Автор: Кизерова Надежда Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Кяхтинский центр дополнительного образования"
Населённый пункт: город Кяхта, республика Бурятия
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Искусство бисерного рукоделия"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Кяхтинский центр дополнительного образования»
Рабочая программа
дополнительного образования
по искусству бисерного рукоделия.
Возраст обучающихся – 10-13 лет
Срок реализации – 2 года
Составитель: педагог
дополнительного образования
Кизерова Надежда Александровна
г. Кяхта,
2018
АННОТАЦИЯ
Образовательная
программа
по
искусству
бисерного
рукоделия
является
программой
декоративно-прикладной
направленности
и
ориентирована
на
художественно-эстетическое
воспитание
ребенка,
обогащение
его
духовного
мира,
на
развитие
художественно-творческого
потенциала
личности.
Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на
овладение учащимися основных приемов искусства бисерного рукоделия.
Обучение
по
данной
программе
создаёт
благоприятные
условия
для
интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-
культурного
и
профессионального
самоопределения,
ра з в ит ия
познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Программа
разработана
на
основании
письма
Минобрнауки
РФ
о
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
Содержит
материалы
к
теоретическим
и
практическим
занятиям,
методические
рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы,
контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.
Программа рассчитана на два года обучения, составляет 216 учебных
часа и предназначена для обучения детей 10-13 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение
2.
Содержание программы
2.1 Цели и задачи
2.2 Сроки реализации программы
2.3 Ожидаемые результаты по программе
2.4 Контроль знаний
2.5 Межпредметная связь
2.6 Методы и формы обучения
2.7 Диагностика результативности
2
Заключение
3
Список использованной литературы
4
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-
прикладное
творчество,
являющееся
частью
народной
культуры. А
виды
декоративно-прикладного творчества представляют значительную ценность
для эстетического воспитания детей.
Знакомство детей с ДПТ позволяет показать особенности и традиции
каждого
вида,
вариативность,
развить
творческие
способности,
а
также
побудить желание в создании шедевров своими руками.
О роли и значении ДПТ в воспитании детей писали многие ученые.
Они
отмечали,
что
творчество
пробуждает
первые
яркие,
образные
представления
о
Родине,
ее
культуре,
способствует
воспитанию
чувства
прекрасного, развивает творческие способности детей.
Несмотря
на
данную
от
природы
способность
к
творческой
деятельности,
только
целенаправленное
обучение
дает
возможность
обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей
(М.
Н.
Скаткин).
Формирование
этих
способностей
следует
начинать
на
ранних стадиях формирования личности.
Из
всего
вышесказанного
следует,
что
ДПТ
является
источником
творческой
деятельности,
который
заставляет
нас
постоянно
искать
и
находить
яркие
и
доступные
образы
для
применения
их
в
практике
эстетического и нравственного формирования личности ребенка.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей,
воображения
и
знакомство
детей
с
некоторыми
видами
декоративно-
прикладного творчества. Выполняя поделки и сувениры из бисера и других
материалов,
дети
развивают
художественный
и
эстетический
вкус.
Они
учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства
построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки помогут
детям выполнять различные украшения и подарки.
Новизна
данной
программы
в
том,
что программа
предполагает
разностороннее изучение декоративно – прикладного творчества, опираясь на
изучение бисерного рукоделия и знакомство детей с другими видами ДПТ в
сочетании с бисером. Такое совмещение позволяет не только разнообразить
деятельность, но и пробудить в детях интерес, любовь к искусству, а также
заинтересовать и сохранить обучаемый контингент учащихся.
Актуальность
заключается
в
том,
что
программа
способствует
расширению
детского
кругозора
в
области
декоративно-прикладного
творчества.
Способствует
решению
проблем
развития
творческого
потенциала, который поможет почувствовать не только интерес к созданию
нового,
но
и
вызвать
желание
участвовать
в
сохранении
и
развитии
традиционных
видов
народного
творчества.
Все
это
немало
важно
в
настоящее
время,
так
как
соприкосновение
с
искусством
и
традициями,
духовно
обогащают
ребенка,
воспитывают
гордость
за
свой
народ,
поддерживают интерес к его истории и культуре.
Педагогическая
целесообразность
образовательной
программы
«Вдохновение»
определена
тем,
что
ориентирует
воспитанника
на
приобщение
каждого
ребенка
к
традициям
культуры,
и
применение
полученных знаний, умений и навыков декоративно-прикладного творчества
в
повседневной
деятельности,
улучшение
своего
образовательного
результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Кроме
того,
педагогическую
целесообразность
образовательной
программы
можно
видеть
в
формировании
у
учащегося
чувства
ответственности в исполнении своей работы в коллективном процессе и
формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала
при выполнении индивидуальных работ.
Отличительные
особенности
данной
д о п ол н и тел ь н о й
образовательной
программы
от
уже
существующих в
том,
что
в
программе
идет
соединение
бисерного
рукоделия
с
другими
видами
декоративно-прикладного творчества.
В данной программе продолжается изучение бисерного рукоделия и
изготовление бисерных изделий, а также идет знакомство с другими видами
декоративно
–
прикладного
искусства
(вышивка,
макраме,
ткачество)
с
применением
бисера.
Программа
строится
так,
чтобы
дать
учащимся
представления о значении декоративно-прикладного творчества в их личном
становлении. Систематическое освоение художественного наследия помогает
учащимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому
сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного
искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических
начал
у
детей,
их
трудовой
активности
и
создания
условий
для
самостоятельного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель
–
развить
способность
к
творческому
самовыражению
и
самореализации
через
знакомство
с
разными
видами
декоративно-
прикладного творчества непосредственно связанных с искусством бисерного
рукоделия.
Задачи:
Образовательные
углубление
и
расширение
знаний
о
содержании
и
видах
декоративно-прикладного искусства,
освоение
технологических
приемов
видов
декоративно-
прикладного творчества, предусмотренных программой,
освоение знаний, умений и навыков в бисерном рукоделии и
связанных с ним предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные
привитие интереса к культуре своей Родины и истокам народного
творчества,
воспитание
эстетического
отношения
к
действительности,
трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения,
воспитание
экономичного
отношения
к
используемым
материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие
развитие
моторных
навыков,
образного
мышления,
внимания,
фантазии, творческих способностей,
формирование эстетического и художественного вкуса.
Сроки реализации программы.
Данная программа составляет 216 учебных часов и предназначена для
обучения детей среднего школьного возраста (10-13 лет). Но возможны изменения
возрастного ограничения с учётом способностей обучающихся и при условии
заинтересованности детей старшего или младшего возраста.
Организация учебной деятельности:
Режим занятий три раза в неделю по два часа с 10 - минутным
перерывом. Количество учебных часов в неделю шесть.
Организация учебной деятельности:
На втором году обучения продолжается изучение бисерного рукоделия
и
изготовление
бисерных
изделий
на
основе
изученного
материала
в
программе
первого
года
обучения.
Эта
деятельность
наблюдается
на
протяжении всего года и присутствует почти во всех разделах программы,
тем самым позволяет разнообразить ход работы. Есть отдельные разделы:
«Новогодняя» и «Сувенирная мастерская», в которых дети занимаются только
бисероплетением. В этих разделах дети на основе повторения изученных
приемов и техник создают новые изделия. «Новогодняя мастерская» (декабрь
учебного года) предполагает создание новогодних сувениров. «Сувенирная
мастерская»
(апрель,
май)
рассчитана
на
создание
изделий
и
сувениров,
предназначенных для выставок, ярмарок.
В программе делается уклон на изучение новых видов декоративно –
прикладного искусства (вышивка, макраме, ткачество и т. д.) с применением
бисера. Каждому из видов посвящен раздел. Программа строится так, чтобы
дать
учащимся
представления
о
значении
декоративно-прикладного
искусства в их личном становлении.
В разделе «Вышивка», обучающиеся узнают об истории вышивки с
бисером,
стеклярусом,
блестками.
Развитие,
назначение
и
правила
выполнения. Последовательность изготовления.
Раздел
«Ткачество»
посвящен
ручному
гобеленовому
ткачеству.
Учащиеся изучают историю ткачества, развитие, применение. Использование
ткачества
с
применением
бисера
в
создании
современных
украшений.
Знакомятся с техникой ткачества, оборудованием, назначением и правилами
выполнения, последовательностью изготовления.
В разделе «Фриволите» изучают историю кружева, развитие, виды,
применение.
Назначение
и
правила
выполнения.
Последовательность
изготовления.
Следует
иметь
в
виду,
что
порядок
изучения
разделов
программы
можно
изменять
в
зависимости
от
сложившейся
ситуации
(например,
наличия в продаже необходимых для работы материалов).
Ожидаемые результаты по программе:
знание
истории
видов
ДПИ,
предусмотренных
программой
и
технологии работы с материалами,
использование
знаний,
умений
и
навыков
в
самостоятельном
выполнении работы,
проявлять элементы творчества на всех этапах,
эстетично оформлять изделия,
изготовление изделий на выставку, участие в конкурсах.
В результате работы по программе обучающиеся
должны знать:
историю
и
применение
в
современном
мире
видов
ДПИ,
предусмотренных программой,
технологию работы с материалами;
название
материалов,
ручных
инструментов,
предусмотренных
программой;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
должны уметь:
организовать
рабочее
место
в
соответствии
с
используемым
материалом и поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасной работы инструментами;
самостоятельно
выполнять
всю
работу
с
опорой
на
рисунок,
схему, чертеж (читать готовые схемы);
выполнять работы в разных техниках и материале;
самостоятельно составлять схемы своих работ.
Для выявления уровней обученности предлагается контроль:
промежуточный
Контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня
усвоения
теоретических
знаний
с
использованием
заданий
по
темам
изучаемого курса. Выполнение практических заданий различных уровней
сложности. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах
и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
итоговый
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время
обучения в творческом объединении.
Межпредметная связь.
Программа по бисероплетению предлагает развитие ребенка в самых
различных направлениях.
На занятиях ученики знакомятся с основами проектной деятельности и
приобретают практический опыт. При разработке проекта изделия ученик
должен научиться переводить непосредственно воспринимаемые объекты на
язык
чертежа,
и,
наоборот,
он
должен
уметь
перейти
от
символически
представленного
к
наглядно
воспринимаемому.
На
занятиях
ученики
приобретают опыт построения наглядных изображений схем, учатся читать
схемы
и
выполнять
работу
по
ним,
развивают
пространственное
воображение.
Содержание программы тесно связано с изучением:
математики (при изготовлении изделия ведется точный счет бисера и
бусин
по
схеме,
проводится
математический
расчет
материала
на
изготовление изделия, себестоимость изделия),
геометрии (для построения схем используются геометрические фигуры
– круг, овал, квадрат, многогранники и т.д.)
рисование,
черчение
(перерисовывание,
построение,
разработка
собственных схем)
цветоведения (грамотное соотношение цветов в изделии),
биологии (при изготовлении цветов, насекомых и т.д. идет точный
разбор строения (лепестки, тычинки, стебель, листья и т.д.))
информатики (использование
ПК
и
ресурсов
интернета,
создании
презентации)
Методы и формы обучения.
Опыт
работы
показывает,
чтобы
привлечь
детей
и
сохранить
наполняемость,
необходимо
так
организовать
работу,
чтобы
у
ребят
не
иссякло желание творить. А этого можно достигнуть благодаря постоянной
смене деятельности. Чтобы увлечь и сохранить контингент детей, задача
педагога-руководителя найти более интересные методы и формы работы.
В
процессе
реализации
программы
используются
разнообразные
методы обучения:
Словесные
методы занимают
ведущее
место
в
системе
методов
обучения. Источником знания является устное или печатное слово, теория
преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы
и ответов на вопросы учащихся. Словесные методы позволяют в кратчайший
срок
передать
большую
по
объему
информацию,
поставить
перед
обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова можно
вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего
человечества.
В процессе реализации программы используются методы: разъяснения,
рассказ, объяснения.
Рассказ. Метод
рассказа
предполагает
устное
повествовательное
изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех
этапах
дошкольного
и
школьного
обучения.
Меняется
лишь
характер
рассказа, его объем, продолжительность.
Объяснение. Под
объяснением
следует
понимать
словесное
истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта,
отдельных
понятий,
явлений.
Объяснение
—
это
монологическая
форма
изложения.
Разъяснения — это эмоционально-словесное воздействия на учащихся,
ориентирует воздействие на данную группу или отдельную личность.
Наглядные
методы используются
во
всех
видах
деятельности
на
занятиях. Это методы, при которых усвоение учебного материала находится в
существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного
пособия
и
технических
средств.
Наглядные
методы
используются
во
взаимосвязи
со
словесными
и
практическими
методами
обучения
и
предназначаются
для
наглядно-чувственного
ознакомления
учащихся
с
явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном
и з о б р а ж е н и и
с
п о м о щ ь ю
всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.д.
Иллюстративный
метод предполагает показ ученикам презентации
иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовки на доске,
плоских моделей и прочее.
Практические
методы обучения
основаны
на
практической
деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и
навыки. К практическим методам относятся упражнения и практические
работы.
Метод стимулирования и мотивация.
Поощрение можно
назвать
выражением
положительной
оценки
деятельности учащихся. Оно закрепляет положительные навыки и привычки.
Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала.
Поощрения более высокого уровня - благодарности, награждения и т. д. -
вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции,
дающие учащимся длительные стимулы. Этот метод требует тщательной
дозировки и осторожности. Мотивация в процессе обучения используется для
заинтересованности учащихся. Это проведение конкурсов на лучшую работу,
выставки (для родителей, городские, областные).
Исследовательский
метод используется
на
экскурсии,
где
дети
знакомятся с историческими экспонатами.
Метод
проектов
(проектная
деятельность) позволяет
развить
исследовательские и творческие способности учащихся.
Формы проведения занятий разнообразны:
Индивидуальная работа (самостоятельная работа)
Коллективная
работа
(парное,
микро
групповое,
групповое,
межгрупповое взаимодействие)
Через эти формы работы у учащихся формируются навыки творческого
общения.
Такие
формы
занятий
способствуют
привитию
аккуратности,
усидчивости,
терпения,
умения
довести
начатое
дело
до
конца,
взаимопомощи при выполнении работы, а также воспитанию экономичного
отношения к используемым материалам.
Беседа
Практическое занятие
Творческое задание
Открытые уроки
Мастер-класс
Защита проектов
Экскурсия
Игра, путешествие
Конкурс
Ярмарка
Оформление выставки
Проведение занятий в таких формах способствует углублению знаний,
помогает ученику овладеть мастерством. Способствует подведению итогов
личного становления обучающегося и реализации данной программы.
Диагностика учебной деятельности.
Общими показателями результативности работы по программе можно
считать:
диагностику знаний при помощи мониторинга
количественный состав групп обучающихся
результативность
творческих,
конкурсных
мероприятий
(творческие
работы, участие в конкурсах разного уровня)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать
— и я пойму». Конфуций.
В работе с детьми я всегда придерживаюсь этой древней мудрости,
мудрости постепенного продвижения в развитии личности. Пытаюсь донести
до своих учеников, очень важную для меня, мысль: это осознание каждым
человеком собственной значимости, неповторимости и уникальности. Только
тот, кто испытал собственные «муки творчества», может по достоинству
оценить
авторские
находки
другого.
Именно,
созидатель,
а
не
просто
слушатель - тот, кто сам переживал радость творческих удач и открытий. В
моей работе нет жестких правил и законов есть только различные техники и
приемы, освоив которые, учащиеся погружаются в мир фантазии и созидания
собственного образа. Детьми движет единственное желание – понять, как это
сделано и, сделать это самому еще лучше.
Раскрытие личности проходит и через создание специальным образом
организованной творческой среды. Занятия по программе создают условия
для самореализации. Каждое занятие спланировано так, чтобы в конце урока
каждый
ребенок
в
отдельности
и
коллектив
в
целом
видел
и
слышал
результаты своего труда. Одно занятие не похоже на другое, удивляет каждый
раз шаг за шагом и делает учение радостным и интересным, творческим и
мастерским.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ануфриева, М. Я. Искусство бисероплетения. Современная школа / М.
Я. Ануфриева. – М.: Культура и традиции, 1999.
2.
Арт Бисер. История бисера.
3.
Бенсон, Э. Вышивка бисером / Э. Бенсон. – М.: Ниола, 2005.
4.
Бисер в истории народов.
5.
Бисерное рукоделие на Руси конца XIX века.
6.
Горяева, О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека /
Горяева
О.В.,
Островская
Н.А.,
под
ред.
Б.М.
Неменского.
–
М.:
Просвещение, 2000.
7.
Майклс, К. Ф. Украшения из бисера и бусин своими руками. Наглядный
самоучитель / К. Ф. Майклс. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
8.
Моисеенко, Е., Фалеева В. Бисер и стеклярус в России / Е. Моисеенко,
В. Фалеева. – М., 1990.
9.
Наниашвили, И. Н., Соцкова, Фантазии из бисера. Вышивка, вязание,
плетение
/
И.
Н.
Наниашвили.
–
Харьков
Белгород.
Изд-во
клуб
семейного досуга, 2010.
10.Столяренко, Л. Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия»
Ростов Н/Д: «Феникс», 2000
11.Парьева, Е. В. Модные аксессуары из бисера / Е. В. Парьева. – Ростов
на Дону: Феникс, 2004.
12.Перпыкин. И. М. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений/ отв. ред. И.М. Перпыкина. - М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
13.Попова
И.Н.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (проект) / Министерство
образования и науки России, Федеральное государственное автономное
учреждение «Федеральный институт развития образования» / сост. И.Н.
Попова, С.С. Славин. - М., 2015
14.Чудновская, А. Г. Вышиваем аксессуары гладью и бисером / А. Г.
Чудновская. – М.: Эксмо, 2005.
15.Щербаков А. В. Дополнительное образование детей в изменяющемся
мире:
перспективы
развития
востребованности,
привлекательности,
результативности / под ред. А.В. Щербакова. - Челябинск, ЧИППКРО,
2015.
16.Юрова, Е. С. Эпоха бисера в России / Е. С. Юрова. – М.: Истоки, 1995.
17.Ann Benson, Classic beadweaving.
18.Helen Banes, Fiber & bead jewelry (Beautiful designs tu make & wear). –
New York, 2007
19.Judy Walker, The beaded sphere and variations. 2008.
20.Marie le Sueur, Micro-macrame. 2005
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Название темы
Всего
Теорет
Практ.
РАЗДЕЛ 1. Повторение изученного
16
6
10
1.1
Вводное занятие
2
1
1
1.2
Браслет «Розовый крестик»
2
1
1
1.3
Колье «Василиса»
4
1
3
1.4
Комплект «Бронзовый», браслет
2
1
1
1.5
Комплект «Бронзовый», серьги
2
1
1
1.6
Комплект «Бронзовый», колье
4
1
3
РАЗДЕЛ 2. Творческая мастерская
30
10
20
2.1
Традиционные русские украшения
2
2
-
2.2
Создание
эскиза
украшения
«Русские
мотивы»
2
1
1
2.3
Работа над схемой
2
1
1
2.4
Выполнение изделия
6
1
5
2.5
Защита проекта
2
-
2
2.6
Традиционные бурятские украшения
2
2
-
2.7
Создание
эскиза
украшения
«Бурятские
мотивы»
2
1
1
2.8
Работа над схемой
2
1
1
2.9
Выполнение изделия
6
1
5
2.10
Защита проекта
2
-
2
2.11
Выставка
2
-
2
РАЗДЕЛ 3. Макраме
20
7
13
3.1
Макраме. Браслет «Косичка»
2
1
1
3.2
Петли. «Декоративные шнуры»
2
1
1
3.3
«Плоский» узел
2
1
1
3.4
Плетеный браслет
4
1
3
3.5
«Репсовый» узел
4
1
3
3.6
Декоративные узлы. Подвеска
2
1
1
3.7
Творческая работа «Браслет макраме»
4
1
3
РАЗДЕЛ 4. Новогодняя мастерская
32
7
25
4.1
Колье «Снежинки»
4
1
3
4.2
Шкатулка
4
1
3
4.3
Колье «Снежная королева»
4
1
3
4.4
Комплект «Галина»
4
1
3
4.5
Жгут «Русская спираль»
4
1
3
4.6
Брелок «Дед мороз»
4
1
3
4.7
Творческая работа «Новогодняя сказка»
6
1
5
4.8
Выставка
2
-
2
РАЗДЕЛ 5. Фриволите
24
8
16
5.1
Фриволите. Основы плетения.
2
1
1
5.2
Выполнение элементов мерного кружева
2
1
1
5.3
Замкнутые мотивы
2
1
1
5.4
Анкарс. Техника плетения
2
1
1
5.5
Браслет
4
1
3
5.6
Серьги
4
1
3
5.7
Колье
4
1
3
5.8
Творческая работа «Зимнее чудо»
4
1
3
РАЗДЕЛ 6. Ткачество
20
6
14
6.1
Ткачество и гобелен
2
2
-
6.2
Тканые украшения с применением бисера.
Технология изготовления
4
1
3
6.3
Кулон «Фантазия»
4
1
3
6.4
Кулон «Священный цветок лотоса»
4
1
3
6.5
Творческая работа «Кулон Творческий»
6
1
5
РАЗДЕЛ 7. Вышивка
24
8
16
7.1
Основные швы вышивки бисером
2
1
1
7.2
Серьги «Фламенко»
4
1
3
7.3
Основные швы вышивки стеклярусом
2
1
1
7.4
Прикрепление блесток
2
1
1
7.5
Колье «Дангина»
4
1
3
7.6
Творческая работа «Панно» 4часа
6
1
5
7.7
Экскурсия
2
2
-
7.8
Выставка
2
-
2
РАЗДЕЛ 8. Сувенирная мастерская
28
7
21
8.1
Пасхальное яйцо
6
1
5
8.2
Брелок «Ёжик»
4
1
3
8.3
Цветы из бисера «Нарцисс»
4
1
3
8.4
Брелок «Сфера»
4
1
3
8.5
Сувенир «Павлин»
4
1
3
8.6
Подвеска «Черепаха»
4
1
3
8.7
Брелок «Цыпленок» / «Попугай»
2
1
1
РАЗДЕЛ
9.
Контрольный
творческий
проект
22
7
15
9.1
Поисковый этап
2
1
1
9.2
Конструкторский этап
2
1
1
9.3
Создание эскиза украшения
2
1
1
9.4
Разработка схемы
2
1
1
9.5
Экономическая оценка
2
1
1
9.6
Технический этап
2
1
1
9.7
Выполнение изделия
6
1
5
9.8
Защита проекта
2
-
2
9.9
Выставка
2
-
2
Итого
216
66
150
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
(ТЕСТЫ)
Ответы по теме «ткачество»:
№ Ответ
№ Ответ
№ ответ
1
1
6
4
11
4
2
2
7
2
12
3
3
1
8
4,2,5,1,3
13
1
4
1
9
1
14
3
5
1,2,4
10
3
15
2
Ответы по теме «фриволите»:
№ Ответ
№ Ответ
№ ответ
1
1,2,5
6
2
11
1
2
1,3
7
3
12
3
3
1-а, 2-г, 3-в, 4-б
8
4
13
2
4
5, 2, 3, 1, 4
9
1
14
1
5
1-в, 2-б, 3-а.
10
1-г, 2-б, 3-в, 4-а.
15
2
Ответы по теме «макраме»:
№ Ответ
№ Ответ
№ ответ
1
1
6
2
11
2, 3, 5
2
2,3
7
2
12
1
3
3-а, 1-б, 2-в
8
3
13
3
4
1
9
3-а, 1-б, 2-в
14
2
5
1
10
4
15
1
Ответы по теме «вышивка»:
№ Ответ
№ Ответ
№ ответ
1
2
6
1
11
1, 4, 5, 6
2
2, 3, 5
7
2
12
3
3
2
8
5
13
2
4
1
9
6
14
1
5
3
10
2а, 1в, 3г, 4б
15
1
Тест по разделу «Ткачество»
1.
Гобелен – это:
1.
о д и н
и з
в и д о в декоративно-прикладного
искусства,
с т е н н о й
односторонний
безворсовый
ковёр
с
сюжетной
или орнаментальной
композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.
2.
разновидность ручного кружева, сплетенного при помощи специальных
челноков или иглы с тупым концом
3.
тяжелое
кружево,
получаемое
связыванием
в
узлы
различными
способами ряда нитей, закрепленных под прямыми углами к ведущей нити
2.
Первоначальное название старинного гладкого сюжетного ковра:
1) гобелен 2) шпалера 3) ковёр
3
Последовательность
технологических
операций
при
изготовлении
гобелена:
1) разработка эскиза, натяжение нитей основы, установка ремизок, крепление
эскиза, ткачество по эскизу, отпаривание и отделка
2) разработка эскиза, ткачество по эскизу, крепление эскиза, натяжение нитей
основы, установка ремизок, отпаривание и отделка
3) натяжение нитей основы, разработка эскиза, крепление эскиза, установка
ремизок, ткачество по эскизу, отпаривание и отделка
4
Эскиз гобелена выполняется:
1) в масштабе 1:1
2) в масштабе 1:2
5
Для ткачества гобелена необходимы оборудование и инструменты:
1) челнок
2) рама
3) швейная машина
4) ножницы
6
На рисунке показан прием ткачества гобелена:
1)
обвивка
2)
ткачество с просветами на прямую нитку
3)
ткачество с просветами на косую нитку
4)
полотняное переплетение
7
На рисунке показан прием ткачества гобелена:
1)
полотняное переплетение
2)
ткачество с просветами на прямую нитку
3)
ткачество с просветами на косую нитку
4)
обвивка
8
Последовательность технологических операций при изготовлении тканых
украшений из ниток с применением бисера:
1)
Начинаем ткать
2)
Натягиваем основу
3)
Завершаем работу шнуром или снизкой из бусин
4)
Делаем петлю, крепим булавкой
5)
Крепим бисер и бусины по эскизу
9
Украшения из ниток с применением бисера начинают ткать:
- сверху вниз, продевая уточную нить между нитями основы
- снизу вверх обвивая каждую нить
1
0
На рисунке показан прием ткачества гобелена:
1)
полотняное переплетение
2)
ткачество с просветами на прямую нитку
3)
ткачество с просветами на косую нитку
4)
обвивка
11
На рисунке показан прием ткачества гобелена:
1)полотняное переплетение
2)ткачество с просветами на прямую нитку
3)ткачество с просветами на косую нитку
4) обвивка
1
2
Какое действие изображено на рисунке:
1)
Натяжение основы
2)
Завершение работы шнуром (снизкой из бусин)
3)
Крепление бусинки подвески
1
3
По эскизу булавки сверху располагаются:
1)
в середине клеточки
2)
на линии
1
4
Какое действие изображено на рисунке:
1)
Завершение работы шнуром (снизкой из бусин)
2)
Крепление бусинки подвески
3)
Натяжение основы
1
5
На рисунке показан элемент выполнения ткачества:
1)
Натяжение основы
2)
Завершение работы шнуром (снизкой из бусин)
3)
Крепление бусинки подвески
Тест по разделу «Фриволите»
1
Фриволите выполняется при помощи:
1) иглы
2) челнока
3) коклюшек
4) спиц
5) крючка
2
Назови
характерные
отличительные
черты
техники
«анкарс»
от
фриволите:
1.
для плетения кружевной основы используются очень тонкие нити
2.
выполняется при помощи иглы или челнока
3.
украшение дополняют бисером и бусинами
3
Установите
соответствие
названий
и
условных
обозначений
на
схеме
фриволите:
А) пико
Б) дуга
В) кольцо
Г) сцепка
4
По схеме установите последовательность изготовления фрагмента кружева
фриволите:
1,3-К (4п4п4п4)
2-К (4п4п4п4п4п4)
4-Д (4п4п4)
1) сплести дугу 4-д
2) сплести кольцо 2-к, выполнив сцепку с кольцом 1-к
3) сплести кольцо 3-к, выполнив сцепку с кольцом 2-к
4) повторить в той же последовательности
5) сплести кольцо 1-к
5
Установите
соответствие
между
названиями
и
обозначениями,
применяемыми в схемах кружева фриволите:
1) К
А) пико
2) Д
Б) дуга
3) П
В) кольцо
6
На рисунке показан элемент выполнения кружева фриволите:
1) дуга
2) кольцо
3) пико
4) сцепка
7
На рисунке показан элемент выполнения кружева фриволите:
1) дуга
2) кольцо
3) пико
4) сцепка
8
На рисунке показан элемент выполнения кружева фриволите:
1) дуга
2) кольцо
3) пико
4) сцепка
9
На рисунке показан элемент выполнения кружева фриволите:
1) дуга
2) кольцо
3) пико
4) сцепка
1
0
Установите соответствие элементов узла фриволите:
А) вторая половина узла
Б) ведущая нитка
В) первая половина узла
Г) рабочая нитка
11
АНКАРС – это:
1.
техника
оттеночной
декорировки
основы,
выполненной
в
процессе
ручного челночного плетения или после его завершения
2.
кружево плетеное крючком и декорированное бисером
3.
техника
оттеночной
декорировки
основы,
выполненной
в
процессе
ручного плетения на коклюшках или после его завершения
1
2
Инструмент, изображённый на рисунке называется:
1) бобина
2) катушка
3) челнок
4) тюрюк
1
3
На каком рисунке показан фрагмент изделия, выполненного в технике
фриволите:
1.
2.
1
4
Фриволите – это:
1.
разновидность ручного кружева, сплетенного при помощи специальных
челноков или иглы с тупым концом
2.
получаемое связыванием в узлы различными способами ряда нитей,
закрепленных под прямыми углами к ведущей нити
3.
кружево,
выполненное
иглой
на
листе
бумаги
или
пергамента,
на
котором нанесен узор.
1
5
Английское распространенное название кружева Фриволите:
1.
«очи» (occhi)
2.
«таттинг» (tatting)
3.
«мекук» (mekouk)
Тест по разделу «Макраме»
1
Макраме - это:
1.
тяжелое
кружево,
получаемое
связыванием
в
узлы
различными
способами ряда нитей, закрепленных под прямыми углами к ведущей нити
2.
кружево с круглыми узорами и вырабатываются с помощью челнока
3.
кружево,
выполненное
иглой
на
листе
бумаги
или
пергамента,
на
котором нанесен узор
4.
кружево плетеное из нескольких нитей, намотанных на бобинах, причем
нити скручиваются вместе на подушке, на которой закреплен рисунок и в
которую временно воткнуты булавки, чтобы облегчить плетение кружева
2
Основные узлы, выполняемые в технике макраме, называются:
1) петля с накидом
2) фриволите
3) двойной плоский
4) полотняный
3
Установите соответствие названий и рисунков:
А) односторонняя петля
Б) двусторонняя петля
В) двойная двусторонняя петля
1.
2.
3.
4
Нить основа – это:
1.
нить, на которой завязан узел
2.
нить, которая образует узел
5
Какое действие изображено на рисунке:
1.
способы крепления нитей
2.
способы плетения плоского узла
3.
варианты плетения простых цепочек
6
Укажите «Плоский узел» макраме:
1.
2.
3.
7
На рисунке показан элемент выполнения кружева макраме:
1) плоский узел
2) ягодка
3) репсовый узел
4) узел удачи
8
На рисунке показан элемент выполнения кружева макраме:
1) плоский узел
2) ягодка
3) репсовый узел
4) пико
9
Установите соответствие названий и рисунков:
А) вертикальные бриды
Б) горизонтальные бриды
В) диагональные бриды
1.
2.
3.
1
0
На рисунке показан элемент выполнения кружева макраме:
1) плоский узел
2) ягодка
3) репсовый узел
4) пико
11
Инструменты необходимые для плетения макраме:
1) иглы
2) подушечка для закрепления нитей
3) булавки
4) спицы
5) ножницы
1
2
Какой длины должны быть рабочие нити:
1.
в 2-5 раз длиннее готового изделия
2.
в 2-5 раз короче готового изделия
3.
такой же длины что и нити основы
1
3
На каком рисунке показан фрагмент изделия, выполненного в технике
макраме:
1.
2.
3.
1
4
Назовите самый простой вид плетения:
1.
цепочка из односторонних петель
2.
плетение косички
3.
цепочка из плоских узлов
1
5
С чего начинается плетение в технике макраме:
1.
с подготовки нитей
2.
с плетения узлов
Тест по разделу «Вышивка»
1
Вышивка - это:
1.
вид
декоративно-прикладного
искусства,
получаемое
связыванием
в
узлы
различными способами ряда нитей
2.
вид декоративно-прикладного искусства, искусство украшать самыми разными
узорами и материалами, всевозможные ткани от самых грубых и плотных, до
тончайших материй.
3.
ткань, выполненная иглой на листе бумаги или пергамента, на котором нанесен
узор
2
Основные швы, выполняемые в вышивке, называются:
1)
петля с накидом
2)
вперед иголку
3)
стебельчатый
4)
полотняный
5)
монастырский
3
Как называется нашивание отдельных жемчужин или бусин:
1)
шов вприкреп
2)
саженье
4
Первоначально вышивкой украшали:
1) праздничный наряд 2) предметы интерьера
5
Последовательность технологических операций при вышивке:
1) разработка эскиза, подбор материала, отпаривание и отделка, перенос эскиза
на ткань, вышивка по эскизу
2) отпаривание и отделка, подбор материала, разработка эскиза, перенос эскиза
на ткань, вышивка по эскизу
3) разработка эскиза, подбор материала, перенос эскиза на ткань, вышивка по
эскизу, отпаривание и отделка
6
Эскиз вышивки выполняется:
1) в масштабе 1:1
2) в масштабе 1:2
7
Предшественник бисера на Руси:
1)
бусина
2)
жемчуг
3)
коралл
8
На рисунке показан шов:
1)
вперед иголку
2)
стебельчатый
3)
монастырский
4)
назад иголку
5)
арочный
6)
вприкреп
9
На рисунке показан шов:
1)
вперед иголку
2)
стебельчатый
3)
монастырский
4)
назад иголку
5)
арочный
6)
Вприкреп
1
0
Установите соответствие названий и рисунков:
1.
2.
3
4.
11
Инструменты необходимые для вышивки бисером:
1) иглы
2) подушечка для закрепления нитей
3) булавки
4) пяльца
5) ножницы
6) канва
1
2
С какой стороны необходимо закреплять нить с узелком:
1)
с лицевой
2)
с изнаночной
3)
с лицевой, в месте, которое будет закрыто бусинами
1
3
На каком рисунке показан фрагмент изделия, выполненного в технике
вышивки:
1.
2.
3.
1
4
Образец французской вышивки, сохранившийся с XVIII века:
стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме
кимоно в натуральную величину Такако Сако
кухня из бисера американки Лизы Лу
1
5
Что изображено на рисунке:
1)
способы прикрепления одной блестки
2)
вышивка бисером
3)
вышивка пайетками
4)
способы крепления бусины
А) стебельчатый шов
В) арочный
Б) вперед иголку
Г) счетный