имеется
припухлость и болезненность.
Определите состояние пациента.
Окажите неотложную помощь?
Эталон № 4
Учитывая Т˚ 39˚С, местно выраженные симптомы воспаления (гиперемия,
пульсирующая боль), рана нагноилась. Необходимо обратиться к врачу. Под
наблюдением врача снять 1-2 шва, развести края и произвести ревизию раны.
Если выделится гной, возможно, понадобится снятие всех швов. Дальнейшее
лечение, как гнойной раны (общее и местное по фазам). Промыть рану,
высушить, ввести дренаж и наложить повязку.
Методические указания для студентов к практическому занятию
(специальных дисциплины)
Дисциплина
(профессиональный
модуль)
ПМ
02
Участие
в
лечебно-диагностическом
и
реабилитационном процессах Раздел – Сестринский уход при заболеваниях хирургического профиля
____
Специальность _Сестринское дело___340201___________________________________
Курс _3___ Семестр _5_______________________________________________________
Продолжительность __270 минут Место проведения - хирургическое отделение
Тема «Местная хирургическая патология (раны) и ее лечение
Цели учебного занятия:
Образовательная:
усвоить
классификацию,
признаки,
неотложную
помощь,
лечение
случайных
и
гнойных ран. Уход с решением проблем пациентов с ранами. Закрепить наложение повязок на различные
участки тела.
Задачи:
1.
Научиться определять симптомы случайных и гнойных ран
2.
Закрепить умения по подготовке пациентов к экстренной операции
3.
Уметь выявлять и решать проблемы пациентов
По итогам занятия студент должен:
Знать:
классификацию, признаки, неотложную помощь и лечение случайных и гнойных ран.______
Уметь:
определять симптомы случайных и гнойных ран, подготовку пациентов к экстренным операциям,
собрать инструментарий для наложения и снятия швов, наложение повязок на различные участки тела.
Набор для ПХО раны. Выявлять и решать проблемы пациентов с ранами
______________
Иметь практический опыт:
определять симптомы случайных и гнойных ран; собрать инструментарий
для ПХО раны; наложения и снятия швов; снимать швы; готовить пациентов к экстренным операциям.
Оснащение: –
больные по теме, истории болезни, перевязочные, процедурная, палаты,
инструментарий, раздаточные карточки для практического занятия, клинические задачи, кроссворды,
динамический плакат (этапы ПХО).
Литература:
Основные учебные издания:
Конспект лекции.
З.В. Дмитриева, А.А. Кошелев, А.И. Теплова Хирургия с основами реаниматологии. Общая и частная
хирургия. Санкт-Петербург. 2001.
Хулелидзе Н.Г. Учебные пособия: 1. «Сестринское дело в хирургии» - лекции (Общая и частная
хирургия), 2. «Диагностика острых хирургических заболеваний живота», 3. «Хирургические манипуляции».
4. «Сестринское дело в хирургии». Ч 1 и 2 (пособие для самоподготовки студентов к занятиям)
Дополнительная литература:
С. М. Муратов. Хирургические болезни с уходом за больными. Москва.1981.ст.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний:
1.
Понятие – рана
.
2. Классификация и клиника случайных и гнойных ран. 3. Неотложная помощь и лечение
случайных и гнойных ран. 4. Подготовка пациентов к экстренной операции. 5. Уход с решением проблем
пациентов с ранами.
Самостоятельная работа на занятии:
1.
Работа на палатах.
1.Кормление тяжелобольных. 2. Постановка клизм. 3. Катетеризация мочевого пузыря. 4. Разведение
лекарств. 5. Беседа по профилактике осложнений. 6. Уход за дренажами. 7. Разбор истории болезни (уметь
по анализам оценить состояние раны)
П. Работа в перевязочных (в гнойной и чистой)
1. Студенты сами накрывают стол (стерильный, соблюдая все правила асептики - мытье рук, одевание
стерилизованного халата и перчаток). 2. Снимают повязки, обрабатывают кожу вокруг раны, накладывают
новую повязку и фиксируют лейкопластырем, марлевым бинтом, сетчатым бинтом и т.д. 3. Готовят
инструменты для снятия швов. Определяя сроки снятия швов, сами снимают швы. 4. Определяют по
характеру раны вид заживления раны. 5. Работа у стерильного стола (инструментальная перевязка ран -
подача инструментов, перевязочного материала инструментами). 6. Разобрать больных с дренажами – виды
дренирования (установить сроки удаления дренажей и удалить дренажи)
Ш. Работа в операционной
Если есть операция – ПХО. Студенты присутствуют на операции (выдаются карточки).
1У. Работа в процедурном кабинете. 1. Студенты заполняют системы. 2. Разводят антибиотики.
3. Под руководством преподавателя или хирурга определяют группу крови и резус – фактор больного и
донора, проводят пробы перед переливанием крови. 4. Переливают кровь и кровезаменители под
наблюдением преподавателя и хирурга.
Зачетная манипуляция:
1.
Проведение туалета ран.
2.
Составить набор инструментов для ПХО
3.
Наложение мягких повязок на различные части тела.
4.
Снятие швов.
5.
Временные способы остановки кровотечения.
6.
Инструментальная перевязка раны
Объем заполнения дневников:
отметить: в чем участвовали, при чем присутствовали, что самостоятельно делали. На что обратили
внимание.
Домашнее задание:
Литература:
З.В. Дмитриева, А.А. Кошелев, А.И. Теплова Хирургия с основами реаниматологии. Общая
и частная хирургия. Санкт-Петербург. 2001.
Хулелидзе Н.Г. Учебные пособия: 1. «Сестринское дело в хирургии» - лекции (Общая и частная хирургия),
2. «Диагностика острых хирургических заболеваний живота», 3. «Хирургические манипуляции».
4. «Сестринское дело в хирургии». Ч 1 и 2 (пособие для самоподготовки студентов к занятиям)
С. М. Муратов. Хирургические болезни с уходом за больными. Москва.1981.ст.
План самостоятельной работы студентов.
№№
ПП
Место проведения
занятия
Описание работы студентов
цели
время
1
2
3
4
5
1.
Учебная комната
Фронтальный опрос.
Решение клинических задач, тестов
Подготовка студентов
к работе.
2.
Хирургическое
отделение.
Операционная.
Самостоятельная
работа.
Палаты.
Чистая
перевязочная
Если есть операция – ПХО.
Студенты присутствуют на
операции (выдаются карточки).
1.Кормление тяжелобольных
2. Постановка клизм
3. Катетеризация мочевого пузыря
4. Разведение лекарств
5. Беседа по профилактике
осложнений
6. Уход за дренажами
7. Разбор истории болезни (уметь
по анализам оценить состояние
раны)
1. Студенты сами накрывают стол
(стерильный, соблюдая все правила
асептики - мытье рук, одевание
стерилизованного халата и
перчаток).
2. Снимают повязки, обрабатывают
кожу вокруг раны, накладывают
новую повязку и фиксируют
лейкопластырем, марлевым бинтом,
сетчатым бинтом и т.д.
3. Готовят инструменты для снятия
швов. Определяя сроки снятия
швов, сами снимают швы.
4. Определяют по характеру раны
вид заживления раны.
5. Работа у стерильного стола
(инструментальная перевязка ран -
подача инструментов,
перевязочного материала
инструментами).
Усвоить:
-виды обезболивания
-набор инструментов
для ПХО
-этапы ПХО
Закрепить изученные
умения (выдаются
карточки)
Выработать умение
обоснованно выбирать
способы ухода за
больными, вести
санпросвет, работу,
закрепить навыки по
изученным темам.
Усвоить виды
заживления раны,
освоить снятие швов,
инструментальную
перевязку ран.
Гнойная
перевязочная
Процедурная
1. Каждый студент дает
характеристику раны с
определением фазы раны и с
рекомендацией лечения в данной
фазе.
2. Выполняют самостоятельно
туалет раны и вводят дренажи при
необходимости.
3. Разобрать раны с нормальной
грануляцией и с гипергрануляцией.
Обратить внимание, когда
применять 5-10% ляпис.
4. Студенты работают у
стерильного стола
(инструментальная перевязка
раны), наложение различных
повязок.
5. Разобрать больных с дренажами
– виды дренирования (установить
сроки удаления дренажей и удалить
дренажи)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НАБЛЮДАЕТ
ЗА РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ!!!!
1. Студенты заполняют системы.
2. Разводят антибиотики.
3. Под руководством преподавателя
или хирурга определяют группу
крови и резус – фактор больного и
донора, проводят пробы перед
переливанием крови.
4. Переливают кровь и
кровезаменители под наблюдением
преподавателя и хирурга.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НАБЛЮДАЕТ
ЗА РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ!!!!
1.Усвоить фазы
гнойных ран.
2. Усвоить лечение ран
по фазам.
3. Закрепить
изученные умения.
Закрепить изученные
умения
3.
Учебная комната
1.Решение ситуационных задач.
2. Решение тестов,
графологических структур.
3. Разыгрывание элементов деловой
игры
3. Запись в дневниках о
проделанной работе (что видели, в
чем участвовали, что
самостоятельно выполняли).
Закрепить изученные
темы.
Ориентировочная карточка для самостоятельной подготовки
студентов к практическому занятию по теме: «Открытые
повреждения – раны».
№№
ПП
Вопросы
информации
Истоки
информации
Цели деятельности
Самоконтроль
1
2
3
4
5
1.
Рана – понятие
1.Повторить из анатомии слои
наружных мягких тканей.
1.Какие слои, и в
каком порядке
расположены
слои наружных
покровов тела?
2.
Классификация
ран.
2.Знать классификацию вообще
ран и знать классификацию
случайных ран.
2. Перечислите
все виды ран
согласно
классификации и
составьте
графологическую
структуру.
3.
Клиника
случайных ран.
3.Знать клинические проявления
случайных ран, чтобы распознать
их в своей работе и правильно
оказать доврачебную помощь.
3.Нарисовать
графструктуру
основных
признаков
случайных ран.
4.
Виды
заживления
ран.
4.Знать виды заживления ран.
4.Нарисовать
графологическую
структуру
заживления ран.
5.
Доврачебная
помощь при
ранах.
5.Знать доврачебную помощь
при ранах.
5.Составить
графологическую
структуру
доврачебной
помощи при
случайных ранах.
6.
Лечение
случайных ран.
6.Знать этапы ПХО раны.
6.Составить
графологическую
структуру:
а) этапов ПХО
раны;
б) инструментов
для ПХО;
в) для наложения
швов;
г) для снятия
швов;
д) виды швов.
7.
Гнойные раны.
7.Знать клинику гнойных ран.
7.Составить
графологическую
структуру
признаков
гнойных ран.
8.
Лечение
гнойных ран.
8.Знать общее и местное лечение
гнойных ран.
8.Составить
графологическую
структуру
лечения гнойных
ран.
9.
Уход за
больными с
гнойными
ранами.
9.Знать организацию
правильного ухода за больными с
гнойными ранами; значение
соблюдения асептики в
предупреждении
внутрибольничной инфекции.
Решать проблемы пациентов
9.Составить
реферат по уходу
за гнойными
ранами.
Раздаточные карточки для практических занятий.
КАРТА № 1
Работа в чистой перевязочной.
Цель: усвоить виды заживления раны.
- Освоить снятие швов.
- Освоить инструментальную перевязку больного.
Задачи:
1. Накрыть стерильный стол, соблюдая все правила асептики (мытье рук, одевание
стерилизованного халата, перчаток).
2. Снять повязку, обработать кожу вокруг раны, наложить новую повязку и фиксировать
марлей, лейкопластырем или сетчатым бинтом.
3. Приготовить инструменты для снятия швов.
4. Определить сроки снятия швов и снять швы.
5. Определить по характеру раны вид заживления раны.
6. Работа у стерильного стола (инструментальная перевязка раны).
ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ!!!
КАРТА № 2
Работа в процедурном кабинете.
Цель: закрепить умения и навыки, изученные ранее.
Задачи:
1. Заполнение систем.
2. Разведение антибиотиков.
3. Выполнение больным в/м, в/в вливаний, постановка капельниц.
4. Проведение проб перед переливанием крови.
5. Переливание крови и кровезаменителей под наблюдением хирурга и преподавателя .
6. Введение ПСС и анатоксина.
ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ!!!
КАРТА № 3
Работа в операционной.
Цель: усвоить этапы ПХО раны.
Закрепить изученные умения и навыки.
Задачи:
1. Укладка больного на операционном столе.
2. Обработка рук на хирургическом уровне.
3. Одевание хирурга и операционной сестры.
4. Наливание новокаина в стакан.
5. Обработка и обкладывание операционного поля.
6. Инфильтрационное обезболивание или наркоз.
7. Набор инструментов для ПХО раны. Подача инструментов..
8. Заряжение иглодержателя и подача его хирургу.
9. Определение вида временной и окончательной остановки кровотечения.
9. Участие в перекладывании на каталку и в перевозке больного в палату.
10. Участие в уборке операционной.
КАРТА № 4
Работа в гнойной перевязочной.
Цели: усвоить фазы гнойных ран и лечение их по фазам.
- Отработать умения по теме.
- Закрепить умения, изученные ранее
Задачи:
1. Накрыть стерильный стол.
2. Работа у стерильного стала (инструментальная перевязка больных).
3. Дать характеристику раны с определением фазы раны и лечение в данной фазе.
4. Провести самостоятельно туалет раны, ввести дренажи при необходимости.
5. Разобрать раны с нормальной грануляцией и с гипергрануляцией.
6. Наложение различных повязок.
7. Разбор больных с дренажами.
8.Удаление дренажей.
9. Снятие швов.
КАРТА№ 5
Работа в палатах.
Цель: закрепить умения по уходу за больными.
Задачи: разобрать своих больных по теме: определить состояние пациента, выявить
проблемы его и решить их. Оформить сестринский процесс.
1. Кормление тяжелобольных.
2. Постановка клизм.
3. Катетеризация мочевого пузыря.
4. Разведение лекарств.
5. Беседа по профилактике осложнений.
6. Уход за дренажами.
7. Разбор истории болезни
8. Решение проблем пациентов.
КАРТА № 6
Работа в учебной комнате
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.
Студенты решают на доске кроссворды, в которых предложены вопросы по
классификации, клиническим симптомам, лабораторной диагностике данного
заболевания.
Студенты команд поочередно заполняют клеточки в кроссворде. Остальные
студенты и члены жюри могут уточнять, дополнять и исправлять ответы.
Объявляется общий результат игры.
2. РЕШЕНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
a)
. На данном этапе проверяются знания студентов по теме: признаки
случайных и гнойных ран, неотложная помощь, уход за пациентами с
ранами с решением проблем. Предлагаются для решения 2 задачи: с
резаной раной левого плеча и послеоперационной гнойной раной живота.
Студенты дают характеристику ранам, выбрав опорные симптомы,
оценивают состояние пациента, проводят его обоснование, оказывают
неотложную помощь и решают сестринский процесс.
ЗАДАЧА
Пациент
находится
в
хирургическом
отделении
по
поводу
аппендэктомии.
Оперирован 3 дня назад. Послеоперационное течение без особенностей. Однако к вечеру
3-его дня поднялась температура до 37,8 С, появилось недомогание, озноб, пульсирующие
боли
в
области
послеоперационной
раны.
При
осмотре
послеоперационного
шва
отмечается отек, покраснение, 3 шва прорезались.
ЗАДАНИЯ
1.
Определите
проблемы
пациента;
сформулируйте
цели
и
составьте
план
сестринского
ухода
по
приоритетной
проблеме
с
мотивацией
каждого
сестринского
вмешательства.
2. Объясните пациенту характер осложнения, его возможные причины.
3. Снимите швы с раны.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
Настоящие проблемы пациента:
- пульсирующая боль в области послеоперационной раны;
- повышение температуры;
- покраснение и отек краев раны;
- нарушение целостности кожных покровов (послеоперационная рана).
Приоритетная проблема: пульсирующая боль в области послеоперационной раны
вследствие нагноения.
Цель
краткосрочная:
у
пациента
уменьшится
боль,
признаки
воспаления
в
послеоперационной ране.
План
Мотивация
1. М/с вызовет врача.
Для получения назначений
2. М/с обработает, по
назначению врача, кожу
вокруг раны.
Для предотвращения
распространения воспаления
3. М/с, по назначению врача, ,
снимет швы, наложит
повязку с гипертоническим
раствором.
Для обеспечения оттока гноя из
раны
4. М/с обеспечит наблюдение за
больным (пульс, ЧДД,
температура, АД).
Для контроля за общим
состоянием пациента
5. По назначению врача,
обеспечит курс
противовоспалительной
терапии.
Для снятия признаков
воспаления и дезинтоксикации.
Студенты снимают швы
Задача № 3
В результате автоаварии у водителя имеется рана левого плеча размерами
3×10 см. с ровными краями, острыми углами. Из раны плеча обильное
кровотечение алого цвета. Наложенная повязка промокла обильно алой кровью.
Пострадавший бледный, на правой руке пульс частый, пульс на левой руке не
определяется.
Определите состояние пациента. Дайте характеристику раны.
Перечислите мероприятия первой медицинской помощи.
Эталон № 3
У больного резаная рана, артериальное кровотечение, о чем говорят
объективные данные: рана с ровными краями, острыми углами. Кровь алого
цвета, пульс на конечности не определяется.
Необходимо:
1. Остановить кровотечение (наложить жгут)
2. Поменять повязку. Обработать кожу вокруг раны и наложить повязку.
3. Профилактика столбняка
4. Больного срочно госпитализировать.
3. ДЕЛОВАЯ ИГРА №1 «Пациент» - «Медсестра скорой помощи»»
Цель - контроль знаний по тактике ведения больных с ранами на различных
этапах лечения.
Участники игры:
1.
«Пациент»
2.
«Медсестра» скорой помощи
3.
«Медсестра» приемного отделения
4.
Жюри
Распределяются роли: «Пациент» - «медсестра скорой помощи»;
«Пациент»- «медсестра приемного отделения».
Роль получает каждый студент. В каждой команде «Пациенты» составляют
ситуационную задачу согласно указаниям преподавателя, который раздает
командам карточки, где указано: какое заболевание нужно обыграть и по
каким ролям (у пациента резаная рана с артериальным кровотечением)
«Медсестра» из одной команды начинает игру. К нему приходит «Пациент»
на прием из другой команды, который отвечает на вопросы «Медсестры».
Пациент излагает жалобы, данные анамнеза, клинических симптомов,
которые запрашивает «Медсестра». «Медсестра» делает записи в
амбулаторной карточке, определяет состояние пациента, оказывает
доврачебную помощь,
Жюри подводит итоги игры, рецензирует исполнение ролей студентами,
мотивируя выставленные оценки. Преподаватель оценивает работу жюри на
данном этапе занятия.
ДЕЛОВАЯ ИГРА №2 «Пациент» - «Медсестра приемного отделения»
Цель - контроль знаний по тактике ведения больных с ранами на различных
этапах лечения.
Участники игры:
1.«Пациент»
2. «Медсестра» скорой помощи
3 «Медсестра» приемного отделения
4. «Хирург» (в роли хирурга может преподаватель или студент)
5. Жюри
«Медсестра» приемного отделения принимает «Пациента» и решает, кого
вызвать в приемное отделение для осмотра «Пациента» (вызывает хирурга и
лаборанта, сама измеряет температуру, АД, Рs, ЧДД). После осмотра хирурга
и постановки диагноза «Медсестра» получает назначения от хирурга.
Медсестра составляет план подготовки «Пациента» к экстренной операции
или консервативному лечению (в зависимости от диагноза). Заполняет
документацию на пациента.
Жюри подводит итоги игры, рецензирует исполнение ролей студентами,
мотивируя выставленные оценки. Преподаватель оценивает работу жюри на
данном этапе занятия.
Деловая игра №3
«ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ»
ЦЕЛЬ
- оказать помощь ленивым студентам.
Участники игры:
1. «Аспиранты»
2. «Руководители»
3. «Жюри»
Группа делится на 3 подгруппы – команды. Каждая команда состоит из
одного ленивого – «Аспирант» и 2-х активных студентов –
«Руководители». «Аспирант» готовит «Диссертацию» по теме занятия
и будет защищаться перед всей группой. За защиту отвечают его
руководители.
При защите вопросы может задать любой студент, могут попросить решить
задачи, заполнить графологические структуры и т.д.
Если «Аспирант» не может ответить, отвечает его первый руководитель.
Если он не может ответить, тогда отвечает второй руководитель. Если и он не
может ответить, тогда отвечает кто-то из другой команды, за что им дается
дополнительный балл, а с первой команды снимается. «Аспирант» может не
защититься, тогда советуют доработать «Диссертацию». И переводят к тем
«Руководителям», чьи «Аспиранты» защитились.
Жюри оценивает ответы «Аспирантов» и работы «Руководителей»,
подсчитывает баллы и объявляет командам.
Преподаватель в роли арбитра.
4.Учебно-исследовательская работа
А).
ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ СТУДЕНТАМИ НА ТЕМУ:
- «Признаки случайных ран»,
- «Признаки гнойных ран».
Набор инструментов для снятия швов.
Оснащение:
1.
Корнцанг.
2.
Перевязочный материал, антисептик для обработки кожи.
3.
Пинцет анатомический.
4.
Ножницы остроконечные (или скальпель).
5.
Бинты или лейкопластырь.
Снятие швов
Показание:
заживление раны первичным натяжением или нагноение раны.
Внимание!
Манипуляция выполняется в перчатках.
1. Объяснить пациенту смысл манипуляции.
2. Уложить пациента на стол для перевязок лицом к себе.
3. Снимают повязку.
4. Обрабатывают в начале линию швов промокательными движениями кожным
антисептиком, а потом кожу вокруг раны.
5. Рядом с раной кладут салфетку.
6. Захватывают один конец узла (или узел) анатомическим пинцетом.
7. Подтягивают и выводят на 0,2 см подкожную часть нити (она белого цвета)
8. Подводят острую браншу ножниц (или скальпель) под узел и отрезают нить
по белой части.
9. Удаляют шов и кладут на салфеточку.
10. Обрабатывают антисептиком линию швов, а потом кожу вокруг.
11. Накладывают асептическую повязку.
Примечание:
все швы собирают на салфеточке и бросают в емкость для
использованного материала
Набор инструментов для наложения швов.
Показание: соединение тканей.
Оснащение:
1.
Корнцанг
2.
Перевязочный материал, антисептик для обработки кожи.
3.
Бельевые цапки.
4.
Шприц, стакан, новокаин (для местного обезболивания).
5.
Пинцет хирургический.
6.
Иглодержатель (Матье, Троянова, Гегара).
7.
Иглы - набор.
8.
Ножницы.
9.
Шовный материал.
10. Лейкопластырь.
Набор инструментов для ПХО раны:
Показание: случайные инфицированные раны.
1. Для обработки кожи - тупфер + антисептики
2. Для обезболивания – в зависимости от вида обезболивания – наркоз или местное
обезболивание
3. Инструментарий:
- бельевые цапки
-скальпели не менее 2
- кровоостанавливающие зажимы
- зонды
- крючки
- ножницы
- пинцеты
- иглы Дешана
- иглы хирургические, иглодержатели (шовный материал)
- кусачки, долото, распатор Фарабефа (если дно раны кость)