Автор: Карпова Оксана Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия" Населённый пункт: город Губаха, Пермский край Наименование материала: технологическая карта урока Тема: Урок окружающего мира во 2 классе "Зона лесов" Раздел: начальное образование
Класс: 2
Предмет: окружающий мир
Тема: Зона лесов
Тип урока: открытие новых знаний
Образовательные цели:
Предметные:
1. Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
2. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и лиственным лесом
Метапредметные:
1.
Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя
2.
Развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам
Воспитательные цели:
1.
Приобщить к познанию красоту и многообразие природы своей страны
Развивающие цели (УУД, компетенции):
Личностные:
- развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление обучающихся
- проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников
Регулятивные:
- оценка, как выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
- анализировать, сравнивать виды деревьев, их внешний вид, делать выводы
- понимать учебную задачу, планировать деятельность, работать по плану (алгоритму), осуществлять контроль своих действий
Познавательные (общеучебные):
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
- работать с информационным материалом, таблицей, гербарием
- извлечение необходимой информации из прослушанного материала
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- умение договариваться и приходить к единому мнению (работа в группе)
Оборудование: карта «Природные зоны России»; картинки с изображениями растений разных природных зон; карточки: «Самооценка»;
карточки для индивидуальной работы в группах; гербарий, справочная литература, словари, мультимедийный проектор, компьютер
Оценочная деятельность на уроке (в чем проявится): самооценка (знаниевая и психологическая)
Основные источники информации:
planete-zemlyazona-lesov
geographyofrussiales
biofilebio/8744.html
de-ussrpriroda-ludi/pochvy-rastit/zona-lesov.html
ecosystema08nature/world/geoussr/3-1-2.htm#42tai
Технологическая карта урока
Этап
Деятельность
учите-
ля, педагога
Деятельность
ученика,
воспитанника
Формируемые
компе-
тенции, УУД
Методические,
технологические
приемы
Прогнозируемый
ре-
зультат
1.оргмо-
мент
Психологический
настрой на урок.
Включение в дело-
вой ритм. Устное
сообщение
Осознание роли уче-
ника
Развивать ассоциа-
тивное мышление
обучающихся
Психологиче-
ский настрой на
урок
Обучающиеся полу-
чат положительный
настрой на урок
2.сообще-
ние темы
урока
Беседа с обучающи-
мися:
-Посмотрите на э
вещи. Что их
объединяет?
- Какова тема уро-
ка?
- Музыка леса
- И окажемся мы в
зоне лесов.
Учитель читает сти-
хотворение
Давайте проверим,
что вы о ней знаете.
Работа с таблицей.
Учитель предлагает
заполнить таблицу
самооценки
Исследование содер-
жимого посылки, де-
лают вывод, что
объединяет все эти
вещи
Формулируют тему
урока
Слушают музыкальное
сопровождение, стихо-
творение
Заполняют таблицу
(индивидуальная рабо-
та).
Отмечают на листоч-
ках в клетках под но-
мером вопроса «+»
Познавательные (ре-
гулятивные):
- анализ объектов с
целью выделения
признаков
- синтез – составле-
ние целого из частей
Регулятивные:
- целеполагание как
постановка учебной
задачи на основе со-
отнесения того, что
уже известно и усво-
ено обучающимися, и
Технология
проблемного
обучения
Через анализ и син-
тез объектов смогут
сформулировать
тему урока
Заполнят первый
столбик таблицы,
придёт осознание
недостаточности
имеющихся знаний
о лесе
если они согласны,
если не согласны «-»,
если не могут ответить
на вопрос, то остав-
ляют клетку пустой
того, что еще неиз-
вестно
Умение работать с та-
блицей
3.Актуа-
лизация
опорных
знаний
Беседа (фронталь-
ный опрос)
Работа со словаря-
ми
Актуализируют знания
о лесе
2 человека работают
со словарями, затем
излагают найденную
информацию
Коммуникативные:
- умение с достаточ-
ной полнотой и
точностью выражать
свои мысли
Познавательные (об-
щеучебные):
- поиск и выделение
необходимой инфор-
мации
Работа со спра-
вочной литера-
турой
Смогут точно и пол-
но выразить свои
мысли
Найдут определение
понятия "лес", из-
влекут необходи-
мую информацию
4.Поста-
новка
учебной
задачи
Демонстрация учеб-
ного материала с
помощью карты
Беседа:
- почему зона одна,
а цвета три? Ваши
предположения.
Слушают учебный ма-
териал
Высказывают свою
точку зрения
Познавательные (об-
щеучебные):
- извлечение необхо-
димой информации
из прослушанного
материала
Коммуникативные:
- умение с достаточ-
ной полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Технология
проблемного
обучения
После прослушан-
ного материала вы-
двинут предположе-
ние-ответ на
проблемный вопрос
- на этом вопрос мы
ответим, поработав
в группах, проведем
исследование.
Регулятивные:
- постановка учебной
задачи.
5.По-
строение
проекта
выхода из
затрудне-
ния
Нацеливает обучаю-
щихся на составле-
ние плана работы:
- как настоящим ис-
следователям, нам
надо составить план
нашей работы
- как вы думаете, с
чего нужно начать
наше исследование
зоны лесов?
Составляют план ис-
следования:
1.должны находить
место природной зоны
на карте
2.исследовать леса,
обозначенные на карте
разным цветом:
темно-зеленым
зеленым
светло-зеленым
Регулятивные:
- планирование, как
определение после-
довательности про-
межуточных целей с
учетом конечного ре-
зультата, составление
плана и последова-
тельности действий
Составят план ис-
следования
6.Само-
стоятель-
ная рабо-
та в груп-
пах
Получите задания и
распределите роли в
группе. На выпол-
нение задания - 5
мин. Работу закан-
чиваем все вместе
по сигналу
Обучающиеся само-
стоятельно работают в
группах по заданиям:
1 группа – работа с
картой
2 группа – работа с
растениями хвойного
леса
3 группа – работа с
растениями листвен-
ного леса
4 группа – работа с
растениями смешанно-
Регулятивные:
- понимать учебную
задачу, планировать
деятельность, рабо-
тать по плану (алго-
ритму), осуществлять
контроль своих дей-
ствий
- анализировать,
сравнивать виды де-
ревьев, их внешний
вид, делать выводы
Коммуникативные:
Работа в группах
Технология раз-
вивающего обу-
чения (самостоя-
тельное получе-
ние знаний, по-
исковая деятель-
ность, постанов-
ка школьника в
позицию иссле-
дователя)
Распределят роли в
группе, выполнят
задания для группы
Представьте ре-
зультаты своей ра-
боты.
Задает дополни-
тельные вопросы по
теме выступления.
Давайте вернемся к
нашему вопросу:
почему зона лесов
одна, а цвета на кар-
го леса
Выступление-отчет по
наработанному мате-
риалу:
- рассказ по теме
- отбор растений
- вывод (как называет-
ся такой лес?Почему?
Каким цветом обозна-
чен на карте?)
Остальные группы
внимательно слушают
и отвечают на вопросы
учителя.
Высказывают свою
точку зрения. Делают
вывод.
- умение договари-
ваться и приходить к
единому мнению (ра-
бота в группе)
Познавательные:
- работать с инфор-
мационным материа-
лом, таблицей, герба-
рием
Регулятивные:
- анализировать,
сравнивать виды де-
ревьев, их внешний
вид, делать выводы
Познавательные (об-
щеучебные):
- осознанное и произ-
вольное построение
речевого высказыва-
ния в устной и пись-
менной форме
Каждая группа
представляет ре-
зультат своей рабо-
ты:
1 группа – представ-
ляет карту зоны ле-
сов,
остальные группы –
рассказ, результаты
работы с растения-
ми и делают вывод
по итогам работы
своей группы
Делают вывод: мы
видим, что в этой
природной зоне три
части: самая
те три?
большая часть - тай-
га, она закрашена
темно-зеленым цве-
том,
есть смешанные
леса – обозначены
тоже зеленым цве-
том, но светлее, тре-
тья часть – широко-
лиственные леса, зе-
леный цвет еще
светлее
7.Рефлек-
сия. Под-
ведение
итогов
Работа с таблицей.
Учитель предлагает
заполнить таблицу
самооценки
Беседа:
-У кого какие мне-
ния изменились?
-Какие вопросы
остались без отве-
тов?
Отмечают на листоч-
ках в клетках под но-
мером вопроса «+»
еслисогласны, если не
согласны «-» (2 стол-
бик)
Высказывают свое
мнение
Регулятивные:
- оценка, как выделе-
ние и осознание уча-
щимися того, что уже
усвоено и что еще
нужно усвоить, осо-
знание качества и
уровня усвоения
Технология раз-
вивающего обу-
чения (рефлек-
сивная деятель-
ность)
Заполняют второй
столбик таблицы.
Сравнивают ре-
зультаты начала
урока и конца.
Отвечают на вопро-
сы
8.Домаш-
нее зада-
ние
При работе на уроке
у вас возник спор-
ный вопрос о баоба-
Осмысливают задание
на дом.
Познавательные (об-
щеучебные):
- самостоятельный
Технология раз-
вивающего обу-
чения (столкно-
бе и пальме. Дома
найдите информа-
цию об одном из
этих растениях.
Подумайте, почему
в наших лесах они
не растут.
поиск и выделение
необходимой инфор-
мации; применение
методов информаци-
онного поиска, в том
числе с помощью
компьютерных
средств
вение с противо-
речием)
9.Самоо-
ценка
На протяжении
всего урока я давала
вам шишки. Возь-
мите по 1 шишке,
оцените себя как вы
работали на уроке и
положите шишку в
соответствующую
корзину.
Анализ содержимо-
го корзин.
Оценивают свою дея-
тельность на уроке, де-
лают выбор.
Регулятивные:
- оценка, как выделе-
ние и осознание уча-
щимися того, что уже
усвоено и что еще
нужно усвоить, осо-
знание качества и
уровня усвоения
Берут по одной
шишке и делают вы-
бор