"Создание эффективного коррекционно-образовательного подхода в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта"
Автор: Курочкина Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад №139 "Облачко" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Создание эффективного коррекционно-образовательного подхода в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта" Раздел: дошкольное образование
.
Курочкина Ирина Владимировна, воспитатель
Важнейшей задачей в работе с детьми с нарушением интеллекта всегда
было обеспечение
максимального
уровня
физического, умственного и
нравственного
развития.
Работа
педагогов
должна
быть
направлена
на
коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
В нашем детском саду функционируют 2 группы для детей с нарушением
интеллекта. Уровень интеллектуального развития воспитанников разнообразен
и
имеет
множество
сопутствующих
отклонений
(аутичное
поведение,
повышенная
гипервозбудимость,
нарушения
опорно-двигательного
аппарата,
полное, либо частичное отсутствие речи и др.).
При организации коррекционного процесса обучения и воспитания детей
с
нарушением
интеллекта
мы
столкнулись
с
такими
проблемами,
как
недостаток программного обеспечения, методических материалов, специальных
дидактических игр, которые бы учитывали особенности и возможности всех
воспитанников данной категории.Таким образом, перед нами встал вопрос о
создании
наиболее
эффективного
коррекционно-образовательного
подхода
вобучении и воспитании детей с нарушением интеллекта. Мы стали искать и
опробовать
в
процессе
работы
разнообразные
альтернативные
средства,
которые не только способствовали бы наиболее успешному процессу обучения
и воспитания детей, но и были бы интересны самим детям. Подобранные нами
нетрадиционные
методики
и
технологии
в
некоторых
образовательных
областях, помогли успешно решить следующие задачи:
1.
Создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно-
развивающей работы.
2.
Социально-бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями
здоровья.
3.
Формирование
вербальных
и
невербальных
навыков
элементарной
коммуникации.
4.
Коррекция эмоциональной сферы и поведения детей.
5.
Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Исходя
из
опыта
работы,
регулярного
проведения
мониторинга
и
наблюдений
за
детьми,
нами
был
сделан
вывод,
что
использование
нетрадиционных
технологий
в
таких
образовательных
областях,
как
коммуникация,
художественное
творчество,
социализация
и
музыка,
дает
наиболее эффективный результат и значительные положительные изменения в
динамике развития детей.
Одним из подходов явилось активноеиспользование в работе с детьми
театрализованной деятельности:
инсценировки по мотивам сказок, стихов,
небольших произведений, разнообразные театры и мини постановки. Участие
детей в театрализованных играх стимулирует у них речевое развитие, развитие
навыков коммуникации, мелкой и крупной моторики, эмоциональной сферы.
Применение разных видов театра поддерживает активный интерес к процессу
игры, расширяет кругозор и словарный запас. Яркие, красочные персонажи,
выполненные из разных материалов, значительно обогащают тактильный опыт.
Возможность примерить маску и костюм или побыть кукловодом, благотворно
влияет на развитие положительных эмоций, формирует у детей более точные
представления о характерных особенностях персонажей.
В своей работе мы использовали следующие виды театра: кукольный,
пальчиковыйвязаный, деревянный настольный, деревянный пальчиковый, театр
би-ба-бо,театр на палочках, театр на ковролине (плоскостной) и др.
На
музыкальных
занятиях
особое
внимание
мы
уделяем
грамотному
подбору
материалов,
пособий,
инструментов,
аудиозаписей.
Эта
работа
включает:подбор
музыкальных
инструментов
с
учетом
развития
крупной
и
мелкой
моторики;
переработка
слов
песен
и
музыкального
сопровождения
(подбор
более
легких
в
произношении
слов,
более
медленного
темпа
музыкального сопровождения); активное использование классической музыки,
а также русских народных песен, которые оказывают положительное влияние
на эмоциональный фон детей. С помощью всех выше перечисленных форм дети
научились не только слушать и узнавать музыкальные произведения, но и
выполнять
движения
под
музыку,
играть
на
музыкальных
инструментах,
подпевать
песенные
слова
и
фразы
и
просто
с
огромным
удовольствием
посещать музыкальные занятия, праздники и развлечения.
Соединив
театрализованную
деятельно сть
с
м узыка льным
сопровождением, педагоги нашего учреждения создают уникальные постановки
к обычным социальным праздникам («Новый год», «8 марта», «Выпускной
бал», «День защитника Отечества», «День матери», «Международный день
толерантности»
и
др.).
Сценарии
праздников
–
это
коллективный
труд
воспитателей
группы
и
музыкального
руководителя
под
руководством
учителей-дефектологов. При написании сценариев, мы учитываем возрастные и
индивидуальные
особенности
(физическое
и
умственное
развитие)
и
возможности каждого ребенка.
Детям с интеллектуальными нарушениями стало доступно исполнение
танцев со взрослым или по подражанию действиям взрослого и других детей.
Участие
в
музыкальных
постановках
дает
детям
возможность
преодолеть
тревожность, робость и страх перед социальным окружением, способствует
формированию интегративных качеств личности, таких как активность, навыки
общения и способы взаимодействия с детьми и взрослыми, самоконтроль с
учетом общепринятых норм и правил поведения.
Следует
так
же
отметить,
что
на
занятиях
по
изобразительной
деятельности наряду с обычными формами работы, мы активно применяем
нетрадиционные техники:работа с тестом, рисование песком, рисование солью,
печатание листьями, рисование ладонью, печатание картофельными штампами,
рваная
аппликация,
аппликация
в
технике
кручения
(салфеток),
объемная
аппликация,
аппликация
из
пуговиц,
аппликация
из
спичек,
кляксография,
монотипия, рисование пластилином, рисование ватной палочкой, рисование
жесткой кистью (тычком), аппликация из ватного листа, рисование «манка и
гуашь»,
печатание
поролоном.
А
также
коллективное
творчество
с
использованием нескольких техник.
В рамках городского сетевого проекта «Тольятти город толерантности»,
целью которого является обеспечение адекватной образовательной среды в ОУ
для формирования толерантных установок у детей, педагогического сообщества
и
родительской
общественности,
мы
ведем
активную
совместную
непосредственную
образовательную
деятельность
с
детьми
групп
общеразвивающей
направленности.
Наиболее
успешными
формами
взаимодействия
в
работе
с
детьми
разных
категорий
развития
являются:
экскурсии в группы, совместнаяНОД, выставки поделок («День птиц», «Мамин
подарок», «Елочная игрушка» и др.), совместное творчество (в группах и на
улице), посещение праздничных мероприятий, совместные праздники на улице
(«Масленица»,
«Спортивная
эстафета»,
«Зеленая
площадка»),
совместные
музыкальные праздники («Новый год», «Выпускной» и др.).
Все вышеперечисленные мероприятия позволяют реализовать одну очень
значимую цель:формирование взаимной социально - психологической
адаптации
детей
имеющих
отклонения
в
интеллектуальном
развитии
и
их
здоровых сверстников.
Таким
образом,
использование
нетрадиционных
технологий,
адаптированных
нами
для
воспитанников
с
нарушением
интеллекта,
и
личностно-ориентированный
подход
в
обучении
и
воспитании,
позволяют
добиться значительных успехов в социализации детей и формировании у них
интегративных качеств личности для адаптации к жизни в обществе.