Напоминание

"Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции дисграфии у младших школьников"


Автор: Дулясова Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Школа № 159
Населённый пункт: городского округа город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции дисграфии у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И

КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ежегодно число детей, которые сталкиваются со сложностями в обучении

письму и страдают от нарушений в письменной речи, только увеличивается. С

каждым

годом

сложностей

в

овладении

грамотной

письменной

речью

становится все больше, а орфографические правила для учеников становятся

все менее понятными и доступными. Как правило, когда родители и педагоги

сталкиваются с подобной ситуации, они не понимают истинную причину такой

безграмотности. Обвиняют ребенка в том, что он чрезвычайно ленив и не хочет

учиться. Тем не менее, многие дети, обладая нормальным слухом, зрением и

развитым интеллектом, могут писать безграмотно, и причиной тому становится

незрелость некоторых отделов головного мозга.

Дисграфия (нарушение письма) – это одна из самых распространенных

форм в речевой патологии младших школьников. На данный момент уже был

освещен ряд вопросов о симптоматике, о механизмах дисграфии, о структурах

речевых расстройств. Были сформированы и общие методологические подходы

в содержании и направлении дифференцированных коррекционных методик в

различных видах дисграфии. Над этим активно работали такие специалисты,

как Ефименкова Л. Н. , Корнев А. Н., Логинова Е. А. и пр. Тем не менее,

эффективность от результатов проведенной работы педагогами, психологами и

логопедами не столь высока. Согласно данным Парамоновой Л.Г. около 30%

младших школьников страдают от дисграфии.

Возникновение нарушений в письме будет существенно препятствовать

успешному обучению, а также эффективной школьной адаптации. Это будет

способствовать

тому,

что

появятся

вторичные

психические

наслоения

в

процессе формирования личности ребенка.

Следствием

специфического

расстройства

письма

станет

появление

сложностей

в

процессе

овладения

орфографией,

преимущественно

в

тот

момент, когда должны быть усвоены сложные орфографические правила.

Большое количество публикаций посвящено данной проблеме. Однако,

новым

направлением

в

коррекционно-сберегающем

обучении

стала

нейропсихологическая

коррекция

трудностей

учения.

В

наше

время

в

нейропсихологии

стало

использоваться

новое

направление,

названное

нейропсихологией нормы или нейропсихологией индивидуальных различий.

За счет использования в работе современных педагогов младших классов

нейропсихологических методов станет возможной организация своевременной

профилактики. Помимо работы с логопедом, ребенок будет работать еще и со

своим учителем на занятии, что существенно повлияет на результативность в

решении проблемы.

Ахутиной

Т.В.

совместно

с

Фотековой

Т.А.

была

разработана

универсальная методика, при помощи которой можно оценить особенности

устной и письменной речи младших школьников. Методика поделена на два

раздела, первый из которых посвящен исследованию устной речи. Состоит из

двух блоков, при помощи которых можно определить насколько высок уровень

сформированной экспрессивной и импрессивной речи. При этом каждый из

блоков разделен на серии и группы заданий, которые объединяют определенные

речевые пробы. Вторая же часть – это проверка письменной речи и степени ее

развития. Состоит раздел из трех серий, представленных в разных вариантах

для

детей,

обучающихся

в

1,2

и

3

классах.

Первая

серия

посвящена

исследованию предпосылок письменной речи, вторая же направлена на то,

чтобы оценить уровень письма, а третья – проверить навыки чтения. [2]

Нейропсихологические

методы,

используемые

в

работе

учителей

младших классов, нацелены на то, чтобы повлиять на структурные компоненты

в составе психических функций. Грамотность связана с несколькими отделами

головного мозга, которые подразделяются согласно классификации А.Р. Лурия

на три блока:

Первый блок: энергетический. С его помощью поддерживается тонус,

который необходим для того, чтобы обеспечивать нормальную работу больших

полушарий головного мозга. Мозговые структуры, которые ответственны за

деятельность данного блока, расположены в подкорковых отделах мозга и в его

стволе.

В

случае

недостаточного

развития

данного

блока,

ребенок

будет

чрезвычайно быстро утомляться. К окончанию письменных работ, количество

его ошибок существенно возрастет и он будут становится все грубее и грубее.

Учитель должен понимать, что такой ребенок может быть интеллектуально

развит, просто его энергетических ресурсов надолго не хватает. На уроке такие

дети начинают зевать, быстро перестают воспринимать информацию, начинают

вертеться, ронять карандаши и ручки, «строить рожи» и мешать другим.

Второй блок: прием, переработка и хранение полученной информации.

Мозговые

структуры,

которые

обеспечивают

деятельность

данного

блока,

располагаются

в

задних

отделах

полушарий

коры

головного

мозга.

В

его

составе три области. При этом каждая из них будет отвечать за обеспечение

приема и переработки конкретного типа информации: затылочная отвечает за

зрительную

информацию,

височная

за

слуховую,

а

теменная

за

общечувствительную. Основные ошибки, которые допускают дети при письме –

это

смешение

букв.

Основой

такой

категории

ошибок

выступает

недостаточность сформированности фонетического восприятия. Как правило,

лексические нарушения у детей связаны со скудностью словарного запаса.

Специфические

же

ошибки

письма

при

правополушарных

гностических

трудностях, как правило, указывают на их разнообразие.

Можно выделить и такие ошибки, которые связаны со сложностью в

переработке

зрительно-пространственной

информации:

смешиваются

зрительно похожие и близкие по написанию буквы, например, т и п, х и ж и пр.

Третий блок: программирование, регуляция и контроля за деятельностью.

Данный блок располагается в отделах больших полушарий. Ответственен за

планирование,

контроль

и

регуляцию

сложных

форм

в

поведении

и

деятельности.

Типичными ошибками выступают: персеверация буквенных элементов.

Это

обусловлено

отсутствием

возможности

остановить

начатое

движение.

Выделяются

и

ошибки,

которые

связаны

с

упрощением

двигательной

программы – дети начинают пропускать слова и буквы. Под диктовку и при

списывании ученики допускают большое количество ошибок.

При недостаточном развитии третьего блока ученик не соблюдает правила

и не может себя контролировать, даже если хочет. Помимо специфических

ошибок

для

письменных

работ

характерно

значительное

число

орфографических

ошибок,

что

вполне

закономерно,

так

как

само

по

себе

орфографическое правило является сложной многоступенчатой программой,

реализовать которую учащиеся не могут.

А.Л. Сиротюк неоднократно отмечал, что многие школьные методики

обучение

ориентируются

на

развитие

левого

полушария

мозга,

а

также

логического развития. А вот функции правового полушария, заключающиеся в

создании образов, эффективности интуиции, ритма и творческого мышления,

как правило в работах не рассматриваются. Это неправильно, ведь обучение

такого

рода

будет

подавлять

нейрофизиологическую

основу

духовно-

психической и телесно-моторной жизни ребенка.[6]

Во

многих

публикация

зарубежных

психологов

и

педагогов

психофизиологические особенности ребенка будут рассматриваться в разрезе

технологий

нейролингвистического

программирования.

В

российской

психологии такая методика тоже нашла применение. Эффективное занятие с

точки зрения НЛП состоит из следующих элементов:

1)

Начало

занятия.

Следует

использовать

какой-либо

знакомый

позитивный раздражитель, который включает положительные реакции.

Когда обучение ассоциируется у детей с воспоминаниями о чем-то

приятном, оно будет максимально эффективным,

2)

Мотивация на обучение, создание причины для учебы, которая будет

осознана ребенком,

3)

Использование на занятиях таких подходов, как левополушарный и

правополушарный,

а

также

подходы

разукрупнения

и

укрупнения

информации.

Есть

смысл

также

в

сравнении

и

использовании

полимодальной речи,

4)

Сравнение

успехов

ребенка

с

его

прошлым

состоянием,

а

не

с

состоянием

других

обучающихся.

Необходимо

употреблять

исключительно

позитивные

фразы,

как

можно

меньше

употребляя

частицу НЕ,

5)

Поддержка в каждом обучающемся ощущения понимания. Он должен

быть уверен в том, что над ним никто не смеется, не издевается, что

его понимают,

6)

Конец занятия. Своеобразный отчет детей о «проделанной работе».

Учеников можно посадить в круг и каждому предоставить слово для

анализа того, что было на уроке. Ребенок сам должен сказать, что

сегодня смог сделать хорошо, а над чем еще будет работать.

За счет использования технологий и упражнений НЛП в работе будет

расширена осведомленность и понимание учителем младших классов своих

учеников.

Кроме

того,

в

работе

необходимо

использовать

и

кинезиологические

упражнения – «умные движения», за счет которых будет активирована работа

мозговых полушарий, а организм заряжен энергией. Такие упражнения будут

способствовать

развитию

мелкой

моторики

и

самоконтроля

младших

школьников. [4]

Сюда включены:

1)

Глазодвигательные упражнения, самым простым из которых является

движение глаз в медленном темпе по четырем направлениям,

2)

Двигательные

упражнения,

способствующие

развитию

тонкой

моторики. Чем больше будут задействованы мышцы тела, тем сильнее

будет развиваться межполушарное взаимодействие и будут сниматься

непроизвольные движения. Примером является упражнение «Кулак-

ребро-ладонь». Его суть в том, что ребенок должен положить ладони

на стол, после чего зажать кулаки и поставить ладони на стол уже

ребром,

а

затем

просто

распрямить

ладонь.

Повторить

такое

упражнение стоит от 8 до 10 раз. Сначала выполнить каждой рукой

отдельно, а потом совместно,

3)

В

середине

урока

есть

смысл

выполнить

перекрестные

движения,

которые будут способствовать активизации вестибулярного аппарата, а

также

лобных

мозговых

долей.

Например,

упражнение

«Ухо-нос».

Левой рукой ребенок должен взяться за кончик носа, правой же – левое

ухо.

Одновременно

с

вращением

глаз

вправо,

влево,

вверх,

вниз.

Выполнить

упражнение

следует

в

течение

одной

или

двух

минут.

Дыхание при этом произвольно,

4)

Для

конца

урока

идеально

подойдут

упражнения,

которые

будут

способствовать

улучшению

ритмики

организма

и

развитию

самоконтроля и произвольности. Упражнение «Кулачки» заключается в

сжатии пальцев в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. На

вдохе

кулак

сжимается

с

видимым

усилием,

на

выдохе

усилие

ослабляется. Повтор от 5 до 7 раз. Глаза при этом должны быть

закрыты.

Так как трудности овладения грамотной письменной речью и другие

проблемы

в

обучении

с

точки

зрения

нейропсихологии

тесно

переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование

нейропсихологических методов и приемов учителями начальных классов

и учителями - логопедами, дают возможность, более качественно вести

коррекционно

-

логопедическую

работу.

А

нам,

учителям ,

совершенствовать свою профессиональную компетентность.

Список использованной литературы

1)

Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. «Оценка результатов диагностики речевых

нарушений школьников», М. 2010

2)

Ахутина

Т.

В.

Нейролингвистический

подход

к

диагностике

и

коррекции

трудностей

обучения

письму//

Современные

подходы

к

диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб.: Изд – во С. –

ПБ Университета, 2011

3)

Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в

общеобразовательной школе. – М.: Изд – во «Институт практической

психологии», 1996

4)

Полонская

Н.Н

«Методики

нейропсихологического

исследования

детей», М. 2012

5)

Павлова М. А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью

НЛП. – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 2009

6)

Сиротюк

А.

Л.

Нейропсихологическое

и

психофизиологическое

сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003



В раздел образования